Напоминание

"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"


Автор: Комарова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка
Населённый пункт: с. Кротовка, Самарская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи. На речь детей, в

первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Ваша задача -

помочь ребёнку овладеть правильной и грамотной речью.

В этом вам помогут следующие рекомендации:

1.

Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на

работе,

ежедневно

находите

время

для

общения

с

ребёнком.

Чем

больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.

2.

Чётко и правильно произносите слова. Вы должны говорить правильно,

не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не

«съедайте» слогов и окончаний слов, правильно ставьте ударения.

3.

Не подстраивайтесь под детскую речь.

4.

Не подделывайтесь под «детский» язык. Это тормозит развитие. Не

сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти

к общеупотребительным словам.

5.

Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком

в свободное время.

6.

Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает

ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

7.

Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы,

картинки, рассматривайте их с детьми.

8.

Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего

ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком,

проанализируйте, запишите новые.

9.

Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ

интереснее» с участием всех членов семьи.

10. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком!

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем

каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для

успешного

заучивания

с

детьми

стихов

и

потешек

предлагаем

воспользоваться нашими советами.

Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

Сначала прочитайте два-три стихотворения.

Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его

три-четыре раза.

Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и

пальцев.

Повторите все движения вместе с ребенком.

Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения.

Главное,

чтобы

ему

было

интересно

рассказывать

стишок,

руками

и

пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация

движений

со

словами

совершенствует

артикуляционный

аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Использовать

на

первых

порах

название

«чистоговорка»

и

«выговариволочка»,

поскольку

по

причине

ограниченных

произносительных

возможностей

дошкольники,

особенно

имеющие

нарушения

речи,

часто

затрудняются

произносить

скороговорки

в

быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит

дефектно. Это обязательное условие!

Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя

более трудные.

Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Чтобы

облегчить

запоминание

и

выразительное

произнесение

скороговорки,

следует

определить

ее

смысл,

придумать

простые

и

конкретные

жизненные

обстоятельства,

которые

оправдывают

многократное повторение текста.

1. Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

3.

Занимайтесь

ежедневно

или

через

день

в

доброжелательной,

игровой

форме;

4. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

5. Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

7.

Не

предлагайте

на

первом

этапе

для

выполнения

трудные

задания,

постепенно переходите от простого к сложному;

8.

Вводите

поставленные

и

закрепленные

звуки

в

обиходную

речь,

вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

9. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

10. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои

мысли;

11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений,

воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

12. Согласовывайте с логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию

правильной речи;

13. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени

сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

регулярности

занятий,

заинтересованности

и

участия

родителей

в

коррекционной работе;

14.

Верьте

в

силы

своего

ребенка,

верой

и

терпением

вселите

в

него

уверенность в исправление нарушения речи.



В раздел образования