Автор: Куликовская Екатерина Александровна
Должность: преподаватель учебной дисциплины "Психология"
Учебное заведение: Бюджетного учреждения профессионального образования ХМАО – Югры "Сургутский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Исторический обзор развития научных представлений о коммуникативных способностях в зарубежной и отечественной литературе
Раздел: среднее профессиональное
Куликовская Екатерина Александровна
педагог-психолог
Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры
«Сургутский медицинский колледж»
Тюменская область, г. Сургут.
Исторический обзор развития научных представлений о
коммуникативных способностях в зарубежной и отечественной
литературе
В настоящее время вопрос развития коммуникативных способностей
является
одним
из
важнейших,
так
как
успешность
построения
межличностных
отношений,
процесс
вхождения
человека
в
общество,
в
коллективную
деятельность,
напрямую
зависят
от
степени
развития
коммуникативных способностей [1].
Так
на
современном
этапе изучение коммуникативных способностей
является
одним
из
приоритетных
направлений.
Зарождение
проблемы
исследования коммуникативных способностей началось ещё до нашей эры.
Достаточно большой вклад на ранней стадии изучения коммуникативных
способностей внесли различные школы и философы античности.
Так в V веке до нашей эры софисты поставили в центр внимания
коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1. Рассмотрение
связи
с
другими
людьми
как
воздействием
на
этих
людей.
2. Коммуникативный
контакт
индивида
с
другими
индивидами
не
является случайным.
3. Коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением
[5].
Древнегреческий
философ
Сократ
в
своем
учении
пришел
к
философскому
осмыслению
проблемы
развития
коммуникативных
способностей.
Он
видел
в
коммуникации
могущественное
средство
самопознания
индивида.
Его
ученик
Платон
выдвинул
идею
об
интеркоммуникации [3].
Много позже именно эту идею развил Кант, полагая, что мыслить –
значит
говорить
с
самим
собой.
Экзистенциалисты
в
своем
учении
рассматривали
уже
взаимопонимание
как
сущность
коммуникации.
Представители этой концепции ставили на первое место то, что необходимо
учитывать взаимное самовыражение участников коммуникативного акта [4].
Но
наиболее
дет а льной
разработкой
проблемы
р а з в и т и я
коммуникативных
способностей
начали
заниматься
лишь
в XIX
веке.
Большую
роль
при
рассмотрении
развития
данной
проблемы
сыграли
социально-психологические теории, в рамках которых развивались основные
тезисы
понятия
коммуникативных
способностей.
На
данном
этапе
становления
ученые
попытались
соединить
вопросы
теории
и
практики
коммуникативных способностей [6].
Необходимо отметить, что именно бихевиористическая теория повлияла
на
разработку
предметной
области
общения.
Это
теории
социального
научения и социального
обмена. При этом значение имеет идея о том, что
навыки
человека
в
межличностном
общении приобретены
им
в
ходе
жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться [4].
Основная идея когнитивного подхода поведение человека зависит от того,
как он воспринимает социальное окружение. Насколько бы ни была хаотична или
противоречива
ситуация,
люди
привносят
в
нее
определенный
порядок.
Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального
мира, влияют на поведение человека. Таким образом, в центре внимания
когнитивистов
оказываются
процессы
восприятия,
интерпретации,
запоминания, формирования образов и их последующее влияние на поведение
человека. При этом поведение понимается как направленная активность;
источником активности и направленности поведения является мотивация [2].
Теория
ролевой
парадигмы
акцентирует
внимание
на
отношениях
между
людьми,
определении
правил
и
ролей
и
их
связи
с
социальным
поведением. Исследование поведения человека в социальной среде имеет
своим
предметом
смысловой,
знаковый
аспект
общения,
то
есть
символическую
природу
человеческой
деятельности.
Ключевая
детерминанта поведения роль, которая предписана человеку социальными
обстоятельствами и его социальным положением [4].
Согласно
теории символического
интеракционизма,
автором
которой
являяется Джон
Мид,
общество
следует
понимать
не
как
объективную
структуру,
но
как
постоянно
происходящее
взаимодействие
между
действующими
индивидами,
которые
встречаются
в
рамках
различных
ситуаций. То, как люди обращаются друг с другом, реагируют на других,
зависит от того, как они интерпретируют социальную ситуацию. Важнейший
фактор, задающий рамку и структуру социальной интеракции, определение
ситуации [4].
Представитель драматургического
подхода Э.
Гофман
предлагает
рассматривать не воображаемые ролевые игры, но реальное поведение людей
как актерскую игру. Исходный принцип его анализа: поступки человека, да и
сама его личность определяются ситуацией, социальной игрой, которую он
ведет вместе с другими людьми [3].
Д л я представителей
психоаналитического
направления
основной
детерминантой поведения людей являются неосознаваемые, вытесненные в
подсознание влечения. Вкладом психоанализа в развитие теории общения
можно считать исследование отношений в семье как ключевого фактора
формирования
личности. Каждый человек может представить свои ранние
отношения как темы собственной межличностной жизни, а все последующие
отношения – в виде развития и повторения этих тем [5].
Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития
теории межличностного общения имеет трансакционный
анализ Э. Берна.
Выделив в поведении каждого человека три типа состояний Я, названных им
«Родитель», «Взрослый»
и
«Ребенок»,
Берн
полагал,
что
цель
простого
трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно
за
трансакционный
стимул
и
какое состояние
человека
осуществило
трансакционную реакцию и тем самым определяет характер взаимоотношений
между людьми [4].
Так
же
проблемой
коммуникативных
способностей
занимались
отечественные ученые. Немалый научный вклад внес В.Н. Мясищев. Он
стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных
личностей,
определенным
образом
отражающих
друг
друга
и
воздействующих друг на друга.
Достаточно
полный
анализ
общения
был
осуществлен
на
основе
теоретических
позиций
Б.Ф.
Ломова
и
А.Н.
Леонтьева
о
соотношении
категорий деятельности и общения.
В работах В.В. Рыжова также было отмечено появление в психологии
нового принципа исследования общения, деятельности, вообще психических
явлений - принципа единства общения и деятельности или, по крайней мере
их глубокой взаимосвязи [2].
В.И.
Кабрин
же
в
исследованиях
коммуникативных
характеристик
определил коммуникативный подход как научно-практическое направление
синтеза
теории
и
практики
общения
с
целью
коррекции
и
активизации
психосемантических
механизмов
самореализации
личности
и
группы
на
основе системы представлений о коммуникативной природе и их духовной
жизни.
Э.А.
Голубева,
А.А.
Леонтьев,
О.Б.
Асриян,
Т.В.
Капустина,
В.М. Ларина пытаются выделить различные составляющие и компоненты
коммуникативных способностей. То есть, по их мнению, коммуникативные
способности
можно
рассматривать
как
комплексное
новообразование
в
психике [7].
Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности
в
рамках
коммуникативной
профессиональной
компетентно сти,
представленной
когнитивными,
эмоциональными
и
поведенческими
особенностями личности. Также в рамках комплексного подхода изучения
способностей
Э.А.
Голубева
выделяет
когнитивный,
эмоциональный,
самооценочный,
коммуникативно-деятельно стный
компо не нты
коммуникативных
способностей.
Эти
компоненты
тесно
связаны
между
собой, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности [7].
Когнитивный
компонент
представлен
психическими
процессами,
а
именно, познавательными функциями. Он участвует в том, чтобы индивид
замечал,
все
социальные
события,
происходящие
вокруг
него,
чтобы
в
дальнейшем интерпретировать и сохранять в своей памяти эти события. То
есть в больше мер данный компонент представлен восприятием, вниманием и
памятью.
Самооценочный
компонент
отвечает
за
умение
человека
адекватно
оценивать
свои
качества
и
качества
личности
партнера
в
процессе
коммуникации.
Деятельностный компонент связан с приобретенными ранее знаниями и
умениями
в
коммуникативной
сфере.
К
таким
умениям
можно
отнести
самостоятельность в конструировании социально одобряемых форм общения,
стремление регулировать свои эмоциональные проявления, умения проявлять
инициативу
в
общении
с
взрослыми
и
сверстниками
и
конструктивно
действовать
в
конфликтных
ситуациях.
Данный
компонент
представлен
вербальными и невербальными средствами коммуникации [7].
Эмоциональный
компонент
представлен
умением
создавать
и
поддерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навыками
саморегуляции, умением не только контролировать себя, но и реагировать на
эмоциональное состояние собеседника. Этот компонент позволяет создавать
эмоциональный фон, который благоприятно или неблагоприятно влияет на
ощущение комфортного или дискомфортного общения [7].
Таким образом, проблемой коммуникативных способностей занимались
такие ученые как Сократ, Платон, А. Леонтьев, Дж. Мид, Г.М. Андреева, Б.Г.
Ананьев,
В.В.
Рыжов.
Коммуникативные
способности
в
разное
время
рассматривали по-разному.
Во
времена
антично сти философы
видели
в
коммуникации
могущественное средство самопознания индивида.
В XVIII веке полагали, что мыслить – значит говорить с самим собой, в
настоящее время коммуникативные способности стали рассматривать как
комплексное многоуровневое личностное образование, которое обеспечивает
регуляцию и протекание общения.
На
современном
этапе
развития,
разработано
множество
концепций,
основанных
на
различных
психологических
теориях,
которые
сыграли
определяющую
роль
в
определении
понимания
развития
проблемы
коммуникативных способностей.
1. Айхорин,
А.
Трудный
подросток
[Текст]:
учебное
пособие./
А.
Айхорин. –М.: Апрель Пресс, Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 569с.
2.
Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: учебное
пособие./ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; под ред. И.В.
Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 534с.
3.
Кондратьев,
М.Ю.
Подросток
в
замкнутом
круге
[Текст]:
учебник./
М.Ю. Кондратьев. – М.: Институт практической психиатрии, 1997. – 475с.
4.
Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебное пособие./
В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Спб: Питер, 2001. –
544с.
5.
Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст]: учебник./ Р. С. Немов. –
3е издание. – М.: Просвещение: Владос, 1999. – 631с.
6.
Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст]: учебное
пособие./ Под редакцией Андреевой Г.М. – М.: 1987. – 297с.
7.
Халина К. Д., Капустина Т. В. [Текст]: Коммуникативные способности
как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С.
209-213.