Автор: Тыщенко Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 "Алёнка" комбинированного вида городского округа Звенигород
Населённый пункт: город Звенигород
Наименование материала: учебный материал
Тема: Публичный доклад "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Аленка» г. о. Звенигород
Публичный доклад на тему:
«Экологическое воспитание детей младшего
дошкольного возраста (из опыта работы)»
Выполнила воспитатель:
Тыщенко Наталья Евгеньевна
2017 г.
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с
природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам
духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир
природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А Сухомлинский
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным
направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета
Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и
бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда
ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение
детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность,
насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к
природным
объектам.
Формирование
у
детей
ответственного
отношения
к
природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с
дошкольного
возраста,
когда
закладываются
основные
способы
познания
окружающей
действительности,
развивается
ценностное
отношение
к
ней.
Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у
детей осознанно правильное отношение к природе.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко
включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с
удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально
реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним
слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко
сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом
или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго
заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение
продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая
смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за
ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними
- только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь
воспитателя. Поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на
сенсорном развитии детей. В младшем дошкольном возрасте формируется
умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в
окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в
доступной практической деятельности.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство.
Его надо беречь. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии,
в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией.
Ребёнок в дошкольном возрасте впервые приобщается к миру природы,
богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые
представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к
живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем
возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо
вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он
открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем,
чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе,
облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов
ориентиром для приобщения детей к миру природы.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к
растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость,
равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости,
уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо
утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не
всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе.
Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения
взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил
взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные
экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась
необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном
детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической
грамотности родителей.
Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они должны знать, что
растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое
главное, чувствуют боль. У ребёнка необходимо формировать стиль поведения
(не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник,
не сорвут без надобности цветок и листок), сопереживать, сочувствовать.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети
не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным
– корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба. Ребёнку
необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро,
заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал
краше и богаче.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста
играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Я
считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в
исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе
обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает
конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать,
планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать,
анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные
способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность
приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания
окружающего мира.
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить
экологические проблемы. Наблюдая за детьми, я стала замечать, что дети к
животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и
животных, об их потребностях, особенностях развития.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания
детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой,
изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми,
любуемся красотой окружающей природы. Я знакомлю детей с изменениями
природы по сезонам.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте,
мы
перекидываем
мостик
для
благоприятного
усвоения
знаний
по
этой
проблеме во второй младшей группе детского сада. Я считаю, что овладение
дошкольниками
разными
спо собами
познания,
в
том
числе
и
экспериментированием
в
игре,
способствует
развитию
активной,
самостоятельной,
творческой
личности,
закладывает
основы
экологической
культуры детей.
Литература:
1.
Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по
экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
2.
Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию
дошкольников -Казань ,1994
3.
Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников-М.:
Сфера, 2009
4.
Николаева С.Н. Юный эколог -. М, Мозаика-синтез,2010
5.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве. - Минск, 1995.