Напоминание

Публичный доклад "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Тыщенко Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 "Алёнка" комбинированного вида городского округа Звенигород
Населённый пункт: город Звенигород
Наименование материала: учебный материал
Тема: Публичный доклад "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Аленка» г. о. Звенигород

Публичный доклад на тему:

«Экологическое воспитание детей младшего

дошкольного возраста (из опыта работы)»

Выполнила воспитатель:

Тыщенко Наталья Евгеньевна

2017 г.

Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с

природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам

духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир

природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А Сухомлинский

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным

направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета

Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и

бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда

ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение

детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность,

насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к

природным

объектам.

Формирование

у

детей

ответственного

отношения

к

природе - сложный и длительный процесс.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с

дошкольного

возраста,

когда

закладываются

основные

способы

познания

окружающей

действительности,

развивается

ценностное

отношение

к

ней.

Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у

детей осознанно правильное отношение к природе.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко

включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с

удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально

реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним

слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко

сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом

или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго

заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение

продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая

смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за

ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними

- только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь

воспитателя. Поэтому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на

сенсорном развитии детей. В младшем дошкольном возрасте формируется

умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в

окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в

доступной практической деятельности.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство.

Его надо беречь. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии,

в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией.

Ребёнок в дошкольном возрасте впервые приобщается к миру природы,

богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые

представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к

живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем

возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо

вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он

открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем,

чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе,

облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов

ориентиром для приобщения детей к миру природы.

С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к

растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость,

равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости,

уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо

утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не

всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе.

Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения

взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил

взаимодействия с объектами природы.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные

экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась

необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном

детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической

грамотности родителей.

Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они должны знать, что

растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое

главное, чувствуют боль. У ребёнка необходимо формировать стиль поведения

(не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник,

не сорвут без надобности цветок и листок), сопереживать, сочувствовать.

Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети

не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным

– корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба. Ребёнку

необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро,

заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал

краше и богаче.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста

играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Я

считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в

исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе

обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает

конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать,

планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать,

анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные

способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность

приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания

окружающего мира.

Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить

экологические проблемы. Наблюдая за детьми, я стала замечать, что дети к

животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и

животных, об их потребностях, особенностях развития.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания

детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой,

изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми,

любуемся красотой окружающей природы. Я знакомлю детей с изменениями

природы по сезонам.

Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте,

мы

перекидываем

мостик

для

благоприятного

усвоения

знаний

по

этой

проблеме во второй младшей группе детского сада. Я считаю, что овладение

дошкольниками

разными

спо собами

познания,

в

том

числе

и

экспериментированием

в

игре,

способствует

развитию

активной,

самостоятельной,

творческой

личности,

закладывает

основы

экологической

культуры детей.

Литература:

1.

Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по

экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.

2.

Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию

дошкольников -Казань ,1994

3.

Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников-М.:

Сфера, 2009

4.

Николаева С.Н. Юный эколог -. М, Мозаика-синтез,2010

5.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в

дошкольном детстве. - Минск, 1995.



В раздел образования