Автор: Конькова Нелли Леонидовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ОГАОУ ДПО ИПКПР
Населённый пункт: г. Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Раздел: дополнительное образование
Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ: методические
рекомендации
—
Биробиджан:
ОГАОУ
ДПО
«ИПКПР», 2017. -
Методиче ские
рекомендации
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» рекомендован к печати и
практическому
применению
в
образовательных
организациях
Еврейской
автономной области решением редакционно-издательского совета ОГАОУ ДПО
«ИПКПР» от
Составитель:
Н.Л.
Конькова,
старший
преподаватель
кафедры
общего
образования
и
воспитания ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Ответственный за выпуск:
Е.Л.
Корниенко,
зав.
редакционно-издательским
отделом
ОГАОУ
ДПО
«ИПКПР»
Компьютерная верстка:
Т.Н. Серга, технический редактор ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации единой
государственной
политики
в
сфере
дополнительного
образования.
Методические рекомендации предназначены для использования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам.
Содержание
Методические рекомендации «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ»
Приложение 1. Титульный лист программы
Приложение 2. Оформление учебного плана
Приложение 3. Оформление содержания учебного плана
Приложение 4. Оформление календарного учебного графика (календарно-
тематического планирования)
Методические рекомендации
«Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации
программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных
документах:
−Федеральный Закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
− Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р).
−
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
04.07.2014
No
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
−Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
29
августа
2013
г.
No
1008
г.
Москва
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Со
времени
утверждения
Концепции
развития
дополнительного
образования детей (Распоряжение Правительства РФ No 1726-р от 4 сентября
2014
г.)
и
плана
мероприятий
на
2015-2020
годы
по
ее
реализации
(Распоряжение Правительства РФ No 729-р от 24 апреля 2015 г.) в центре
внимания
находится
дополнительная
общеобразовательная
программа
–
документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные,
содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её
результативности,
определяется
своеобразная
«стратегия»
образовательного
процесса на весь период обучения.
Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования
детей
принцип
программного
подхода,
раскрывает
роль
образовательной
программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.
Сегодня
программа
дополнительного
образования
–
это
документ
эффективного
экономического
управления
образовательным
процессом,
основанный
на
персонификации
финансирования,
«обеспечивающий
поддержку
мотивации,
свободу
выбора
и
построения
образовательной
траектории участников дополнительного образования» Эти тенденции должны
найти
отражение
в
общеразвивающих
программах
дополнительного
образования детей.
В
тексте
Закона
No
273-ФЗ
«Об
образовании
в
РФ»
образовательная
программа определяется как «комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий»,
представленных
«в
виде
учебного
плана,
календарного
учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2,
п.
9).
Отдельно
определяются
дополнительные
общеобразовательные
программы
(Закон
No
273-ФЗ,
гл.
2,
ст.
12,
п.
4),
специфика
которых
заключается
в
делении
на
общеразвивающие
и
предпрофессиональные
программы (Закон No 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2).
Федеральный
закон
No273-ФЗ
предусматривает
возможность
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
образовательными
организациями
любого
типа
(дошкольные
образовательные
организации,
общеобразовательные
организации,
профессиональные
образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, организации
д о п ол н и т е л ь н о го
о б р а зо ва н и я ,
о р г а н и з а ц и и
д о п о л н и т е л ь н о г о
профессионального образования).
Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется
в
рамках
следующих
направленностей:
техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая.
Согласно
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
содержание
дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:
− формирование и развитие творческих способностей учащихся;
−
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном
развитии,
а
также
в
занятиях
физической
культурой
и
спортом;
− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
− обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военно-
патриотического, трудового воспитания учащихся;
− выявление,
развитие
и
поддержку
талантливых
учащихся,
а
также
лиц,
проявивших выдающиеся способности;
− профессиональную ориентацию учащихся;
− создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
−
подготовку
спортивного
резерва
и
спортсменов
высокого
класса
в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе
из
числа
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей-
инвалидов и инвалидов;
− социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
− формирование общей культуры учащихся.
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
29
августа
2013
г.
No
1008
г.
Москва
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
закреплено:
− организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность,
реализуют
дополнительные
общеобразовательные
программы
в
течение
всего
календарного года, включая каникулярное время (п.6);
− организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют
образовательный
процесс
в
соответствии
с
индивидуальными
учебными
планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),
являющиеся
основным
составом
объединения
(например,
клубы,
секции,
кружки,
лаборатории,
студии,
оркестры,
творческие
коллективы,
ансамбли,
театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);
− занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения (п. 9);
− особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей
с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22).
Проектирование целеполагания и результативности дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Уровень
Специфика целеполагания
Прогнозируемая
результативность
Общекультурный
(ознакомительный)
−
формирование
и
развитие
творческих
способностей
детей,
удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном,
нравственном
и
ф и з и ч е с ко м
совершенствовании,
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа жизни, укрепление здоровья,
а
т акже
на
организацию
и х
свободного времени [Закон No 273-
ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
- мотивации личности к познанию,
творчеству,
труду,
искусству
и
спорту
[Концепция
р а з в и т и я
дополнительного
образования
детей].
−освоение
образовательной
программы;
−переход на базовый уровень
не менее 25% обучающихся.
Общекультурный
(базовый)
-
обеспечение
прав
ребенка
на
р а з в и т и е ,
л и ч н о с т н о е
самоопределение и самореализацию
[ К о н ц е п ц и я
р а з в и т и я
дополнительного
образования
детей];
- обеспечение адаптации к жизни в
обще стве,
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
ориентации,
а
также
выявление
и
поддержка
детей,
проявивших
− освоение образовательной
программы;
− участие в общегородских и
региональных
мероприятиях
не менее 50% обучающихся;
−
включение
в
ч и с л о
победителей
и
призеров
мероприятий
не
менее
10%
обучающихся;
−
переход
на
углубленный
выдающиеся
способности
[Закон
No 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
в ы я в л е н и е
и
р а з в и т и е
у
о б у ч а ю щ и х с я
т в о р ч е с к и х
способностей и интереса к научной
(научно-исследовательской)
деятельности [Закон No 273-ФЗ; гл.
11, ст. 77, п. 3].
уровень
не
менее
25%
обучающихся.
Углубленный
- обеспечение условий для доступа
каждого − к глобальным знаниям и
технологиям
[Концепция
развития
дополнительного
образования
детей];
-повышение
конкурентоспособности
общегородских,
региональных,
организаций
на
основе
высокого
уровня всероссийских полученного
образования,
сформированных
личностных
качеств
и
социально
значимых компетенций [Концепция
р а з в и т и я
д о п о л н и т е л ь н о г о
п о б е д и т е л е й
и
п р и з е р о в
образования детей].
− освоение образовательной
программы;
-
участие
в
общегородских,
региональных,
всероссийских мероприятиях
не менее 80% обучающихся;
-
в к л ю ч е н и е
в
ч и с л о
победителей
и
призеров
мероприятий, не менее 50%
обучающихся.
Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Структуру
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы составляют два основных раздела.
Раздел No 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
− пояснительная записка;
− цель и задачи программы;
− содержание программы;
− планируемые результаты;
Раздел No 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
− календарный учебный график;
− условия реализации программы;
− формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
- список литературы.
Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы,
источник
идентификационной
информации
документа.
Включает
в
себя
следующие элементы, необходимые для заполнения:
−
наименование
вышестоящих
органов
образования
(по
подчиненности
учреждения, организации);
− наименование
учреждения,
организации
(согласно
формулировке
устава
организации);
− дата и No протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к
реализации;
− гриф
утверждения
программы
(с
указанием
ФИО
руководителя,
даты
и
номера приказа);
− название программы;
− адресат программы;
− срок реализации программы;
− ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
− место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
Технология проектирования дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
№ Структура
программы
Содержание структурных компонентов программы
1
Титульный лист
-наименование
вышестоящих
органов
образования
(по подчиненности учреждения, организации);
-наименование
учреждения,
организации
(согласно
формулировке устава);
-дата
и
№
протокола
экспертного
с о в е т а ,
рекомендовавшего программу к реализации;
-гриф утверждения программы (с указанием ФИО
руководителя, даты и номера приказа);
-название программы;
-адре с ат
программы
(возраст
у ч а с т н и ко в
программы);
-срок реализации программы;
-ФИО, должность разработчика (ов) программы;
-место
(город,
другой
населенный
пункт)
и
год
разработкт программы (приложение 1)
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная
записка
Этот
раздел
направлен
на
отражение
общей
характеристики программы:
-направленно сть
(профиль)
программы
—
техническая,
естественно-научная,
физкультурно-
с п о р т и в н а я ,
худ оже с т в е н н а я ,
т у р и с т с ко -
краеведческая, социально-педагогическая;
-актуальность
программы
—
своевременность,
необходимость, соответствие потребностям времени;
-отличительные
особенности
программы
—
основные
идеи,
отличающие
программу
от
существующих;
-адресат
программы
—
краткая
характеристика
о бу ч а ю щ и хс я
п о
п р о г р а м м е ,
в о з р а с т н ы е
о с о б е н н о с т и ,
и н ы е
м е д и к о - п с и х о л о г о -
педагогические характеристики;
-объем
и
срок
освоения
программы
—
общее
количество учебных часов, запланированных на весь
период
обучения
и
необходимых
для
освоения
программы;
определяет ся
содержанием
и
прогнозируемыми
результатами
программы
(количество
месяцев,
лет,
необходимых
для
ее
освоения);
-формы
обучения
—
очная,
очно-заочная
или
сочетание различных форм получения образования;
-особенности
организации
образовательного
процесса
—
в
соответствии
с
индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных
в
группы
учащихся
одного
возраста
или
разных
возрастных
категорий
(разновозрастные
группы),
являющиеся
основным
составом
объединения
(например,
клубы,
секции,
кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие
ко л л е к т и в ы ,
а н с а м бл и ,
т е ат р ы ,
а
т а к ж е
индивидуально;
состав
группы
(постоянный,
переменный и т.д.)
1.2
Ц е л ь
и
з а д а ч и
программы
Цель
—
это
заранее
предполагаемый
результат
образовательного
процесса,
к
которому
надо
стремиться.
При
характеристике
цели
следует
избегать
общих
абстрактных
формулировок.
Цель
должна
быть
связана
с
названием
программы,
отражать ее основную направленность и конечный
результат.
Конкретизация
цели
осуществляется
ч е р е з
определение задач, раскрывающих пути достижения
цели.
При
формулировании
задач
м ож н о
воспользоваться следующей их классификацией:
- л и ч н о с т н ы е :
о б е с п еч и т ь
ф о р м и р о в а н и е
общественной
активности
личности,
гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме,
навыков здорового образа жизни и т. п.);
-метапредметные:
способствовать
развитию
мотивации
к
определенному
виду
деятельности,
познавательных
способностей
обучающихся
(мышления,
памяти,
внимания,
речи,
творческих
способностей и т. д.);
-образовательные:
обеспечить
приобретение
о п р ед е л е н н ы х
з н а н и й ,
ум е н и й ,
н а в ы ко в ,
компетенция и т. п.
Формулировки
задач
должны
быть
соотнесены
с
прогнозируемыми результатами.
1.3
Содержание
программы
Содержание
программы
должно
быть
отражено
в
учебном плане и содержании учебно-тематического
плана.
-Учебный
план
(УП)
содержит
следующие
обязательные элементы — перечень, трудоемкость,
последовательность
и
распределение
по
периодам
обучения
учебных
предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей),
тем,
практики,
иных
видов
учебной
деятельности
и
формы
аттестации
обучающихся
(Закон № 273-ФЗ, ст.2, п.22; ст. 47, п.5. Приложение
2);
-Содержание
учебного
плана
—
реферативное
описание разделов и тем программы в соответствии
с последовательностью, заданной учебным планом,
включая
описание
теоретических
и
практических
частей и форм контроля по каждой теме; должен
соответствовать целеполаганию и прогнозируемым
результатам освоения программы.
П р и
о ф о р м л е н и и
с о д е р ж а н и я
с л е д у е т
придерживаться ряда общих правил:
-содержание составляется согласно УП;
-формулировка и порядок расположения разделов и
тем
должны
полностью
соответствовать
их
формулировке и расположению в УП;
-необходимо
соблюдать
деление
на
теорию
и
практику по каждому разделу (теме);
- м а т е р и а л
с л е д у е т
и з л а г а т ь
н а з ы в н ы м и
предложениями;
-содержание каждого года обучения целесообразно
оформлять отдельно;
-в
содержании
могут
размещаться
ссылки
на
приложения
(например,
на
правила
выполнения
упражнений, репертуар и т. п.);
-в
содержании
могут
быть
п р е д с т а в л е н ы
вариативные образовательные маршруты.
1.4
Планируемые
результаты
В этой части необходимо сформулировать:
-требования к знаниям и умениям, которые должен
приобрести
обучающийся
в
процессе
занятий
по
программе;
-компетенции и личностные качества, которые могут
быть сформированы и развиты у детей в результате
занятий по программе;
-личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты,
которые
приобретет
обучающийся
по
итогам освоения программы.
Данные
характеристики
формулируются
с
учетом
цели и содержания программы.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1
Календарный
учебный
г р а ф и к
(календарно-
тематическое
планирование)
Календарный
учебный
график
(календарно-
тематическое планирование) — это составная часть
образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл.1,
ст. 2, п. 9), определяющая:
-количество учебных недель;
-количество учебных дней;
-продолжительность каникул;
-даты
начала
и
окончания
учебных
периодов
(этапов). Приложение 3.
2.2
Условия реализации
программы
К
условиям
реализации
программы
относится
характеристика следующих аспектов:
-материально-техниче ское
обе спечение
—
характеристика
помещения
для
занятий
по
программе; перечень оборудования, инструментов и
материалов,
необходимых
для
р е а л и з а ц и и
программы ( в расчете на количество обучающихся);
информационное
обеспечение
—
аудио-,
видео-,
фото-, интернет-источники;
-кад рово е
обе спеч ение
—
ц е л е с о о б р а з н о
перечислить
педагогов,
занятых
в
реализации
программы, охарактеризовать их профессионализм,
квалификацию, критерии отбора.
2.3
Формы аттестации
Разрабатываются и обосновываются для определения
результативности
освоения
программы
и
должны
отражать инструменты
достижения цели и задач
программы.
Формы
аттестации
перечисляются
согласно
учебному
плану
и
учебно-тематическому
плану (зачет, творческая работа, проект, выставка,
конкурс, фестиваль, открытое занятие, контрольный
урок и т. д.).
-Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: аналитическая справка, аналитический
материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая
работа,
диплом,
дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
маршрутный
лист,
материалы
анкетирования
и
тестирования,
методическая
разработка,
портфолио,
перечень
готовых
работ,
протокол
соревнований,
фото,
отзывы
детей
и
родителей, свидетельство, сертификат и т. д.
- Ф о р м ы
п р е д ъ я в л е н и я
и
д е м о н с т р а ц и и
образовательных
результатов:
аналитический
материал
по
итогам
проведения
психологической
диагностики,
аналитическая
справка,
выставка,
гото во е
и зд е ли е ,
д е мо н с т р а ц и я
м о д е л е й ,
диагностическая
карта,
защита
проектов
и
творческих
работ,
конкурс,
контрольная
работа,
концерт,
научно-практическая
конференция,
олимпиада,
открытое
занятие,
итоговый
отчет,
п о р т ф о л и о ,
п о с т у п л е н и е
в ы п у с к н и ко в
в
профессиональные
организации
по
профилю,
праздник, слет, фестиваль и др.
2.4
Оценочные
материалы
В
данном
разделе
отражается
перечень
(пакет)
диагностических методик, позволяющих определить
достижение
учащимися
планируемых
результатов.
Следует помнить, что при использовании какой-либо
методики
необходимо
указывать
автора
и
точное
название методики.
2.5
Методические
материалы
Настоящий
раздел
представляет
краткое
описание
методики работы по программе и включает в себя:
-особенности
организации
образовательного
п р о ц е с с а
—
оч н о ,
оч н о - з а оч н о ,
з а о ч н о ,
д и с т а н ц и о н н о ,
с
п р и м е н е н и е м
с е т е в о г о
взаимодействия и др;
-методы
обучения
(словесный,
наглядный
практический,
объяснительно-иллюстративный,
р е п р о д у к т и в н ы й ,
ч а с т и ч н о - п о и с к о в ы й ,
исследовательский,
проблемный,
и г р о в о й ,
дискуссионный,
проектный
и
др.)
и
воспитания
( у б е ж д е н и е ,
п о о щ р е н и е ,
у п р а ж н е н и е ,
стимулирование, мотивация и др.);
-формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально-групповая
и
г р у п п о в а я ;
в ы б о р
т о й
и л и
и н о й
ф о р м ы
обосновывается
с
позиции
профиля
деятельности
(музыкального, спортивного, художественного и др.),
категории
обучающихся
(дети-инвалиды,
дети
с
ОВЗ);
-формы
организации
учебного
занятия:
акция,
аукцион,
бенефис,
беседа,
вернисаж,
встреча
с
интересными людьми, выставка, галерея, гостиная,
диспут,
защита
проектов,
игра,
концерт,
КВН,
конкурс,
конференция,
круглый
стол,
круиз,
лабораторное
занятие,
лекция,
мастер-класс,
«мозговой
штурм»,
наблюдение,
олимпиада,
открытое
занятие,
посиделки,
поход,
праздник,
практическое занятие, представление, презентация,
рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль,
студия, творческая мастерская, тренинг, тренировка,
турнир,
фабрика,
фестиваль,
чемпионат,
шоу,
экскурсия,
экзамен,
экспедиция,
эксперимент,
эстафета, ярмарка;
-педагогические
технологии:
индивидуального
обучения,
группового
обучения,
коллективного
в з а и м о о б у ч е н и я ,
п а р н о г о
о б у ч е н и я ,
программированного
обучения,
модульного
о бу ч е н и я ,
бл оч н о - м од ул ь н о го
о б у ч е н и я ,
дифференцированного
обучения,
разноуровневого
обучения,
развивающего
обучения,
проблемного
обучения,
дистанционного
обучения,
технология
исследовательской
и
проектной
деятельности.
Технология игровой деятельности, коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной
творческой
деятельности,
технология
развития
критического
мышления
через
чтение
и
письмо,
технология
портфолио,
технология
педагогической
мастерской, технология образа и мысли, технология
р е ш е н и я
и з о б р е т а т е л ь с к и х
з а д а ч ,
здоровьесберегающие технологии, технология игры
«Дебаты» и др.:
-алгоритм
учебного
занятия:
краткое
описание
структуры занятий и его этапов;
-дидактические материалы: раздаточные материалы,
инструкционные,
технологические
карты,
задания,
упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6
Список литературы При
составлении
списка
литературы
необходимо
учитывать:
-основную и дополнительную литературу: учебные
пособия,
сборники
упражнений,
контрольных
заданий, тестов, практических работ и практикумов,
хрестоматии;
-наглядный
материал:
альбомы,
атласы,
карты,
таблицы.
Список
может
быть
составлен
для
разных
участников
образовательного
процесса
(педагогов,
детей, родителей).
Список
оформляется
в
соответствии
с
ГОСТ
к
оформлению библиографических ссылок.
Например:
Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л.,
Т и х о м и р о в а
Н . Г.
К о н ц е п т у а л ь н ы е
и
организационные
основы
до п ол н и те л ь н о го
о б р а з о в а н и я
д е т е й :
у ч е б н о е
п о с о б и е
/под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: РИО ЯГПУ,
2014. - С. 225-226.
В конце списка литературы указывается не менее
двух интернет — источников.
Порядок проверки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Образовательная программа является локальным нормативным документом,
поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:
1. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете
образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа,
его
соответствия
уставу
образовательного
учреждения,
действующим
нормативно-правовым
документам
и
требованиям
к
содержанию
дополнительного
образования
детей.
По
итогам
обсуждения
на
образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы.
2. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной
области
деятельности.
По
результатам
данной
экспертизы
составляется
рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной
подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.
3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического
совета
(экспертного
совета)
образовательного
учреждения
(организации)
–
органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие
содержание
работы
учреждения
(организации)
и
детского
объединения
дополнительного образования.
4.
Решение
об
утверждении
образовательной
программы
обязательно
заносится
в
протокол
педагогического
совета
(экспертного
совета).
Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора
образовательного
учреждения
(руководителя
организации)
на
основании
решения педагогического совета (экспертного совета).
Только после утверждения программы приказом директора образовательного
учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным
нормативно-правовым
документом
детского
объединения
дополнительного
образования.
Календарно-тематическое планирование составляется педагогом ежегодно.
В
нем
целесообразно
указывать
количество
теоретических
и
практических
занятий, место и форму проведения, форму контроля. Рекомендуется вести
графу «Примечание», где отражаются обоснования изменения темы, сроков,
места проведения занятия и редактирования отдельных разделов и модулей.
(Приложение 4).
Приложение 1.
Титульный лист программы
Комитет образования Еврейской автономной области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании Утверждаю
методического (педагогического) совета Директор МОУ ДО ДДТ
от...............................................2017 г. …..............................ФИО
Протокол №..................................... …............................2017 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
худождественной направленности
«Рукодельница»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Петрова Мария Петровна
педагог дополнительного образования
г. Биробиджан
2017
Приложение 2.
Оформление учебного плана
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Приложение 3.
Оформление содержания учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП, Функции ОФП.
Практика: Освоение
навыков
физической
подготовки:
бег
по
прямой,
бег
приставными
шагами,
бег
с
высоко
поднятыми
коленями,
челночный
бег,
кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
Эстафета. Спортивные игры.
Приложение 4.
Оформление календарного учебного графика
(календарно-тематического планирования)
№ Дата
Тема
Количество часов
Место
Форма
Форма
Примечание
проведения
занятия
контроля
Всего
Теория
Практика