Автор: Карбивничий Татьяна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 "Алёнка" комбинированного вида городского округа Звенигород
Населённый пункт: город Звенигород
Наименование материала: учебный материал
Тема: Открытый просмотр детской деятельности по познавательному развитию "Экспериментирование с водой"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4«Алёнка» комбинированного вида» г. о. Звенигород.
Открытый просмотр детской деятельности
НОД по познавательному развитию с элементами
экспериментирования
«Экспериментирование с водой».
Подготовительная группа.
Подготовила и провела:
Воспитатель Карбивничий Т.Г.
г. Звенигород
«Экспериментирование с водой»
Цель:
развитие познавательной активности детей в процессе
экспериментирования с водой.
Задачи:
1.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, вес, запах,
текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Ввести в активный
словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная.
2.
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
3.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде;
чтение рассказов, сказок познавательного характера;
рассматривание иллюстраций по теме;
беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».
Оборудование:
глобус, клеёнчатые фартуки или халаты на каждого ребёнка и
взрослого, одноразовые пластиковые стаканчики на каждого ребёнка,
салфетки; пиалы с солью, сахаром, ложечки на каждого ребёнка;
тарелочки; молоко; краски или гуашь разных цветов; чеснок.
Рекомендации к проведению:
перед началом проведения опытов необходимо провести инструктаж по
технике безопасности;
дать возможность самостоятельно всем детям проводить опыты
(оказывать помощь детям по мере необходимости);
подготовить инвентарь для каждого ребёнка;
опыты проводить на нескольких столах для большего удобства.
Организационный момент:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель прячет глобус.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что у меня?
Дети отвечают.
Воспитатель: Для того, чтобы правильно ответить послушайте загадку:
Океаны и моря,
Острова, материки,
Все найдешь легко,
На этом шаре ты!
(глобус)
Дети отвечают.
Воспитатель хвалит за правильные ответы.
Воспитатель: глобус это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети отвечают.
Воспитатель хвалит за правильные ответы.
Воспитатель: голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.
Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Целые океаны, моря, реки и
озера! А кому нужна вода?
Дети отвечают (человеку, животным, растениям).
Воспитатель: правильно, без воды нет жизни на земле. Ребята! А вы знаете,
вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные
опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в ученых, и будем
проводить опыты в лаборатории. Давайте вспомним, что такое лаборатория?
Чем занимаются ученые?
(Ответы детей).
Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят
различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них
ответить. А полученные ответы обязательно записывают или
зарисовывают в журнал.
Воспитатель с детьми повторяют правила поведения в лаборатории.
Надевают халаты, фартуки. Отправляются в лабораторию. Занимают
места.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов с водой.
Опыт № 1. «Вода не имеет вкуса».
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: давайте проведём с вами первый опыт. Попробуйте воду
каждый из своего стаканчика (воспитатель делает тоже самое).
А теперь положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на
столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду.
Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в
воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в
неё добавили. Сама по себе вода никакого вкуса не имеет.
Опыт № 2. «Вода – это жидкость».
Воспитатель: возле каждого из вас стоят пустые стаканчики и стаканчики с
водой. Переливайте воду из одного стаканчика в другой. Попробуйте сделать
это несколько раз.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Воспитатель: ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
(Ответы детей).Сейчас мы это проверим.
Опыт № 3. «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя стаканчик с молоком, стаканчик с водой.
Воспитатель: какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что
она белого цвета?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите
убедиться в этом? Давайте вместе со мной проведём следующий опыт.
На столе у каждого по 2 стаканчика с водой, краски.
Воспитатель: сейчас вместе со мной, каждый из вас добавит в стаканчик с
водой краски из баночки и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила
вода свой цвет?
(Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что и какого цвета в
неё добавили.
Опыт № 4. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли
вода чем-нибудь?
(Ответы детей).
Воспитатель: перед вами в тарелочках лежит порезанный на мелкие кусочки
чеснок. Добавьте его в стаканчик с водой и размешайте. Теперь понюхайте.
Что изменилось?
(Ответы детей).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха, но она может приобрести
запах пахучих веществ.
Опыт № 5. «Имеет ли вода вес?».
Воспитатель: ребята, как вы думаете, имеет ли вода вес? Как это проверить?
(Ответы детей).
Дети сравнивают пустой стакан и стакан, наполненный водой.
Вывод: стакан с водой тяжелее пустого стакана. Вода имеет вес.
Заключительная часть:
Воспитатель: Хорошо, ребята. Молодцы! Мы с вами провели пять опытов ,
давайте вспомним какие выводы мы сделали после них? (Ответы детей)
Вода не имеет вкуса, вода не имеет запаха.
Вода - это жидкость.
Вода бесцветная.
Вода имеет вес.(Все закрепляется показом рисунков).
Воспитатель: а теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы с вами сегодня были?
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Что вы можете сказать о воде?
- А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода?
(Ответы детей).
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать?
(Ответы детей - закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы).
Давайте вспомнить пословицы и поговорки о воде.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам немного поиграть.
Дидактическая игра по познавательному развитию «Капелька».
Дидактическая игра по познавательному развитию «Капелька».
Тема: «Капелька»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может
принимать разную форму.
Ход игры:
Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки.
Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).
Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на
пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).
А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой
круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что
произойдет?
(вода будет нагреваться)
Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно
держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее
двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и
обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).
Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как
частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.
Педагог вместе с детьми делают выводы:
1.
В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая
частица движется сама по себе.
2.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень
гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно
связаны друг с другом.
Воспитатель благодарит воспитанников и вручает медаль юного ученого.
Физкультминутка
Тема: «Волшебница вода»
К речке быстро мы спустились, шаг на месте
Наклонились и умылись. (наклоны вперед)
Один, два, три, четыре.
Вот как славно освежились! (вытереть руками лицо)
А теперь поплыли дружно, (имитация плавания)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасса имитация брасса
Одной, другой.
Вышли на берег крутой (ходьба на месте)
И отправились домой!