Напоминание

Трудный ребенок. Как ему помочь?


Автор: Саулова Анастасия Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Трудный ребенок. Как ему помочь?
Раздел: среднее образование





Назад




Трудный ребенок. Как ему помочь?

г. Казань, МБОУ «Гимназия № 3»

Учитель Саулова А. В.

Воспитание «трудных» детей, на мой взгляд, является одним из ключевых момен -

тов в работе классного руководителя. Прежде всего, необходимо определить, что мы вкла-

дываем в понятие «трудный ребенок». Как правило, здесь мы имеем в виду детей, чье по -

ведение сильно отличается от общепринятых социальных норм.

Одна из самых характер-

ных особенностей «трудных» детей – это психическая незрелость, отставание от возраст -

ных норм психического (но отнюдь не физического) развития, так называемый инфанти -

лизм. Для этих детей характерно повышенная внушаемость, неумение соотносить свои

поступки с нормами поведения, слабость логического мышления

1

. Как отмечают исследо-

ватели, если раньше к трудным детям относили детей исключительно подросткового воз -

раста, то сейчас в данную категорию входят дети от 7-11 лет, а нередко и дошкольный воз-

раст. «Трудные» дети ведут себя с напускной независимостью, открыто демонстрируют

свое нежелание учиться, неуважительно относятся к учителям и одноклассникам и зача -

стую становятся изгоями в классе.

Для педагога очень важно понять причины «трудного», «неправильного» поведения

ребенка, т.к. часто корень проблемы лежит гораздо глубже, нежели плохая успеваемость

или, например, первая влюбленность. В первую очередь, необходимо искать причину в се-

мье. Очень часто подобное поведения связано с отношениями родителей и детей. Семьи

бывают разные, и отношения внутри семьи является определяющим в поведении ребенка.

Семья – это первое и самое важное место, где происходит социализация ребенка. Как пра -

вило, дети из неблагополучных семей пытаются убежать от того негатива, которого окру -

жает его дома. Они пытаются самоутвердиться в школе, если дома он является объектом

унижения. Бывают ситуации, когда в целом семья благополучная, с достатком, но по раз-

личным причинам (развод родителей, потеря одного из родителей или элементарной заня -

тости пап и мам) ребенок остается вне поля зрения своей семьи. В таких ситуациях для

родителей на первое место выходит исключительно его физическое благополучие. Ребенок

сыт, одет, здоров, а остальное все придет само. Тогда дети часто пытаются обратить на

себя внимание, подсознательно достучаться своим поведением до окружающих.

Как педагоги, мы в первую очередь, должны проводить работу не только с детьми,

но и с их родителями. Помимо родительских собраний, где очень важно поднимать подоб-

ные вопросы необходимо и индивидуальные беседы, как с учащимися, так и с их родите -

лями. Очень важно не упустить переломный момент в поведении ребенка. Большую часть

своей жизни ребенок проводит именно в школе и поэтому каждому учителю очень важно

оперативно среагировать на «неправильное» поведения детей. Необходимо избегать нака -

заний и угроз. Прежде всего, нужно установить контакт с ребенком. Показать, что ты ему

не враг, а друг. Первому протянуть руку. Конечно, с первой попытки очень сложно будет

добиться от ребенка ответной реакции, скорее всего все будет наоборот, он либо еще

больше замкнется в себе или еще более яро будет демонстрировать свое негативное отно -

шение к окружающему миру. Главное с ребенком быть искренним. Дети очень остро чув -

ствуют ложь, правда для них всегда на первом месте.. Мы должны показать таким дети,

что они нужны нам. Что не их поведение является определяющим, а их внутренние каче-

ства. Показать, что мы доверяем им, тогда постепенно и они начнут доверять и нам. Необ-

ходимо найти сильные качества ребенка и правильно их использовать, давая интересные и

трудные задания. Показать, что именно ты сможешь это сделать, именно на тебя я рассчи -

тываю, ты нужен нашему классу, от тебя зависит успех. В этой связи большое значение

для ребенка имеет возможность испытать счастье, радость от успеха. Эту идею необходи-

мо донести и до родителей. Ребенок самое главное, что у них есть и его благополучие

1



должно стоять на первом месте. Здесь школа и родители должны выступать как союзники,

т.к. у нас с родителями общая цель – это благополучие и счастье наших детей.

К сожалению, родители начинают уделять больше внимания своим детям тогда,

когда они уже переступили черту и становятся «трудными» и требуется большое количе-

ство усилии, чтобы изменить ситуацию. Они мало внимание обращают на «благополуч-

ных» детей, считая, что у них все в порядке и не предпринимают каких-либо действий для

поддержки ребенка. А ведь главное для детей, чувство того, что их любят и поддерживают

не только когда им трудно, но и когда у них все хорошо и стабильно. К сожалению, бывает

так, что некоторые учителя стараются оградить себя и класс «хороших и послушных» де -

тей от трудного ребенка, зачастую трудные дети становятся изгоями, что

еще больше

влияет на его отношения с окружающими. Мы не должны открещиваться от таких детей,

мы должны идти рядом с ними, плечом к плечу и поддерживать их. Поддержать ребенка –

значит верить в него. Если ребенок, почувствует свою значимость, он пойдет к вам на -

встречу, вместе с вами он поверит в свои силы и в свой успех.



В раздел образования