Автор: Медведева Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка сценарий семинара - практикума для воспитателей
Тема: "ИЗУЧАЕМ ФГОС ДО: ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум
«ИЗУЧАЕМ ФГОС ДО: ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Подготовила: старший воспитатель Медведева Е.В.
Цель семинара – практикума: формирование у педагогов знаний, умений и
навыков
в
построении
ППРОС
в
возрастных
группах
в
соответствии
с
требованиями ФГОС ДО.
Материалы и оборудование: содержание психолого-педагогической работы
по
каждой
возрастной
группе,
комплексно-тематическое
планирование
работы по каждой возрастной группе, список литературы для чтения детям по
каждой
возрастной
группе,
проектор,
презентация
«Предметно-
пространственная развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС
ДО»
Ход семинара – практикума.
Теоретическая часть.
Ст. воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами
вспомним
требования
ФГОС
ДО
к
развивающей
среде,
рассмотрим
психолого – педагогическое содержание работы по возрастным группам и
попробуем
практически
разработать
предметно-пространственную
среду
ваших групп на примере отдельных центров развития.
Показ
презентации «Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
соответствии с требованиями ФГОС ДО»
1 слайд:
Требования ФГОС ДО к РППС:
РППС
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
группы,
материалов,
оборудования
и
инвентаря
для
развития
детей
дошкольного
возраста,
охраны
и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков
их развития.
РППС
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности детей и взрослых
РППС должна обеспечивать:
реализацию
различных
образовательных
программ,
используемых
в
образовательном процессе Организации;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
учёт
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательный процесс.
2 слайд:
РППС группы должна быть:
содержательно насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
3 слайд:
Насыщенность
среды должна
соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
4 слайд:
Содержание центров развития в соответствии с возрастом детей:
Пример: центр «Познаю мир» (ср. гр.).
Открываем
содержание
психолого-педагогической
работы
-
О.О.
«Познавательное развитие» - «Ознакомление с предметным окружением» и
читаем задачи:
-
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд,
самолет,
теплоход)
–
содержание
центра:
альбом
с
изображением
общественного транспорта, книга загадок;
-
Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса),
из
которых
сделаны
предметы,
об
их
свойствах
и
качествах
–
содержание
центра:
альбом
с
материалами
(изображения),
дидактическая игра «Лото».
-
Формировать
элементарные
представления
об
изменении
видов
человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов
обихода – содержание центра: альбомы, картинки, игры
5 слайд:
4. «Ознакомление с социальным миром»:
-
Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком,
зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них,
правилами поведения – содержание центра: открытки, альбомы, книги
о родном городе.
-
Рассказывать
о
самых
красивых
местах
родного
города,
его
достопримечательностях
–
содержание
центра:
альбом
с
достопримечательностями.
-
Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон,
продавец,
врач
и
т.
д.);
расширять
и
обогащать
представления
о
трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда – содержание
центра: картинки, альбомы, познавательная литература, игры (лото,
разрезная картинка, пазлы).
-
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу
Родину
(пограничники,
моряки,
летчики)
–
содержание
центра:
картинки, игра, карточки, набор солдатиков.
6 слайд:
Центр «Юный художник»:
-
Обогащать
представления
детей
об
изобразительном
искусстве
(иллюстрации
к
произведениям
детской
литературы, репродукции
произведений
живописи, народное
декоративное
искусство,
скульптура малых форм и др.).
-
Формировать
и
закреплять
представления
о
форме
предметов
–
содержание центра: пособие «Дорисуй», трафарет с геометрическими
фигурами.
-
К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый,
оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как
можно
получить
эти
цвета
–
содержание
центра:
игра
«Цветовая
палитра», книга.
-
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер,
цветной мелок – все это иметь в центре.
-
Формировать умение правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по
величине
–
содержание
центра:
картинки
поэтапного
рисования
предмета
7 слайд:
Вариативность среды:
Периодическая сменяемость (комплексно-тематическое планирование).
Смена
содержания
центров
в
зависимости
от
тем
временных
промежутков.
Пример: тема «Новый год» подг. гр.
Центр «Природы»:
О.О. Познавательное развитие – ознакомление с миром природы:
-
Новогодние игрушки из природных материалов.
-
Макет: «Вокруг елки хоровод» (звери), «Дед Мороз идет по лесу с
мешком подарков»
-
Картинки «Дети катаются на коньках вокруг елки», «Ель в снегу», «Дед
Мороз в лесу», «Изображение Санта Клауса»
-
Эксперимент (действующий) – заснеженная ветка (из соли).
8 слайд:
Пример: центр «Математики»:
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание.
Содержание центра:
Математические
задачки
новогодней
тематики
на
сложение
и
вычитание (предметные картинки, цифры, знаки +, -, =, <, >)
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах
10.
Познакомить
со
счетом
в
пределах
20
без
операций
над
числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Содержание центра:
Предметные картинки в пределах 10, цифры в пределах 20
Состав числа в пределах 10 (числа и предметные картинки новогодней
тематики)
-
Формировать
у
детей
первоначальные
измерительные
умения.
Учить
измерять длину, ширину, высоту предметов.
Содержание центра:
Различные линейки, полоски в клетку.
- Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная
доска,
страница
тетради,
книги
и
т.
д.);
располагать
предметы
и
их
изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
Содержание центра:
Тетради
(ориентировка
на
листе
бумаги
в
клетку).
Рисование
по
клеткам – образцы новогодней тематики(елка, Дед Мороз)
- Познакомить с весами.
Содержание центра:
Весы и гири
- Дать представление о многоугольнике.
Содержание центра:
Многоугольники
–
игра,
лото,
танграмы
(звезда,
пятиугольник
–
елочные игрушки геометрических форм)
9 слайд:
-
Моделировать
геометрические
фигуры;
составлять
из
нескольких
треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов —
один большой прямоугольник.
Содержание центра:
Различные танграмы
-
Дать
детям
элементарные
представления
о
времени,
Учить
определять
время по часам с точностью до 1 часа.
Содержание центра:
Часы игровые с крутящимися стрелками
Мини-музей часов
- Составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Содержание центра:
Наборы геометрических фигур разного цвета, величины (выложить
елку)
Разрезные картинки, пазлы – мелкие, новогодней тематики
- Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Содержание центра:
Игры с правилами (лото, игры с фишками и игровым полем).
Практическая часть.
Старший воспитатель дает задание воспитателям каждой возрастной группы
наполнить по теме «Весна» центры развития в соответствии с требованиями
ФГОС ДО – вариативность и насыщенность. Педагоги, путем жеребьевки
выбирают себе один из центров развития (познание, природа, математика,
изобразительное
творчество,
книги,
безопасность,
музыки
и
театра,
физической активности).
В конце практической части, каждая группа презентуют развивающую среду
того центра развития, который им достался путем жеребьевки. Все педагоги
слушают внимательно, дополняют и советуют, чем еще можно насытить
среду представленного центра развития.
Подведение итога семинара – практикума:
Воспитатели высказываются по поводу работы семинара – практикума, дают
друг
другу
советы,
пожелания.
Старший
воспитатель
желает
успехов
в
построении РПП среды групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО.