Напоминание

Особенности психологической готовности материнству


Автор: Зайнулина Василя Рашидовна
Должность: студент магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности психологической готовности материнству
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Первоначально материнство как отдельное направление исследования стало

рассматриваться в естественных науках: медицине, физиологии, биологии

поведения, однако к середине ХХ века в связи с возросшим интересом к

данной области знания сфера материнства стала объектом изучения и

гуманитарных наук: психологии, социологии и педагогики. В результате этих

исследований в 1990-е гг. в отечественной психологии возникло научное

направление – «психология материнства» (термин Г.Г. Филипповой). В рамках

этого направления материнство рассматривается как «часть личностной сферы

женщины – системное образование, включающее потребности, ценности,

мотивы и способы их реализации». Психология материнства изучает аспекты

психологической готовности женщины к материнству: общей зрелости

личности, адекватности возможных моделей материнского отношения к

ребенку, мотивационной готовности к рождению и воспитанию детей,

сформированности материнской компетентности, сформированность

материнской сферы. Таким образом, материнство понимается как осознанная

потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-

ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы. Изучение

материнства в настоящее время становится все более популярным как в

теоретическом, так и в прикладном аспектах. Проблемами материнства

занимаются социологи, медики, педагоги, психологи и многие другие

специалисты. Актуальность этих исследований теперь уже не нуждается в

дополнительном обосновании. Полученные в многочисленных работах данные

о влиянии материнского отношения и поведения на развитие ребенка во всех

возрастах говорят сами за себя. Основным приемом приведения женщины к

этому состоянию считается ее личностный рост и гармонизация духовной и

физической сфер.

Поток современных исследований в области психологии материнства и

смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью

концепций и подходов. Если обобщать имеющиеся направления исследований,

то можно обнаружить, что материнство, как психосоциальный феномен,

рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение

условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы

женщины.

МАТЕРИНСТВО КАК ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИНЫ

В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных

работах материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей

материнской ролью как стадия личностной и половой идентификации. Во всех

1

этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его

функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В

исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения

личностного развития женщины, психологических и физиологических

особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других

периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных

психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие

личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология,

кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с

использованием разнообразных методов (опросники, интервью, беседа,

психофизиологические, проективные методы, наблюдение и т.п.).

Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая

рассматривается как критический период жизни женщины, стадия

полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах,

посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый

переходный период, который нередко сопровождается кризисными

переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание

женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является

первая беременность, так как она означает окончание независимого первично

целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских

отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится

связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно

считать критической точкой в развитии женской идентичности. В рамках

разных направлений психоанализа рассматривается актуализация в

беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с

матерью, в первую очередь — эмоциональной конфронтации, проблемы

идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта

влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к

беременности по критерию сознательного–бессознательного принятия–

отвержения.

В психотерапевтически ориентированных исследованиях принят подход к

беременности как периоду жизни, сензитивному к обострению

психологических проблем и требующему вмешательства и психологической

поддержки, при этом осуществляется разработка психотерапевтических

методов коррекции возникающих здесь проблем. Другое направление

исследований рассматривает беременность как подготовительную фазу в

развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которая связана с

возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме

2

женщины в этот период. В.И. Брутман считает центральным в формировании

привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного

ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления,

которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным

ребенком. До тех пор, пока беременная не ощущает внутриутробного

движения, образ ее будущего ребенка имеет лишь абстрактный, символический

смысл, который связан с социально значимыми ценностями и мотивами,

отражает сформированную в детстве, в родительской семье матрицу

материнского поведения и несет на себе отпечаток актуальной социальной

ситуации. В период беременности обычно возникает внутренний диалог

матери с ребенком и постепенно формируется образ ребенка, который

включается в самосознание беременной. Исследования, проведенные Л.В.

Копыл, О.В. Баженовой, О.Л. Баз, показали, что образ ребенка, возникающий в

воображении матери, в ходе беременности закономерно изменяется. Имеются

две тенденции — движение все большей реалистичности и к обобщенности

образа. При подходе к беременности как к критической переходной фазе

уделяется внимание внутренним и социальным задачам, которые женщине

надо разрешить, чтобы в результате она смогла достичь зрелой личностной

позиции. Одна из них — это построение новых сбалансированных и

стабильных отношений со своими близкими. Другая задача, которую женщина

должна решить во время беременности и при воспитании детей, —

интегрирование реальности и подсознательных фантазий, надежд и мечтаний,

относящихся к ребенку. Беременность становится точкой испытания

материнско-дочерних отношений, поскольку беременная женщина сначала

бессознательно повторяет роль своей матери по отношению к своему ребенку,

пока не сможет вести себя как самостоятельная мать.

Отдельное внимание уделяют особенности беременности юных: беременность

и проблемы личностного развития, отношения со своей матерью, качество

привязанности юной матери, материнская компетентность и особенности

когнитивного и эмоционального взаимодействия с ребенком после родов.

Особенности беременности в зрелом возрасте также привлекают

исследователей: проблемы поздней беременности как для первородящих

женщин, так и для уже имеющих детей, проблемы психологического

бесплодия и риск поздней беременности, компенсаторные мотивы при поздней

беременности, психотерапия и психокоррекция и др.

Отмечено, что к третьему триместру беременности усиливается страх перед

родами, а также конкретизируются аспекты неуверенности, некомпетентности.

В начале беременности эти содержания связаны с поздними периодами

3

развития ребенка, к концу беременности — в основном с родовым и

послеродовым периодами. Другие исследования посвящены изменению

содержания представлений и переживаний матери, отражающихся в ее

описании ребенка в разные фазы послеродового периода (например, сразу

после родов и месяц спустя). Выявлено различие этих содержаний: сразу после

родов в высказываниях матери основное содержание связано с физическими

привлекательными особенностями ребенка, его потребностью в заботе, а

спустя месяц — с особенностями поведения во взаимодействии,

удовлетворенностью от контакта с ним. Рассмотренные выше психологические

аспекты материнства на основе современных исследований в области

психологии материнства позволяют заключить, что существует целый ряд

направлений изучения данного явления. Обширность направлений

исследований (медицинские, этологические, физиологические, культурно-

исторические, социологические, психологические, среди которых —

психоаналитические, психотерапевтические, личностно ориентированные,

сравнительно-психологические, психолого-педагогические и т.п.) и аспектов

материнства, затрагиваемых в них (феноменология, психофизиология,

филогенез, онтогенез и т.п.), говорят о большом интересе исследователей и

востребованности этой темы в современной науке и практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного

материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 7987.

2.

Грицай Л. А. Кризис традиционного материнства в современной

России: социально-психологический аспект // Ж. практ. психологии и анализа

2010(№ 3).

3.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

4.

Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение

психологической готовности к материнству как фактора развития

последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты

Философия Психология Социология. М., 1996.

5.

Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина Т.А. Психические расстройства

у детей первых лет жизни и психическое здоровье их родителей //

Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.

4

6.

Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в

психологии //

hr-portalarticle/materinstvo-i-osnovnye-aspekty-ego-issledovaniya-

v-psikhologi?quicktabs_

5



В раздел образования