Напоминание

Адаптация малышей в детском саду.


Автор: Корниенко Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Ивнянского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация малышей в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация малышей в детском саду.

Как только ребенку исполняется три года, то даже и вопроса не стоит о том,

стоит, или нет идти в детский сад. Вердикт всегда один «однозначно, да».

Бытует мнение, что ребенку после наступления трех лет лучше всего будет

именно в саду, чем дома. Да, и маме тоже надо выходить на работу. Детский

сад — это обязательная ступень в развитие ребенка, которую стоит пройти.

Итак, начинается период адаптации ребенка в детском саду — ваше любимое

чадо начинает посещать садик каждый день, но вы больше несчастны, чем

рады этому событию. Вы с трудом узнаете в маленьком капризном человечке

своего

ласкового

малыша.

Малыш

как

будто

начинает

возвращаться

в

младенчество, происходит регресс во всех достижениях: речь, навыки, игры,

будто приостанавливаются в развитии и Ваше чадо отказываться учиться

чему-то

новому.

Малыш

плохо

есть,

мочит

штанишки,

капризничает

по

пустякам, устраивает истерики и…. отказывается идти в детский сад. Каждое

утро начинается до боли одинаково: ребенок плачет, умоляет не отводить его

в садик, ищет отговорки, чтобы остаться дома, обещает быть послушным,

проситься

к

маме.

Родительское

сердце

сжимается

при

виде

такого.

Воспитатели жалуются на малыша, он до сих пор не смог завести в садике

друзей, целый день сидит один и тоскливо смотрит на двери, когда же придет

мамочка… Знакомая картина? Вы уже проходили через это? Тогда вы знаете,

что вся эта жизненная драма ненадолго, всего на некоторое время пока Ваш

сын или дочка пройдут адаптацию и привыкнет к детскому саду. А тем,

родителям, которые только готовятся отдать своих детей в пенаты детских

садов, и напуганы разными страшилками, о том, как там детям плохо, наша

статья поможет успокоиться и отнестись к периоду адаптации ребенка в саду

б е з

л и ш н и х

н е р в о в

и

п е р е ж и в а н и й .

Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и

новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет все время был

дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой,

неизведанным

пространством,

с

новыми

впечатлениями

и

совершенно

другим окружением. Период привыкания протекает сложно и отражается на

всем организме Вашего чада, на его поведении, здоровье и нервной системе.

М а л ы ш естественным

образом

ощущает

стресс.

Самым

тяжелым

и

стрессовым в данной ситуации является отсутствие мамы, самого близкого и

родного человека. Крошка чувствует себя брошенным, покинутым среди

незнакомых людей. Малыш испытывает страх, потому что не знает как себя

вести в новой среде, но явно чувствует, что надо вести себя по-другому, не

так как дома. На почве разлуки с матерью и страхом у ребенка начинается

стрессовое

состояние,

которые

выражается

либо

психонервными

изменениями

в

поведении

малыша,

либо

в

здоровье.

На

фоне

тяжелой

адаптации ребенка в детском саду малыш может даже начать болеть. Время

адаптации

зависит

от

каждого

ребеночка

индивидуально.

Кому

то

потребуется пару недель, чтобы привыкнуть к новому образу жизни, у кого-

то

уйдут

на

это

месяцы,

а

есть

такие

дети,

которые

вообще

не

могут

привыкнуть к детскому саду.

Подготовка в детский сад.

Подготовку к детскому саду нужно начинать неспешно и постепенно знакомя

кроху с новым режимом и окружением. Для начала мама водит малыша на

дневную

и

вечернюю

прогулку,

чтобы

ребенок

познакомился

с

воспитателями, детьми, но знал, что за ним скоро придет мама и он здесь

ненадолго. В течение первой недели ребеночка нужно приводить к 9 часам

утра,

чтобы

он

не

видел

слез

и

других

негативных

эмоций

детей

при

расставании с мамами. В течение вечерней прогулки важно, чтобы крошка

увидел, что за детками приходят мамы и забирают их домой. Не забудьте

поначалу кормить ребеночка дома, потому что малыш может отказаться от

еды в новых условиях. Первую неделю мама имеет право находиться рядом с

малышом в группе, чтобы он был спокоен. После утренней прогулки ребенок

уходит домой вместе с мамой. На второй неделе попробуйте оставить ребенка

на такое время, то уже без материнского присутствия. Оставляйте крошку на

обед, и на первых порах можете быть рядом с малышом. На 3-4 неделе

ребеночек может спокойно оставаться в саду на дневной сон, и забирать его

можно сразу после пробуждения. Таким образом, при подготовке к детскому

саду — самое важное это постепенность. Не стоит торопить события.

Существует три вида адаптации детей:

1.

Тяжелый вид адаптации — на фоне смены обстановки у детей происходит

нервный срыв, возникают простудные заболевания. Ребенок не идет ни с

кем на контакт, находясь в саду, не может выбрать игрушку для игры,

выглядит

встревоженным.

Никак

не

реагирует

на

замечания

или

поощрения

воспитателей,

либо

пугается

внимания

к

нему.

В

данной

ситуации

очень

важно,

чтобы

родители

влияли

на

малыша

дома,

рассказывали больше хорошего о жизни в саду и были терпеливыми.

Также не стоит пренебрегать советами специалиста (детского психолога),

для того чтобы быстрее адаптировать крошку в детском саду.

2.

Средняя фаза адаптации — в эту группу входят дети, которые реагируют

на перемены частыми простудными заболеваниями. Врач может помочь

снизить частоту заболеваний, назначив корректирующие мероприятия,

тем

самым

снизив

степень

заболеваемости

ребенка

и

обеспечив

ему

благоприятную адаптации в детском саду и в будущем, когда наступит

время идти в школу. Ребенок охотно идет на контакт, играет в разные

игры, общается как с воспитателями, так и с детьми, адекватно реагирует

на критику и похвалу, может, как соблюдать, так и нарушать нормы

социального поведения и правила. Как правило, средний тип адаптации в

детском саду длиться около месяца. В течение этого времени ребенок

может заболеть, но без особых осложнений.

3.

Легкий вид адаптации — самая благополучная группа детей, для которых

новые

изменения

не

несут

потерь

и

даже

вызывают

положительные

эмоции. По времени такая адаптация занимает 3-4 недели.

Для того чтобы облегчить и родителям и детям адаптационный период в

детском саду, психологи разработали характерные особенности поведения в

этот сложный период. Эмоциональный портрет ребенка выглядит так: 1.

Негативные

эмоции

у

ребенка

развивается

депрессия,

он

подавлен,

угнетен, плохо ест и пьет, не хочет разговаривать, не отвечает на вопросы. На

смену

депрессии

приходит

возбудимость

ребенок

может

устраивать

истерики, падать на пол требуя игрушки, может начать обижать других детей,

после в рыданиях требовать маму и снова впадать в оцепенение. Такие

отрицательные эмоции могут возникать по нескольку раз за день. Обычно

свои переживания выливаются у малыша в плаче, в хныканье и рыданиях.

Среди детсадовской терминологии можно встретить так называемый «плач за

компанию», когда дети поддерживают новеньких и подпевают в плаче хором.

С

помощью

хныканья

малыша

пытается

протестовать

против

того,

что

родители его оставляют в саду, а сами уходят на работу. 2. Страх — еще один

спутник адаптационного периода в детском саду. Даже самые общительные и

приспособленные к новизне малыши испытывают страх оказавшись в новой

обстановке среди новых людей. Самым страшным для малыша оказывается

факт того, что мама его предала и бросила. Чтобы преодолеть детский страх,

старайтесь на первых порах раньше забирать ребенка и рассказывайте ему о

своей любви. Вскоре на смену страху придет уверенность, и спокойствие что

мама его заберет в любом случае. 3. Гнев — причина страхов ребенка, может

вырваться

наружу,

и

маленький

ребенок

превращается

в

агрессора,

манипулятора

и

даже

может

начать

драться.

Малыш

чувствует

себя

беспомощным и беззащитным в новой обстановке детского сада и потому

всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытается защитить себя и

выразить свое «я». 4. Позитивизм — обратная сторона негативных эмоций и

главный

их

гаситель.

Чем

раньше

у

ребенка

появиться

положительные

эмоции на все новое, что с ним происходит, тем легче пройдет адаптация. 5.

Социальные

контакты

легче

всего

адаптация

проходит

у

коммуникабельных малышей, которые легко идут на контакты с другими

людьми и любят общение другими детьми. Но не расстраивайтесь, если

ребенок замнут, держаться особняком и «неприступный как скала», через

время наступит так называемый период «компромиссного контакта» — это

когда ребенок начинает сначала общаться только с взрослыми. Негативные

проявления

адаптации

будут

исчезать

по

мере

того,

как

ваш

ребенок

научиться

ладить

не

только

с

взрослыми,

но

и

с

детьми

из

группы.

6.

Познавательная деятельность — идет наравне с позитивными эмоциями.

Познавательная деятельность трехлеток ассоциируется с игрой, но на фоне

изменений

ваш

маленький

активный

почемучка

может

стать

ленивым

и

потерять интерес к игрушкам и играм в целом, но это временный процесс.

Как только малыш привыкнет к новым условиям, его познавательные центы

снова активируются и стресс улетучиться. 7. Социальные навыки — под

влиянием переживаний малыш может на время забыть то, что он умел до

того,

как

пошел

в

сад.

Воспитатели

могут

выказывать

недовольство

по

поводу того, что ребенок не умеет сам раздеваться, одеваться, его надо

докармливать с ложечки, водить на горшок и.т.д. Но после того как ребенок

более-менее

адаптируется

в

новой

среде

в

саду

он

опять

вернется

к

усвоенным навыкам и к тому же легко будет запоминать новые навыки. 8.

Развитие речи — от стресса у некоторых детей может наблюдаться регресс

речевых навыков. Ребенок почти не общается с вами, отвечает однозначно,

говорит младенческими словами. Это итог тяжелой адаптации в детском саду.

Во время легкой адаптации речь ребенка не сильно меняется. Но в любом

случае, во время привыкания ребенка к новым условиям в саду словарный

запас менее активно пополняется. 9. Двигательная активность — важно не

перепутать гиперактивность ребенка, или заторможенность с темпераментом

во время адаптационного периода в детском саду. 10. Сон — в самом начале

ребенка очень сложно уговорить поспать. Как правило, ребенок отказывается

спокойно засыпать и плачет, встает в кровати, капризничает, зовет маму.

Постепенно

ребенок

начинает

привыкать

к

новому

укладу

и

начинает

засыпать в саду, но сон его может быть тревожным, малыш может просыпать

и засыпать по нескольку раз во время дневного сна. Не переживайте, как

только ребенок окончательно адаптируется в новом окружении его сон станет

спокойным и беспрерывным. 11. Аппетит — аппетит ребенка зависит от

степени тяжести его адаптации в детском саду. В самых тяжелых случаях

привыкания ребенок может либо объявить голодовку и практически ничего

не есть, либо наоборот показать «волчий аппетит» и есть много. Постепенно

аппетит ребенка должен прийти в норму что и будет явным показателем того

насколько хорошо ребенок освоился в садике. Не переживайте если на фоне

стресса ваш ребенок похудеет, как только он привыкнет к новой среде и его

аппетит вернется на круги своя, ребенок снова начнет поправляться. Отдавая

своего ребенка в садик, особое внимание уделите его здоровью. Малыш,

который часто болеет, может быть капризным, легко утомляется в новом

окружении.

Таким

детям

очень

сложно

расставаться

с

родителями,

адаптироваться к новым условиям. Особый подход требуется и к детям со

слабой нервной системой. Адаптация ребенка в детском саду с неустойчивой

психикой должна происходить постепенно с участием родителей, которым

следует очень часто хвалить и подбадривать малышей, когда те усваивают

новую информацию. Чтобы снизить напряжение необходимо переключить

внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это,

в первую очередь, игра. Такие игры как: «Наливаем, выливаем, сравниваем»,

«Рисунки на песке», «Разговор с игрушкой»

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей

являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное

восстановление

имеющихся

привычек

и

навыков,

активное

поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Советы родителям в период адаптации ребенка в детском саду.

1. Готовьте малыша к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше

хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать

там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и

стал большим и уже готов ходить в сад.

2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете крошку в саду, то

делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что

дети очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы все такие не можете

скрыть

своего

волнения,

то

поручите

отвести

Ваше

чадо

в

сад

кому-то

другому, бабушке или папе, например.

3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте

малыша домой.

4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.

5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь

уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как

цирк, зоопарк, где малыш может легко возбудиться.

6. Не стоит слишком тепло одевать ребеночка в садик.

7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.

8.

Игнорируйте

капризы

малыша,

не

поддавайтесь

его

выходкам

манипуляциям.

9.

Если

что-то

вас

беспокоит

в

психике

или

здоровье

ребенка,

то

не

откладывайте визит к врачу.

Но даже после того как вы четко следовали всем указаниям и инструкциям,

ваш малыш все равно испытывает некие трудности в привыкании к детскому

саду и новым условиям, не отчаивайтесь. Запомните одно, что никакое самое

чуткое

отношение

и

внимание

педагогов

в

саду

не

могут

заменить

материнской любви, ни новые игрушки и занятия не будут поначалу сильно

увлекать и радовать малыша более чем родная атмосфера дома и любимые

вещи, к которым он привык с младенчества. Даже самому общительному и

активному

малышу

требуется

некоторое

время,

чтобы

окончательно

привыкнуть к новому образу жизни и новым друзьям. Забирайте крошку из

сада

раньше,

восполняйте

дефицит

вашего

внимания

дома

и

терпеливо

продолжайте приобщать ребенка к социальной жизни. Если же все-таки ваш

кроха, после многих стараний, никак не может свыкнуться с садиком и новым

режимом, то стоит обратиться за советом к специалистам, и создать дома

Вашему

сыну

или

дочке

условия

приближенные

к

садику,

иногда

поступившись своими родительскими привилегиями. Желаем Вам удачи и

здоровья вашим детям!

Автор: Корниенко Тамара Александровна.



В раздел образования