Напоминание

Урок русского языка.4 класс.Тема: "Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану".


Автор: Мухина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов,
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 7,
Населённый пункт: город Чехов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка.4 класс.Тема: "Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану".
Раздел: начальное образование





Назад




Мухина Лариса Павловна,

учитель начальных классов,

первой кв. категории,

МБОУ гимназии № 7,

г. Чехов, Московской области

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по

коллективно составленному плану». УМК «Школа «России»

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические

задачи

Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать

умения членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения

элементы текста; дать возможность учащимся проявить творческие способности; содействовать воспитанию интереса

к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные

результаты

Познакомятся с текстом В. Железникова; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок

и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять

текст по его началу и по его концу; составлять план текста; записывать текст по плану

Метапредметные

УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять

информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным

опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари;

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно

способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки; понимать точку зрения другого

Личностные

результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные

ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и

этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на

уроке

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация

знаний.

Проверка

домашнего

задания (учебник,

упражнение 135).

Проверяет домашнее задание.

Проводит беседу о проделанной

работе.

– Прочитайте отрывки из

письменных работ

третьеклассников.

– Правильно ли в предложениях

использованы местоимения?

Прочитайте отредактированные

предложения.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной дома работе.

Читают предложения.

Началось классное собрание. Иванова Дениса избрали

председателем собрания, но он отказался.

Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли

к сену и стали его есть. Животные были спокойны. Их

охранял старый лось.

Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку,

с которой сразу посыпался снег.

Проверка:

-синтаксического разбора предложения.

Лосята увидели в лесу стог сена. (Повествовательное,

невосклицательное, простое, распространенное.)

- звуко-буквенный разбора слова «белка».

Выдвигать гипотезу и

обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного

жизненного опыта. Слушать

в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную цель и

задачу. Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу

полученного

задания.

Осознанно

и произвольно строить

речевое высказывание

в устной

форме

Минутка

чистописания.

Работа над

словами по

изучаемой теме.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Продолжите ряд однокоренных

слов.

– Спишите предложение,

вставляя пропущенные

орфограммы. Выделите

окончания имен прилагательных,

обозначьте падеж.

Организует работу над

местоимениями.

-Подчеркните местоимения.

- Дайте характеристику

местоимению по выбору.

Выполняют чистописание.

Если ты нашел настоящего друга и поёшь с ним песню –

значит, у тебя есть всё, что нужно

для полного счастья.

ты, с ним, у тебя

Продолжение табл.

1

2

3

4

III.

Сообщение

темы

урока.

Определение

целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы,

предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные

слова.

– Сегодня на уроке будем учиться писать

подробное изложение на основе зрительного

восприятия текста по коллективно составленному

плану

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы

учителя, формулируют цель урока. Под

руководством учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться писать

подробное изложение

Принимать

и сохранять учебную

цель

и задачу

Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Подготовка к

восприятию

текста.

Знакомство

с биографией

писателя

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ

сопровождает показом портрета автора произведения.

Владимир Карпович Железников – известный детский писатель

и

кинодраматург.

Родился

в

1925

году.

Первую

часть

своей

жизни – детство – много путешествовал.

Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла

место

жительства.

Мелькали

города

России,

Белоруссии,

Прибалтики…

Первая книга Железникова – сборник рассказов «Разноцветная

история» – вышла в 1957 г, в то самое время, когда ее автор

только что окончил Литературный институт имени М. Горького.

Созданные им шедевры детской литературы – повести «Чудак из

шестого “Б”» (1962) и «Чучело» (1975) – обрели вторую жизнь

как

классические

кинофильмы

«Чудак

из

пятого

“Б”»

и

«Чучело». При этом роль Железникова в успехе обеих картин

немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и

сценариев этих фильмов

Слушают рассказ учителя,

рассматривают фотографии, портрет

писателя, задают вопросы о его

творчестве

Осуществлять анализ

объектов

V. Чтение

и анализ текста.

Организует работу над текстом. Задает вопросы.

– Вспомните о весеннем и добром празднике мам, бабушек,

подружек, дорогих для вас женщин. Как вы их поздравите?

Отвечают на вопросы. Определяют

тему и основную мысль текста.

Подбирают заголовок. Указывают тип

текста.

Осознанно

и произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Почему Международный женский день празднуют именно

8 марта?

– Это первый праздник весны – самого прекрасного времени

года. Восьмого марта мы всегда поздравляем наших мам,

бабушек, которые так много времени уделяют нашему

воспитанию, а также сестричек и знакомых девочек. В этот

день мужчины поздравляют своих жен и мам, дочерей, дарят

им цветы.

обосновывать свое мнение.

Согласовывать усилия по

решению учебной задачи.

Осуществлять анализ

с целью нахождения

соответствия заданному

эталону. Строить

монологические

высказывания. Адекватно

использовать речевые

средства для решения

различных

коммуникативных задач.

Делать выводы, извлекать

информацию из различных

источников.

Работа по

учебнику

(упражнение

138)

– Предлагаю вам познакомиться с текстом В. Железникова.

Он написал рассказ о ваших сверстниках. Наша задача –

проанализировать текст.

– Как вы думаете, какой это тип текста?

– Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

– Докажите, что это повествовательный текст.

– Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого

последовательно сменяют друг друга.

– О чем говорится в тексте? Определите его тему.

– Какова главная мысль текста?

– Сколько частей (абзацев) в этом тексте?

– Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая

мысль?

– Это текст повествовательный.

– В тексте-повествовании говорится о

сменяющих друг друга действиях, о

последовательных

событиях. Действия сменяют друг друга.

К такому типу текста можно поставить

вопрос: что происходит сначала, потом и

в конце?

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Определите мысль каждого абзаца.

– Какой день наступил?

– Что подарил маме папа?

– Как Витя поздравил маму?

– Что написал Витя маме?

– Что предложила мама Вите?

– Как Витя поздравил Лену?

– Что думала Лена, когда несла три веточки мимозы

домой?

– Наступил день 8 Марта.

– Папа подарил маме огромный букет мимозы.

– Витя поздравил маму открыткой.

– Он написал «Дорогая мамочка, поздравляю тебя

с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя

слушаться».

– Мама предложила подарить несколько веточек

мимозы Лене Поповой.

– Витя подарил цветы и убежал.

Планировать свое

действие

в соответствии с

поставленной задачей

и условиями ее

реализации

– Лене казалось, что в этих цветах отражается

солнце.

VI. Лексико-

орфографи-

ческая подго-

товка

Организует лексико-орфографическую работу

по тексту изложения.

Предлагает учащимся текст с пропущенными

буквами на карточке или на интерактивной

доске.

– Восстановите текст. Вставьте пропущенные

буквы и объясните их написание.

– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы

стремимся не допускать повторов. Предлагаю

подобрать синонимы к слову «мимоза».

На практике применяют способы действия по

правилу, пользуются алгоритмическими

предписаниями, инструкциями. Вставляют

пропущенные буквы в предложенный учителем

текст. Выполняют аналитико-синтетические

упражнения, работают со словарями.

Подбирают синонимы к словам.

Мимоза – цветы

Понимать

на слух ответы

одноклассников.

Слушать собеседника

VII. Устное

изложение

(пересказ)

текста.

Написание

изложения

Организует устное изложение текста.

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст

и в дальнейшем писать его по плану, необходимо

выбрать слова-помощники – опорные слова.

Подберите вместе опорные слова к каждой части

плана.

Называют опорные слова по тексту.

Несколько учеников пересказывают текст

изложения

Делать выводы,

извлекать

информацию

из различных

источников

1

2

3

4

– Перескажите текст по плану, используя опорные слова.

– Напишите изложение по плану (для отдельных-карточка)

VIII. Итог

урока.

Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения

заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы

внимательно послушаем и проанализируем.

– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту

передать содержание рассказа?

– Кому удалось последовательно построить предложения,

избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их

устранению вы бы хотели дать?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Проговаривают цель урока, определяют,

достигнут результат или нет,

высказываются о трудностях, с которыми

встретились на уроке

Строить понятные для

собеседника

высказывания.

Осуществлять

самоконтроль учебной

деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание.

Формулирует задачи выполнения упражнения,

дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание №137, с.65, составить текст-

Внимательно слушают, задают уточняющие

вопросы

Принимать учебную

задачу, планировать ее

выполнение

поздравление к празднику 8 Марта



В раздел образования