"Организация проектной деятельности при взаимодействии с родителями детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Криволапова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 37 Населённый пункт: город Ангарск, Иркутской области Наименование материала: Статья Тема: "Организация проектной деятельности при взаимодействии с родителями детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Криволапова Т. А., воспитатель,
МБДОУ детский сада комбинированного вида № 37
«Организация проектной деятельности при взаимодействии с родителями
детей старшего дошкольного возраста»
«Любая реформа образования должна опираться
на личность человека»
Мария Монтессори
В данный период времени дошкольное образование находится на этапе активного
реформирования, перехода к новому качественному образованию – внедрения ФГОС.
Одним
из
требований
к
психолого-педагогическим
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
является: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления
полноценного
развития
каждого
ребёнка,
вовлечение
семей
воспитанников
непосредственно в образовательный процесс.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается
актуальным
вопросом.
Одна
из
сторон
этого
вопроса
-
поиск
рациональных
путей
взаимодействия,
где
значение
слова
“взаимодействие”
объясняется
как
«взаимная
поддержка, совместные с кем-либо действия, в результате которых все стороны получают
ту или иную выгоду».
Изучив методическую литературу по данной теме, мы предположили, что метод
проектной деятельности можно представить как способ организации педагогического
процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей.
В
проектной
деятельности
можно
объединить
содержание
образования
из
различных
областей
знаний,
кроме
того,
открываются
большие
возможности
в
организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов
и родителей.
Проекты помогают развивать:
- творческие способности детей;
- умение наблюдать, слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон, комплексно;
- воображение, внимание, память, речь;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
В основе организации проектной деятельности
при взаимодействии с родителями
детей лежат концепции, предлагаемые Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Т.С. Лагоды как
поэтапной
практической
деятельности
по
достижению
поставленной
цели,
а
так
же
Н.Е.Вераксы, А.Н.Вераксы.
Организация проектной деятельности с детьми
В практике, метод проектной деятельности, мы реализуем в работе со старшими
дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием,
наблюдательностью,
способностью
к
началам
анализа,
синтеза,
самооценке,
а
также
стремлением к совместной деятельности.
Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
1.
Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее
актуальность:
«Что
мы
знаем?»,
«Что
мы
хотим
узнать?»;
определяет ся
продолжительность проекта.
2.
Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем
план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в
заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?»:
К кому обратимся за помощью;
В каких источниках можно найти информацию;
Что мы можем получить в результате поиска.
3.
Этап
сбора
информации.
Целью
данного
этапа
является:
формирование
представлений
детей старшего
дошкольного
возраста об
окружающем
мире методом
проектной
деятельности.
Для
достижения
поставленной
цели
проводится
ряд
мероприятий, в зависимости от темы проекта:
Размещение материала на информационном поле;
Создание предметно - развивающей среды;
Экскурсии;
Беседы;
Наблюдения;
Развивающие игры и упражнения;
Опыты, экспериментирование и т. п.
4.
Этап
обобщения
информации.
Данный
этап
подразумевает
объединение
собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы
использовуем следующие способы обобщения:
Оформление альбомов;
Создание книг по теме;
Создание макетов;
Организация выставки работ;
Проведение развлечений;
Презентация
проектов
по
проведенным
исследованиям
с
детьми
и
родителями в детском саду.
5.
Рефлексивный
этап :
«Что
нового
мы
узнали?»
-
заключительный
этап
проекта,
на
котором
мы
оцениваем
результаты
нашей
совместной
работы,
выявляем
полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.
Существует
множество
разнообразных
тем,
на
которые
детям
хотелось
бы
поразмышлять,
ответить
на
интересующие
их
вопросы.
Выбирая
темы
проекта,
мы
основывались на комплексно-тематическом планировании ДОУ, а также на интересах и
потребностях детей старшего дошкольного возраста. В нашей практике были реализованы
проекты на темы: «Что нам дарит Осень», «По улицам нашего города»,
«Я - житель
планеты Земля!», «Секреты нашей планеты», «Растем здоровыми!», «Животные нашего
края», «Зимующие птицы» и др.
Взаимодействие с родителями
Повысить компетентность родителей воспитанников в данном
вопросе,
нам
удалось посредством следующих форм сотрудничества с родителями:
Познавательного
семинара-практикума
на
тему
«Организация
проектной
деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители
познакомитлись с методом проектной деятельности, осознали значимость данного метода
в
развитии
познавательных
способностей
детей:
наблюдать,
описывать,
сравнивать,
строить предположения и предлагать способы их проверки;
Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей»,
где родители самостоятельно подбирали информацию, предлагали разнообразные темы
проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
Мастер-классов,
на
которых
родители
делились
собсвенными
опытами,
высказывали свои предположения, предлагали пути реализации будущих проектов. Также,
проводились мастер-классы родителей,
организованные в совместной деятельности с
детьми: «Веселые опыты», «Умелые пальчики», «Игры и эксперименты на кухне».
На
информационном
стенде
для
родителей
размещается
информация,
отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи
ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.
Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации,
проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты
которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги,
альбомы,
сообщения,
модели
и
т.д.
Многие
родители
с
интересом
помогают
детям
презентовать собранную информацию в группе.
Данные формы позволили:
установить
партнерские
отношения
с
семьями
каждого
вос питанника,
объединив усилия педагогов и родителей для развития детей;
создать
атмосферу
общности
интересов,
эмоциональной
под держки
и
взаимопомощи в отношениях «родители – дети – педагог»;
активизировать готовность и желание родителей воспитанников учавствовать в
реализации проектного метода;
поддержать
уверенность
родителей
в
собственных
педагогических
возможностях, осознать свою роль в образовательном процессе.
Вывод
В заключение хочется сказать, что метод проектной деятельности – один из самых
эффективных
методов
работы
с
детьми,
соответствующий
требованиям
нового
качественного
образования,
который
позволяет
ненавязчиво
вовлечь
родителей
воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников.
Литература
1. Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения», - М.: АРКТИ, 2004 г
2. В.Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников»,- Волгоград:
Учитель, 2011г
3. «Управление дошкольным образовательным учреждением» - журнал , № 4, 2004
г
4. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Организация проектной деятельности в детском
саду», - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г
6.
Деркунская
В.
А.
«Проектная
деятельность
дошкольников»
-
Учебно-
методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
7.
Захарова М. А. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» -
Издательство: Школьная пресса, 2010 г.