Напоминание

Песочная терапия в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста.


Автор: Брунер Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Теремок"
Населённый пункт: город Усть - Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Песочная терапия в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для родителей и педагогов.

Автор педагог-психолог Брунер Ирина Александровна

город Усть-Илимск Иркутская область

МБДОУ № 9 «Теремок»

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-

ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Вряд ли найдется хотя бы один человек, который не играл в детстве в

песочнице. Вспомните приятные чувства, когда руки погружаются в песок, он

начинает струйками сочиться сквозь пальцы, несет нечто таинственное и

загадочное. Погружая руки в песок, мы чувствуем, как нас начинает охватывать

удивительные ощущения. Ведь песок поистине уникальный материал. Он очень

приятный на ощупь и настолько податлив, что из него можно создавать

поистине любые фрагменты по своему желанию.

Самое главное, что этот процесс позволяет человеку достичь состояния

внутреннего равновесия, обрести спокойствие и получить удовлетворение.

Песочная терапия предоставляет возможность изобразить посредством песка

то, что происходит внутри человека, что его гложет. С помощью игры в песок у

человека высвобождается заблокированная энергия, активизируются скрытые

возможности самоисцеления, которые заложены в психике человека. Процесс

создания

песочных

композиций

стимулирует

человеческую

фантазию,

в

результате чего он начинает понимать самого себя. С помощью песочной

терапии становится возможным выражение переживаний, которые трудно

поддаются

формулировке

словами

и

открытие

внутренних

резервов

для

разрешения трудностей.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты-

парапсихологи

утверждают,

что

он

поглощает

негативную

психическую

энергию.

Взаимодействие

с

песком

очищает

энергетику

человека,

стабилизирует

его

эмоциональное

состояние.

Наблюдения

и

опыт

показывают,

что

игра

в

песок

позитивно

влияет

на

эмоциональное

самочувствие,

и

это

делает

его

прекрасным

средством

для

развития

и

саморазвития ребёнка.

Особую ценность представляет песочная терапия в работе с детьми с

особыми

образовательными

потребностями.

Дети

с

особенностями

в

развитии так нуждаются в понимании взрослых. То, что они не всегда могут

сказать словами, я смогу узнать, наблюдая за их игрой в песочнице. Пройдя

курс песочной терапии, можно понять и почувствовать, как можно работать с

разными

темами

и

даже

решить

какие-то

проблемы

моих

маленьких

воспитанников. Можно просто поработать, чтобы лучше узнать, понять их,

познакомится с особенностями внутреннего мира.

Цель моей работы - не менять и переделывать ребенка, не учить его

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а

дать

ему

возможность

быть самим собой.

Все игры с песком условно разделяю по трем направлениям:

- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

-

познавательные (с

их

помощью

познается

многогранность

нашего

мира);

- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика,

коррекция и развитие ребенка).

Игровые

методы

могут

применяться с целью диагностики, оказания

первичной

психологической

помощи,

в

процессе

краткосрочной

психотерапии, долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

коррекционного

воздействия

(как,

например,

при

наличии

у

ребенка

эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В

других

случаях

в

качестве

вспомогательного

средства,

позволяющего

стимулировать

ребенка,

развить

его

сенсомоторные

навыки,

снизить

эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в

качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми

детьми,

которые

никак

не

могут

выразить

свои

переживания.

Дети

с

заниженной

самооценкой,

повышенной

тревожностью

и

застенчивостью

обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им

богатые

кинестетические

ощущения.

Агрессивные

дети

легко

выбирают

персонажей,

символизирующих

«агрессора»

и

его

«жертву».

Дети,

пережившие

психическую

травму,

находят

для

себя

такую

игру

весьма

полезной: она помогает им заново пережить событие и, возможно, избавиться

от связанных с ним переживаний.

Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с

песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических

травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и

формирования

ощущения

связи

и

контроля

над

своими

внутренними

побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, и их

выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое

функционирование

психики.

Ребенок

в

процессе

песочной

игры

имеет

возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он

освобождается

от

страхов,

и

пережитое

не

развивается

в

психическую

травму.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает

заблокированную

энергию

и

«активизирует

возможности

самоисцеления,

заложенные в человеческой психике».

Когда

дети

впервые

приходят

ко

мне

в

кабинет,

они

зачастую

не

понимают,

для

чего

их

сюда

привели.

Маленьких

воспитанников

может

тревожить новая обстановка и незнакомая «тетя», которая задает непонятные

вопросы. Многие дети отказываются говорить, отказываются рисовать или

играть. Но вот от игры в песочнице не отказывается почти никто. И не

удивительно! Ведь ни в детском саду, ни дома у ребенка такой игрушки

просто

нет.

Кто-то

начинает

сразу

ставить

в

песок

предложенные

миниатюрные фигурки, кто-то строит замки и дороги, а кто-то просто водит

пальчиком,

рисуя

узоры

на

песке. Ведь малышу можно изобразить свой

собственный мир из песка.

Играя таким образом, ребенок постепенно открывает свою картину

мира, строит на песке свои истории и мечты.

И тогда начинается диалог

педагога-психолога и ребенка о его жизни в семье, о друзьях, о трудностях и

радостях…

Иногда

этот

диалог

похож

на

сказки,

иногда

это

серьезный

разговор о реальных событиях, иногда в моем кабинете можно услышать

смех

и

шутки.

Ведь

в

песочнице

можно

построить

волшебные

замки,

поселить

там

любимых

сказочных

героев,

отправить

их

в

опасные

путешествия, по пути преодолевая высокие горы и переплывая вместе с ними

глубокие реки, сражаясь с чудовищами и спасая принцесс. Да что угодно

может

происходить

в

песочнице!

Все,

что

происходит

во

внутреннем

и

внешнем мире ребенка, играющего в песок.

В процессе проведения песочной психотерапии с целью профилактики

эмоционально-поведенческой сферы ребенка выделяю три стадии игры с

песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «хаоса» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно

расставляет

их

на

песочном

листе,

часто

перемешивает

их

с

песком.

Подобные

действия

отражают

наличие

тревоги,

страха,

смятения,

недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит

постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение

от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет

изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от

одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине

уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию

«борьбы»

можно

наблюдать

у

сложных

детей.

На

песок

бессознательно

переносятся

внутренние

конфликты:

агрессия,

обиды,

тревога,

недомогания,

реальные

конфликтные

взаимоотношения

и

пр.

Персонажи

в

песочнице

борются

друг

с

другом,

идет

схватка,

тяжелое

противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы,

которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На

стадии

«разрешения

конфликта»

можно

наблюдать

более

благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Зачастую я

исполняю роль

внимательного зрителя. Ведь позиция психолога – это не только руководство

процессом, но и активное присутствие.

Также необходимо придерживаться основных принципов организации

игр на песке:

1.

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок

чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям

ребёнка;

далее

сформировать инструкцию

к

играм

в

сказочной

форме.

Необходимо исключать негативную оценку действий ребёнка и его идей, важно

поощрять фантазию и творческий подход.

2.

«Оживление»

абстрактивных

символов:

фигур,

букв

и

пр.

Реализация

этого

принципа

позволяет

сформировать

и

усилить

положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность

ребёнка в происходящем.

3

. Реальное

«проживание»,

проигрывание

всевозможных

ситуаций

вместе

с

персонажами

сказочных

игр.

На

основе

этого принципа

осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Например, оказавшись в роли «Потерявшего родителей ребенка», ребёнок не

просто

предлагает

выход

из

ситуации,

но

и

разыгрывает

её

на

песке,

используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в

правильности или ошибочности принимаемых решений.

Что нужно для игры в песок?

Прежде всего, необходима «песочница». Она может быть любой формы,

но

для

индивидуальных

занятий

предпочтение

отдается

квадратной

или

круглой:

эта

форма

на

подсознательном

уровне

улучшает

процессы

интеграции личности. Для занятия подгруппой (3-4 человека) рекомендуемый

размер «песочницы» – 50 см х70 см х 8 см. Внутренняя поверхность должна

быть окрашена в голубой или синий цвет см дно здесь символизирует воду, а

борта – небо.

Кварцевый

песок

используется

чистый,

просеянный

(можно

даже

прокалить его в духовом шкафу). Сейчас продается в магазинах специальный

песок для песочной терапии. Им заполняется меньшая часть ящика. Очень

хорошо, если в дошкольном учреждении имеется возможность использовать

два ящика – для сухого и влажного песка. Но если вы располагаете только

одним ящиком, то для увлажнения понадобится емкость с водой.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-

терапевтического подхода. Поэтому для игры с песком нужна «коллекция»

миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 см). Чем больше и

разнообразнее коллекция, тем лучше. Всё, что встречается в окружающем

мире, может занять достойное место в вашей коллекции: фигурки из «Киндер-

сюрприза», детали конструкторов, человеческие персонажи и сказочные герои,

животные, растения,

дома,

машины,

предметы

домашнего

обихода,

геометрические фигуры,

предметы-заместители

и

прочее.

Эта

коллекция

должна постоянно меняться и пополняться.

Песочница

является

прекрасным

посредником

для

установления

контакта

с

ребенком.

И

если

ребенок

еще

плохо

говорит

и

не

может

рассказать

взрослому

о

своих

переживаниях,

то

в

играх

с

песком

все

становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью

маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от

напряжения и беспокойства.

Педагоги в свою очередь получают возможность увидеть внутренний

мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие

задачи,

как развитие

коммуникативных

навыков.

Ведь

самые

первые

контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице.

На

этапе

адаптации

можно

использовать

обучающие

игры,

направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и

мелкой моторики рук. Тактильная форма ощущений является наиболее древней

для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее-холодное,

сухое-мокрое, мягкое-твёрдое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас и

когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают

узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Комфортно ли нам при

движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны

с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.

Эти

не сложные

упражнения

спо собствуют

с т а б и л и з а ц и и

эмоционального состояния, что в высшей степени важно в дни пребывания

ребенка в дошкольном учреждении:

«Отпечатки наших рук». Поверхность песка ровная; песок влажный.

Ребенок вместе с педагогом по очереди делают отпечатки кистей рук – то

внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок,

прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру и рассказывает о

своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуешь

ты?» Получив образец, ребёнок попробует сам рассказать о том, что чувствует.

Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать

свои ощущения.

«Отпечатки кулачков, костяшек пальцев». Можно предложить ребенку

найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик.

«Проскользить

ладонями

по

поверхности

песка» (зигзагообразные

и

круговые движения – «как машина едет», «ползет змея» и пр.). Выполнить те

же движения, поставив ладонь ребром.

«Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом

двумя руками одновременно).

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения

мягкие «вверх-вниз» – движется вся кисть).

«Оставить

следы»

одновременно

двумя

пальцами,

пятью

пальцами

(вместе пофантазировать: чьи это следы?).

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-

кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка

прислушиваться

к себе, говорить

о

своих

ощущениях,

развиваем

речь,

произвольное

внимание

и

память. Такие игры с песком стабилизируют

эмоциональное состояние.

Но

главное

– ребёнок

получает

первый

опыт

рефлексии

(самоанализа).

Играя,

он

учится

принимать

себя

и

других.

Происходит

формирование

таких

черт

личности,

как инициативность,

самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре. Так закладывается

основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации и

личности ребенка в целом.

Таким

образом, песок является прекрасным психопрофилактическим

средством для развития ребенка и его самореализации. Песочная терапия

помогает вылечиться, успокоиться, поднять настроение, оградить от бед,

изменить настроение и самочувствие.

Нужно заметить, что работа с ребенком – это процесс, который требует

осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в

душе взрослого, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Главное –

не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не

задавать

лишних

вопросов

и

помочь

ему

преобразовать

негативные,

травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой

личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить

их.

Подводя итоги значимости песочной терапии для детей, хочу сказать,

что

она

способствует

снижению

различных

форм

нарушения

поведения,

развитию речи, коммуникативных навыков и мелкой моторики. Песочная

терапия

дает

очень

широкие

возможности

для

искреннего

и

теплого

взаимодействия взрослого и ребенка, а значит, способствует тому, чтобы

жизнь малыша становилась более счастливой и радостной, а трудности, с

которыми он столкнулся в жизни, разрешались максимально эффективно.



В раздел образования