Напоминание

К вопросу о проблеме формирования логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Гладких Татьяна Анатольевна, Богданова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель, старший преподаватель
Учебное заведение: д/с Родничек, Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Костанай, Республика Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о проблеме формирования логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




К вопросу о проблеме формирования логико-

математического опыта детей старшего дошкольного

возраста

Гладких Татьяна Анатольевна, воспитатель д/с Родничек

Богданова Татьяна Владимировна, старший преподаватель КГПИ

Сегодня Казахстан стремится к созданию качественного образования,

которое является залогом конкурентоспособности государства.

В настоящее время, когда происходят изменения в области научных

исследований, в системе образования на первый план

выдвинуты такие

ценности

образования

будущего

и

21

века

как

инициативность

на

приобретение новых компетенций; готовность и способность к инновациям,

сотрудничество,

креативность,

критическое

мышление,

активность

в

осуществлении социальных взаимодействий, информационная грамотность.

Воспитание всесторонне развитой личности является главной целью в

системе педагогических наук, поэтому для успешного обучения, воспитания

и развития дошкольников, важно формировать у детей принципиально новые

знания,

которые

нельзя

получить

непосредственно

из

окружающей

действительности. В связи с чем, для детей дошкольного возраста создаются

специально

организованные

условия

с

целью

формирования

у

них

элементарных математических представлений, являющихся фундаментом для

математического

опыты

личности.

Так,

математический

опыт

является

определяющим,

поскольку

оно

представляет

собой

целенаправленный

и

непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств

математического

мышления

(гибкости,

системности,

критичности,

логичности, вариативности, рациональности), за счет чего вырабатываются

не

только

навыки

поисково-исследовательской

деятельности

к

решению

различного

рода

проблем,

но

и

способствуют

развитию

познавательного

интереса личности ребенка, всех высших психических функций.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование

умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной

деятельности к логической, от практического мышления – к творческому.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование первых

форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения, что является

благоприятным

условиям

развития

личности

в

целом

и

профилактики

дальнейших проблем в учебной деятельности.

Становление

логико-математического

опыта

ребенка

успешно

осуществляется в трех основных сферах его деятельности:

1) В повседневных видах детской деятельности.

2) В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.

3)

В

познавательно-игровой

деятельно сти

ребенка:

гд е

систематизируются,

уточняются

представления,

умения

ребенка;

расширяются области применения и преобразования полученных знаний.

Дошкольное

образовательное

учреждение

является

первой

образовательной

ступенью

и

детский

сад

выполняет

важную

функцию

подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно

будет

подготовлен

ребенок

к

школе,

во

многом

зависит

успешность

его

дальнейшего обучения.

Детские сады и подготовительные классы, учитывая интерес детей

дошкольного

возраста

к

математическим

категориям

(количество,

форма,

время, пространство), пытаются расширить знания детей в этой области. В

связи

с

этим

важно

стимулировать

способности

детей

к

продуктивному

оперированию

математическим

содержанием

за

счет

постепенного

усложнения

по

содержанию,

структуре,

методам

и

форме

работы

дидактических

игр,

направленных

на

формирование

элементарных

математических представлений.

Основной

формой

работы

с

дошкольниками

и

ведущим

видом

их

деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и

не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток

представлений,

понятий.

Игра

-

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости и любознательности ”.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в

развитии

познавательных

способностей

дошкольника.

Такой

игрой

и

являются дидактическая игра. Главная особенность дидактической игры в

том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из

познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий,

игровых действий и организационных отношений.

Она направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в

тоже

время

в

них

проявляется

воспитательное

и

развивающее

влияние

игровой деятельности.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей

дошкольного

возраста,

формой

обучения,

самостоятельной

игровой

деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка,

что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П.

Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина,

А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

Широкое

использование

дидактических

игр

в

дошкольном

образовательном

учреждении

объясняется

тем,

что

они

наиболее

соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в

форме

игры

основано

на

стремлении

ребенка

входить

в

воображаемую

ситуацию и действовать по ее законам.

Включение дидактических игр в педагогический процесс дошкольного

образовательного учреждения обусловлено их особенностями, в них ярко

проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса

усвоения

детьми

представлений

и

знаний.

В

дидактических

играх,

как

указывают З.М. Богуславская,Е.И. Удальцова,В.Н. Аванесова другие, ребёнок

без

нажима,

той

тренировки

учится

наблюдать,

выделять

особенности

различных предметов.

С

помощью

дидактических

игр

решаются

учебные

задачи

по

формированию

навыков

умственной

деятельности

детей,

умений

использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры

дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают

просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В

дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также

обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные

процессы

и

способности,

они

усваивают

общественно

выработанные

средства и способы умственной деятельности.

Дидактические

игры

позволяют

детям

в

живой,

непосредственной

форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о

свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное

положение),

развивать

умение

выделять

сходство

и

различие

между

предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем

больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать

глазомер,

координацию

движений

рук

и

глаз,

мелкую

моторику;

совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и

непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей

напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Воспитательная

и

развивающая

ценность

обучения

в

форме

дидактической игры заключается в содержании и направленности его на

решение

задач

нравственного

воспитания

-

воспитание

положительного

отношения

детей

к

явлениям

окружающей

жизни,

к

т р уд у,

взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.

В

игре

формируются

нравственные

привычки

детей,

создается

возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности

при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Все

это

позволяет

говорить

о

том,

что

дидактические

игры

предоставляют

большие

возможности

для

умственного,

эстетического

и

нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: А.К.

Бондаренко,

А.И.

Сорокина,

Л.В.

Артемова,

З.М.

Богуславская,

Е.И.

Удальцова

и

др.)

позволяет

выделить

сложившуюся

тенденцию

деления

дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно

- печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача

решается в мыслительном плане).

Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на

три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно - печатные;

- словесные игры.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов

природы(листья,

шишки,

семена,

камешки

и

т.д.).

Предметные

игры

рекомендуется

использовать

с

целью

уточнения

и

конкретизации

знаний

детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат

детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных

игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей

ветки детки» и т.д.

Настольно-печатные

игры.

Это

игры

типа

лото,

домино,

разрезных

картинок

(«Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры

дают

возможность систематизировать знания детей о растениях, животных,

явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического

мышления

дошкольников,

развивают

способность

быстро,

мобильно

использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Словесные

игры.

Это

игры,

не

требующие

никакого

наглядного

материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже

имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных

игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто

прыгает?», «Когда это бывает?»,«Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто

живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления,

обобщения,

систематизации

имеющихся

у

детей

представлений

о

мире

природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти,

сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.

Данный

вид

игр

не

требует

специальных

условий,

его

можно

организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Кроме

того,

каждая

группа

дидактических

игр

имеет

ещё

более

дробную

иерархичность.

Например,

А.И.

Сорокина

выделяет

следующие

виды дидактических игр:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Играя

в

такие

дидактические

игры

как

"Какой

цифры

не

стало?",

"Сколько?",

"Путаница?",

"Исправь

ошибку",

"Убираем

цифры",

"Назови

соседей",

дети

учатся

свободно

оперировать

числами

в

пределах

10

и

сопровождать словами свои действия.

Игры – путешествие во времени служит для знакомства детей с днями

недели. Например такие как : « Кто работает рано утром?», « Путешествие по

комнате», « Найди игрушку», «Художники» , « Расскажи про свой узор».

Для

закрепления

знаний

о

форме

геометрических

фигур

детям

предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,

квадрата.

«Какой

формы

?»,

«Мозаика»,

«Почини

коврик»,

«Назови

геометрическую фигуру», « Чудесный мешочек» , «Найди такой же» , «Кто

больше увидит? » «Посмотри вокруг » , «Найди свой домик », «Величина» и

т. д.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления.

В

дошкольном

возрасте

у

детей

начинают

формироваться

элементы

логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои

умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,

которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они

оказывают

действие

на

воображение

и

способствуют

развитию

нестандартного

мышления

у

детей.

Это

такие

игры

как

"Найди

нестандартную

фигуру,

чем

отличаются?",

«Чудо-зоопарк»,

«

Выбери

верное», «Что сначала, что потом?», «Что сначала, что потом?», «Правильно

ли я говорю?», и другие. Они направлены на тренировку мышления при

выполнении действий.

Дидактические

игры

чрезвычайно

многообразны

и

вовсе

не

исчерпываются

предложенными

вариантами.

Существует

большое

разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, главное,

чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от

простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных

игр

в

образовательную

деятельность,

поможет

ему

более

рационально

использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно

создавать

авторские

оригинальные

дидактические

игры,

тем

самым

способствуют

развитию

логического

мышления

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Таким

образом,

используемые

дидактические

и

развивающие

игры

включенные

в

учебно-образовательный

процесс,

спо собствуют

формированию логико-математического опыта и умственной деятельности

детей старшего дошкольного возраста.



В раздел образования