Напоминание

"Особенности формирования творческой деятельности воспитанников на занятиях по трудовому воспитанию"


Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования творческой деятельности воспитанников на занятиях по трудовому воспитанию"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

Особенности формирования творческой деятельности

воспитанников на занятиях по трудовому воспитанию.

Подготовила

инструктор по труду

Родионова Валентина Васильевна

2017г.

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения,

воспитания и развития ребёнка, реализуется средствами разнообразной

урочной

и

внеурочной

деятельности

детей.

Вопросами

трудового

обучения

и

воспитания

учащихся

школ

занимались

такие

видные

ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л.

Рубинштейн.

Цель трудового обучения - воспитание личности ребёнка на основе

формирования трудовой деятельности. М. Левина указывает на то, что на

уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно, дети

могут

научиться

множеству

увлекательных

и

полезных

вещей:

работе

с

бумагой

и

вышивке,

шитью

и

изготовлению

поделок

из

природного

материала, могут научиться шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли

повара

или

кулинара.

Делая

что-либо

своими

руками,

дети

развивают

внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в

дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством

помогают

развивать

художественный

вкус

и

логику,

способствуют

формированию

пространственного

воображения.

Кроме

того,

у

воспитанников совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для

школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают

ребенку

множество

практических

навыков.

Пришить

себе

пуговицу,

приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все

это пригодится ребёнку. И еще одно очень важное дополнение: умение что-

нибудь

сделать

самому

позволяет

ребенку

чувствовать

себя

увереннее,

избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А

ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того,

чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Т.А. Гомырина показала в своей

работе эффективность развития творческих способностей на занятиях по

трудовому воспитанию. Труд - это творческая работа детей с различными

материалами,

в

процессе

которой

он

создает

полезные

и

эстетически

значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха).

Такой

труд

является

декоративной,

художе ственно-прикладной

деятельностью воспитанника, поскольку при создании красивых предметов

он

учитывает

эстетические

качества

материалов

на

основе

имеющихся

представлений,

знаний,

практического

опыта,

приобретенных

в

процессе

трудовой

деятельности

и

на

художественных

занятиях.

Художественная

деятельность играет уникальную роль в развитии воспитанников социально-

реабилитационного центра. По мнению японцев, к примеру, их мировое

лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех

детей без исключения художественных наклонностей. Замечено, что человек,

которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу

выполнять кое-как. Напротив, он будет стремиться любую работу делать как

можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы.

Трудовой

процесс

позволяет

глубже

познать

закономерности

построения

формы, красоту изделий, возможности материала и цвета. Художественная

обработка

природных

материалов,

создание

«второй

природы»

-

мира

предметов,

которые

природа

не

знает

и

которые

противостоят

ей

как

результат

человеческого

творчества,

развивает

духовные

способности

человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной,

согласной

работе

глаза,

головы

и

руки

возникает

чувство

правильности,

порядка, пластической координации. Художественное творчество включает в

себя

освоение

культурного

наследия.

Народное

искусство,

в

том

числе

народное

декоративно-прикладное

искусство

(искусство

ручного

труда),

играет

важную

роль

в

системе

эстетического

образования.

Отточенные

поколениями

народные

традиции

становятся

основой

нового

восприятия

современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается

из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных

отношений.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям

углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов,

способствует

закреплению

положительных

эмоций,

стимулирует

желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к

народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания

рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного

развития детей.

Список используемой литературы

1.Толстой Л.Н. Сборник статей. – М.: Учпедгиз, 1955, 470 с.

2.Художественный труд – М.: «Просвещение», 2007.

3.Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного

образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 4.1999. Родари Дж.

Грамматика фантазии. – М., 2008.

5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2006. 6.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.



В раздел образования