Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ


Автор: Барышникова Ксения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Теремок"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ.

Автор: Барышникова Ксения Николаевна

Воспитатель МБДОУ № 9 «ТЕРЕМОК»

г.Усть-Илимск, Иркутская область

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к

моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением

времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами

и правилами поведения и взаимоотношении, присваивает, т. е. делает своими,

принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения

отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания

являются появление и утверждение в личности определенного набора

нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше

отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности,

тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может

быть ограничен возрастными рамками. Он продолжает и видоизменяется всю

жизнь. Но есть азы, без которых человек не может функционировать в

человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо

осуществлять как можно раньше, что бы дать ребенку « путеводную нить» в среде

себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью

к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все

человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого

собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание

взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть

элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Показателями

нравственного развития являются появившиеся представления о морали,

нравственные мотивы поведения и отношений, нравственные чувства и как

высший результат – нравственные качества.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений в

коллективной деятельности дошкольников, нравственных поступков и культуры

поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами,

усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к

самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. Так, в игре

ребенок поставлен перед необходимостью подчинять свое личное коллективу.

Если надо, то и управлять собой – умерять свое нетерпение, быть

дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиняться

требованию игры, импульсивный – проявить выдержку, не умеющий действовать

согласованно с другими детьми – считаться с правилами игры. Подобные

действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с

удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферы ребенка.

В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы

поведения.

Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Из – за отсутствия

глубоко сформированной нравственной основы ребенок, встречаясь в жизни с

отрицательными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру.

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие в них жадность,

эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру,

придав ей положительное содержание.

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ее

взрослые. Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить

меру вмешательства в игру. Видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях:

доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ли уважение друг к другу,

вежливость, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают спорные

моменты и т. д Руководство взрослого направленно на то, чтобы дети играли

дружно, не ссорились. Полезно вводить правила, способствующие выработке у

детей умения ждать, уступать. От взрослого требуется умение деликатно влиять

на содержание игры, на ее развитие, на отношения детей, придавая этим

отношениям нравственную направленность.

Важно проследить за окончанием игры. Нельзя допускать, чтобы дети

разрушали то, что так старательно строили. Конец игры должен содержать

нравственное зерно. Пусть дети чувствуют себя созидателями, бережно

сохраняют результаты совместной деятельности.

1

В процессе игр, требующих согласованности во взаимодействии с партнерами,

ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным.

Вот несколько правил для ребенка начинающего играть:

Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобиться для

игры.

Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не забирай

игрушки.

Честно соблюдай правила игры, уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению

большинства.

Если хочешь включиться в общую игру, вежливо попроси об этом играющих.

Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные,

но и рядовые роли.

В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.

Не ссорься! Если приходиться отстаивать свои права, то делай это вежливо.

Разговаривай с друзьями вежливо, не крикливо, уважительно.

Делись игрушками, не набирай игрушек больше, чем тебе понадобиться.

Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит

маленький ребенок: не нарушай их покой.

В подвижные, шумные игры в помещении играть нельзя. Такие игры уместны на игровой

площадке, во дворе.

Не забывай после игры убрать на место все, с чем ты играл, береги игрушки, они тебе

еще пригодятся.

2



В раздел образования