Напоминание

"Артпедагогика нужна, важна и интересна"


Автор: Лобанова Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 112 комбинированного вида Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Артпедагогика нужна, важна и интересна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артпедагогика нужна, важна и интересна

Лобанова Анастасия Андреевна

воспитатель ГБДОУ № 112 комбинированного вида

Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

В современной жизни дети быстро утомляются, снизился уровень внимания,

трудоспособность,

замедлилось

восприятие,

меньше

запоминают.

Главными

причинами

этой

безрадостной

картины

является

не

только

ухудшение

социальных

условий

жизни,

но

и

разрушение

института

с емьи,

психофизическая неготовность детей к высоким нагрузкам, неумение детей

управлять своим эмоциональным состоянием, анализировать и выражать свои

чувства.

Современные

условия

ФГОС

дали

толчок

к

поиску

инновационных

и

интересных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста,

обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в

условиях

ДОУ

и

сохраняющих

психическое

здоровье

каждого

ребёнка.

Внедрение

в

образовательную

деятельность

новой

отрасли

педагогики

артпедагогики,

помогает

педагогам

оперировать

средствами

искусства

и

художественно

-

творческой

деятельности,

обладающими

развивающим

и

воспитывающим потенциалом.

Термин «Артпедагогика» пока не достаточно используется в педагогической

среде,

в

то

время

как

отдельные

идей

этой

развивающей

отрасли

педагогического знания приобретают всю большую популярность у педагогов и

обучающихся.

Артпедагогика - это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая

закономерности

воспитания

и

развития

человека

средствами

искусства.

Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь

ребёнку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить

с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь

развивающейся личности в её социализации и самореализации.

Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих

программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение

ребёнка рисованию, а развития способности к самовыражению, самопознанию,

к приобретению коммуникативных навыков. Артпедагогика помогает развивать

у

детей

воображение,

внимание,

творческое

мышление,

умение

свободно

выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

Зачастую

обучение

воспринимается

как

насаждение

извне

жестких

рамок,

приучение

действовать

по

опредёлённым

правилам,

в

соответствии

с

инструкциями. Это вызывает у ребёнка протест и способствует внутреннему

конфликту,

дестабилизирующему

психику

ребёнка.

Процесс

обучения

становится

более

качественным

и

эффективным,

когда

ребёнок

чувствует

внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении

мастерства в тех областях, к которым у него есть склонность.

Из этого следует, что для успешного обучения с последующей реализацией в

социуме важно помочь ребёнку понять и познать себя, чтобы самоопределиться

относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного

обучения важно держать цель на результат - самореализацию.

Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и

внедрение

средств,

методов

и

технологий,

способствующих

более

качественному и эффективному обучению и воспитанию.

Задачи артпедагогики можно разделить на стратегические и тактические.

Стратегические:

Сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным;

Создать условия для личностного развития, при котором образование

станет важнейшей ценностью и потребностью человека.

Тактические:

Поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;

Развитие и активизация творческого потенциала;

Обучение навыкам саморегуляции;

Обучение коммуникативным навыкам;

Развитие сферы восприятия.

Данное

педагогическое

направление

решает

различные

образовательные

проблемы:

облегчает

процесс

обучения

и

ребёнку

и

педагогу;

позволяет

прорабатывать учебный материал с опорой на духовный и душевный опыт

педагога и обучающегося; помогает наладить отношения между педагогом и

обучающимися, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога,

без

чего

нет

продуктивного

обучения;

содействует

адаптации

личности

в

социуме.

В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующее: идея

гуманизации,

идея

креативности,

интегративности

и

идея

рефлексивности.

Гуманизация - стержень нового педагогического мышления, основная установка

которого-восхождение

к

личности,

к

человеку

как

высшей

ценности.

Идея

гуманизма

-

основополагающая

для

артпедагогики,

она

превращается

в

принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому

ребенку

вне

зависимости

от

художественных,

интеллектуальных

и

других

способностей ребёнка Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую

работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, которые не

вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным целям над

целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и

Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.

Креативность включает в себя четыре аспекта:

- креативная среда,

- креативная личность,

- креативный продукт,

- креативный процесс.

Личность

становится

креативной,

создавая

в

процессе

творческой

деятельности

продукт

лишь

в

условиях

свободной

креативной

среды.

Творческая

способность

не

может

возникнуть

в

результате

принуждения.

Поэтому

перед

артпедагогом

встает

вопрос,

как

создать

условия,

стимулирующие благоприятное созидательное творчество.

Безопасность креативной среды обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида. Человек может быть самим собой

– самовыражаться;

-

созданием

атмосферы,

в

которой

отсуствует

внешняя

оценка,

это

раскрепощает;

- наличием эмпатийного понимания.

Спонтанность, т.е. искусство, которое использует педагог, не даёт конкретных

решений,

но

расширяет

пространство

воображения

ребёнка,

учит

его

прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески

осмысливать

и

преодолевать

проблемно-конфликтные

ситуации;

умение

обретать

новые

смыслы

и

ценности,

адаптироваться

в

непривычных

межличностных

системах

отношений,

ставить

и

решать

неординарные

практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры

личности

рассматривается

ее

способность

работать

в

условиях

неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества

личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к

саморазвитию.

Идея

интегративности

заложена

в

самой

сущности

артпедагогики.

Прежде

всего, это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей

человекознания.

Гармоничное

сочетание

всех

видов

и

форм

организации

разнообразной

художественной

деятельности

направлено

на

обогащение

нравственно

-эстетического

облика

учащегося.

Кроме

того

речь

идёт

о

сочетании

трёх

модальностей

(

зрительных,

слуховых

и

кинестетических

ощущений)

в

становлении

опыта

ребёнка.

У

каждого

доминирует

своя

модальность.

Чтобы

достичь

понимания

на

бессознательном

уровне,

необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.

Содержание

артпедагогического

занятия

формируется

по

принципу

«двухслойного пирога»: содержание темы занятия обогащается содержанием

того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и

дают

эффект

оптимизации

мыслительной

деятельности,

воспитательного

влияния содержания занятия на духовную сферу обучающегося.

Взаимодействие педагога и обучающегося в процессе творческой деятельности

значительно

усиливает

эффективность

эмоционально-личностного

развития

школьника,

способствует

процессу

самопознания,

самосовершенствования,

самораскрытия, саморазвития и самореализации.

Таким

образом,

современный

педагог

должен

максимально

внимательно

отнестись

к

довольно

новому

направлению

в

сфере

образования

артпедагогика.

Это

не

дополнительное

образование

и

не

внеурочная

деятельность, это технология, которая создает наиболее благоприятные условия

для саморазвития и самостановления человека новой формации. В дошкольных

образовательных

учреждениях

каждое

занятие

должно

быть

наполнено

артпедагогическими

методами

и

приемами

соответственно

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

воспитанников.

В

этих

условиях

профессиональной

деятельности

от

педагога

требуется

иная,

нестандартная

психологическая

готовность

в

работе

с

обучающимися.

Сегодня

системе

образования

нужен

педагог,

владеющий

не

про сто

д и д а кт и кой

стандартизированного

предметного

обучения,

а

культурно-исторической

вариативной дидактикой – системой продуктивно-рефлексивных технологий,

создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса.

Список литературы

1.

Соколова

Т.А.

Теоретико-методологические

основы

артпедагогики

//

Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. – 2009.



В раздел образования