Напоминание

"Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"


Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие социального педагога с классными руководителями школы и воспитателями социально – реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

Взаимодействие социального педагога с классными

руководителями школы и воспитателями социально –

реабилитационного центра по вопросам профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних.

Подготовила

социальный педагог

Съедина Татьяна Николаевна

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений

несовершеннолетних»

-

понятие

«Профилактика»

определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных

мер,

направленных

на

выявление

и

устранение

причин

и

условий,

способствующих

безнадзорности,

беспризорности,

правонарушениям

и

антиобщественным

действиям

несовершеннолетних,

осуществляемых

в

совокупности

с

индивидуальной

профилактической

работой

с

несовершеннолетними

и

семьями,

находящимися

в

социально-опасном

положении.

На основе нормативных документов в нашем центре выстроена система

работы

по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного

психологического

климата

в

школьном

и

групповом

коллективах,

по

п р о ф и л а к т и к е

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

с р е д и

несовершеннолетних,

повышение

качества

воспитательной

работы,

нормализацию отношений детей, занятость воспитанников во внеурочное

время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль

за

посещением

учебных

занятий,

проведение

индивидуальных

занятий

с

воспитанниками, посещение уроков.

Работа по организации профилактической и коррекционной работы с

детьми строится в соответствии с комплексными планами работы, которые

предусматривают

взаимодействие

классного

руководителя,

воспитателя

и

социального педагога. Вся работа начинается с деятельности воспитателя и

социального

педагога,

которые

лучше

других

знают

своих

подопечных.

Основная (наша) задача - скоординировать все воспитательные влияния по

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

воспитанников

в

целях

развития

личности

посредством

включения

их

в

многообразные

виды

деятельности

и

взаимоотношений:

взаимодействие

социального

педагога,

классного руководителя и воспитателя центра можно разделить на несколько

этапов:

2

1.

Составление

индивидуальных

программ,

где

отражается

мотивация учебной деятельности, самооценка, особенности темперамента,

характерологические особенности по отношению к себе, к другим людям, в

отношении

со

сверстниками,

в

отношении

к

делу,

в

отношениях

со

взрослыми.

Социальный

педагог,

классный

руководитель

и

воспитатель

центра

ведут

индивидуальную

работу

с

воспитанниками,

с

их

семьями

(посещение семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий,

знакомятся

с

жилищными

условиями

ребёнка,

в

домашней

обстановке

проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его

взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале

учета посещений.

2.

Контроль

посещаемости

занятий

является

важным

звеном

в

воспитательной

работе,

обеспечивающим

успешную

профилактику

правонарушений. Необходимо учитывать, что у ребёнка, прогулявшего хотя

бы

один

день

занятий,

если

не

принять

к

нему

своевременных

мер,

появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные

прогулы.

Такого

подростка

легко

вовлечь

в

наркоманию

и

преступную

деятельность.

Своевременное

принятие

мер

и

обсуждение

поведения

воспитанника

на

заседаниях

специалистов

центра

в

подавляющем

большинстве

случаев

д а е т

п о л о ж и т е л ь н ы е

р е з у л ь т а т ы .

3.

Организация

досуга

учащихся,

широкое

во вл еч е н и е

воспитанников, особенно из детей «группы риска», в занятия по интересам,

привлечение

к

участию

в

соревнованиях,

конкурсах,

мероприятиях

-

важнейшие

направления

воспитательной

деятельности,

способствующие

развитию

творческой

инициативы

ребенка,

активному

полезному

проведению

досуга,

формированию

законопослушного

поведения,

значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. В

нашем

центре

проводятся

занятия

по

интересам

с

различными

направлениями. Наше учреждение взаимодействует с домом культуры. Дети

3

посещают

мероприятия,

которые

проходят

в

доме

культуры,

ездят

на

экскурсии.

4.

Профилактика

наркомании

и

токсикомании.

В

ц е н т р е

спланирована

и

проводится

работа

по

профилактике

наркомании

и

токсикомании. В беседы с подростками о вреде наркомании включаются

интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие

пагубные

последствия

для

здоровья.

Такую

подборку

информационного

материала помогает

подбирать

библиотекарь.

Одним

из

направлений

антинаркотической пропаганды в нашем центре является проведение бесед,

тренингов,

анкетирования,

конкурс

плакатов

и

рисунков.

Родителям

раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им

своевременной помощи.

Важным

компонентом

в

системе профилактики

правонарушений,

наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация

пробелов в знаниях воспитанников. Если ребёнок по каким-либо причинам

не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический

дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя

ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».

Ведущая деятельность ребёнка – учебно-познавательная: систематические

прогулы,

стойкая

неуспеваемость

по

нескольким

предметам

вызывают

нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как

следствие, конфликтность и агрессию. Социальный педагог посещает уроки

для

прослеживания

успеваемости

и

учебно-познавательной

деятельности.

(успеваемость

воспитанников

прослеживается

и

проверкой

наличия

школьных принадлежностей и выполнения домашних заданий).

5.

В

профилактике

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание. Социальный

педагог

совместно

с

классным

руководителями

и

воспитателями

центра

проводим

дни

«Правовых

знаний»

по

возрастным

группам.

Широкая

пропаганда

среди

воспитанников,

их

родителей

правовых

знаний

4

необходимое

звено

в

профилактике

асоциального

поведения.

Во

время

проведения правовых дней знаний – проводились беседы (от шалости к

правонарушению),

Подростки

:

проблемы

их

решения)

классные

часы

( Наркотики и закон, курение и его последствия, курить здоровью вредить,

как воздействует алкоголь на организм человека), велась разъяснительная

работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки,

характерные

для

подростковой

среды;

разъяснялись

понятия

об

административной,

гражданско-правовой,

уголовной

ответственности

несовершеннолетних. Проводились беседы с инспектором ПДН, с целью

просвещения учащихся законодательных аспектов.

Применяя творческий подход в работе, по взаимодействию социального

педагога с классным руководителем и воспитателями центра, взаимодействие

с

другими

органами

и

учреждениями

системы

профилактики

будут

способствовать большому успеху в этой работе.

Список литературы

1.

Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения

(Практическое пособие) – АРКТИ, 2006.

2.

Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,

помощь. – СПб., Союз,2002

3.

Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.

Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998.

4.

Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике

правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации.

Классный руководитель №5, 2006.

5.

Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005

6.

Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва,

2005

5



В раздел образования