Автор: Алябьева Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с № 29"
Населённый пункт: Коркино
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Грачи"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Рассказывание по репродукции картины А. Соврасова «Грачи прилетели».
Цели: Учить детей составлять описательный рассказ по картине.
Развивать умение внимательно рассматривать картину, описывать детали пейзажной картины.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитывать эстетические чувства переживания, эмоциональный отклик на весенние проявления
природы.
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
Правильно, это весна.
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
Много поэтов описывали природу весной в своих стихотворениях. А вот художник А. Соврасовв
своей картине « Грачи прилетели» описал прилёт грачей в начале марта.
Что же интересного увидел художник ранней весной и изобразил в своей картине? ( Он увидел,
как на берёзы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются , вернувшись в свои старые
гнёзда)
Расскажите о грачах. Что они делают? ( Поправляют, ремонтируют старые гнёзда; внизу у корней
берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве)
Какие грачи?( Весёлые, шумные, проворные, счастливы, что наконец-то вернулись к себе на
родину)
Как вы думаете, почему грачи выбрали именно эти места для гнёзд?
( Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков,
белокаменная церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке снег)
Какие деревья выбрали грачи?( Грачи выбрали старую корявую берёзу. Она толстая, ветки упругие,
гнёзда надёжно укреплены. Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне
дерева.)
Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Солнце
скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака
нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Чувствуется, что снег тает под тёплыми
лучами солнца.
Ребята, а что вы можете рассказать онебе? Какое оно, весеннее небо?( Небо покрыто голубовато-
серыми тучами.Оно низкое, густое, холодное.)
Расскажите, каким вы видите снег? ( Потемневшим, рыхлым, серым, мокрым, подтаявшим,
печальным, талым)
Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется
свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, лёгкая печаль по уходящей
белоснежной зиме.)
Вам понравилась картина А. Саврасова « Грачи прилетели» ?
Кто желает по этой картине рассказать сочинить рассказ? Расскажите о солнце, о небе, о снеге и
облаках, о берёзах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно.
Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.