Автор: Комарова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка
Населённый пункт: с. Кротовка, Самарская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи. На речь детей, в
первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Ваша задача -
помочь ребёнку овладеть правильной и грамотной речью.
В этом вам помогут следующие рекомендации:
1.
Больше разговаривайте с ребёнком. Даже если вы очень устаёте на
работе,
ежедневно
находите
время
для
общения
с
ребёнком.
Чем
больше он будет слышать вашу речь, тем богаче будет его язык.
2.
Чётко и правильно произносите слова. Вы должны говорить правильно,
не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не
«съедайте» слогов и окончаний слов, правильно ставьте ударения.
3.
Не подстраивайтесь под детскую речь.
4.
Не подделывайтесь под «детский» язык. Это тормозит развитие. Не
сюсюкайтесь с подрастающими детьми, иначе им будет трудно перейти
к общеупотребительным словам.
5.
Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком
в свободное время.
6.
Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает
ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
7.
Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы,
картинки, рассматривайте их с детьми.
8.
Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего
ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком,
проанализируйте, запишите новые.
9.
Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ
интереснее» с участием всех членов семьи.
10. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком!
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем
каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для
успешного
заучивания
с
детьми
стихов
и
потешек
предлагаем
воспользоваться нашими советами.
Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
Сначала прочитайте два-три стихотворения.
Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его
три-четыре раза.
Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и
пальцев.
Повторите все движения вместе с ребенком.
Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения.
Главное,
чтобы
ему
было
интересно
рассказывать
стишок,
руками
и
пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация
движений
со
словами
совершенствует
артикуляционный
аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Использовать
на
первых
порах
название
«чистоговорка»
и
«выговариволочка»,
поскольку
по
причине
ограниченных
произносительных
возможностей
дошкольники,
особенно
имеющие
нарушения
речи,
часто
затрудняются
произносить
скороговорки
в
быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит
дефектно. Это обязательное условие!
Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя
более трудные.
Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
Чтобы
облегчить
запоминание
и
выразительное
произнесение
скороговорки,
следует
определить
ее
смысл,
придумать
простые
и
конкретные
жизненные
обстоятельства,
которые
оправдывают
многократное повторение текста.
1. Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);
2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
3.
Занимайтесь
ежедневно
или
через
день
в
доброжелательной,
игровой
форме;
4. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
5. Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;
6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
7.
Не
предлагайте
на
первом
этапе
для
выполнения
трудные
задания,
постепенно переходите от простого к сложному;
8.
Вводите
поставленные
и
закрепленные
звуки
в
обиходную
речь,
вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
9. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
10. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои
мысли;
11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений,
воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
12. Согласовывайте с логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию
правильной речи;
13. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени
сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,
регулярности
занятий,
заинтересованности
и
участия
родителей
в
коррекционной работе;
14.
Верьте
в
силы
своего
ребенка,
верой
и
терпением
вселите
в
него
уверенность в исправление нарушения речи.