Автор: Якубова Ольга Валентиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: пос. Алмазный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся через приобщение к декоративно-прикладному творчеству
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся через приобщение к
декоративно-прикладному творчеству.
Работу подготовила:
Якубова Ольга Валентиновна
Должность: учитель технологии
Место работы:
МБОУ "Средняя
общеобразовательная школа №4» п.
Алмазный, Мирнинский р-он, РС
(Я)
Николай
Васильевич Шелгунов
русский публицист
и
литературный
критик
сказал
«Детство
есть
та
великая
пора
жизни,
когда
кладется
основание всему будущему человека».
У каждого ребенка есть задатки творческих способностей, кто-то поет,
кто-то танцует и рисует, но далеко не всем детям удается развить их в
способности и одаренность. Помочь в этом ребенку могут, кружки детского
творчества. Они не только помогают ребенку найти себя и свое призвание, но
и обрести множество полезных качеств. Мы представляем вашему вниманию
результаты работы кружка декоративно-прикладного искусства «Фантазия»
под руководством Якубовой Ольги Валентиновны. И так же в рамках своего
выступления хотим провести мастер класс по обучению технике декоративно-
прикладного искусства point-to-point или точечная роспись.
Декоративно
-
прикладное
творчество
по
своей
природе
богато
и
разнообразно.
Оно
воспитывает
чуткое
отношение
к
прекрасному,
способствует
формированию
творческой
гармонично
развитой
личности.
Декоративно-прикладное творчество по своему происхождению – искусство
народное.
Народ
создает
вещи,
народ
находит
им
нужную
форму
и
выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения
передаетв наследство.
Социально
–
экономическая
ситуация
в
нашей
стране
требует
от
людейтворческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек,
обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем,
будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и
социального общения. Полученные знания и умения позволяют преодолевать
психологическую инертность, развить творческую активность, способность
сравнивать,
анализировать,
планировать,
ставить
внутренние
цели,
стремиться к ним.
Форма проведения занятий кружка – «Творческая комната». Методика и
организация
этой
комнаты
позволяет
привлечь
многих
учащихся
разных
возрастов
к
самым
различным
видам
самостоятельной
творческой
деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного
времени. В «творческую комнату» может прийти ученик любого возраста,
независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного
года
и
включиться
в
работу,
установить
свой
ритм
выполнения
работы.
Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься столько,
сколько захочет и по любой из предложенных тем. В течение года у ребят
поддерживается интерес к самостоятельной работе. Если у ребят интерес к
теме
угасает,
то
она
заменяется
на
другую.
В
программе
выделены
следующие направления:
Работа с бросовым материалом;
Работа в технике декупаж;
Работа в технике точечная роспись;
Работа в технике пейп-арт;
Лепка;
Квиллинг;
Работа с бумагой.
Творческие способности в процессе занятий декоративно-прикладным
искусством развиваются
в
разных
направлениях:
мы
создаем
эскизы,
продумываем элементы узора, соответствующим образом располагаем их,
создаемпредметы декоративного
характера,
в
процессе
работы
мы
знакомимся
с
основами
цветоведения,
что
положительно
влияет
на
воспитание
хорошего
вкуса,
учимсянаходить способы
изображения
и
оформления предмета, переносимзадуманный декоративный узор на изделие.
Очень часто мы используем готовые шаблоны и трафареты из сети Интернет,
но
они
не
всегда
могут
подходить
по
размеру
или
используется
только
фрагмент рисунка. В реализации задуманного нам помогают компьютерные
программы.
В
них
мы
можем
создавать
коллажи
для
работ
и
задавать
соответствующий размер изображению.Так же на кружке мы узнаем о новых
техниках
и
материалах
–
доступных
и
не
очень.
Это
способствует
нахождению новых идей и реализации задуманного.
На занятиях кружка у ребят пробуждается вера в свои способности, свою
неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и
красоту,
приносить
людям
радость.
Разная
организация
занятий,
использование наглядного материала, художественного слова и музыки - все
это
помогает
нам
попасть
в
необычный
мир
искусства,
приобщиться
к
художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.
Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в школе и в
поселке, успешное участие наших школьников в конкурсах декоративно-
прикладного творчества разного уровня. Мы принимали участие в научно-
практических конференциях, конкурсе социальных проектов «Я-гражданин»,
где заняли второе место. Так же мы организуем мастер классы для ребят не
посещающих кружок. Это бывает приурочено к каким-либо праздникам. С
целью изготовления сувениров и подарков.
Традиционно, в конце учебного года на мероприятии чествования всех
ребят
достигших
успеха
в
текущем
учебном
году,
руководитель
нашего
кружка,
так
же
подводит
итоги
всейработы
год.
И
девочки,
активно
принявшие участие в творческой жизни нашего кружка получают поощрение.
Это способствует привлечению к занятиям декоративно-прикладным искус-
ством новых школьников.
Итак.
Работа
в
кружке
«Фантазия»
позволяет
нам
подчеркнуть
свою
индивидуальность.
Каждая
работа
–
неповторимый
шедевр.
Даже
если
попросить
нескольких
человек
сотворить
что-либо
по
одной
и
той
же
выкройке, схеме и пр., результат работы будет поразительно отличаться. И
даже
не
столько
за
счет
разного
уровня
мастерства,
сколько
за
счет
индивидуального
видения
и
вложения
частицы
души.
Поэтому
в
собственноручно созданной вещи вы всегда будете выделяться среди других
людей.
Практически в любой момент человек, занимающийся рукодельем, готов
сделать небольшой подарок другим людям.
Нам прививают любовь к прекрасному и умение работать руками, головой и
сердцем одновременно. Для успокоения. Многие рукодельницы говорят, что
сам процесс работы над очередной вещью их успокаивает. Некоторые даже
сравнивают это с медитацией. В последнее время благотворное влияние
рукоделия
на
человека
подтверждают
даже
врачи.
Тем
более
в
наше
непростое время жизнь такая стремительная и мы часто испытывают стрессы
и нагрузки посильнее, рукоделие просто необходимо!
Кружок
«Фантазия»
работает
в
школе
уже
много
лет
по
четырем
направлениям: массовое приобщение школьников к искусству, выявление и
развитие
творческих
способностей
школьников
через
изготовление
предметов интерьера и сувениров; приобщение к занятиям творчеством детей
«группы риска»; и «одаренные дети». Презентация творческих способностей
ребят через участие в выставках и конкурсах различного уровня.