Автор: Зайнулина Василя Рашидовна
Должность: студент магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности психологической готовности материнству
Раздел: дополнительное образование
ВВЕДЕНИЕ
Первоначально материнство как отдельное направление исследования стало
рассматриваться в естественных науках: медицине, физиологии, биологии
поведения, однако к середине ХХ века в связи с возросшим интересом к
данной области знания сфера материнства стала объектом изучения и
гуманитарных наук: психологии, социологии и педагогики. В результате этих
исследований в 1990-е гг. в отечественной психологии возникло научное
направление – «психология материнства» (термин Г.Г. Филипповой). В рамках
этого направления материнство рассматривается как «часть личностной сферы
женщины – системное образование, включающее потребности, ценности,
мотивы и способы их реализации». Психология материнства изучает аспекты
психологической готовности женщины к материнству: общей зрелости
личности, адекватности возможных моделей материнского отношения к
ребенку, мотивационной готовности к рождению и воспитанию детей,
сформированности материнской компетентности, сформированность
материнской сферы. Таким образом, материнство понимается как осознанная
потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-
ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы. Изучение
материнства в настоящее время становится все более популярным как в
теоретическом, так и в прикладном аспектах. Проблемами материнства
занимаются социологи, медики, педагоги, психологи и многие другие
специалисты. Актуальность этих исследований теперь уже не нуждается в
дополнительном обосновании. Полученные в многочисленных работах данные
о влиянии материнского отношения и поведения на развитие ребенка во всех
возрастах говорят сами за себя. Основным приемом приведения женщины к
этому состоянию считается ее личностный рост и гармонизация духовной и
физической сфер.
Поток современных исследований в области психологии материнства и
смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью
концепций и подходов. Если обобщать имеющиеся направления исследований,
то можно обнаружить, что материнство, как психосоциальный феномен,
рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение
условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы
женщины.
МАТЕРИНСТВО КАК ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИНЫ
В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных
работах материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей
материнской ролью как стадия личностной и половой идентификации. Во всех
1
этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его
функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В
исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения
личностного развития женщины, психологических и физиологических
особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других
периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных
психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие
личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология,
кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с
использованием разнообразных методов (опросники, интервью, беседа,
психофизиологические, проективные методы, наблюдение и т.п.).
Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая
рассматривается как критический период жизни женщины, стадия
полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах,
посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый
переходный период, который нередко сопровождается кризисными
переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание
женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является
первая беременность, так как она означает окончание независимого первично
целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских
отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится
связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно
считать критической точкой в развитии женской идентичности. В рамках
разных направлений психоанализа рассматривается актуализация в
беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с
матерью, в первую очередь — эмоциональной конфронтации, проблемы
идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта
влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к
беременности по критерию сознательного–бессознательного принятия–
отвержения.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях принят подход к
беременности как периоду жизни, сензитивному к обострению
психологических проблем и требующему вмешательства и психологической
поддержки, при этом осуществляется разработка психотерапевтических
методов коррекции возникающих здесь проблем. Другое направление
исследований рассматривает беременность как подготовительную фазу в
развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которая связана с
возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме
2
женщины в этот период. В.И. Брутман считает центральным в формировании
привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного
ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления,
которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным
ребенком. До тех пор, пока беременная не ощущает внутриутробного
движения, образ ее будущего ребенка имеет лишь абстрактный, символический
смысл, который связан с социально значимыми ценностями и мотивами,
отражает сформированную в детстве, в родительской семье матрицу
материнского поведения и несет на себе отпечаток актуальной социальной
ситуации. В период беременности обычно возникает внутренний диалог
матери с ребенком и постепенно формируется образ ребенка, который
включается в самосознание беременной. Исследования, проведенные Л.В.
Копыл, О.В. Баженовой, О.Л. Баз, показали, что образ ребенка, возникающий в
воображении матери, в ходе беременности закономерно изменяется. Имеются
две тенденции — движение все большей реалистичности и к обобщенности
образа. При подходе к беременности как к критической переходной фазе
уделяется внимание внутренним и социальным задачам, которые женщине
надо разрешить, чтобы в результате она смогла достичь зрелой личностной
позиции. Одна из них — это построение новых сбалансированных и
стабильных отношений со своими близкими. Другая задача, которую женщина
должна решить во время беременности и при воспитании детей, —
интегрирование реальности и подсознательных фантазий, надежд и мечтаний,
относящихся к ребенку. Беременность становится точкой испытания
материнско-дочерних отношений, поскольку беременная женщина сначала
бессознательно повторяет роль своей матери по отношению к своему ребенку,
пока не сможет вести себя как самостоятельная мать.
Отдельное внимание уделяют особенности беременности юных: беременность
и проблемы личностного развития, отношения со своей матерью, качество
привязанности юной матери, материнская компетентность и особенности
когнитивного и эмоционального взаимодействия с ребенком после родов.
Особенности беременности в зрелом возрасте также привлекают
исследователей: проблемы поздней беременности как для первородящих
женщин, так и для уже имеющих детей, проблемы психологического
бесплодия и риск поздней беременности, компенсаторные мотивы при поздней
беременности, психотерапия и психокоррекция и др.
Отмечено, что к третьему триместру беременности усиливается страх перед
родами, а также конкретизируются аспекты неуверенности, некомпетентности.
В начале беременности эти содержания связаны с поздними периодами
3
развития ребенка, к концу беременности — в основном с родовым и
послеродовым периодами. Другие исследования посвящены изменению
содержания представлений и переживаний матери, отражающихся в ее
описании ребенка в разные фазы послеродового периода (например, сразу
после родов и месяц спустя). Выявлено различие этих содержаний: сразу после
родов в высказываниях матери основное содержание связано с физическими
привлекательными особенностями ребенка, его потребностью в заботе, а
спустя месяц — с особенностями поведения во взаимодействии,
удовлетворенностью от контакта с ним. Рассмотренные выше психологические
аспекты материнства на основе современных исследований в области
психологии материнства позволяют заключить, что существует целый ряд
направлений изучения данного явления. Обширность направлений
исследований (медицинские, этологические, физиологические, культурно-
исторические, социологические, психологические, среди которых —
психоаналитические, психотерапевтические, личностно ориентированные,
сравнительно-психологические, психолого-педагогические и т.п.) и аспектов
материнства, затрагиваемых в них (феноменология, психофизиология,
филогенез, онтогенез и т.п.), говорят о большом интересе исследователей и
востребованности этой темы в современной науке и практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного
материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 7987.
2.
Грицай Л. А. Кризис традиционного материнства в современной
России: социально-психологический аспект // Ж. практ. психологии и анализа
2010(№ 3).
3.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
4.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение
психологической готовности к материнству как фактора развития
последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты
Философия Психология Социология. М., 1996.
5.
Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина Т.А. Психические расстройства
у детей первых лет жизни и психическое здоровье их родителей //
Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.
4
6.
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в
психологии //
hr-portalarticle/materinstvo-i-osnovnye-aspekty-ego-issledovaniya-
v-psikhologi?quicktabs_
5