Автор: Лобанова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 112 комбинированного вида Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Артпедагогика нужна, важна и интересна"
Раздел: дошкольное образование
Артпедагогика нужна, важна и интересна
Лобанова Анастасия Андреевна
воспитатель ГБДОУ № 112 комбинированного вида
Адмиралтейского района Санкт – Петербурга
В современной жизни дети быстро утомляются, снизился уровень внимания,
трудоспособность,
замедлилось
восприятие,
меньше
запоминают.
Главными
причинами
этой
безрадостной
картины
является
не
только
ухудшение
социальных
условий
жизни,
но
и
разрушение
института
с емьи,
психофизическая неготовность детей к высоким нагрузкам, неумение детей
управлять своим эмоциональным состоянием, анализировать и выражать свои
чувства.
Современные
условия
ФГОС
дали
толчок
к
поиску
инновационных
и
интересных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста,
обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в
условиях
ДОУ
и
сохраняющих
психическое
здоровье
каждого
ребёнка.
Внедрение
в
образовательную
деятельность
новой
отрасли
педагогики
–
артпедагогики,
помогает
педагогам
оперировать
средствами
искусства
и
художественно
-
творческой
деятельности,
обладающими
развивающим
и
воспитывающим потенциалом.
Термин «Артпедагогика» пока не достаточно используется в педагогической
среде,
в
то
время
как
отдельные
идей
этой
развивающей
отрасли
педагогического знания приобретают всю большую популярность у педагогов и
обучающихся.
Артпедагогика - это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая
закономерности
воспитания
и
развития
человека
средствами
искусства.
Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь
ребёнку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить
с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь
развивающейся личности в её социализации и самореализации.
Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих
программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение
ребёнка рисованию, а развития способности к самовыражению, самопознанию,
к приобретению коммуникативных навыков. Артпедагогика помогает развивать
у
детей
воображение,
внимание,
творческое
мышление,
умение
свободно
выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.
Зачастую
обучение
воспринимается
как
насаждение
извне
жестких
рамок,
приучение
действовать
по
опредёлённым
правилам,
в
соответствии
с
инструкциями. Это вызывает у ребёнка протест и способствует внутреннему
конфликту,
дестабилизирующему
психику
ребёнка.
Процесс
обучения
становится
более
качественным
и
эффективным,
когда
ребёнок
чувствует
внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении
мастерства в тех областях, к которым у него есть склонность.
Из этого следует, что для успешного обучения с последующей реализацией в
социуме важно помочь ребёнку понять и познать себя, чтобы самоопределиться
относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного
обучения важно держать цель на результат - самореализацию.
Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и
внедрение
средств,
методов
и
технологий,
способствующих
более
качественному и эффективному обучению и воспитанию.
Задачи артпедагогики можно разделить на стратегические и тактические.
Стратегические:
Сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным;
Создать условия для личностного развития, при котором образование
станет важнейшей ценностью и потребностью человека.
Тактические:
Поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;
Развитие и активизация творческого потенциала;
Обучение навыкам саморегуляции;
Обучение коммуникативным навыкам;
Развитие сферы восприятия.
Данное
педагогическое
направление
решает
различные
образовательные
проблемы:
облегчает
процесс
обучения
и
ребёнку
и
педагогу;
позволяет
прорабатывать учебный материал с опорой на духовный и душевный опыт
педагога и обучающегося; помогает наладить отношения между педагогом и
обучающимися, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога,
без
чего
нет
продуктивного
обучения;
содействует
адаптации
личности
в
социуме.
В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующее: идея
гуманизации,
идея
креативности,
интегративности
и
идея
рефлексивности.
Гуманизация - стержень нового педагогического мышления, основная установка
которого-восхождение
к
личности,
к
человеку
как
высшей
ценности.
Идея
гуманизма
-
основополагающая
для
артпедагогики,
она
превращается
в
принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому
ребенку
вне
зависимости
от
художественных,
интеллектуальных
и
других
способностей ребёнка Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую
работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, которые не
вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям над
целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и
Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.
Креативность включает в себя четыре аспекта:
- креативная среда,
- креативная личность,
- креативный продукт,
- креативный процесс.
Личность
становится
креативной,
создавая
в
процессе
творческой
деятельности
продукт
лишь
в
условиях
свободной
креативной
среды.
Творческая
способность
не
может
возникнуть
в
результате
принуждения.
Поэтому
перед
артпедагогом
встает
вопрос,
как
создать
условия,
стимулирующие благоприятное созидательное творчество.
Безопасность креативной среды обеспечивается:
- принятием безусловной ценности индивида. Человек может быть самим собой
– самовыражаться;
-
созданием
атмосферы,
в
которой
отсуствует
внешняя
оценка,
это
раскрепощает;
- наличием эмпатийного понимания.
Спонтанность, т.е. искусство, которое использует педагог, не даёт конкретных
решений,
но
расширяет
пространство
воображения
ребёнка,
учит
его
прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески
осмысливать
и
преодолевать
проблемно-конфликтные
ситуации;
умение
обретать
новые
смыслы
и
ценности,
адаптироваться
в
непривычных
межличностных
системах
отношений,
ставить
и
решать
неординарные
практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры
личности
рассматривается
ее
способность
работать
в
условиях
неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества
личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к
саморазвитию.
Идея
интегративности
заложена
в
самой
сущности
артпедагогики.
Прежде
всего, это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей
человекознания.
Гармоничное
сочетание
всех
видов
и
форм
организации
разнообразной
художественной
деятельности
направлено
на
обогащение
нравственно
-эстетического
облика
учащегося.
Кроме
того
речь
идёт
о
сочетании
трёх
модальностей
(
зрительных,
слуховых
и
кинестетических
ощущений)
в
становлении
опыта
ребёнка.
У
каждого
доминирует
своя
модальность.
Чтобы
достичь
понимания
на
бессознательном
уровне,
необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.
Содержание
артпедагогического
занятия
формируется
по
принципу
«двухслойного пирога»: содержание темы занятия обогащается содержанием
того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и
дают
эффект
оптимизации
мыслительной
деятельности,
воспитательного
влияния содержания занятия на духовную сферу обучающегося.
Взаимодействие педагога и обучающегося в процессе творческой деятельности
значительно
усиливает
эффективность
эмоционально-личностного
развития
школьника,
способствует
процессу
самопознания,
самосовершенствования,
самораскрытия, саморазвития и самореализации.
Таким
образом,
современный
педагог
должен
максимально
внимательно
отнестись
к
довольно
новому
направлению
в
сфере
образования
–
артпедагогика.
Это
не
дополнительное
образование
и
не
внеурочная
деятельность, это технология, которая создает наиболее благоприятные условия
для саморазвития и самостановления человека новой формации. В дошкольных
образовательных
учреждениях
каждое
занятие
должно
быть
наполнено
артпедагогическими
методами
и
приемами
соответственно
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
воспитанников.
В
этих
условиях
профессиональной
деятельности
от
педагога
требуется
иная,
нестандартная
психологическая
готовность
в
работе
с
обучающимися.
Сегодня
системе
образования
нужен
педагог,
владеющий
не
про сто
д и д а кт и кой
стандартизированного
предметного
обучения,
а
культурно-исторической
вариативной дидактикой – системой продуктивно-рефлексивных технологий,
создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса.
Список литературы
1.
Соколова
Т.А.
Теоретико-методологические
основы
артпедагогики
//
Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. – 2009.