Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования творческой деятельности воспитанников на занятиях по трудовому воспитанию"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Особенности формирования творческой деятельности
воспитанников на занятиях по трудовому воспитанию.
Подготовила
инструктор по труду
Родионова Валентина Васильевна
2017г.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения,
воспитания и развития ребёнка, реализуется средствами разнообразной
урочной
и
внеурочной
деятельности
детей.
Вопросами
трудового
обучения
и
воспитания
учащихся
школ
занимались
такие
видные
ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л.
Рубинштейн.
Цель трудового обучения - воспитание личности ребёнка на основе
формирования трудовой деятельности. М. Левина указывает на то, что на
уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно, дети
могут
научиться
множеству
увлекательных
и
полезных
вещей:
работе
с
бумагой
и
вышивке,
шитью
и
изготовлению
поделок
из
природного
материала, могут научиться шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли
повара
или
кулинара.
Делая
что-либо
своими
руками,
дети
развивают
внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.
Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в
дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством
помогают
развивать
художественный
вкус
и
логику,
способствуют
формированию
пространственного
воображения.
Кроме
того,
у
воспитанников совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для
школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают
ребенку
множество
практических
навыков.
Пришить
себе
пуговицу,
приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все
это пригодится ребёнку. И еще одно очень важное дополнение: умение что-
нибудь
сделать
самому
позволяет
ребенку
чувствовать
себя
увереннее,
избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А
ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того,
чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Т.А. Гомырина показала в своей
работе эффективность развития творческих способностей на занятиях по
трудовому воспитанию. Труд - это творческая работа детей с различными
материалами,
в
процессе
которой
он
создает
полезные
и
эстетически
значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха).
Такой
труд
является
декоративной,
художе ственно-прикладной
деятельностью воспитанника, поскольку при создании красивых предметов
он
учитывает
эстетические
качества
материалов
на
основе
имеющихся
представлений,
знаний,
практического
опыта,
приобретенных
в
процессе
трудовой
деятельности
и
на
художественных
занятиях.
Художественная
деятельность играет уникальную роль в развитии воспитанников социально-
реабилитационного центра. По мнению японцев, к примеру, их мировое
лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех
детей без исключения художественных наклонностей. Замечено, что человек,
которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу
выполнять кое-как. Напротив, он будет стремиться любую работу делать как
можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы.
Трудовой
процесс
позволяет
глубже
познать
закономерности
построения
формы, красоту изделий, возможности материала и цвета. Художественная
обработка
природных
материалов,
создание
«второй
природы»
-
мира
предметов,
которые
природа
не
знает
и
которые
противостоят
ей
как
результат
человеческого
творчества,
развивает
духовные
способности
человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной,
согласной
работе
глаза,
головы
и
руки
возникает
чувство
правильности,
порядка, пластической координации. Художественное творчество включает в
себя
освоение
культурного
наследия.
Народное
искусство,
в
том
числе
народное
декоративно-прикладное
искусство
(искусство
ручного
труда),
играет
важную
роль
в
системе
эстетического
образования.
Отточенные
поколениями
народные
традиции
становятся
основой
нового
восприятия
современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается
из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных
отношений.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям
углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов,
способствует
закреплению
положительных
эмоций,
стимулирует
желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к
народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания
рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного
развития детей.
Список используемой литературы
1.Толстой Л.Н. Сборник статей. – М.: Учпедгиз, 1955, 470 с.
2.Художественный труд – М.: «Просвещение», 2007.
3.Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного
образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 4.1999. Родари Дж.
Грамматика фантазии. – М., 2008.
5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2006. 6.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.