Автор: Брунер Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Теремок"
Населённый пункт: город Усть - Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Песочная терапия в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Статья для родителей и педагогов.
Автор педагог-психолог Брунер Ирина Александровна
город Усть-Илимск Иркутская область
МБДОУ № 9 «Теремок»
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-
ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Вряд ли найдется хотя бы один человек, который не играл в детстве в
песочнице. Вспомните приятные чувства, когда руки погружаются в песок, он
начинает струйками сочиться сквозь пальцы, несет нечто таинственное и
загадочное. Погружая руки в песок, мы чувствуем, как нас начинает охватывать
удивительные ощущения. Ведь песок поистине уникальный материал. Он очень
приятный на ощупь и настолько податлив, что из него можно создавать
поистине любые фрагменты по своему желанию.
Самое главное, что этот процесс позволяет человеку достичь состояния
внутреннего равновесия, обрести спокойствие и получить удовлетворение.
Песочная терапия предоставляет возможность изобразить посредством песка
то, что происходит внутри человека, что его гложет. С помощью игры в песок у
человека высвобождается заблокированная энергия, активизируются скрытые
возможности самоисцеления, которые заложены в психике человека. Процесс
создания
песочных
композиций
стимулирует
человеческую
фантазию,
в
результате чего он начинает понимать самого себя. С помощью песочной
терапии становится возможным выражение переживаний, которые трудно
поддаются
формулировке
словами
и
открытие
внутренних
резервов
для
разрешения трудностей.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты-
парапсихологи
утверждают,
что
он
поглощает
негативную
психическую
энергию.
Взаимодействие
с
песком
очищает
энергетику
человека,
стабилизирует
его
эмоциональное
состояние.
Наблюдения
и
опыт
показывают,
что
игра
в
песок
позитивно
влияет
на
эмоциональное
самочувствие,
и
это
делает
его
прекрасным
средством
для
развития
и
саморазвития ребёнка.
Особую ценность представляет песочная терапия в работе с детьми с
особыми
образовательными
потребностями.
Дети
с
особенностями
в
развитии так нуждаются в понимании взрослых. То, что они не всегда могут
сказать словами, я смогу узнать, наблюдая за их игрой в песочнице. Пройдя
курс песочной терапии, можно понять и почувствовать, как можно работать с
разными
темами
и
даже
решить
какие-то
проблемы
моих
маленьких
воспитанников. Можно просто поработать, чтобы лучше узнать, понять их,
познакомится с особенностями внутреннего мира.
Цель моей работы - не менять и переделывать ребенка, не учить его
каким-то
специальным
поведенческим
навыкам,
а
дать
ему
возможность
быть самим собой.
Все игры с песком условно разделяю по трем направлениям:
- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
-
познавательные (с
их
помощью
познается
многогранность
нашего
мира);
- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика,
коррекция и развитие ребенка).
Игровые
методы
могут
применяться с целью диагностики, оказания
первичной
психологической
помощи,
в
процессе
краткосрочной
психотерапии, долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного
воздействия
(как,
например,
при
наличии
у
ребенка
эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В
других
случаях
–
в
качестве
вспомогательного
средства,
позволяющего
стимулировать
ребенка,
развить
его
сенсомоторные
навыки,
снизить
эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в
качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми
детьми,
которые
никак
не
могут
выразить
свои
переживания.
Дети
с
заниженной
самооценкой,
повышенной
тревожностью
и
застенчивостью
обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.
Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им
богатые
кинестетические
ощущения.
Агрессивные
дети
легко
выбирают
персонажей,
символизирующих
«агрессора»
и
его
«жертву».
Дети,
пережившие
психическую
травму,
находят
для
себя
такую
игру
весьма
полезной: она помогает им заново пережить событие и, возможно, избавиться
от связанных с ним переживаний.
Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с
песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических
травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и
формирования
ощущения
связи
и
контроля
над
своими
внутренними
побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, и их
выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое
функционирование
психики.
Ребенок
в
процессе
песочной
игры
имеет
возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он
освобождается
от
страхов,
и
пережитое
не
развивается
в
психическую
травму.
Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает
заблокированную
энергию
и
«активизирует
возможности
самоисцеления,
заложенные в человеческой психике».
Когда
дети
впервые
приходят
ко
мне
в
кабинет,
они
зачастую
не
понимают,
для
чего
их
сюда
привели.
Маленьких
воспитанников
может
тревожить новая обстановка и незнакомая «тетя», которая задает непонятные
вопросы. Многие дети отказываются говорить, отказываются рисовать или
играть. Но вот от игры в песочнице не отказывается почти никто. И не
удивительно! Ведь ни в детском саду, ни дома у ребенка такой игрушки
просто
нет.
Кто-то
начинает
сразу
ставить
в
песок
предложенные
миниатюрные фигурки, кто-то строит замки и дороги, а кто-то просто водит
пальчиком,
рисуя
узоры
на
песке. Ведь малышу можно изобразить свой
собственный мир из песка.
Играя таким образом, ребенок постепенно открывает свою картину
мира, строит на песке свои истории и мечты.
И тогда начинается диалог
педагога-психолога и ребенка о его жизни в семье, о друзьях, о трудностях и
радостях…
Иногда
этот
диалог
похож
на
сказки,
иногда
это
серьезный
разговор о реальных событиях, иногда в моем кабинете можно услышать
смех
и
шутки.
Ведь
в
песочнице
можно
построить
волшебные
замки,
поселить
там
любимых
сказочных
героев,
отправить
их
в
опасные
путешествия, по пути преодолевая высокие горы и переплывая вместе с ними
глубокие реки, сражаясь с чудовищами и спасая принцесс. Да что угодно
может
происходить
в
песочнице!
Все,
что
происходит
во
внутреннем
и
внешнем мире ребенка, играющего в песок.
В процессе проведения песочной психотерапии с целью профилактики
эмоционально-поведенческой сферы ребенка выделяю три стадии игры с
песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «хаоса» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно
расставляет
их
на
песочном
листе,
часто
перемешивает
их
с
песком.
Подобные
действия
отражают
наличие
тревоги,
страха,
смятения,
недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит
постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение
от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет
изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от
одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине
уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию
«борьбы»
можно
наблюдать
у
сложных
детей.
На
песок
бессознательно
переносятся
внутренние
конфликты:
агрессия,
обиды,
тревога,
недомогания,
реальные
конфликтные
взаимоотношения
и
пр.
Персонажи
в
песочнице
борются
друг
с
другом,
идет
схватка,
тяжелое
противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы,
которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На
стадии
«разрешения
конфликта»
можно
наблюдать
более
благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Зачастую я
исполняю роль
внимательного зрителя. Ведь позиция психолога – это не только руководство
процессом, но и активное присутствие.
Также необходимо придерживаться основных принципов организации
игр на песке:
1.
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям
ребёнка;
далее
сформировать инструкцию
к
играм
в
сказочной
форме.
Необходимо исключать негативную оценку действий ребёнка и его идей, важно
поощрять фантазию и творческий подход.
2.
«Оживление»
абстрактивных
символов:
фигур,
букв
и
пр.
Реализация
этого
принципа
позволяет
сформировать
и
усилить
положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность
ребёнка в происходящем.
3
. Реальное
«проживание»,
проигрывание
всевозможных
ситуаций
вместе
с
персонажами
сказочных
игр.
На
основе
этого принципа
осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
Например, оказавшись в роли «Потерявшего родителей ребенка», ребёнок не
просто
предлагает
выход
из
ситуации,
но
и
разыгрывает
её
на
песке,
используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в
правильности или ошибочности принимаемых решений.
Что нужно для игры в песок?
Прежде всего, необходима «песочница». Она может быть любой формы,
но
для
индивидуальных
занятий
предпочтение
отдается
квадратной
или
круглой:
эта
форма
на
подсознательном
уровне
улучшает
процессы
интеграции личности. Для занятия подгруппой (3-4 человека) рекомендуемый
размер «песочницы» – 50 см х70 см х 8 см. Внутренняя поверхность должна
быть окрашена в голубой или синий цвет см дно здесь символизирует воду, а
борта – небо.
Кварцевый
песок
используется
чистый,
просеянный
(можно
даже
прокалить его в духовом шкафу). Сейчас продается в магазинах специальный
песок для песочной терапии. Им заполняется меньшая часть ящика. Очень
хорошо, если в дошкольном учреждении имеется возможность использовать
два ящика – для сухого и влажного песка. Но если вы располагаете только
одним ящиком, то для увлажнения понадобится емкость с водой.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-
терапевтического подхода. Поэтому для игры с песком нужна «коллекция»
миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 см). Чем больше и
разнообразнее коллекция, тем лучше. Всё, что встречается в окружающем
мире, может занять достойное место в вашей коллекции: фигурки из «Киндер-
сюрприза», детали конструкторов, человеческие персонажи и сказочные герои,
животные, растения,
дома,
машины,
предметы
домашнего
обихода,
геометрические фигуры,
предметы-заместители
и
прочее.
Эта
коллекция
должна постоянно меняться и пополняться.
Песочница
является
прекрасным
посредником
для
установления
контакта
с
ребенком.
И
если
ребенок
еще
плохо
говорит
и
не
может
рассказать
взрослому
о
своих
переживаниях,
то
в
играх
с
песком
все
становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью
маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от
напряжения и беспокойства.
Педагоги в свою очередь получают возможность увидеть внутренний
мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие
задачи,
как развитие
коммуникативных
навыков.
Ведь
самые
первые
контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице.
На
этапе
адаптации
можно
использовать
обучающие
игры,
направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики рук. Тактильная форма ощущений является наиболее древней
для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее-холодное,
сухое-мокрое, мягкое-твёрдое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и
когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают
узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Комфортно ли нам при
движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны
с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
Эти
не сложные
упражнения
спо собствуют
с т а б и л и з а ц и и
эмоционального состояния, что в высшей степени важно в дни пребывания
ребенка в дошкольном учреждении:
«Отпечатки наших рук». Поверхность песка ровная; песок влажный.
Ребенок вместе с педагогом по очереди делают отпечатки кистей рук – то
внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок,
прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру и рассказывает о
своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуешь
ты?» Получив образец, ребёнок попробует сам рассказать о том, что чувствует.
Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать
свои ощущения.
«Отпечатки кулачков, костяшек пальцев». Можно предложить ребенку
найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик.
«Проскользить
ладонями
по
поверхности
песка» (зигзагообразные
и
круговые движения – «как машина едет», «ползет змея» и пр.). Выполнить те
же движения, поставив ладонь ребром.
«Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом
двумя руками одновременно).
«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения
мягкие «вверх-вниз» – движется вся кисть).
«Оставить
следы»
одновременно
двумя
пальцами,
пятью
пальцами
(вместе пофантазировать: чьи это следы?).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-
кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка
прислушиваться
к себе, говорить
о
своих
ощущениях,
развиваем
речь,
произвольное
внимание
и
память. Такие игры с песком стабилизируют
эмоциональное состояние.
Но
главное
– ребёнок
получает
первый
опыт
рефлексии
(самоанализа).
Играя,
он
учится
принимать
себя
и
других.
Происходит
формирование
таких
черт
личности,
как инициативность,
самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Так закладывается
основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации и
личности ребенка в целом.
Таким
образом, песок является прекрасным психопрофилактическим
средством для развития ребенка и его самореализации. Песочная терапия
помогает вылечиться, успокоиться, поднять настроение, оградить от бед,
изменить настроение и самочувствие.
Нужно заметить, что работа с ребенком – это процесс, который требует
осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в
душе взрослого, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Главное –
не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не
задавать
лишних
вопросов
и
помочь
ему
преобразовать
негативные,
травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой
личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить
их.
Подводя итоги значимости песочной терапии для детей, хочу сказать,
что
она
способствует
снижению
различных
форм
нарушения
поведения,
развитию речи, коммуникативных навыков и мелкой моторики. Песочная
терапия
дает
очень
широкие
возможности
для
искреннего
и
теплого
взаимодействия взрослого и ребенка, а значит, способствует тому, чтобы
жизнь малыша становилась более счастливой и радостной, а трудности, с
которыми он столкнулся в жизни, разрешались максимально эффективно.