Напоминание

"ИГРОТЕКА для правильной речи"


Автор: Васильева Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад № 200"
Населённый пункт: Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИГРОТЕКА для правильной речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




(методическая разработка)

Автор:

учитель-логопед,

Васильева Н.Н.

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

отношение

со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Полноценная

речь

ребёнка

является

непременным

условием

его

успешного

обучения

в

школе.

Поэтому

очень

важно

устранить

все

недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в

стойкий,

сложный

дефект.

Кроме

того,

важно

помнить,

что

именно

в

дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а

главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений

речи

преодолеваются

легче

и

быстрее.

Основными

структурными

компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный

словари

и

грамматический

строй.

Изучением

звукового

состава

речи

занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают,

развитые

фонематические

процессы

важный

фактор

успешного

становления

речевой

системы

в

целом.

Нарушение

фонематического

восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не

дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки

речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь

не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые

звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По

той же причине не формируется в нужной степени и грамматический

строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия

многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются

«неуловимыми».

Только

при

планомерной

работе

по

развитию

фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания

слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и

т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение

слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом

стоящего,

знать

из

каких

звуков

состоит

слово,

то

есть

умение

анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой

для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков

чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических

процессов.

К фонематическим процессам относят:

фонематический слух – способность к слуховому восприятию

речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение

для

овладения

звуковой

стороной

языка,

на

его

основе

формируется фонематическое восприятие.

фонематическое

восприятие

процесс

восприятия

на

слух

определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

фонематический

анализ

мысленный

процесс

выделение

отдельных фонем.

фонематический

синтез

мысленный

процесс

соединения

частей в целое.

фонематические

представления

звуковые

образы

фонем,

воспринятых

человеком

ранее

и

в

данный

момент

не

действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в

ошибках

звукового

анализа

(пропуск

гласных

и

согласных

звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Нарушение

дифференциации

звуков

на

слух,

имеющих

акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене

и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним

из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции

различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются

следующие:

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

Формирование

фонематических

представлений

на

основе

фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие

навыков

контроля

и

самоконтроля

произношения

звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить

следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI

этап

развитие

навыков

элементарного

звукового

анализа

и

синтеза.

Остановимся

подробнее

на

том

как

осуществляется

развитие

фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

Н а I

этапе

в

процессе

специальных

игр

и

упражнений

у

детей

развивается

способность

узнавать

и

различать

неречевые

звуки.

Эти

занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой

памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать

фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу,

тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить

ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать

следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей

последнего VI

этапа

является

формирование

у

ребенка

навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1.

Выделение

(узнавание)

звука

на

фоне

слова,

т.е.

определение

наличия звука в слове.

2.

Определение первого и последнего звука в слове, а также его место

(начало, середина, конец слова).

3.

Развитие

сложных

форм

фонематического

анализа

и

синтеза

(определение

последовательности,

количество

и

место

звуков

по

отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов

следует

использовать

принцип

постепенности.

Результат

во

многом

зависит

от

того,

на

сколько

удастся

превратить

скучную

работу

в

увлекательную

игру.

Проводя

занятия

в

игровой

форме,

у

детей

повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная

динамика развития фонематических процессов.



В раздел образования