Автор: Кутейникова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Польза графических диктантов"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
«
Польза
графических
диктантов
»
Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи
и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому.
Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и
моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым,
внимательным и смелым.
Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам
общения
со
сверстниками
во
дворе
и
детском
саду.
То
научить
малыша
быть
более
внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с
помощью
графических
диктантов
и
рисования
по
клеточкам.
На
сегодняшний
день
это
невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это
способ
научить
малыша
письму,
развить
логику,
абстрактное
мышление,
усидчивость
и
кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает
координацию,
устойчивость
и
корректирует
правильность
своих
движений,
так
сказать,
«набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и
конспектов за короткий период времени.
Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором
расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры
(показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если
следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное
расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это
рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.
Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах,
н о ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно
развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не
только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических
диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью
рисования по клеточкам.
Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах:
дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток
важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится
неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами.
Объясняя
малышу
это,
можно
не
волноваться
за
его
заинтересованностью
этим,
не
так
занятием, как игрой, развивающей воображение.
Итак
–
начнём
выполнение.
В
первую
очередь
нужно
подготовиться,
а
именно
приобрести
сборник
графических
диктантов.
Обзавестись
ими
можно
не
только
в
специализированных
магазинах
детских
книг,
но
и
в
лавке
с
канцелярскими
товарами,
букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете
( например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик,
выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих
занятия,
лучше
всего
подобрать
графические
диктанты
(рисование
по
клеточкам)
с
изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и
с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите
ребёнка
и
координации
движений,
улучшите
моторику
ручек,
разовьёте
усидчивость
и
внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков
подойдут
диктанты
с
изображением
машинок,
животных,
роботов,
замков,
смешных
человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся
одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста.
Выбирайте
графические
диктанты
на
тему
интересную
вашему
ребенку.
Если
малыш
занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и
нот.
Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить
разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие
развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок
ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень
хорошо
выучил.
Расширяйте
кругозор
ребёнка
таким
способом,
пусть
он
увеличивает
и
пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять.
Главное,
это
хорошее
настроение,
увлечённость
и
позитивный
настрой
крохи
перед
выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной,
плодотворной и не напрягающей ребёнка.
После
подборки
графических
диктантов
приступайте
к
подготовке.
Помните,
что
ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё
не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми.
Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в
первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите
где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с
точностью до 100% все графические диктанты.
Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и
правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите
приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться
ориентироваться,
подготовьте
графические
диктанты
на
листе,
точь-в-точь
как
школьная
тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны
полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же
подготовьте карандаш и ластик.
Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули.
Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать
диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.
Существуют
временные
рамки
работы
с
графическими
диктантами
Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6
лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут,
минимум – 20 минут.
Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке.
Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от
держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно
считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать
занятие.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком
листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей
помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой
точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем
количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они
указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку,
не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте,
если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться,
количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в
итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите,
насколько
фигуры
малыша,
совпадают
с
заданными
элементами.
Если
малыш
ошибся,
выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и
продолжайте черчение.
Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение
ребёнка.
Далее могут идти задания на перерисовывания фигур по клеточкам.
Затем, можно заняться с ребенком прорисовыванием фигур в зеркальном
изображении.
Желаем вам и вашим детям удачи !