Автор: Васильева Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад № 200"
Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИГРОТЕКА для правильной речи"
Раздел: дошкольное образование
(методическая разработка)
Автор:
учитель-логопед,
Васильева Н.Н.
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношение
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Полноценная
речь
ребёнка
является
непременным
условием
его
успешного
обучения
в
школе.
Поэтому
очень
важно
устранить
все
недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в
стойкий,
сложный
дефект.
Кроме
того,
важно
помнить,
что
именно
в
дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а
главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений
речи
преодолеваются
легче
и
быстрее.
Основными
структурными
компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный
словари
и
грамматический
строй.
Изучением
звукового
состава
речи
занимается фонетика.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают,
развитые
фонематические
процессы
–
важный
фактор
успешного
становления
речевой
системы
в
целом.
Нарушение
фонематического
восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не
дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки
речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь
не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые
звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По
той же причине не формируется в нужной степени и грамматический
строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия
многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются
«неуловимыми».
Только
при
планомерной
работе
по
развитию
фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания
слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и
т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение
слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом
стоящего,
знать
из
каких
звуков
состоит
слово,
то
есть
умение
анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой
для правильного обучения грамоте.
Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков
чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических
процессов.
К фонематическим процессам относят:
фонематический слух – способность к слуховому восприятию
речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение
для
овладения
звуковой
стороной
языка,
на
его
основе
формируется фонематическое восприятие.
фонематическое
восприятие
–
процесс
восприятия
на
слух
определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
фонематический
анализ
–
мысленный
процесс
выделение
отдельных фонем.
фонематический
синтез
–
мысленный
процесс
соединения
частей в целое.
фонематические
представления
–
звуковые
образы
фонем,
воспринятых
человеком
ранее
и
в
данный
момент
не
действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в
ошибках
звукового
анализа
(пропуск
гласных
и
согласных
звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
Нарушение
дифференциации
звуков
на
слух,
имеющих
акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене
и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним
из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции
различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются
следующие:
Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
Формирование
фонематических
представлений
на
основе
фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Развитие
навыков
контроля
и
самоконтроля
произношения
звуков.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить
следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале
одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI
этап
–
развитие
навыков
элементарного
звукового
анализа
и
синтеза.
Остановимся
подробнее
на
том
как
осуществляется
развитие
фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.
Н а I
этапе
в
процессе
специальных
игр
и
упражнений
у
детей
развивается
способность
узнавать
и
различать
неречевые
звуки.
Эти
занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой
памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать
фонемы).
На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу,
тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап полностью построен на играх, которые способны научить
ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
На IV этапе дети учатся различать слоги.
На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать
следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Задачей
последнего VI
этапа
является
формирование
у
ребенка
навыков звукового анализа и синтеза.
Данная работа проводится в следующей последовательности:
1.
Выделение
(узнавание)
звука
на
фоне
слова,
т.е.
определение
наличия звука в слове.
2.
Определение первого и последнего звука в слове, а также его место
(начало, середина, конец слова).
3.
Развитие
сложных
форм
фонематического
анализа
и
синтеза
(определение
последовательности,
количество
и
место
звуков
по
отношению к другим звукам в слове).
При работе по данным этапам развития фонематических процессов
следует
использовать
принцип
постепенности.
Результат
во
многом
зависит
от
того,
на
сколько
удастся
превратить
скучную
работу
в
увлекательную
игру.
Проводя
занятия
в
игровой
форме,
у
детей
повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная
динамика развития фонематических процессов.