Напоминание

Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность


Автор: Семенова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ п.Сорум"
Населённый пункт: п.Сорум, Белоярский район, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование познавательной активности детей

через исследовательскую деятельность»

Семенова Анна Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ п. Сорум»

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно

мыслящих,

активных,

творческих,

способных

нестандартно

решать

поставленные

цели

и

задачи.

Поэтому

сейчас

в

образовании

широко

обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно –

воспитательного

процесса.

В

арсенале

инновационных

педагогических

средств

и

методов

особое

место

занимает

учебная

исследовательская

деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с

начальной

школы,

так

как

именно

в

этом

возрасте

у

детей

должен

закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и

самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки

результатов

своей

деятельности. Ребёнок

природный

исследователь

окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений,

действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает,

и

усвоил,

тем

большим

количеством

элементов

действительности

он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», -

писал

классик

отечественной

психологической

науки

Лев

Семёнович

Выгодский.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон

желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к

творчеству,

познанию

и

активной

деятельности.

В

данном

аспекте,

исследовательская

деятельность

является

одним

из

важнейших

способов

п ол у ч е н и я

р е бе н ком

п р ед с т а вл е н и я

о б

о к руж а ю щ е м

м и р е .

Развитие познавательных интересов является одной из актуальных проблем

педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и

самосовершенствованию.

Именно,

экспериментирование

является

ведущим

видом

деятельности

у

учащихся.

Деятельность

экспериментирования

пронизывает

все

сферы

детской

жизни,

развивает

детскую

любознательность,

пытливость

ума

и

формирует устойчивые познавательные интересы через исследовательскую

деятельность,

Современный

мир

по стоянно

меняется,

заставляя

динамично

совершенствовать

все сферы нашей жизни, в том числе и образование

Доказательством

этого

явился

ФГОС

НОО,

начавший

своё

действие

1

сентября 2011 года. В соответствии с ним выпускник начальной школы

должен обладать такими характеристиками, как:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-

владеющий

основами

умения

учиться,

способный

к

организации

собственной деятельности;

-

доброжелательный,

умеющий

слушать

и

слышать

собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

ФГОС НОО определил качественно новую личностно-ориентированную

развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить

достижения следующих целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к

учению, формирование желания и умения учиться;

- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами

исследовательской

работы.

Ученик

при

содействии

учителя

должен

самостоятельно

научиться

результативно

действовать

в

новых

ситуациях,

извлекать

из

собственного

опыта

новые

знания,

использовать

ранее

накопленные

знания

и

умения.

Ещё

одной

особенностью

ФГОС

НОО

является

формирование

у

детей

умения

самостоятельного

поиска

информации.

Учащийся

лучше познает окружающий мир, развивает

познавательные способности, учится самостоятельному конструированию

своих знаний, ориентируется

в информационном пространстве, развивает

критическое мышление,

поэтому приоритет в работе с детьми следует

отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Исследовательская деятельность весьма значима

как на этапе

школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат

самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться. Жажда

к познанию и исследованию присуща каждому ребенку с самого детства.

Учебное исследование помогает школьнику узнать нечто новое для себя.

Познавая те или иные процессы, ученик не только учится универсально

осваивать действительность, но и развивает в себе исследовательский тип

мышления. Современная система образования предусматривает несколько

направлений

в

развитии

исследовательской

деятельности.

-

на

урочных

занятиях; - на факультативах; - в виде внеклассной работы (ведения научного

сообщества учеников).

Исследовательская деятельность на уроках может

происходить, включая данный метод обучения на разных предметах для

разных категорий учеников. Так, как вид исследования можно предложить

детям сделать какой-либо проект, где они проведут исследование, а в итоге

узнают много нового. Исследовательская работа развивает эмоциональную

сферу;

-

ученик

учится

выступать

перед

публикой.

Стоит

отметить,

что

учебные исследование в зависимости от количества детей разделяются на

групповые

и

индивидуальные.

Так,

задание

для

группы

равномерно

распределяется между всеми участниками, а индивидуальную работу всецело

выполняет

один

человек.

В

зависимости

от

времени

работы

над

исследованием, они бывают кратковременными или продолжительными. Так,

первые основываются на уже существующих фактах и анализе информации.

Вторые же чаще всего требуют времени в течение, которого проходит какой-

либо эксперимент и подтверждается или опровергается гипотеза. Ученые

педагоги

рекомендуют

вводить

учебно-исследовательскую

деятельность,

начиная

со

2

класса.

В

начальной

школе,

до

четвёртого

класса,

более

эффективно использовать групповые формы работы. Четвероклассники же

предпочитают индивидуальную работу. В этом возрасте школьники готовы

проводить как кратковременные исследования с учебных предметов, так и

б р а т ь

б о л е е

п р о д о л ж и т е л ь н ы е .

Исследование - это творческий процесс поиска неизвестного, новых

знаний,

один

из

видов

познавательной

деятельности"

В

свою

очередь,

исследовательскую

деятельность

можно

определить,

как

условие

для

развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в

целом.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить

Под

исследовательскими

умениями

мы

будем

понимать

интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным

выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном

детям

материале.

Использование

практических

методов

обучения

упражнений, практических и лабораторных работ – способствует развитию

умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать

выводы и др.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая

деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие

детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного

развития

их

ценностного,

интеллектуального

и

творческого

потенциала,

является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к

изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого

материала,

формирует

предметные

и

общие

умения.

В

процессе

исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения,

занимая

активную

позицию

в

образовательном

процессе.

Такой

подход

формирует у учащихся самостоятельность в выработке и принятии решений,

готовность

нести

ответственность

за

свои

действия,

вырабатывает

уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности

Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет

отношение

к

нему

учащихся

из

"контролирующего

органа"

учитель

превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с

учащимися.

В процессе осуществления исследования у детей нарабатываются

т е о р е т и ч е с к и е

з н а н и я

и

п р а к т и ч е с к и е

у м е н и я

и

н а в ы к и .

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области

начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески

осваивать

и

перестраивать

новые

способы

деятельности

в

любой

сфере

человеческой культуры. Использую такие формы работы, как

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов

дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

-дополнительные

занятия

с

одарёнными

детьми

по

предметам;

-участие

в

школьных,

районных

и

всероссийских

олимпиадах;

-посещение

кружка

«Учись

учиться,

размышлять,

исследовать»;

- к о н к у р с ы ,

и н т е л л е к т у а л ь н ы е

и г р ы ,

в и к т о р и н ы .

Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление

будущего исследования).

2.Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы,

ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить

границы исследования). Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает,

что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с

темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти

вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или

одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему

будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае

помогает методика «мозгового штурма».

4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе

должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). Для решения

проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений

по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать:

самую важную, поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы

исследования). Для этого надо определить, какими методами можно

пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;

- познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети

Интернет;

-понаблюдать;

- провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и

обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно

работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят

исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил

краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют

интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные

консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать

собранную информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать

полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и

проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на

бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого

требуется?

9. Подготовка отчёта. ( Дать определения основным понятиям, подготовить

сообщение по результатам исследования).

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы,

явления и события. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Предложить примеры,

сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. Указать

возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Приготовиться к ответам на

вопросы. Возможные результаты исследовательской деятельности-

представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки,

коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана,

реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить

на вопросы)." От чего зависит успех”

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе,

если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти

несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде

памяток ( таб.1)

Дорогой друг!

Моё исследование.

Возможно, ты не станешь

большим учёным. Но первые

свои опыты и исследования

запомнишь на всю жизнь. И

полученные с их помощью

знания – тоже. Твоя первая

исследовательская работа

завершена. Ты хорошо

потрудился, узнал много

интересного, нового. Верим,

что впереди тебя ожидает

множество других открытий!

Удачи тебе, юный

исследователь! Новых

знаний, новых открытий!»

Памятка юному

исследователю.

1. Тема исследовательской работы.

Как будет называться моё исследование?

2. Введение.

Актуальность проблемы. В чём

необходимость моей работы? Что я узнал из

литературы?

3. Цель.

Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить

поведение …».

4. Задачи.

Для чего я хочу провести исследование?

Задачи:

изучить литературу …

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего

исследования.

6. Методика работы.

Каким образом я проводил исследование,

наблюдения, опыты, измерения, сравнения,

учёт.

7. Описание работы.

Мои результаты исследования. Таблицы,

диаграммы, графики с обсуждением.

8. Выводы.

На основе полученных данных можно сделать

следующие выводы…(Ответы на

поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали …

На основе полученных данных можно сделать

следующие выводы: …

Наши результаты исследования и сведения

совпадают. Наше предположение

подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём

исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения .

Таблица 1.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с

книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по

собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем

случае

читают

только

учебники.

Они

не

хотят

читать

не

только

дополнительную

литературу

по

предметам,

но

и

увлекательные

п р о и з в е д е н и я

л и т е р а т у р ы

и

п е р и о д и ч е с к о й

п е ч а т и .

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное

и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то

азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам,

другие

втягивают

в

свою

работу

родителей,

но

есть

и

такие,

которых

приходится брать в "помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.

Выполняя

исследования

в

группах,

дети

сильные,

и

слабые)

имеют

возможность

развить

лидерские

качества.

Участие

в

исследовательской

деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

В качестве основных форм и методов формирования

исследовательских

умений

школьников

рассматриваются

проблемный

и

частично-поисковый методы, метод проектов, использование познавательных

и

практико-ориентированных

заданий.

Если

мы

изучим

внимательнее

планируемые результаты освоения учащимися начальной школы основной

образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, то

обратим внимание, что именно исследовательская деятельность становится

о с н о в о й

о б у ч е н и я .



В раздел образования