Автор: Коденцева Оксана Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярский край
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Формирование нравственной личности через театральное творчество"
Раздел: дополнительное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск ул. Победы дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail
«
Формирование нравственной личности через театральное
творчество
»
(из опыта работы Коденцевой Оксаны Павловны, педагога дополнительного
образования МБУ ДО «Дом детского творчества»)
Норильск
2017
Коденцева Оксана Павловна - педагог дополнительного образования МБУ ДО
«Дом детского творчества».
Образование:
Высшее
профе ссиональное,
окончила
Но во с и б и р с к и й
государственный педагогический университет.
Специальность:
«Специальность-учитель
начальных
классов»,
квалификация
-
«Педагогика и методика начального образования»
Имеет 1 квалификационную категорию.
Работает
в
«Доме
детского
творчества
с
1997
года.
Педагог
дополнительного
образования творческого объединения «Кулиска».
Стаж работы: 25 лет.
Прошла курсы повышения квалификации:
курсы повышения квалификации в МГУКИ по теме «Социально-культурные технологии
в дополнительном образовании»-72ч.
курсы
повышения
квалификации»
в
КГБОУ
ДПО
по
теме
«Технологии
формирования
здоровьесберегающей
среды
в
образовательном
учреждении»-72
часа.
курсы повышения квалификации в КГАОУ ДПО по программе «Актерское мастерство и
режиссура театральных представлений в образовательных учреждениях»-72ч.
курсы
повышения
квалификации
в
НИПК
и
ПП
по
теме
«Проектирование
в
профессиональной деятельности специалиста образования и социальной сферы»-
72ч.
дистанционные курсы в Нижегородском институте развития образования по теме
«Методы оценки учебных достижений учащихся с ОВЗ»-72ч.
дистанционные
курсы
в
Красноярском
научно-учебном
центре
«Психолого-
педагогическое сопровождение детей, одаренных в области культуры и искусства»-
72ч.
курсы
повышения
квалификации
в
Краевом
государственном
автономном
образовательном
учреждении
дополнительного
проф е ссиона л ь ного
образования(повышения квалификации) специалистов по программе: «Технологии
деятельностной педагогики»
Результатом деятельности являются награды педагога:
Благодарность администрации МБУК «КДЦ «Юбилейный»
Благодарность администрации МБОУ «СОШ»№32
Благодарность от МБУ «Централизованная библиотечная система»
Благодарственное письмо Главы администрации г.Норильска
Благодарственное письмо Управления общего и дошкольного образования.
Обучающиеся творческого объединения «Кулиска» ежегодно принимают участие в
городских, региональных, международных, всероссийских конкурсах, имеют грамоты и
дипломы лауреатов,1, 2, 3 степеней, благодарственные письма.
Аннотация
В
работе
представлены
учебно-методические
материалы,
конспекты
занятий,
проекты,
позволяющие
педагогу, средствами театрального искусства
повысить уровень
компетенции
способствующие
развитию
познавательного
интереса
и
формированию
нравственных качеств подростков на занятиях по театральному творчеству
2
Оглавление
Введение………………………………………………………………4-5стр
Основная часть……………………………………………………… .5-11стр
Заключение ……………………………………………………………12стр
Литература ………………………………………………….................13стр
3
Введение
Мы живем в непростое время - время перемен, политической нестабильности,
духовного кризиса в обществе. В истории подобные кризисы приводят к сильному
расслоению общества и неминуемому формированию "социальных отходов":
сломавшихся, выброшенных, никому не нужных людей. Мы должны, используя все
имеющиеся в нашем распоряжении средства, помочь формированию цельной и сильной
личности, способной самостоятельно сопротивляться агрессии внешнего мира.
Время, в котором мы живём, выдвинуло перед дополнительным образованием задачу
воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной
личности,
посредством
внедрения
различных
методик,
которые
бы
обеспечивали
формирование нравственных качеств личности обучающихся на занятиях театральной
направленности.
Для формирования педагогического опыта важно, чтобы в подростковом возрасте
закладывались основы и общие направления в формировании моральных и социальных
установок личности. Любознательность и любопытство - особенности подростка. Он
открыт
к
восприятию
нового,
интересного,
как
губка
впитывает
разные
сведения.
Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со
сверстниками.
Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши
дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и,
прежде всего молодежи. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности».
«У личности юношей и девушек стереотипные нравственные установки разрушены, а
новые
находятся
в
стадии
становления.
Ее
отличают
не
только
прогрессирующая
отчужденность,
повышенная
тревожность,
духовная
опустошенность,
но
и
цинизм,
жестокость, агрессивность. Ей присущи психопатические черты характера».
Поэтому именно сегодня остро встает вопрос о создании психолого-педагогических
средств
последовательного
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения.
Наметившаяся
тенденция
гуманизации
образования
открывает
возможности
для
развертывания планомерной работы по созданию и внедрению таких средств.
Перед Оксаной Павловной встал вопрос, как, в процессе обучения театральному
искусству, развивая эмоциональную сферу, волю, художественный вкус и воображения,
формировать нравственные и моральные качества каждого обучающегося, ведь у каждого
подростка свои личные интересы, есть любимые занятия и увлечения и для многих детей
творческое объединение «Кулиска» становится ещё одним местом общения друг с другом.
«Быть актёрами— это прежде всего быть душевно богатыми, интересными людьми,
которым есть что сказать» (К.С. Станиславский)
В объединении обучающиеся активно знакомятся с тем, что жизнь – это театр, и
каждый
играет
в
ней
ту
роль,
которую
сам
выбирает.
Артистов
обучают
технике
мастерства и, чем лучше они ею владеют, тем больше востребованы в своей работе.
Высшая степень овладения профессией, когда актёр внутренне не испытывает тех эмоций,
которые видят зрители, восхищаясь его работой. Артист, действительно переживающий
каждую свою роль, учится взращивать в себе способность удалять негативные эмоции из
своей
души
путём
отреагирования,
учится
улыбаться,
открыто
выражать
чувства
и
интуитивно чувствовать мир, позволяет иметь желаемое и воплощать мечты в жизнь.
Оксана
Павловна
считает
в
необходимости
изучения
системы
занятий,
направленных на формирование нравственных качеств личности воспитанников. С этой
целью она решила применить их на практике с обучающимися театрального направления.
Актуальность
Современная педагогика в постоянном поиске новых форм и методов работы в
использовании
различных
видов
творчества
(искусства).
Воспитание
через
искусство
(музыка,
театр,
хореография,
изобразительное
искусство,
декоративно-прикладное
творчество
и
др.)
является
не
просто
важным
звеном
образовательного
процесса,
а
4
энергетическим
центром
воспитания
чувств
и
мыслей
ребенка,
формирование
нравственно-эстетических основ, становление личности. Оксана Павловна видит большие
возможности для детей при обучении в объединении театральной направленности. Сама
специфика
работы,
в
основе
которых
лежат
разные
виды
искусства,
соответствует
созданию
благоприятного
эмоционального
микроклимата,
развивают
эмоциональную
сферу, волю, художественный вкус и воображение.
Творческое
объединение
"Кулиска"
театральной
направленности
выступает
как
средство педагогической поддержки обучающихся, что дает возможность переключаться с
одного вида деятельности на другой, получать удовольствие от результатов своего труда, а,
следовательно, укреплять физическое, психическое и нравственное здоровье. На занятиях
взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание,
средства, методы, организация.
Изучив
все
возможности
театрального
искусства,
Оксана
Павловна
создала
программу, целью которой обучение актерскому мастерству, воспитание нравственных
качеств личности, творческих умений и навыков воспитанников средствами театрального
искусства, организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Представленный опыт можно рассматривать как начальную ступень творческого
роста,
ведущую
в
дальнейшем
к
необходимости
каждому
работать
над
собой,
к
осознанному
выбору
позитивных
и
устойчивых
духовно-нравственных
ценностей.
Заявленная
тема
возможна
будет
интересна
для
педагогов
работающих
в
данном
направлении. Она располагает большими возможностями для дальнейшего изучения и
практической разработки.
Новизна
состоит
в
том,
что
в
синтез типовых образовательных программ по
всеобщему и специальному театральному образованию введены отдельные упражнения,
этюды, задания-тренинги, специальные беседы, психологические тренинги, направленные
на формирование нравственных качеств личности воспитанников.
Вся
работа
на
занятиях
начинается
с
отдельных
воспитательных
ситуаций
и
заканчивается массовыми мероприятиями. Творческие занятия, уроки искусства – эта
именно
та
стихия,
которая
способствует
росту
личности
как
таковой,
а
не
только
приобретению набора знаний и усвоению неких норм.
Красной нитью через педагогический опыт проходит фраза К.С.Станиславского «…Я
считаю, что мне важнее воспитывать еще одну смену молодежи, чем поставить новый
спектакль». Константин Сергеевич учил студийцев создавать в театре атмосферу взаимной
чуткости и внимания, атмосферу, согретую теплом дружбы и доброжелательности.
Основная часть
Театр — это не просто участие в спектакле, но и общение друг с другом. Одни замечают,
что не одиноки, что рядом с ними есть сверстники, которые также серьезно относятся к
искусству. Дети, находясь в творческой обстановке, в атмосфере доверия и участия,
понимают, что они здесь на равных, не чужие. И все стремятся быть в общении
дружелюбными, современными и интересными собеседниками, сотворцами, партнерами.
Когда в ходе подготовки спектакля, репетиций и других досуговых мероприятий
реализовывается принцип позитивности, тогда у ребенка появляется доверие к педагогу,
развивается чувство собственного достоинства, уважительное отношение к сверстнику.
Если педагог ведет себя естественно, предсказуемо, придерживается основных требований
и критериев оценок (независимо от настроения), то и дети строят свое поведение в
соответствии с увиденным.
Воспитание готовности к взаимному сотрудничеству обеспечивается погружением
обучающихся в специально подобранный драматургический материал. Это погружение
осуществляется специальными режиссерско-педагогическими методиками, которые
включают в себя поэтапное знакомство детей, как с основами актерской грамоты, так и с
5
шедеврами духовной литературы, с учетом различий в чертах личности и социальном
поведении детей.
Можно прочитать с детьми много нужных и полезных книг, научить их грамотно
составлять композицию рисунка, можно научить их правильно петь, хорошо танцевать, но
театральное искусство имеет преимущество, так как кроме всего вышеперечисленного
ребенок еще и тренирует свои чувства.
В ходе занятий театральным искусством ребенок имеет возможность тренировать
жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учиться
быть готовым к трудностям и не теряться перед их преодолением.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию сплоченности
коллектива, успешному взаимодействию детей при решении проблем в коллективе,
разделению труда при выполнении заданий, умению мирно жить в коллективе и считаться
с общественным мнением.
В
педагогической
проблеме
данная
тема
нашла
отражение
в
фундаментальных
исследованиях
А.М.Архангельского,
Н.М.Болдырева,
Н.К.Крупской,
А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных
понятий
теории
нравственного
воспитания,
указываются
пути
дальнейшего
развития
принципов, содержания, форм, методов.
Известный советский психолог Л.С.Выгодский выдвинул важный тезис о том, что
сущность процесса психологического развития заключается в усвоении общественно-
исторического
опыта,
воспитанника,
в
усвоении
исторически
сложившихся
форм
и
способов человеческой деятельности. Чтобы стать полноценным и равноправным членом
общества,
обучающийся
обязательно
должен
овладеть
и
специфическими
для
этого
общества отношениями между людьми, той системой морали, общественных идеалов,
задач
и
способов
поведения,
которые
позволили
бы
ему
участвовать
в
жизни
этого
общества.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных
ученых-педагогов,
внесших
значительный
вклад
в
разработку
проблем
нравственного
воспитания
обучающихся
(Т.И.Когачевская,
Т.В.Лукина
и
др.).
Ряд
исследователей
освещает в своих работах проблемы подготовки будущих педагогов к нравственному
воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Воспитание
личности
–
сложный
и
многогранный
процесс,
включающий
педагогические
и
социальные
явления.
Однако
процесс
нравственного
воспитания
автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С.Макаренко.
В
процессе
формирования
идейности
и
нравственности
как
сплава
“знаний,
убеждений и практического действия”, развития и обогащения чувств и нравственных
качеств. Важная роль принадлежит не только школе, но и системе дополнительного
образования. Именно в этом возрасте человек должен не только научиться ответственному
выбору моральных ценностей, поступков, определить свое отношение к труду и будущей
профессии, но и уметь реализовывать их в своей жизни.
На определение роли планирования в поведении детей было направлено внимание
таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и мн.др. В
своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения,
оценки
и
самооценки
поведения.
Нравственность
предлагает
не
только
выполнение
каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма,
эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем
поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может быть
ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной
борьбы за совершенствование всей окружающей жизни[14, с. 53].
6
Наиболее
значительные
специальные
исследования
некоторых
аспектов
формирования
нравственного
воспитания
принадлежат:
А.С.
Макаренко,
В.А.Сухомлинскому, Л.С. Выготскому, Н. И. Болдыреву, Н.Е.Щурковой.
Важным является понимание того, что воспитание целесообразно осуществлять и в
системе
дополнительного
образования,
в
частности,
на
занятиях
театрального
направления.
Так
как,
занятия
в
театральном
объединении,
работа
над
спектаклем
обеспечивают
усвоение
знаний
в
данном
виде
искусства,
создают
возможности
для
овладения приемами, способами для решения различных задач. А воспитание предлагает
не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против
индивидуализма, эгоизма, несправедливости.
Одна
из
задач
воспитания
–
правильно
организовать
деятельность
ребенка.
В
деятельности формируются общечеловеческие качества, а возникающее отношения могут
влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на
усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает
и как критерий его развития.
Изучив теоретическую литературу по проблеме, Оксана Павловна пришла к выводу,
что для успешного формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся
необходима система занятий. Для этого ею была разработана образовательная программа
«Основы
актерского
мастерства»,
в
которую
вошли
несколько
основных
разделов:
«Творческо-развивающие
игры»,
«Театральный
мир»,
«Актерский
тренинг»,
«Сценическое движение», «Сценическая речь», «Режиссерские натюрморты», «Этюдная
работа», «Работа над пьесой».
Теоретическая
часть
этих
разделов
включает
краткие
сведения
о
развитии
театрального
искусства,
цикл
познавательных
бесед
о
жизни
и
творчестве
великих
мастеров
театра,
беседы
о
красоте
вокруг
нас,
профессиональной
ориентации
обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского
мастерства.
Главным
объединяющим
звеном
этих
разделов
является
формирование
моральных и нравственных качеств воспитанников через изучаемые темы разделов, через
совместное творчество. На занятиях ребята знакомятся с театром как видом искусства,
изучают историю отечественного и зарубежного театра, осваивают элементы актерского
мастерства и постановки спектаклей. Несомненно, занятие было и остается основным
элементом образовательного процесса, но в системе воспитывающего обучения на основе
формирования нравственной личности существенно меняются его функции и формы
организации, появляется возможность проводить такие занятия, которые с удовольствием
посещают дети. Почему? Потому, что при подготовке такого занятия планируются :
1.
формирование познавательного интереса через создание ситуации успеха для
каждого обучающегося, что позволяет получить доступ к положительным
эмоциям, испытать удовлетворение и радость от успешно выполненной общей
работы, которое пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные
переживания.
2.
создание
педагогических
ситуаций
общения,
позволяющих
развивать
у
воспитанников
способность
признать
и
поддержать
своих
сверстников
–
конкурентов на ту или иную роль, воспитывая тем самым благородство души;
3.
поощрение
высказанных
оригинальных
идей,
наиболее
рациональных
способов выполнения этюдов;
4.
организацию обмена мыслями, мнениями, оценка умений своих и товарищей
в общей работе. Акцентируется внимание на том, что критике подвергается
лишь идея, а ни в коем случае не ее автор, поясняется, что любая критика
направлена на стимулирование творческой деятельности;
5.
использование нравственного опыта и опора на моральные принципы каждого
обучающегося;
7
6.
соотношение
фронтальной,
индивидуальной,
самостоятельной
работы.
В
процессе индивидуальных занятий по мастерству актера и сценической речи у
подростков
развиваются
умения
реально
оценивать
свои
способности
и
решать проблемы соотношения желаний и возможностей. Таким образом,
обучающиеся
учатся
умению
выполнять
собственные
обещания,
что,
оказывается не так легко воплотить в жизнь;
7.
подборка упражнений, этюдов разного типа, вида и формы, определение цели,
места
и
времени
их
использования
на
занятиях.
Применение
наглядных
методов
(метод
иллюстрации,
демонстрации,
в
том
числе
показ
видеофильмов);
8.
применение
различных
методов
организации
и
осуществления
учебно-
познавательной
деятельности:
словесные
методы
(рассказ,
беседа),
метод
подражания,
репродуктивные
методы,
импровизация,
м е тод ы
самостоятельной
работы
(по
заданию
и
по
собственной
инициативе
воспитанника) и т.д.;
9.
использование методов воспитания:
беседы по сюжетному рассказу;
воспитывающие ситуации;
рассказ на этическую тему;
метод изменения деятельности и общения;
метод изменения отношений;
метод поощрения и наказания;
10. обсуждение в конце занятия с обучающимися не только, что узнали (чем
овладели), но и, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось
выполнить еще раз, и что сделать по-другому.
При этом планировании повышается воспитательная функция занятия. Занятие, на
котором обучающиеся постепенно впитывают в себя «секреты» творческого мастерства,
развиваются и становятся творческой личностью и человеком, а уж потом актером –
любителем либо в будущем профессионалом.
На занятиях используются эффективные и многофункциональные упражнения. Все
они строятся согласно нескольким принципам: «игрового самочувствия»; «от простого к
сложному»; «от элементарного фантазирования к созданию образа».
Это такие упражнения, как: «Где мы были, мы не скажем», «Массовая сцена»,
«Театральный
билет»,
«Заданная
поза»
и
т.д.
Они
позволяют
воспитанникам
рассредоточить внимание, снять телесные и психологические зажимы и помогают обрести
им на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни.
Формирование у ребят представления о влиянии истории, условий, характера на
логику и особый отбор действий складывались на примере изучения творчества великих
драматургов
мира
и
их
произведений:
У.Шекспира,
Мольера,
Мериме
и
русских
драматургов мировой известности А.Островского, Н.Гоголя, М.Щепкина и др.
Знакомство
с
пьесами
начиналось
с
анализа
произведения[20,
156].
Перед
обучающимися
ставилась
задача
сформулировать
тему
истории:
«история
про…,
который…». В центре любой истории стоит герой или группа героев.
Для
лучшего
осознания
роли
в
процессе
работы
над
спектаклем
применяются
различные драматургические этюды (импровизация на тему эпизода пьесы) в процессе
которых воспитанники постепенно сами понимают, что у них лучше получается, где их
место в спектакле. И в ходе этих проб постепенно происходит распределение ролей.
Успешно
используются
в
работе
по
проблеме
метод
незаконченных
рассказов.
Ребятам
зачитывается
рассказ,
в
котором
герою
необходимо
было
действовать,
или
нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждый из них представлял, что
8
действующим лицом является он сам. Нужно закончить рассказ, предлагая свои способы
поведения, и обосновать их.
На
репетициях
спектакля
постоянно
возникают
определенные
деловые
и
нравственные отношения между воспитанниками. В ходе репетиций они общаются между
собой,
влияя
друг
на
друга.
Совместная
работа
рождает
между
ними
отношения,
характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой
коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как
к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей
цели,
взаимная
поддержка
и
в
то
же
время
требовательность
друг
к
другу,
умение
критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции
сведения
структуры
учебной
деятельности.
На
репетициях
обучающиеся
имеют
возможность реализовать знания и умения, приобретенные на занятиях, практически в
общении
между
собой.
В
работе
над
ролью
предлагается
отталкиваться
от
логики
физических действий. Логика действий способна рефлекторно вызывать и логику чувств,
воздействовать
на
психику
с
ее
подсознанием.
Понимание
действия
как
единства
физического и психического исключало отдельное развитие элементов нравственного и
эстетического поведения.
Специальное
внимание
уделяется
развитию
художественного
восприятия.
После
просмотра
спектаклей
(видеозапись)
воспитанникам
предлагается
осмыслить
непосредственные театральные впечатления в процессе «последействия», используя для
этого
не
только
рассказ,
письменный
отзыв,
рисунок,
но
и
разнообразные
формы
творческой деятельности – импровизации, этюды и т.п. С помощь наводящих вопросов
обращается внимание воспитанников на выразительное значение конкретных действий
героев (как средство выражения их мыслей, намерений, характеров), что способствует
развитию у них эмоциональной чуткости к отдельным компонентам в образно-смысловом
решении эпизодов, сцен и спектакля в целом (декорации, пространственное решение, цвет,
свет, музыка и т.д.).
Для
успешности
воспитательного
процесса
в
занятия
включены
упражнения
коррекционного характера такие как: «Пресс», «Нарисуй автопортрет», «Я - хороший, я –
плохой», «Опора на самого себя», «Письма к самому себе», упражнения на произвольное
добавление к местоимению «Я» слов качеств» и т.д.
Также
на
занятиях
особое
место
уделяется
воспитывающим
ситуациям
–
это
естественное или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник должен
обнаружить уровень сформированности определенных качеств. Это, например, ситуация
распределения
обязанностей,
поручений,
подарков,
наград,
выбора
между
личным
и
общественным
и
т.д.
в
таких
ситуациях
поведение
человека
обычно
адекватно
ее
внутренней позиции. Это такие упражнения, как: «Так и не так», «Обсуждение увиденного
и фантазирование», «Заданное действие», «Превращение комнаты» и т.д.
Работа над этими ситуациями строится по определенным этапам: 1) начальные
пробы; 2) анализ получившегося и формирование пожеланий для более совершенных
превращений;
3)
составление
плана-заказа-задумки
с
перечнем
необходимых
дел
и
участников; 4) осуществление одного из замыслов группой; 5) вычленение драматурга,
режиссера, актеров, зрителей.
Для
нравственного
воспитания
важно
организовать
занятие
как
коллективную
деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. [20, с.149]. Для этого
использовались специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как
общую, и как относящуюся лично к ним. Решение “конфликтных” задач, способствует
появлению у ребят своей точки зрения, которую они должны отстаивать независимо от
мнения других обучающихся, педагога. Это такие приемы, как:
Упражнения на коллективное взаимодействие (например: обучающиеся выходят
на
площадку
один
за
другим.
Представляя
через
пластику
определенную
деталь
9
задуманного заранее механизма. Постепенно они все достраивают этот механизм, который
начинает свою работу. Так рождается целостный пластический образ, синтезированный из
пластических образов каждой детали. Затем каждая деталь, не меняя своей пластики,
покидает
механизм,
и
разваливается…).
Игры
–
упражнения
на
память
физических
действий (по К.С.Станиславскому).
В процессе занятий ребята учились действовать целенаправленно и при выполнении
этюдов, и при определении способов своего поведения.
Примерный план занятия театрального объединения с учетом всех перечисленных
методов и форм формирования нравственных качеств личности можно посмотреть в
приложении к обобщению опыта.
Для
формирования
нравственных
качеств
личности
воспитанников
разработаны
различные
виды
занятий:
занятия-экскурсии,
занятия-путешествия,
практикумы-
соревнования, капустники, занятия-зачеты, занятия-тренинги на темы: «Расскажи мне о
себе», «Понятия общения», «Что такое личность», «Добросердечность», «Жестокость», «Я
в мире…мир во мне…», «Милосердие» и т.д. Остановимся на некоторых из них.
Занятия
-
заочные
путешествия,
занятия-экскурсии
–
это
ещё
одна
из
форм,
позволяющих совершенствовать и обогащать представления воспитанников о театре как
виде
искусства
в
игровой
занимательной
форме,
что
позволяет
лучшему
усвоению
материала. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Применение игр в
обучении позволяет обучаться с интересом, а занятия, основанные на игровых формах,
обучение на которых проводится в процессе взаимодействия «обучающийся - педагог-
обучающийся» позволяют выбирать свой путь развития для каждого воспитанника.
Такие занятия проводятся в том случае, если учебный материал являлся сложным и
объемным и на занятиях, где рассматривался новый материал.
В ходе таких занятий, опираясь на субъективный опыт детей, используется метод
эвристической
беседы,
активизируя
познавательную
деятельность
обучающихся.
При
изложении нового материала тщательно продумывается, что изложить самой, а что могут
воспитанники изучить самостоятельно, имея на этот момент определенный субъективный
опыт. В этом случае меняется вся структура занятия. В ходе такого общения происходит
своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Обучающиеся при
этом «творцы» этого знания, участники его порождения.
Примером такого занятия являются занятия по темам «Посвящение в зрители»,
«Посвящение в театралы».
Подбор
дидактического
материала
для
занятий
требует
от
педагога
не
только
объективной
сложности,
но
и
знания
индивидуальных
предпочтений
каждого
обучающегося в работе с этим материалом. На это требуется много времени, но именно
это
позволяет
создавать
на
занятиях
ситуации
успеха
для
каждого
воспитанника
и
возможность для них работать с заданиями творческого, исследовательского характера.
Опыт показывает, что на таких занятиях активность воспитанников намного выше,
чем на других, а в результате и качество запоминания и воспроизведения изучаемого
материала намного выше. Принцип состоит в том, что на таких занятиях воспитанники
сами
активно
участвуют
в
его
создании
и
усвоении
материала
путем
практических
действий.
Параллельно
с
работой
над
драматургией
в
объединении
идет
работа
над
пантомимой, танцем и искусством танцевальной импровизации. Воспитанники осваивают
музыкальную форму театра с проработкой тем: музыка в жизни, музыка и переживания,
музыка и поведение человека, танцевальные традиции и т.д. на фоне проработки этих
взаимосвязей
идет
обучение
элементам
разных
по
стилю
танцевальных
форм:
10
классический
танец,
народный
танец,
бальный
танец.
Полученные
умения
и
навыки
позволяют воспитанникам применять их в различных комбинациях и связках. Таким
образом, формируется лексика танца, которая используется для выражения внутреннего
эмоционального состояния исполнителя, а также для развития сценического образа. Эти
умения и навыки воспитанники применяют в процессе работы над спектаклем, а также как
отдельные художественные номера в концертных программах.
Уровень
усвоения
обучающимися
образовательной
программы
отслеживается
на
занятиях-зачетах,
которые
включают
в
себя
выполнение
знакомых
заданий
на
организацию
и
слаженность
коллектива,
импровизации
(сочинение
пьесы,
ремарки,
превращения
и
т.п.)
и
новые
задания
из
программы,
чтобы
можно
было
увидеть
озадачивание, поиск решения и степень решимости в творчестве. Оценивается активность
в выступлении ребенка, успех выполнения им знакомых заданий, успех и участие в
выполнении нового задания.
На
занятиях
в
театральном
объединении
воспитывается
не
только
содержание,
методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях,
стиль отношений между педагогом и воспитанниками, воспитанников между собой.
Формирование нравственных качества личности воспитанников не ограничивается
рамками занятий. Знания и умения, полученные на занятиях, воспитанники применяют на
практике: спектаклях, вечерах, праздниках, театрализованных представлениях, конкурсах
чтецов,
литературных
гостиных,
салонах,
на
праздниках
в
школах,
в
Доме
детского
творчества.
Мероприятия
и
праздники,
проводимые
в
коллективе,
являются
промежуточными этапами контроля развития каждого ребенка, раскрытием его творческих
и духовных устремлений.
Опыт работы показывает эффективность применения системы занятий, в которые
включаются различные методики направленные на формирование духовно-нравственных
качеств личности обучающихся.
В
ходе
анализа
доказано,
что
успешному
формированию
нравственных
качеств
способствуют следующие факторы:
полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости
в обществе самой личности;
конкретизация представлений обучающихся о нравственных качествах;
формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе
выполнения обучающимися отдельных упражнений, этюдов, заданий-тренингов
на театральных занятиях;
специальные
беседы,
направленные
на
привлечение
внимания
к
качествам личности, которые помогают работать, общаться друг с другом.
Для успешного формирования нравственных качеств рекомендуется применять:
а) «воспитывающие ситуации»;
б) «творческие задания»;
в) «упражнения на коллективную согласованность действий»;
г) «этюды на нравственные темы»;
д) «психологические тренинги».
е)
решение
“конфликтных”
задач,
способствующих
появлению
у
воспитанников
своей
точки
зрения,
которую
они
должны
отстаивать
независимо
от
мнения
других
обучающихся, педагога.
ж) введение в обучение диалога “педагог – обучающийся”, “обучающийся – педагог”,
“обучающийся – обучающийся”, в котором ребята высказывают свое мнение, соглашаются
или опровергают мнение преподавателя.
11
Заключение
Если определить цель театра как воспитание в подрастающем поколении потребности и
готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной,
социальной и религиозной принадлежности, а его главную задачу как воспитание у детей
миролюбия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, то
нецелесообразно упускать воспитательные возможности театральных средств.
В заключении можно сделать следующие выводы:
успешному формированию нравственных качеств способствуют:
-
полное
раскрытие
и
понимание
содержания
нравственности,
значимости
в
обществе самой личности;
-
конкретизация представлений обучающихся о нравственных качествах;
-
отдельные
упражнения,
этюды,
задания-тренинги
на
занятиях
театрального
объединения направленные на формирование нравственных качеств;
-
специальные беседы, направленные на привлечение внимания подростков к
качествам личности, которые помогают работать, общаться друг с другом.
С этой целью рекомендуется применять:
а) «воспитывающие ситуации»;
б) «творческие задания»;
в) «упражнения на коллективную согласованность действий»;
г) «этюды на нравственные темы»;
д) «психологические тренинги».
Успешная самореализация детей в творчестве, несомненно, способствует созданию в
коллективе
эмоционально-нравственного
климата,
построенного
на
доброжелательном
отношении и уважении к личности каждого воспитанника.
Театральное объединение лишь начальный этап нравственного роста и творческого
развития.
Заглянув в самого себя, воспитанники пробуют понять, что их тревожит, что не
складывается в отношениях с микро- и макроокружением, начинают искать возможные
пути гармонизации, нравственного совершенствования.
Поэтому
представленный
опыт
можно
рассматривать
как
начальную
ступень
творческого роста, ведущую в дальнейшем к необходимости каждому работать над собой,
к
осознанному
выбору
позитивных
и
устойчивых
духовно-нравственных
ценностей.
Заявленная тема достаточно интересна для педагогов работающих в этом направлении.
Она располагает большими возможностями для дальнейшего изучения и практической
разработки.
Закончить все выше сказанное хочется словами В.Г.Белинского: «Кто не любит
театр? Чье сердце не волнуется сладостным, трепетным предчувствием предстоящего
удовольствия на этот вопрос можно отвечать: всякий любит, кроме невежд и тех грубых,
черствых душ, недоступных для впечатления искусства»
Можно сказать с уверенностью, что, заронив зерно в детскую душу, в которой со
временем взойдет и расцветет древо творчества, детский театр растит человека в высоком
смысле этого слова.
Источники и литература
12
1.
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2002. – 160 с.
2.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
3.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
4.
Березина В.А. Воспитать человека: Сборник
нормативно-правовых, научно -
методических,
организационно-практических
материалов
по
проблемам
воспитания/
В.А.Березина, О.И. Волжина, И.А.Зимняя. – М.: Вентана-Графф, 2003. - 384 с.
5.
Возрастная
и
педагогическая
психология:
Учеб.пособие
для
студентов
пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
6.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации
/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
7.Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок
последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
8.Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис
Пресс», 2004 г.-333 с.
9.Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»
2004, 2005 г.г.
10.Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на
соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
11.Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
12.Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД,
2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
13.Методическое
пособие.
В
помощь
начинающим
руководителям
театральной
студии, Белгород, 2003 г.
14.Немов
Р.С.
Психология:
Учебн.для
студ.высш.пед.учеб.заведений:
В
3
кн.-4-е
изд./Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.-
608 с.
15.Особенности
воспитания
в
условиях
дополнительного
образования.
М.:
ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
13