Автор: Волошенко Вероника Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Карымская СОШ
Населённый пункт: с. Карымск, Иркутская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики"
Раздел: полное образование
Педагогический проект «Гражданско-патриотическое воспитание
подрастающего поколения средствами музейной педагогики»
Выполнила: Волошенко Вероника Юрьевна,
учитель истории и обществознания МКОУ Карымская СОШ,
Иркутской области, Куйтунского района, с.Карымск
1
Иркутск 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..3-5
Глава1. Теоретические основы гражданского
и патриотического воспитания как части воспитательной программы по форм
ированию общечеловеческих ценностей………………………………………5-12
1.1. Место
патриотического и гражданского во сп и т а н и я
в
с т р у к т у р е
воспитания общечеловеческих ценностей……………………………………..5-9
1.2. Роль музеев в воспитательной деятельности общества…………………9-12
Глава
2.
Педагогический
проект
«Гражданско-патриотическое
воспитание
подрастающего поколения средствами музейной педагогики»……………..12-20
2.1.Описание
проекта
«Гражданско-патриотическое
воспит ание
подрастающего поколения средствами музейной педагогики»…………….12-16
2.2.Описание практической реализации проекта «Гражданско-патриотическое
воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики.16-20
Выводы……………………………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….20-21
Список литературы…………………………………………………………………22
2
Введение
В
последние
годы
идет
переосмысление
сущности
патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент.
При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре
малой Родины.
Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом
воспитании
зафиксирована
и
в
государственной
программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа
определяет
содержание
и
основные
пути
развития
системы
патриотического
воспитания
и
направлена
на
дальнейшее
формирование
патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из
основ духовно-нравственного единства общества.
Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных
учреждений
признается
гражданско-патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения.
Проведенное
среди
детей
и
родителей
нашей
школы
анкетирование
показывает:
-
у
40
%
школьников
отсутствует
познавательный
интерес
к
истории
и
культурному наследию края;
- у 30 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, края;
-
90
%
родителей,
проживающих
в
сельской
местности,
не
имеют
возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости, низкого
уровня доходов, низкого культурного и образовательного уровня;
- 60 % родителей затрудняются в знании истории родного края;
- 40 % родителей не знают и не хотят знать историю нашего края.
Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем с уверенностью сказать,
что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами
«Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность», и какие
именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой
для своей страны.
Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но
на
практике
видно,
что
уровень
патриотического
воспитания
низкий.
Очень
важными
для
воспитания
патриотических
чувств
являются
исторические
и
краеведческие
знания.
Знание
истории
необходимо
для
формирования
гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и
Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Школьный
музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и гражданственности
обучающихся
и
помогает
воспитывать
в
наших
детях
чувство
достоинства
и
3
гордости,
ответственности
и
надежды,
раскрывает
истинные
ценности
семьи,
нации
и
Родины.
Культурное
наследие,
оставленное
предшествующими
поколениями, бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. Поэтому
в
современном
мире
укрепляется
понимание
важности
сохранения
культурно-
исторического
наследия.
Музей
открывает
широкое
поле
деятельности
для
учащихся и педагогов нашей школы и всех неравнодушных к истории нашего края
людей.
Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в
настоящее время, когда идет процесс, определяемый культурологами и философами
как формирование "второго осевого времени". Сопровождаемый болезненными
явлениями:
разрушением
духовных
ценностей,
"крушением
гуманизма",
снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом
семейных традиций, он отрицательно сказывается на внутреннем мире ребенка.
Возникающую
потребность
в
дополнительных
источниках
восстановления
гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей - уникальное
историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство,
обладающее
огромными
компенсаторными
и
адаптационными
возможностями.
Особенно это важно в работе с "проблемными" детьми.
Исключительная особенность школьного музея состоит в том, что созданный
и действующий в образовательном пространстве школы, он, прежде всего, должен
реализовывать задачи обучения школьников, получения и накопления ими новых
знаний,
служить
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Объект:
данного
исследования
является
музей
как
социокультурный
институт, включающий в сферу своей деятельности патриотическое воспитание
подрастающего поколения
Предмет:
процесс
формирования
патриотических
чувств
школьников
средствами
экскурсионной
и
исследовательской
деятельности
в
рамках
школьного музея Карымской средней общеобразовательной школы.
Гипотеза
:данный
процесс
формирования
патриотических
чувств
позволит
усовершенствовать
деятельность
патриотического
воспитания
подрастающего поколения, через музей как социокультурный институт
Цель
проекта: создание
эффективных условий для формирования гражданско-
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
средствами
музейной
педагогики
Задачи:
1. Изучение проблемы в теории и практике.
2. Выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников.
3.
Отработка
содержания
деятельности,
наиболее
эффективных
форм
и
методов
воспитательного
воздействия
на
обучающихся. Использование
современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ.
4. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и
духовно-нравственных
ценностей
родного
края,
развитие
навыков поисковой,
исследовательской деятельности, экспозиционной и экскурсоводческой работы.
4
5.
Повышение
информированности
и
формирование
у
подрастающего
поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через
использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы.
6. Расширение и укрепление связи и отношений школы с учреждениями
дополнительного
образования,
культуры,
ветеранскими
организациями
села,
района.
7.
Вовлечение
в
систему
гражданско-патриотического
воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей
обучающихся.
8. Активизация детской общественной организации – Совета музея.
9. Повышение авторитета музейной педагогики в школе.
10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и
распространение опыта работы по теме проекта.
Практическая значимость проекта: заключается в том, что в школьном
музее
происходит
обучение
и
воспитание,
пропаганда
знаний
о
природе
и
обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе
подлинных
памятников
материальной
и
духовной
культуры
народов.
Именно
подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую
убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь
идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более
чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и
эмоционально выразительных сведений.
Глава1. Теоретические основы гражданского
и патриотического воспитания как части воспитательной программы по форм
ированию общечеловеческих ценностей
1.1. Место
патриотического и гражданского во сп и т а н и я
в
с т р у к т у р е
воспитания общечеловеческих ценностей.
Патриотическое
воспитание
-
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины,
т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены
следующими признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский
долг,
гражданская
ответственность),
правовой
(правовая
культура,
соблюдение
законов
государства,
личная
свобода);
социально-политический
(гражданское
общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм). Одним из
важнейших условий развития личности является воспитание граждан правового,
демократического государства, способных к социализации, уважающих права и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью,
проявляющих
национальную
терпимость,
уважительное
отношение
к
языкам,
традициям
и
культуре
народов.
Нравственное
воспитание
понимается
сегодня
как
педагогическая
деятельность
по
формированию
знаний,
чувств,
оценок,
правильного
поведения.
Нравственным
считают
того,
для
кого
нормы
морали
выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Сегодня
эффективность процесса обучения и воспитания личности во многом зависит и от
5
совершенствования структуры понятий, используемых в системе воспитательного
процесса
общества,
выявления
сущностных
характеристик
этих
понятий,
определения из взаимоотношений друг с другом, определения их взаимоотношений
и
взаимоподчиненности.
Качеств
личности,
которые
отражают
степенно
приближенности
личности
к
общественному
идеалу,
нравственно
воспитанной
личности
достаточно
много,
поэтому
целесообразно
их
классификация
по
определенным признакам. Таким образом, в нравственное воспитание включает в
себя составной частью гражданское воспитание, которое пронизывает все сферы
воспитательных
конструкций
общества.
Под гражданским
воспитанием О.
С.
Гаманин понимает формирование гражданственности как интегративного качества
личности,
позволяющего
человеку
ощущать
себя
юридически,
социально,
нравственно
и
политически
дееспособным.
К
основным
элементам
гражданственности
Н.А.Бердяев
относит
нравственную
и
правовую
культуру,
выражающуюся
в
чувстве
собственного
достоинства,
внутренней
свободе
личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к
государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном
сочетании
патриотических,
национальных
и
интернациональных
чувств.
Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а
правовая
культура
выступает
в
качестве
субъективной
основы
и
предпосылки
существования правового государства, для которого характерна высокая степень
востребованности
гражданских
качеств
людей.
Воспитание
гражданственности
личности
определяется
не
только
субъективными
усилиями
воспитателей,
но
прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии,
гуманности.
Основные
черты
гражданского
облика
личности
закладываются
в
детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобщаемого в
семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей
жизни
человека.
В
Российской
педагогической
энциклопедии
основная
цель
гражданского воспитания звучит, как воспитание в человеке нравственных идеалов
общества, чувства любви к Родине, стремлению к миру, потребности в труде на
благо
общества.
Сознание
человека,
с
ответственностью
выполняющего
свой
гражданский долг и понимающего, что от него зависит не только собственная
жизнь, но и судьба близких людей, всего народа, и определяет его социальное
поведение,
является
существенным
условием
существования
демократического
общества.
Гражданское
воспитание
утверждает
гуманный
подход
к
развитию
личности
человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их
удовлетворения в процессе преодоления отчужденности личности от институтов
власти, и определении приоритетов в пользу образования и культуры. Гражданское
воспитание
тесно
связано
с
нравственным
воспитанием.
Соотношение
нравственного и гражданского воспитания изучалось ещё в античной готике. Так,
Платон считал одной из функций государства воспитание «хороших граждан»,
которые
не
будут
нуждаться
в
законах,
поскольку
с амо стоятельно
смогут
регулировать своё поведение. В трактатах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея,
что
только
у
свободных
народов
осуществляется
подлинно
гражданское
воспитание, дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния,
достойных граждан. В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в
процессе
развития
человека
ставили
В.
Г.
Белинский,
А.
И.
Герцен,
Н.
А.
Добролюбов, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др. К. Д.
Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма
6
(любви к Родине, национального самосознания). Российская педагогическая школа
считала, что чувства национального патриотического самосознания человека и его
любви
к
Родине
составляют
нравственную
основу
личности
гражданина,
рассматривая
патриотическое
воспитание
как
политическое
формирование
человеческих
качеств
и
относя
патриотическое
воспитание
к
нравственному
воспитанию.
Одно
из
условий
формирования
патриота--
воспитание
правдой.
Только
активная
информация
воспринимается
учащимися
как
явление
действительности
и
соотносится
с
реальной
практической
деятельностью
школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде.
В содержание патриотического воспитания интегрируются этические, правовые,
политические, экономические, экологические и другие знания. Одно из основных
направлений
работы
по
патриотическому
воспитанию
--
формирование
опыта
гражданского
действия,
позволяющего
учащимся
практически
реализовывать
важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать
линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе. Источниками
социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, которые
вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные,
исторические
образы,
и
способствуют
развитию
эмоциональных
основ
патриотически-воспитанной личности. Другим важным источником социального
опыта
является
труд.
Патриотическое
воспитание
и
трудовое
воспитание
составляют
две
стороны
одного
процесса
развития
личности.
Школьникам
необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные
результаты,
создающая
возможности
для
самостоятельности
и
творчества.
Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не
только в школьную жизнь, но и окружающую их социальную среду. В современных
условиях важным качеством патриота становится способность к самоопределению,
благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е.
в
условиях
свободы
и
ответственности.
Достижения
современной
науки
свидетельствуют
о
том,
что
только
в
социальной
среде
в
процессе
целенаправленного
патриотического
воспитания
происходит
действенная
выработка программ социального поведения человека, формируется человек как
личность, как гражданин. Причем социальная обусловленность развития личности
носит
конкретно-исторический
характер.
Но
социально-историческое
формирование
гражданско-патриотической
позиции
не
представляет
собой
пассивного
отражения
общественных
отношений.
Выступая
и
субъектом,
и
результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные
общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя
в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно
организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его
как патриота и гражданина потребность в благе общества, государства, в котором
он
существует.
Однако
гражданско-патриотическое
формирование
личности
не
равно просвещению. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная
внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических
воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной
практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики
воспитания
личности
ребенка
может
быть
ориентирована
двояко.
Один
тип
направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому
типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под
7
уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация
воспитания
ни
в
коей
мере
не
соответствует
целям
построения
гуманного
общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания
человека.
Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой
развертываются
многоплановые
отношения,
закрепляет
формы
общественного
поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными
образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и
регулирующих взаимоотношения детей. "Теория воспитания", указывает на такой
важнейший
психологический
механизм,
как
создание
правильного
сочетания
"понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении
вовремя
придать
более
высокое
значение
успешному
результату
деятельности,
чтобы
этим
обеспечить
переход
и
к
более
высокому
типу
реальных
мотивов,
управляющих
жизнью
личности.
Так,
дети
подросткового
возраста
знают
о
наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества.
Но
лишь
включение
в
социально
признаваемую
деятельность
превращает
эти
"понимаемые" мотивы в реально действующие. Главная цель развития личности -
возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и
возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти
качества
невозможны
без
участия
других
людей,
они
невозможны
путем
противопоставления
себя
людям,
они
абсолютно
невозможны
в
изоляции
и
противопоставлении
себя
обществу,
без
обращения
к
другим
людям,
предполагающего
их
активное
соучастие
в
этом
процессе.
Таким
образом,
основными
психологическими
качествами,
лежащими
в
основании
развитой
личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное
принятие
идеалов
общества,
превращение
их
в
глубоко
личные
для
данного
человека
ценности,
убеждения,
потребности.
Воспитание
патриотизма
требует
организации
системы
многопланового
детского
коллектива,
системы,
а
не
конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное
включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в
системе
именно
такого
специально
заданного
многопланового
коллектива
при
соподчиненности
целей
каждого
конкретного
коллектива
решению
общих
социально
значимых
задач.
Необходимо
подчеркнуть,
что
воспитание
детей
в
коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это
не
один
из
ряда
важных
воспитательных
принципов,
а
особый,
качественно
своеобразный
подход
к
формированию
растущего
человека
как
личности.
Подводя итоги этой
части,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
патриотическое
воспитание
понимается
нами
как,
гражданский
долг,
ставший
нравственным
принципом, осознанной готовностью, решимостью действовать во имя интересов
общества,
личности,
проявляющейся
в
побудительном
мотиве
к
деятельности.
Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы: 1.
Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие как
активность,
честность,
скромность,
ответственность,
богатство
эмоциональной
жизни, гражданское достоинство и др.
2. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности
национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав
8
гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и
т.д. 3. Мотивационная сфера, в которую
входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к
государству,
потребность
в
гражданских
поступках,
гражданская
позиция…
Патриотическое
воспитание
выступает
как
определяющая
характеристика
гражданских
отношений
и
нравственного
воспитания.
Поэтому
процесс
патриотического
воспитания
должен
идти
по
пути
выработки
позитивного
отношения
к
деятельности
опосредованной
определенными
ценностями:
государству,
законам,
членам
общества,
другим
государствам
и
народам,
собственности,
труду,
культуре
своего
народа,
природе.
Чувство
патриотизма
многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой
народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и
приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание
включает
решение
целого
комплекса
задач:
любовь
и
привязанность
к
семье,
детскому
коллективу,
школе,
городу,
родному
краю,
государству,
бережное
отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие
интереса
к
русским
традициям
и
промыслам,
формирование
знаний
о
правах
человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к
другим народам, их традициям.
1.2. Роль музеев в воспитательной деятельности общества
Еще
в
начале
XIX
в.
швейцарский
педагог
И.Ф.
Гербарт
(1776-1841)
писал:
«Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное
образование (или образование без характера) без обучения есть цель, лишенная
средств».[14,C.199]
Два
прошедших
века
прогрессивные
педагоги
мира
продолжали настаивать на недопустимости разделения воспитания и образования.
Сегодня спор этот до конца не решен, но большинство музеев (комплексных,
мемориальных,
литературных,
исторических,
детских)
ставят
перед
собой
образовательно-воспитательные цели, на практике соединяя в процессе музейной
коммуникации, разделенные искусственно школьной образовательной системой,
взаимодополняющие
друг
друга
понятия.
Известные
педагоги
и
философы
не
конкретизировали
проблемы
взаимодействие
музейной
среды
и
школьной
аудитории. Но внимательное прочтение идей ведущих ученых Европы достаточно
точно выявляет роль музеев едином информационно-коммуникативном процессе
общества. Рассмотрим несколько примеров.
К.
Д.
Ушинский
(1824-1870)
в
самой
ранней
своей
работе
«О
камеральном
образовании» писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не
наше
понятие
о
ней».[33,
C.219]
Суть
высказывания
подтверждалась
и
дальнейшими
работами
русского
педагога.
Исходя
из
психологических
особенностей
детского
возраста,
К.
Д.
Ушинский
большое
значение
придавал
принципу
наглядности:
«Дитя
мыслит
формами,
красками,
звуками,
ощущениями…, наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и
словах,
а
на
конкретных
образах».
Гносеологическая
составляющая
принципа
наглядности
расшифровывалась
в
непосредственном
восприятии
предмета,
который являлся единственным материалом, над которым и посредством которого
9
работает мыслительная способность, детская особенно. К. Д. Ушинский предлагал
изучать предмет (вещь) не изолированно, а всесторонне, со всеми отношениями, в
которые
могла
поставить
их
действительность.
Именно
это
давало
опору
для
осмысленного,
основательного
и
прочного
усвоения
информации.
Принцип
наглядности,
введенный
в
практику
просветительской
деятельности,
мог
реализовываться
различными
методическими
приемами.
Одним
из
таковых
становится
музейная
среда.
Симптоматично,
что
именно
в
XIX
веке,
на
пике
развития различных педагогических школ, «случился» первый «музейный бум»,
начался бурный расцвет музейного дела. Музей в это время становится центром
популяризации
культурологических
и
естественнонаучных
ценностей.
Музеи
становятся
как
центрами
популяризации
знания,
так
и
образовательно-
исследовательскими центрами. Уже в середине XIX в. развитие исторической науки
и урбанизированной культуры приводит общество к осознанию того факта, что
именно
музей
является
наиболее
приемлемой
формой
сохранения
и
передачи
цивилизационного
опыта.
Это
приводит
к
формированию
четкой
музейной
политики в направлении передачи знания. Принцип наглядности столь прочно
вошел в ткань российской научной мысли, что естественным образом вплетался в
различные
сферы
культуры
России.
Первый
представительный
национальный
музей,
собирающий,
хранящий
и
демонстрирующий
памятники
отечественной
истории и культуры Государственный исторический музей (1873 г.) определил
своей
целью
-
служить
наглядной
историей,
быть
полезным
пособием
для
любителей истории и катехизисом самосознания. В биографии Н. Ф. Федорова
прослеживаются два факта, которые и сформировали взгляды ученого, осознание
полноты которых общество стало понимать только в конце XX века. В начале
своего профессионального и философского пути Н. Ф. Федоров:· с 1851 по 1869 гг.
учительствовал в уездных училищах Тамбовской губернии (история и география).
В это время формируется его система мышления: главная его идея - располагать все
предметы, события, достижения культуры в системные миры · в 1869 г. стал
помощником библиотекаря московской Чертковской библиотеки. С 1874 г. стал
работать в Румянцевском музее.
Знаменательно то, что сама биография русского мыслителя привела к синтезу двух
направлений
культурологической
деятельности:
музея
и
образования.
Н.
Ф.
Федоров
собственно
указал,
что
музей
есть
тот
самый
устойчивый
институт
самосохранения
культуры,
доступный
человечеству
на
этом
уровне
развития
цивилизации,
который
хранит
и
предъявляет
человеку
материализованные
свидетельства
развития
природы
и
факты
его
собственных
достижений,
подчеркивая тем самым важность связей человека с миром во всем их богатстве,
разнообразии
и
противоречии.
Особый
язык:
храмовость,
ценностность,
информационно-социо-культурологического
богатства
музеев
требует
особого
отношения к музейному пространству, к музейному предмету: это вхождение в
мудрость
цивилизационных
и
космических
процессов
и
доказательство
этой
мудрости. Предложенное Н. Ф. Федоровым «соборное» определение музейной
сферы на некоторое время (почти на столетие) отодвинуло внимание музеологов
российской
(советской)
школы
от
понимания
философской
глубины
функционального определения социокультурной роли музея в обществе. Но это не
значит, что мысль ученых перестала развиваться в данном направлении. Главным
методом
образовательной
деятельности,
который
предлагался
и
для
музейной
10
сферы деятельности, становился экскурсионный метод. «В умах всех, кто живо
причастен к делу воспитания юношества, звучит теперь азбучною истиною, что
обучение
без
экскурсированья
-
мертвая
буква
и
экскурсионный
метод
-
необходимый
школьный
прием»
-
отмечал
один
из
основоположников
экскурсионной школы в отечественном образовании И. М. Гревс.[71,C.9] С точки
зрения ученых экскурсия - это способность окунаться в широкий мир, охранять
свое духовное существо, развивать в себе человечность, стремиться навстречу к
космосу, учиться чувствовать его, с ним объединяться. главные составляющие
музейной
среды
(сохранение
подлинника
в
достаточно
точном
эмоциональном
воссоздании среды его обитания). Предложенная западной школой терминология
«музейная
педагогика»
прочно
вошла
в
теорию
и
практику
музеологии
и
музееведения. Получает новое осмысление и функциональная составляющая музея
и музейной деятельности. Речь идет о выработке единых подходов в музейной и
образовательной
сферах
деятельности
через
исследование
этих
объектов
как
социокультурных феноменов:· накопление и сохранение социальной информации;·
познание
и
передача
знаний,
традиций,
представлений,
эмоций
Речь
идет
о
единстве
следующих
аспектов
музейной
и
образовательной
(учебной)
сфер
деятельности в: · познавательном аспекте практического и теоретического знания, в
основе
которого
лежит
информация
о
предмете
и
сам
реальный
предмет.
Познавательный
аспект
в
музейном
пространстве
можно
разделить
на
две
составляющие: информирование (получение сведение о музее, его коллекциях или
через музей и его коллекции) и образование (усвоение знаний в процессе музейной
коммуникации
на
основе
знакомства
или
изучения
музейных
предметов).
Отличительные черты претворения в жизнь познавательного аспекта музейной
деятельности в неформальности и добровольности. Музей способен максимально
реализовать
способности
и
удовлетворить
интересы,
которые
стимулируются
экспрессивностью, разнообразием подлинных музейных предметов· Творческом
аспекте,
направленном
на
создание
качественно
нового,
более
высокого
интеллектуального
уровня
предмета
(деятельности),
которое
состоит
из
наблюдения прошлого, познание существа проблемы, создания и проверки идеи
«озарения», реализация этой идеи. Творчество - это высшая ступень постижения
музейной
информации.
Формы
реализации
творческого
аспекта
могут
фиксироваться (претворяться) как в рамках музея (студии, творческие лаборатории,
фестивали, викторины, исторические игры и т.п.), так и за пределами музейных
стен,
но
на
о снове
информационной
экспре ссивно сти
м у з е й н о го
начала.·Коммуникативном
аспекте,
который
актуализируется
через
диалог
личности с идеалами и вечными ценностями культуры. Музейный предмет не
только в рамках субъект - объектных отношений (посетитель - музейный предмет),
но и в рамках субъект - объект - субъектных отношений (посетитель - музейный
предмет - посетитель) включен в коммуникационную сферу общества. Формы
коммуникации в рамках музея представляются через встречи, экскурсии, лекции,
театрально-концертные, студийные формы. Но коммуникация может происходит и
между
музейным
предметом
и
посетителем:
метод
«молчаливой
экскурсии»,
предложенный А. В. Бакушинским в начале XX в.[57, C. 83] Эти базовые функции
расшифровывают
сущность
педагогического
и
культурологического
подходов
в
деятельности музея как социокультурного института:
11
Культурологический подход включает:
Педагогический подход включает:
эвристическую
сущность,
связанную
с
овладением
знаниями
и
умениями,
ориентация в ценностях
образовательную
сущность
как
п р и с в о е н и е
л и ч н о с т ь ю
цивилизационных ценностей в форме
знаний и умений
трансляционную
сущность,
подчиненную
передаче
подрастающему
поколению
ценностей культуры с помощью сложных
знаковых систем
управленческую
сущность
как
условие
развития
и
реализации
образовательной политики в процессе
интеграционных процессов в научной
сфере
а к с и о л о г и ч е с к у ю
с у щ н о с т ь ,
проявляющуюся
в
создании
системы
ценностей и выработке норм ориентации в
них
расширение
о б р а з о в ат е л ь н о г о
п р о с т р а н с т в а
л и ч н о с т и
п р и
в ключ ен и и
в
н его
ц е н н о с т е й
философского,
социологического,
культурологического,
психологического знания
Глава
2.
Педагогический
проект
«Гражданско-патриотическое
воспитание
подрастающего поколения средствами музейной педагогики»
2.1.Описание
проекта
«Гражданско-патриотическое
воспит ание
подрастающего поколения средствами музейной педагогики»
Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы
музейно-педагогической
тематики
и
музейно-педагогических,
а
также
информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной
культуре,
в
создании
новых
условий
для
творческого
развития
учащихся,
в
расширении
воспитательной
среды,
в
создании
эмоционально-насыщенной
и
развивающей среды обитания детей.
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
Наименование
ресурсов
Наличие ресурсов
Кадровые ресурсы
Коллектив
педагогов,
владеющих
на выком
музейной
педагогики,
проектной
деятельности,
обладающих достаточной квалификацией.
Специалисты организаций-партнеров, привлекаемые
в
качестве
консультантов
научной
деятельности
учащихся
Информационные
ресурсы
Доступ к ресурсам Интернет.
Электронный банк экспонатов школьного музея.
Опыт учителей, использующих музейную педагогику
12
и проектную деятельность
Организационные
- Совет школьного музея.
- Совет детской организации «Берегиня».
- Общешкольный родительский комитет.
- Управляющий совет школы.
- Администрация МО Карымское сельское поселение.
-
Районный
совет
ветеранов
войны,
труда
и
правоохранительных органов
Материально-
технические ресурсы
- Школьный комплексно-краеведческий музей.
- Рабочие места учителей.
- Мультимедиа проекторы и интерактивная доска.
- Минитипография
Финансовые ресурсы
-
Средства,
заработанные
учащимися
в
результате
реализации акций и операций.
- Пожертвования благотворителей
Принципы реализации проекта:
Проект
реализуется
на
основе принципов,
позволяющих
воспитать
социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
- гуманистическое
воспитание
–
гармоничное
развитие
личности
и
предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического
процесса.
- деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности: игровой,
трудовой,
досуговой,
творческой,
что
определяет
отбор
форм
и
методов
воспитательной работы;
- комплексный подход - воспитание и развитие разнообразных качеств
личности ребенка должно осуществляться в комплексе;
- принцип обеспечения успешности - успех в деятельности не только
помогает
раскрытию
потенциала
ребенка,
но
и
открывает
перед
ним
новые
возможности;
- принцип дифференциации - отбор содержания, форм и методов должен
учитывать
индивидуальные
особенности
детей
и
взрослых,
их
этнические,
религиозные, исторические, культурологические условия;
- компетентностный подход - воспитание направленно на формирование
ключевых
компетенций
личности
ребенка:
наиболее
общих
(универсальных)
выработанных способов действия (способности и умений), позволяющих человеку
понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в
условиях конкретного общества.
Кроме того, реализуя данный проект, исхожу из позиции, что воспитание и
обучение
является
равноправными
и
взаимодействующими
компонентами
образовательного процесса.
Педагогические технологии
Успех
работы
школьного
музея
зависит,
прежде
всего,
от
участия
в
ней
постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и
обрабатывать
новые
материалы,
оказывать
содействие
педагогу
в
их
использовании. Реализация целей и задач проекта предполагает активное участие
школьников
в
работе
музея,
а,
следовательно,
требует
понимание
технологий,
13
активизирующих
их
деятельность.
Поэтому
работа
музея
строится
на
использовании
педагогических
технологий,
обеспечивающих
реализацию
деятельностного подхода в обучении и воспитании:
метода проектов;
ученического исследования;
игровых технологий;
образовательных путешествий и встреч;
технологии коллективных творческих дел
технологии проблемного обучения.
Решение
задачи
формирования
и
развития
ключевых
компетенций
обучающихся
невозможно
без
использования
современных
педагогических
технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения
доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения школьников в
активную
учебную,
творческую,
социальную
деятельность.
Таким
образом,
реализация
компетентностного
подхода,
использование
современных
педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения
нового качественного образования.
Партнеры проекта
Проект
реализуется
во
взаимодействии
с
ветеранскими
организациями,
учреждениями
образования,
культуры,
индивидуальными
предпринимателями,
работающими на территории села, поселения, района.
Среди наиболее активных партнеров можно выделить:
1. Администрация МО Карымское сельское поселение.
2. МКУК «Межпоселенческая библиотечная система Куйтунского района»,
Карымский филиал.
3. МКУК «Куйтунский районный дом культуры». Филиал – Карымский СДК.
4. Районный совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов.
5. МКУК «Куйтунский художественно-краеведческий музей».
6. МКОУ ДОД
7. МКУ «Управление образования администрации МО «Куйтунский район».
8. ИП Голобоков А.В.
Описание форм организации сетевого взаимодействия с организациями-
партнерами
1. Заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве.
2. Проведение семинаров, мастер-классов.
3. Взаимодействие со средствами массовой информации.
4. Организация встреч с ветеранами, участниками войны, представителями
учреждений-партнеров.
5. Привлечение учащихся других образовательных учреждений к поисковой
работе.
6. Организация виртуальных экскурсий по музеям.
7. Участие в организации и проведении районных и областных конкурсов.
8. Участие в благотворительных акциях.
Целевая аудитория
14
Количество
Возраст
Социальный
статус
У ч а щ и е с я
1 - 4
классов
20
6-10 лет
Учащиеся
У ч а щ и е с я
5 - 9
классов
40
11-15 лет
Учащиеся
У ч а щ и е с я
1 0 - 1 1
классов
15
16-18 лет
Учащиеся
Выпускники
школы
разных лет
100
Рабочие,
служащие,
интеллигенция
Родители
обучающихся
70
Жители села
60
Основное содержание проекта и мероприятия по его реализации
№ Название
этапа
Содержание работы
Сроки
реализации
Ожидаемый
результат
1
.
Подготови-
тельный этап
Изучение
литерату-
ры
по
тематике
проекта,
разработка
п рог раммы
г р а ж -
данско-патриоти-
ческого
воспитания,
составление
плана
м е р о п р и я т и й
п о
реализации
проекта,
заключение
догово-
ров о сотрудничестве
с
у ч р е ж д е н и я м и
социума,
публичное
обсуждение проекта с
общественностью
Январь-март
2014 г.
1.
Создание
инициа-
тивной группы
2.
Разработка
проек-
та.
3.
Разработка
прог-
раммы
гражданско-
патриотического
воспитания.
4. Составление пла-на
м е р о п р и я т и й
п о
реализации проекта.
5.
Заключение
дого-
воров
о
сотрудни-
честве
с
учрежде-
ниями социума.
6.
Привлечение
об-
щественности
к
раз-
работке
и
р е а л и -
зации проекта
2.
Практи-
ческий этап
1.
Реализация
под-
проекта
к
50-летию
Карымской
средней
ш к о л ы
« 5 0 .
Продолжение
следует…»
2.
Реализация
под-
проекта
«И
будут
2015-2016 гг.
1.
Создание
условий
д л я
г р а ж д а н с к о -
патриотического
воспитания
15
яблони цвести…» по
возрождению
традиций школь-ного
садоводства.
3.
Активизация
ра-
б о т ы
ш к о л ь н о г о
комплексно-крае-
ведческого музея
3.
Подведение
итогов
1.
Заседание
иници-
ативной группы
2.
Мониторинг
ЗУН
воспитанников
по
гражданско-
патриотическому
воспитанию
3.
Обобщение
опыта
работы
по
р е а л и -
зации
проекта
н а
школьном
и
муни-
ципальном
уровнях.
Публикация
материалов в СМИ
Данный проект предполагает реализацию двух подпроектов.
2.2.Описание практической реализации проекта «Гражданско-патриотическое
воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики
Подпроект «50. Продолжение следует…»
В
2014
году
в
школе
реализован
общешкольный
проект
«У
нашей
школы
–
юбилей!» Проект долгосрочный – срок реализации 1 год. Выбор темы обусловлен
знаменательной датой – 50-летним юбилеем школы. Проект объединил в себе все
виды проектов, является групповым, межпредметным. Также этот проект хороший
способ
помочь
детям
почувствовать
масштаб
происходящих
событий
путем
личного участия.
Проект предполагает активное участие всех участников образовательного
процесса (учащиеся, педагоги, родители) в подготовке к торжественному событию.
Цель: организация и проведение юбилея школы, создание летописи школы,
создание положительного имиджа школы в глазах общественности.
Задачи:
- Развитие у школьников коммуникативных, исследовательских умений,
навыков работы в команде, лидерских качеств, проектного мышления;
- Развитие творческих способностей школьников, формирование навыков
саморазвития и самообразования, активной гражданской позиции;
16
- Повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы, вовлечение
школьников в процесс совершенствования школьной образовательной среды;
- Сплочение коллектива класса, школы в процессе разработки и реализации
совместных проектов;
- Cформировать активную позицию и ответственность за порученное дело у
каждого ученика;
- Развивать творческое сотрудничество между учащимися и учителями.
Идея проекта:
Восстановление
и
развитие
историко-краеведческих
знаний
об
истории
учебного заведения.
Основные этапы проекта, механизм реализации:
1. Организация поисковой деятельности по следующим направлениям:
- Наши выпускники;
- Учителя – ветераны нашей школы;
- Мои родители – выпускники нашей школы;
- Мои братья и сестры – выпускники нашей школы;
- Гордость школы (выпускники-медалисты);
- Учителя – участники Великой Отечественной войны;
- Директора школы.
После
проведения
поисковой
работы
вся
информация
анализируется,
систематизируется,
и
оформляются
информационные
стенды,
отвечающие
тематике исследовательских работ.
2. Подготовка визитной карточки школы, рассказывающей о жизни учебного
заведения. В подготовленных материалах можно представить любимых учителей и
предметы,
свою
школьную
деятельность,
творческие
школьные
кружки,
спортивные
секции
–
т.е.
все,
что
способствует
полноценному
обучению
и
развитию
школьников.
Можно
упомянуть
об
учителях
и
учениках,
которые
добились хороших результатов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Основные страницы визитной карточки школы:
- Наш класс;
- Жизнь класса;
- Наши любимые учителя;
- Наши будни и праздники;
- Наши таланты.
3. Подготовка торжественного мероприятия, посвященного юбилею школы.
Данный этап – это финишная прямая по реализации настоящего
проекта, в
результате которого:
- Составляются списки приглашенных и рассылаются приглашения гостям;
- Разрабатывается сценарий праздника;
- Проводятся репетиции торжества;
- Оформляется актовый зал для проведения праздника;
- Оформляются тематические информационные стенды.
4. Проведение юбилейного торжества.
5. Подведение итогов
Методы исследований:
-
Историко-хронологический.
Работа с
архивными
фондами
школы
(изучение
архивных материалов, официальных документов, статистических данных).
17
- Информационные технологии. Поиск информации в сети Интернет. Оформление
материалов в компьютерные презентации.
-
Установление
связи
с
выпускниками,
педагогами
школы,
родителями
обучающихся.
- Запись воспоминаний очевидцев (бывших и нынешних педагогов, выпускников,
родителей, обучающихся, их родственников и знакомых).
- Использование материалов поисковой работы в деятельности школьного музея.
- Анкетирование родителей обучающихся.
- Поиск социальных партнеров.
Мероприятия по реализации проекта
№
п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Заседание
творче ской
группы
п о
планированию
подготовки
к
юбилею
школы
Январь
2015 г.
Администрация
школы
2.
Создание страницы «Юбилей школы» на
сайте школы
Январь
2015 г.
Администратор
сайта
3.
Проведение
праздничного
мероприятия
«Вечер школьных друзей» с освещением
идеи реализации проекта
Февраль
2015 г.
Заместитель
директора по ВР
4.
Поисковая работа:
-
составление
списка
выпускников
и
учителей школы;
- работа с архивными фондами (изучение
архивных
материалов,
официальных
документов, статистических данных);
- проведение анкетирования учащихся на
предмет поиска выпускников и учителей
Март – июнь
2015 г.
Совет
школьного
музея
5.
С о с т а вл е н и е
с м е т ы
р а сход о в
н а
реализацию
про ект а,
п р о в е д е н и е
юбилейных мероприятий
Май
2015 г.
Администрация
школы
6.
Создание
форума
«Выпускники
и
у ч и т е л я
К а р ы м с ко й
ш ко л ы »
н а
официальном сайте школы, в социальных
сетях «Одноклассники», «В контакте» с
р а з м е щ е н и е м
и н ф о р м а ц и и
о
предстоящем юбилее
Март
2015 г.
Администратор
сайта
7.
Подготовка
школы
и
т е р р и т о р и и
ш к о л ь н о г о
д в о р а
к
ю б и л е ю
(благоустройство)
В
т е ч е н и е
года
Завхоз
18
8.
Проведение
конкурса
пре зент аций
«Школа – мой второй дом»
А п р е л ь
–
сентябрь
2015 г.
Заместитель
директора по ВР
9.
Фотоконкурс «Школьные истории»
Сентябрь
2015 г.
Старшая вожатая
10.
Проект «Открытка к юбилею»
Октябрь
2015 г.
Учитель ИЗО
11.
Конкурс
рисунков
«Наша
школа
много
лет спустя»
Сентябрь
-
октябрь
2015 г.
Учитель ИЗО
12.
Трудовой
де сант
«Наш
любимый
школьный двор»
Ежемесячно
Классные
руководители
13.
Школьная
научно-практическая
кон-
ференция,
посвященная
юбилею
школы
«Шаги в историю»
Октябрь
2015 г.
Учитель истории
14.
Оформление
рекреации
«Зал
истории
школы»
Ноябрь
2015 г.
Администрация
школы
15.
Классные часы:
-
"Исторический
экскурс:
события
и
даты";
- "Школа вчера, сегодня, завтра" (встречи
с
ветеранами
педагогического
труда,
с
выпускниками
школы,
родителями-
выпускниками)
В
т е ч е н и е
года
Классные
руководители
16.
Викторина "Знаем всё о нашей школе"
Май
2015 г.
Учитель истории
17.
Конкурс
песен
и
стихов
о
школе
«Любимой школе посвящается»
Сентябрь
2015 г.
Старшая вожатая
18.
Подготовка приглашений для юбилейного
вечера
Октябрь
2015 г.
Администрация
школы
19.
Подготовка статей для печати в СМИ, для
ш ко л ь н о г о
с а й т а ,
о с в е щ а ю щ и х
проведение
школьных
мероприятий,
посвящённых юбилею школы
В
т е ч е н и е
года
Администрация
школы
20.
Создание сценария к юбилейному вечеру
Сентябрь
2015 г.
Заместитель
директора по ВР
21.
Оформление
статистических
материалов
о выпускниках и педагогах школы:
выпускники-медалисты;
выпускники-учителя;
первые учителя школы;
учителя - дети ВОВ
Сентябрь
-
октябрь
2015 г.
Совет
школьного
музея
22.
Праздничный концерт, посвященный 50-
летию школы. Презентация проекта «50.
Продолжение следует…»
Ноябрь
2015 г.
Администрация
школы
23.
Подведение итогов реализации проекта
Декабрь
2015 г.
Оргкомитет
19
Данный
проект
явил
собой
пример
активного
использования
исследовательской деятельности обучающимися. Проект основан на использовании
различных
источников
информации,
организации
познавательного
общения
обучающихся школы с выпускниками, педагогами, очевидцами в школе и вне
ш колы . Он
позволит
школьникам
больше
узнать
об
истории,
традициях,
выпускниках и учителях нашей школы и проявить свои творческие способности,
выполняя задания этапов проекта.
Итогом общешкольного проекта - праздник для учащихся школы, педагогов,
родителей, выпускников «50. Продолжение следует…», посвященный 50-летию
образовательного учреждения.
Можно
сделать
однозначный вывод:
проектная
и
исследовательская
деятельность многогранна, эффективна, перспективна, неисчерпаема.
Выводы
Реализуемый
проект
дает
положительные
результаты.
Теоретически
обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на
обучающихся
способствует
повышению
уровня
гражданско-патриотического
воспитания учащихся:
-
обучающиеся
освоили
определенный
объем
знаний
исторического
прошлого родного края, его культурного наследия, познакомились с деятельностью
знаменитых земляков;
-
формируются
положительные
качества
личности:
патриотизм,
активная
гражданская позиция, ответственность, экологическое поведение.
В
совокупности
обретение
этих
знаний,
умений,
качеств
способствует
формированию патриотической компетентности обучающихся.
Заключение
Итак, патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика
гражданских
отношений
и
нравственного
воспитания.
Поэтому
процесс
патриотического
воспитания
должен
идти
по
пути
выработки
позитивного
отношения
к
деятельности
опосредованной
определенными
ценностями:
государству,
законам,
членам
общества,
другим
государствам
и
народам,
собственности,
труду,
культуре
своего
народа,
природе.
Чувство
патриотизма
многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой
народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и
приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание
включает
решение
целого
комплекса
задач:
любовь
и
привязанность
к
семье,
детскому
коллективу,
школе,
городу,
родному
краю,
государству,
бережное
отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие
интереса
к
русским
традициям
и
промыслам,
формирование
знаний
о
правах
человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к
другим народам, их традициям.
Мы
выявили,
что
школьное
краеведение
осуществляется
посредством
разных
организационных форм. Важнейшими условиями успешной краеведческой работы
являются: во-первых, глубокое знание учителем, руководителем краеведческого
20
кружка
истории
своего
края,
владение
методикой
его
изучения;
во-вторых,
систематическое
использование
местного
материала
на
уроках
истории
и
постоянная внеклассная и внешкольная работа; в-третьих, глубокая научная основа.
Исследователи теории культуры и музееведения утверждают, что в музее внешний,
отражённый
в
памятниках
культуры
и
искусства,
мир
событий,
явлений
и
внутренний мир человека оказываются взаимосвязанными. Постигая глубинные
смыслы культуры, мы получаем возможность ориентироваться в культурном и
историческом пространстве. Развитие музея как социокультурного института всегда
было напрямую связано с теми реформами и процессами, которые проходили в
образовании. Большую роль в этом играют в процессе воспитания, отводят связке
двух понятий «музей и школа». Музеи не только создают свою сферу, в которую
привлекают
учащихся,
но
и
активно
участвуют
в
образовательном
и
воспитательном процессе. Это очень сложный и многогранный процесс. Сегодня
можно отметить, что традиционная форма проведения уроков в музее, переходит на
новый уровень – уровень показателя культурного развития школьного объединения.
Изменился
статус
школьных
занятий,
проводимых
в
музее,
в
этот
процесс
включены и музеи, размещающиеся в стенах школ: они теперь служат повышению
престижа
образовательной
системы
школы,
заинтересованности
родителей
и
учеников
в
обучении
в
данной
школе.
Министерство
образования
России
рассматривает
музеи
образовательных
учреждений
как
эффективное
средство
духовно-нравственного
патриотического
и
гражданского
воспитания
детей
и
молодежи, рекомендуют учебные заведения уделять внимание педагогическим и
памятнико-охранительным аспектам организации и функционирования музеев в
учебных заведениях Наше исследование показывает, что работа со школьниками -
одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к
детской
аудитории
требует
знания
психологии
ребенка.
Именно
поэтому
значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где таким
образом, музей может активно участвовать в формировании лучших человеческих
качеств
–
нравственности,
порядочности,
совестливости,
ответственности,
милосердия, которых очень недостает нашему обществу, и которые всегда ценились
человеком. «Родник», «родина», «родня» - слова одного корня «род» и это не
случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с
родными
местами,
станет
прологом
сильной
и
светлой
любви
к
человеку
и
человечеству, любви к земле на которой жили наши предки и живем мы, к этому
скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому - Родина.
21
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–
2015 годы».
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
/А.Я.
Данилюк,
А.М.
Кондаков,
В.А.Тишков.
Российская
академия
образования. — М.: «Просвещение», 2009 г.
3. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н.
Вырщиков. Волгоград, 2001 г.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: «ВАКО», 2004 г. – 240
с. - (Педагогика. Психология. Управление).
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.
Воспитание! – М., 2000 г.
6.
Настольная
книга
по
патриотическому
воспитанию
школьников
/
автор-
составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович - М.: Глобус, 2007 г. –
330 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова – М.: 1999 г.- 796 с.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки
занятий.
Автор-составитель
И.А.
Пашкович.
Волгоград:
«Учитель»,
2006 г.
9.
Селевко
Г.К.
Технология
саморазвития
личности
школьника
//
"Воспитание
школьников" 4. 2002 г.
10.
Степанов
Е.Н.
Воспитательный
процесс:
изучение
эффективности.
Методические рекомендации. / Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера»,
2001 г. – 128 с.
11.
Щуркова
Н.Е.
Классное
руководство:
теория,
методика,
технология.
–
М.:
Педагогическое общество России, 1999 г. – 222 с.
12. Гербард, И.Ф. Воспитание нравственности/ И.Ф. Гербард. - М.; Наука, 1998. -
С.199.
13. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М.
Гревс. - М.: Наука, С.9-12.
14. Ушинский, К.Д. О камельном воспитании./ К.Д. Ушинский. - М.: Наука, -219с.
22