Автор: Зеленская Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия им.В.А.Надькина"
Населённый пункт: город Саянск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Коллективно творческое дело как средство формирования нравственных ценностей.
Раздел: начальное образование
Коллективно- творческое дело как средство формирования нравственных
ценностей
Ирина Валентиновна Зеленская, учитель начальных классов,
Учитель ОРКСЭ МОУ «Гимназия им. В.А. Надькина»
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в
семье.
Ценности
семейной
жизни,
усваиваемые
ребенком
с
первых
лет
жизни,
имеют
непреходящее
значение
для
человека
в
любом
возрасте.
Взаимоотношения
в
семье
проецируются
на
отношения
в
обществе
и
составляют
основу
гражданского
поведения
человека. Школа продолжает
начатый процесс. Но современная семья не всегда нацелена на духовно-
нравственное развитие ребенка, ограничиваясь материальным обеспечением.
С
чем
сталкивается
классный
руководитель?
В
некоторых
семьях
воспитывается только один ребенок, в других семьях большой возрастной
разрыв между детьми, поэтому наши сегодняшние ученики в большинстве
своем привыкли, что все внимание, забота принадлежат им. В коллективе они
стремятся
привлечь
к
себе
внимание,
выпячиваются,
с
трудом
договариваются друг с другом, не умеют делиться и помогать друг другу.
Таким детям трудно уживаться в коллективе. Крайний индивидуализм у них –
почти сформировавшаяся черта характера. Вытекающие отсюда проблемы:
душевная духота, черствость, иногда жестокость, которые проявляются в
словах и поступках. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда дети говорят
на уроках правильные, серьезные, важные слова, но их поступки говорят о
другом.
Дефекты
семейного
воспитания
приходится
исправлять
школе.
Чтобы преодолеть проблему, надо научить ребенка жить с другими людьми
во взаимоуважении, в сотрудничестве. Именно это является основой духовно-
нравственного воспитания.
Одной из форм работы, способной в полной мере не только раскрыть
способности
детей,
но
и
научить
их
взаимодействию,
сотрудничеству,
взаимопомощи,
уважению
к
другим
людям,
является коллективное
творческое дело.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход
Игорем
Петровичем
Ивановым
как
социальная
деятельность
детской
группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом
неважно, что этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное,
чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает
широкое
участие
каждого
в
выборе,
разработке,
проведении
и
анализе
коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для
себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД
1
учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и
ответственность
с
другими,
узнают
друг
о
друге
много
нового.
Таким
образом,
идут
два
важных
процесса
одновременно: формирование
и
сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.
Трудовые КТД (пример: «Кормушка»)
Интеллектуальные КТД (пример: «Интеллектуальный марафон»)
Художественные КТД (конкурс «Самый танцующий класс»)
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Руководство
педагога
на
разных
этапах
осуществления
проекта
коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
Необходимо определить тему КТД: дело должно быть интересно всем.
Каждый участник коллективного дела должен выбрать задание по интересам
и
способностям.
Дело
не
должно
быть
пустым
развлечением.
Задача
взрослого
направлять
воспитание
ребенка,
корректировать
недостатки
воспитания. Нужно добиваться достижения результата, но ребенок должен
понять, что цель не может оправдывать средства. Каждый ребенок должен
почувствовать себя успешным, научиться сотрудничать, взаимодействовать,
уважать мнение других.
Ребенок
активно
участвует
в
творческой
деятельности
только
при
наличии
мотивации.
Поэтому
задачей первого
этапа
становится
формирование
положительной
мотивации
для
участия
в
деле.
Важно
объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата
деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для
того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания
коллективной
деятельности
можно
смоделировать
ситуацию
творческого
поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел».
Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное
планирование,
поиск
способов
достижения
общей
цели.
На
этом
этапе
целесообразно
провести
обсуждение
с
детьми
содержание
предстоящего
дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать
мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать,
чтобы дело было запоминающимся и полезным.
Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по
поводу
предстоящей
деятельности
и
в
итоге
естественно
подвести
их
к
самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело,
определить
последовательность
действий
и
распределить
роли
с
учетом
2
желания
и
возможностей
каждого,
научить
договариваться,
идти
на
компромисс.
Особую роль играет работа с родителями, чтобы они стали союзниками
учителя. Мы знаем, что есть родители, которые считают своего ребенка
лучшим и требуют для него главной роли, лучшего места, не могут смириться
с проигрышем и даже простой неудачей. Им трудно принять необходимость
коллективной деятельности, равенства прав
всех одноклассников. И этих
родителей
приходится
воспитывать,
как
и
их
детей.
Следует
привлекать
родителей, при этом не выделяя детей. Материальной сложности в этом нет.
Сложность состоит именно в преодолении индивидуализма.
Другая категория родителей из страха травмировать ребенка неудачей
всеми силами препятствует публичным выступлениям ребенка, участием в
соревнованиях,
ограждают
от
общения
ребенка
с
одноклассниками,
ровесниками. Общение с более старшими детьми кажется для них ужасной
опасностью. Классному руководителю приходится бороться с повышенной
тревожностью и родителей и ребенка.
Третим
этапом
в
коллективном
взаимодействии
являет ся
распределение ролей предстоящей деятельности между детьми, ограничивая
чрезмерное
участие
родителей.
Для
того,
чтобы
участие
в
общем
деле
помогло
раскрыть
лучшие
качества
каждого
ребенка,
педагогу
важно
выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При
этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его
индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем
детям,
научить
видеть
хорошее
в
других,
радоваться
общим
успехам
и
достижениям, брать ответственность
за неудачу. Действия участников в
необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации,
и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их
слабости.
Общая цель деятельности достигается несколькими подгруппами, в
каждой из которых есть лидеры, составляющие «Совет дела». При такой
организации
между
детьми
возникают
более
тесные
отношения
сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения
общего
результата,
что
спо собствует
укреплению
д руже с к и х
взаимоотношений между детьми.
Дружеские
отношения
необходимы
и
среди
родителей.
Конечно,
дружить против кого-то легче, чем дружить для общего дела, собраться для
созидания.
Задача
учителя:
скоординировать
работу
так,
чтобы
не
спровоцировать конфликтов, получить результат и научить не только детей,
но и родителей взаимодействовать.
3
Четвертый
этап-
проведение
КТД.
По
ходу
коллективной
деятельности
не
только
педагог,
но
и
родители
оказывают
детям
эмоциональную
поддержку,
положительное
подкрепление,
подчеркивают
значимость
промежуточных
результатов
для
успешного
осуществления
общего замысла. Нужно подчеркнуть для детей заботу родителей о них, их
беспокойство и внимание, научить ценить сотрудничество с родителями,
видеть важность взаимодействия как семейной ценности.
При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю
участия
каждого
в
общее
дело.
Особенно
значимо
для
детей,
когда
успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми,
но родителями и другими значимыми для детей людьми.
Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический
комфорт,
создать
атмосферу
эмоционального
тепла,
защищенности,
позволяет
проявиться
чувству
симпатии
и
интереса.
Совместные
эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности,
сплачивают
детей,
помогают
лучше
узнать
друг
друга.
В
групповой
деятельности
формируются
умения
применять
правила
делового
сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения
и доброжелательности внутри группы.
Важной частью эмоционального
итога проведенного КТД становится не только значимость одноклассников,
но
и
значимость
родителей,
преодоление
потребительского
отношения
к
старшим.
В нашем классе мы подготовили и провели много интересных КТД, но
рассказать стоит о нескольких.
1.
Акция «Кормушка»
Изготовление
кормушки
можно
отнести
и
к
трудовому
десанту
и
к
экологическому и творческому виду КТД. На окружающем мире ребята
познакомились с зимующими птицами и сделали вывод: птицам нужна наша
помощь. Ребята совместно с родителями изготовили кормушки.
В этом
коллективно- творческом
деле приняли участие все семьи нашего класса.
Одинаковых кормушек не было. Каждый ребенок старался сделать удобную
кормушку для птиц. Выбрав день, классный руководитель, дети и родители
вышли в парк для закрепления кормушек на деревьях. Цель нашего дела была
не просто сделать и закрепить кормушки, но и на протяжении всей зимы
подкармливать
птиц.
Это
было
одно
из
первых
КТД
нашего
класса.
Достижение
воспитательных
результатов-
тех
духовно-нравственных
приобретений, которые получили ученики вследствие участия в этом виде
деятельности (Некое знание о братьях наших меньших, знание о себе и об
окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность).В данном КТД
4
развивалось сразу несколько направлений духовно- нравственного развития и
воспитания:
«Ученик –патриот и гражданин »
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и его отношение к труду»
«Ученик и его отношение к природе»
2.
Участие в конкурсе «Самый поющий класс»
В конкурсе «Самый поющий класс» мы принимаем участие каждый год. Тема
конкурса 2016 года «Песни о природе». Классный
руководитель вместе с
детьми
начали
прослушивание
песен
о
природе.
В
дело
подключились
родители. Всем хотелось найти веселую, задорную песню на заданную тему.
С
трудом
мы
пришли
к
общему
мнению,
выбрали
песню
«Давайте
сохраним!»
и
начали
подготовку.
Учитель
хореографии
помог
нам
в
постановке номера, родители смонтировали фильм к песне. До последнего
момента мы сомневались
в выбранной
песне. Хотя текст, призывающий
охранять
природу,
был
очень
патриотичным.
Проанализировав
данное
мероприятие мы пришли к выводу: только совместное сотрудничество может
дать такие плоды. На конкурсе в ДК «Юность» стоял весь класс и пели все
ребята. Поэтому
нам присудили 1 место. Направление «Ученик и Мир
прекрасного»
3.
Участие в конкурсе «Самый танцующий класс»
Подготовку к данному конкурсу мы начали задолго до отборочного этапа.
Ребята вместе с родителями выбрали песню, под которую мы должны были
поставить танцевальный номер. Хореограф нашей школы с удовольствием
приготовила
танец
на
найденную
мелодию,
и
начались
ежедневные
репетиции, в которых принимали участие не только учащиеся и классный
руководитель,
но
и
родители.
Родители
стали
чаще
встречаться,
ведь
необходимо было обсудить костюмы детей. Мы решили, что сшить самим
будет гораздо выгоднее, чем заказать. Так и закипела работа у родителей в
поисках ткани, раскрое и пошиве одежды для маленьких артистов. Все было
продумано
до
мелочей
одежда,
прическа,
и
т.д.
Результат:
мы
призеры
конкурса.
Просмотрев
видеозапись
с
концерта
и
проанализировав
выступление, ребята сами увидели свои
ошибки и
отметили, что они
недостаточно ответственно отнеслись к мероприятию. А я сделала вывод,
что мои дети всего лишь учатся во втором классе и чем старше они станут,
тем больше будут осознавать свою значимость в коллективе, научатся жить с
другими
людьми
во
взаимоуважении,
в
сотрудничестве.
В
данном
КТД
развивается
одно
из
основных
направлений
духовно-
нравственного
воспитания «Ученик и мир прекрасного»
5
4.
Интеллектуальный марафон
5.
Концерт для мам и бабушек на 8 марта и День матери
6.
Спортивная эстафета «Мама, папа, я- спортивная семья»
7.
Мастер класс «Матрешка» (Групповая работа- роспись матрешки)
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является
сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во
всей
ее
полноте
и
противоречивости,
от
семьи,
общества,
культуры,
человечества
в
целом,
от
страны
проживания
и
культурно-исторической
эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Таким
образом,
сфера
общего
образования призвана
обеспечивать
духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для
становления
и
развития
его
гражданственности,
принятия
гражданином
России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в
личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
гражданина
России
является
ключевым
фактором
развития
страны,
обеспечения
духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической
стабильности.
Невозможно
создать
современную
инновационную
экономику,
минуя
человека,
его
состояния
и
качества
внутренней жизни.
Темпы
и
характер
развития
общества
непосредственным
образом
зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы,
жизненных
приоритетов,
нравственных
убеждений,
моральных
норм
и
духовных ценностей.
Воспитание
человека,
формирование
свойств
духовно
развитой
личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться
есть важнейшее условие успешного развития России.
В заключение мне хотелось бы отметить, что детям надо предоставлять
больше
самостоятельности
при
организации
общих
дел,
при
проведении
мероприятий.
Им
нравится
чувствовать
себя
нужными
и
полезными,
им
хочется
проявить
себя
в
любом,
даже
пусть
и
незначительном
деле.
И,
поверьте,
при
умелом
нашем
руководстве
каждый
из
учащихся
может
прекрасно
справиться
с
поставленными
перед
ним
задачами.
КТД
воспитывает
базовые
национальные
ценности
в
процессе
совместного
творчества, позволяет
научить детей помогать друг другу и просить о
помощи, радоваться совместным победам и вместе переживать поражение,
ценить не только свою часть работы, но и заслуги других (и одноклассников
и родителей). Если выстраивать такую систему работы, то для детей слово
ШКОЛА – наш дом не останется пустым сочетанием звуков. Школа станет
6
домом, а класс – дружной семьей, в которой будут счастливы все и родители
и дети и учитель.
7