Авторы: Гладких Татьяна Анатольевна, Богданова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель, старший преподаватель
Учебное заведение: д/с Родничек, Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Костанай, Республика Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о проблеме формирования логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
К вопросу о проблеме формирования логико-
математического опыта детей старшего дошкольного
возраста
Гладких Татьяна Анатольевна, воспитатель д/с Родничек
Богданова Татьяна Владимировна, старший преподаватель КГПИ
Сегодня Казахстан стремится к созданию качественного образования,
которое является залогом конкурентоспособности государства.
В настоящее время, когда происходят изменения в области научных
исследований, в системе образования на первый план
выдвинуты такие
ценности
образования
будущего
и
21
века
как
инициативность
на
приобретение новых компетенций; готовность и способность к инновациям,
сотрудничество,
креативность,
критическое
мышление,
активность
в
осуществлении социальных взаимодействий, информационная грамотность.
Воспитание всесторонне развитой личности является главной целью в
системе педагогических наук, поэтому для успешного обучения, воспитания
и развития дошкольников, важно формировать у детей принципиально новые
знания,
которые
нельзя
получить
непосредственно
из
окружающей
действительности. В связи с чем, для детей дошкольного возраста создаются
специально
организованные
условия
с
целью
формирования
у
них
элементарных математических представлений, являющихся фундаментом для
математического
опыты
личности.
Так,
математический
опыт
является
определяющим,
поскольку
оно
представляет
собой
целенаправленный
и
непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств
математического
мышления
(гибкости,
системности,
критичности,
логичности, вариативности, рациональности), за счет чего вырабатываются
не
только
навыки
поисково-исследовательской
деятельности
к
решению
различного
рода
проблем,
но
и
способствуют
развитию
познавательного
интереса личности ребенка, всех высших психических функций.
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование
умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной
деятельности к логической, от практического мышления – к творческому.
Именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование первых
форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения, что является
благоприятным
условиям
развития
личности
в
целом
и
профилактики
дальнейших проблем в учебной деятельности.
Становление
логико-математического
опыта
ребенка
успешно
осуществляется в трех основных сферах его деятельности:
1) В повседневных видах детской деятельности.
2) В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.
3)
В
познавательно-игровой
деятельно сти
ребенка:
гд е
систематизируются,
уточняются
представления,
умения
ребенка;
расширяются области применения и преобразования полученных знаний.
Дошкольное
образовательное
учреждение
является
первой
образовательной
ступенью
и
детский
сад
выполняет
важную
функцию
подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно
будет
подготовлен
ребенок
к
школе,
во
многом
зависит
успешность
его
дальнейшего обучения.
Детские сады и подготовительные классы, учитывая интерес детей
дошкольного
возраста
к
математическим
категориям
(количество,
форма,
время, пространство), пытаются расширить знания детей в этой области. В
связи
с
этим
важно
стимулировать
способности
детей
к
продуктивному
оперированию
математическим
содержанием
за
счет
постепенного
усложнения
по
содержанию,
структуре,
методам
и
форме
работы
дидактических
игр,
направленных
на
формирование
элементарных
математических представлений.
Основной
формой
работы
с
дошкольниками
и
ведущим
видом
их
деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и
не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток
представлений,
понятий.
Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости и любознательности ”.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в
развитии
познавательных
способностей
дошкольника.
Такой
игрой
и
являются дидактическая игра. Главная особенность дидактической игры в
том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из
познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий,
игровых действий и организационных отношений.
Она направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в
тоже
время
в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
игровой деятельности.
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей
дошкольного
возраста,
формой
обучения,
самостоятельной
игровой
деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка,
что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П.
Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина,
А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).
Широкое
использование
дидактических
игр
в
дошкольном
образовательном
учреждении
объясняется
тем,
что
они
наиболее
соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в
форме
игры
основано
на
стремлении
ребенка
входить
в
воображаемую
ситуацию и действовать по ее законам.
Включение дидактических игр в педагогический процесс дошкольного
образовательного учреждения обусловлено их особенностями, в них ярко
проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса
усвоения
детьми
представлений
и
знаний.
В
дидактических
играх,
как
указывают З.М. Богуславская,Е.И. Удальцова,В.Н. Аванесова другие, ребёнок
без
нажима,
той
тренировки
учится
наблюдать,
выделять
особенности
различных предметов.
С
помощью
дидактических
игр
решаются
учебные
задачи
по
формированию
навыков
умственной
деятельности
детей,
умений
использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры
дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают
просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В
дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также
обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные
процессы
и
способности,
они
усваивают
общественно
выработанные
средства и способы умственной деятельности.
Дидактические
игры
позволяют
детям
в
живой,
непосредственной
форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о
свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное
положение),
развивать
умение
выделять
сходство
и
различие
между
предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем
больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать
глазомер,
координацию
движений
рук
и
глаз,
мелкую
моторику;
совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и
непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей
напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная
и
развивающая
ценность
обучения
в
форме
дидактической игры заключается в содержании и направленности его на
решение
задач
нравственного
воспитания
-
воспитание
положительного
отношения
детей
к
явлениям
окружающей
жизни,
к
т р уд у,
взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В
игре
формируются
нравственные
привычки
детей,
создается
возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности
при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Все
это
позволяет
говорить
о
том,
что
дидактические
игры
предоставляют
большие
возможности
для
умственного,
эстетического
и
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: А.К.
Бондаренко,
А.И.
Сорокина,
Л.В.
Артемова,
З.М.
Богуславская,
Е.И.
Удальцова
и
др.)
позволяет
выделить
сложившуюся
тенденцию
деления
дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно
- печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача
решается в мыслительном плане).
Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на
три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно - печатные;
- словесные игры.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов
природы(листья,
шишки,
семена,
камешки
и
т.д.).
Предметные
игры
рекомендуется
использовать
с
целью
уточнения
и
конкретизации
знаний
детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат
детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных
игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей
ветки детки» и т.д.
Настольно-печатные
игры.
Это
игры
типа
лото,
домино,
разрезных
картинок
(«Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры
дают
возможность систематизировать знания детей о растениях, животных,
явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического
мышления
дошкольников,
развивают
способность
быстро,
мобильно
использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Словесные
игры.
Это
игры,
не
требующие
никакого
наглядного
материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже
имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных
игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто
прыгает?», «Когда это бывает?»,«Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто
живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления,
обобщения,
систематизации
имеющихся
у
детей
представлений
о
мире
природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти,
сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
Данный
вид
игр
не
требует
специальных
условий,
его
можно
организовывать как в помещении, так и на прогулке.
Кроме
того,
каждая
группа
дидактических
игр
имеет
ещё
более
дробную
иерархичность.
Например,
А.И.
Сорокина
выделяет
следующие
виды дидактических игр:
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Играя
в
такие
дидактические
игры
как
"Какой
цифры
не
стало?",
"Сколько?",
"Путаница?",
"Исправь
ошибку",
"Убираем
цифры",
"Назови
соседей",
дети
учатся
свободно
оперировать
числами
в
пределах
10
и
сопровождать словами свои действия.
Игры – путешествие во времени служит для знакомства детей с днями
недели. Например такие как : « Кто работает рано утром?», « Путешествие по
комнате», « Найди игрушку», «Художники» , « Расскажи про свой узор».
Для
закрепления
знаний
о
форме
геометрических
фигур
детям
предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,
квадрата.
«Какой
формы
?»,
«Мозаика»,
«Почини
коврик»,
«Назови
геометрическую фигуру», « Чудесный мешочек» , «Найди такой же» , «Кто
больше увидит? » «Посмотри вокруг » , «Найди свой домик », «Величина» и
т. д.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления.
В
дошкольном
возрасте
у
детей
начинают
формироваться
элементы
логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,
которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они
оказывают
действие
на
воображение
и
способствуют
развитию
нестандартного
мышления
у
детей.
Это
такие
игры
как
"Найди
нестандартную
фигуру,
чем
отличаются?",
«Чудо-зоопарк»,
«
Выбери
верное», «Что сначала, что потом?», «Что сначала, что потом?», «Правильно
ли я говорю?», и другие. Они направлены на тренировку мышления при
выполнении действий.
Дидактические
игры
чрезвычайно
многообразны
и
вовсе
не
исчерпываются
предложенными
вариантами.
Существует
большое
разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, главное,
чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от
простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных
игр
в
образовательную
деятельность,
поможет
ему
более
рационально
использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно
создавать
авторские
оригинальные
дидактические
игры,
тем
самым
способствуют
развитию
логического
мышления
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Таким
образом,
используемые
дидактические
и
развивающие
игры
включенные
в
учебно-образовательный
процесс,
спо собствуют
формированию логико-математического опыта и умственной деятельности
детей старшего дошкольного возраста.