Напоминание

"Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам"


Автор: Круни Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБУСО "Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека пальчиковых игр и упражнений по

лексическим темам.

Тема: Осень

«За грибами»

Мы идём дорожками

Мы идём тропинками,

(Сжимать и разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём с лукошками,

Мы идём с корзинками.

(Указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по столу)

Прямо за опушками

Вдруг нашли волнушку мы

И пенёк с опёнками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Красный подосиновик вырос под осинкою.

(На каждую строчку загибать по очереди пальцы на обеих руках)

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)

Маме осенний букет отнесем.

(Шагать средним и указательными пальцами по столу)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

«Осень»

«Листопад».

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно

опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

«Осенью».

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны

(кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными

движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность

стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли).

Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая

работу граблями

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

«Осень, осень к нам пришла...»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(Дети стучат пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(Трут ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

Тема: Зима

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,

Чертим руками круг

Очень гладкий,

(Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком

Маленький Егорка

Маленький Егорка

(Средним и указательным пальцами)

Топает по горке,

(правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча)

Взял саночки,

(Кулачек правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!

(скатываемся вниз как с горки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно

опуская руки (снежинки летят))

Ветер дунул, загудел –

(Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят))

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки)

« Во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (массируем ушки).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть (растираем ладошки).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (прыгаем).

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

« Построю дом»

Копаю, копаю лопаткой снежок

(имитируем движения),

Построю из снега домок-теремок

(над головой из ладошек делаем крышу).

И окна, и двери я вырублю в нем,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

«Дед Мороз»

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух

(крутим ручками, словно мельница),

И на землю стелется

Белый-белый пух

(встряхиваем ладошки).

Закрывайте окна,

Закрывайте двери

(соединяем ладошки вместе).

Закрывайте уши

(закрываем ушки),

Закрывайте нос

(закрываем нос).

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз

(ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз

(щипаем названные части тела).

«Белый пух»

Сыплет белый , снежный пух,

(Плавно опускаем кисти рук сверху вниз)

Устилает все вокруг.

(Разводим руки в разные стороны)

Пух на шапках

(Показываем на названные вещи)

Пух на шубках,

( или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух!

(Щекочем себя и встряхиваемся)

Кто щекочет — пух!

(Ладошки перед собой, дуем на них)

«Звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).

Убегает от лисицы (вращаем пальцем).

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным

пальцем левой и наоборот)

«Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их)

(Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)

И гулять бегут все детки.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки )

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки

(Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные

движения вперед-назад)

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в

противофазе

Мчатся наперегонки.

«Падал снег на порог»

Падал снег на порог,

(Руки над головой, перебирая пальцами,

медленно опускаем вниз )

Кот лепил себе пирог.

(Ладони приставляем к голове, изображая уши)

А пока лепил и пек,

Лепим пирог

Ручейком пирог утек.

(Ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы

навстречу друг другу, пока тыльные стороны

ладоней не соприкоснуться)

«Снежный ком»

Взяли дети белый ком,

(Изображаем ком)

Будем строить снежный дом

(Движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой,

(Имитируем движения)

Домик будет ледяной

(поливаем водой)

Ком за комом мы кладем,

(Ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом

(Рисуем в воздухе ладонями домик)

Тема: Новый год

«Ёлка»

Посмотри: на нашей елке

(сложить ладошки вместе)

Очень колкие иголки.

От низа до макушки

(показываем низ и верх)

Висят на ней игру шки —

Звездочки и шарики,

(сложить две руки, словно шарик)

Яркие фонарики

(крутим фонарики).

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

(Пальцы переплетены, большие подняты вверх)

Шишечки, иголочки,

(Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы).

Шарики, фонарики,

(Ладошки держать «ковшиком»)

Зайки и свечки,

(«Зайчики» - указательные пальцы)

Звёзды, человечки.

(Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками)

Тема: Весна

«Капля».

Капля раз, капля два,

(пальцы собраны в щепотку)

Очень медленно сперва,

(раскрываем пальцы медленно)

А потом, а потом все бегом все бегом.

(руки вверх — вниз, пальчики бегут)

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.

(руки в стороны, вверх,пальцы сцепить над головой).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,раскрываем ладони,

боковые части остаются прижатыми,

пальцы растопырены)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются)

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения)

(пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом")

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются,

пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются)

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются,

свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь")

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь.

«Веснянка»

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают!

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони,

боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты,

ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты,

полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка

колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

«Весна»

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,

(Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.

(Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки

(собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.

(Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!

(Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

«Солнышко»

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках

(показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка

(ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками

(показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками

(поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит

(показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете!

(поднимаем руки над головой и разводим в стороны)

«Солнышко»

Солнышко, солнышко,

(Руки вверх, и поворачиваем кисти рук вправо-влево.)

Выгляни в окошечко.

(Приставляем ладонь к глазам)

Где твои детки?

(Вытягиваем руки вперед, развернув ладони вверх, и

пожимаем плечами.)

Где малолетки?

Сидят на поветке

(Ставим руки «полочкой» перед грудью.)

В соломенной клетке.

(Закрываем глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.)

Камушки катают,

(«Катаем» в ладошках)

Собачкам бросают.

(Имитируем бросок рукой.)

«Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки

(Складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди

каждой рукой)

Сели на карниз.

(Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки

(Так же)

Посмотрели вниз.

(Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться?

(Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться.

(Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!

(Взмахиваем кистями рук по очереди.)

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

(Ручки протягивают вперёд «с букетом»)

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

(Пальчики двигаются, будто плетут венок)

Тема: Дом

«Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка сметлива была (меняем ладошки на каждое слово)

Всем в избе работу к празднику дала (то же движение в 2 раза быстрее)

Чашечку собачка моет язычком (водим по ладошке круговыми движениями

вперёд и назад)

Мышки собирают крошки под столом (движения пальчиками)

По столу котище лапами скребёт («царапают ладошку»)

Половицу курица веничком метёт (гладим ладошку вперёд и назад)

« Дома надо помогать»

Дома надо помогать

( хлопаем)

За собою убирать

Пол на кухне подметали

(кулачок на кулачок, движение влево-вправо соединёнными кулачками, как

метём

И цветочки поливали,

(большой палец вверх, остальные в кулачком выполняем движение кисти вниз)

Кашу сварили,

(круговые движения рукой, пальцы в кулаке)

Кошку накормили.

( ладошки чашечкой)

Посуду помыли,

(трём круговыми движениями ладонь одной руки об другую)

Ничего не разбили.

(указательным пальцем влево-вправо)

Игрушки убрали,

( имитируем сбор игрушек)

Ни капли не устали.

(указательным пальцем влево – вправо)

Одежду постирали,

(трём кулачок об кулачок)

Вот как помогали.

(большой палец вверх – « класс»)

«Замок»

(Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед назад.)

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Повертеть "замочком".)

Мы замочком повертели,

(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Показать ладошки.)

Постучали, и открыли!

Тема: Игрушки

«Игрушки»

Есть игрушки у меня.

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

«Шарик»

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и

соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них,

при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели нет игрушки,

Сели и заплакали...

«Игрушки»

(загибаем пальцы по тексту)

У меня игрушек много

С ними я люблю играть.

Этот пальчик пирамидка,

Этот пальчик желтый мяч.

Этот – красная машинка,

Этот – детская кровать.

Этот пальчик кукла Зина,

Я сложу их всех в корзину.

«Барабан»

«Бум-бум, – барабан, —

Что за шум, что за гам?»

Поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными

палочками

«Бум-бум, – барабан, —

Просыпайтесь по утрам!»

Поочередно стучать по столу кулачками.

«Игрушки-погремушки»

Погремушечки гремят,

Потрясти воображаемой погремушкой.

Всех ребяток веселят.

Колокольчики звенят,

Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите –

это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя

упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь» . При этом

покачивать «язычком» колокольчика – средним пальцем, опущенным вниз.

Всех ребяток веселят.

Балалаечки бренчат (левую руку поднять вверх и «зажимать» пальцами

воображаемые струны),

Всех ребяток веселят. Кистью правой руки «бить» по струнам.

«Заводная машинка»

Совсем не нужен ей водитель,

«Крутить» в руках воображаемый руль.

Ключом ее вы заведите,

Указательный палец левой руки – «ключик» – вставить в «замочек» – кулак

правой руки – и сделать несколько поворотов «ключа»

Колесики начнут крутиться

(обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек),

Поставьте – и она помчится:

Положить на стол правую слегка выгнутую кверху ладонь и двигать ее по столу

«Би-би-и-и…»

«Через палочки шагай»

Разложить на столе 8 счетных палочек на расстоянии 2 см одна от другой. Читать

стихотворение и «шагать» указательным и средним пальцами через них сначала

вперед, а потом – в обратном направлении.

Через («перешагнуть» через палочку указательным пальцем)

Па- («перешагнуть» через палочку средним пальцем)

– лочки (указательным пальцем)

шагай (средним пальцем)

И (указательным пальцем)

на них (средним пальцем)

не на- (указательным пальцем)

ступай. Средним пальцем.

А («шагать» в обратном направлении указательным пальцем)

теперь (средним пальцем)

шагай (указательным пальцем)

назад (средним пальцем) -

И (указательным пальцем)

так много (средним пальцем)

раз (указательным пальцем)

Подряд. Средним пальцем.

«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв),

остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

(Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца),

остальные прижать к ладони)

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен

вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

(Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до

мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой)

«Лодочка»

(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные

движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони

вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

« Игрушки»

При помощи левой руки ,загибаем пальчики правой, начиная с большого пальца

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Тема: Части тела

«Этот пальчик»

(Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

«С добрым утром!»

(Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль"

посмотреть в него)

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

(Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

(Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

(Поглаживание коленок. Потопать ногами)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх)

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

«Братцы»

(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Засиделись в избушке братцы.

(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой

позиции на 2-3 секунды.)

Захотел меньшой прогуляться

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)

Да скучно ему гулять одному.

(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный;

задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную

позицию.)

Да скучно им гулять двоим.

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и

средний.Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

Зовут братца втроем прогуляться.

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Грустно старшим сидеть в избе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Зовут они братцев домой к себе.

(При повторении игры работает другая рука.Когда движения станут

привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)

«Прятки»

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание

пальчика на обеих руках)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Ладошки»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же

порядке)

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Лесенка»

Я иду наверх (левую ладонь поставить перед собой в вертикальной плоскости,

пальцы раздвинуть, указательным пальцем правой руки по очереди прикасаться

к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням

лесенки),

Я спускаюсь вниз. Указательный палец «спускается» по пальцам левой руки

вниз от большого к указательному.

«Маланья»

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)

И все делали вот так...

Тема: Одежда

«Варежка»

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

(загибаем большой палец)

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла!

(высовываем пальчик)

Ищешь, ищешь, не найдешь.

Здравствуй, пальчик

(пальчик здоровается, кивает),

Как живешь?

«Одежда»

(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)

Алёнушка шустра,

Алёнушка быстра:

(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого.На обеих

руках.)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Постирала платок,

Погладила поясок,

Платье надела

(Развести ладошки в стороны.)

И песню запела.

(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)

Везде поспела,

В охотку ей дело!

«Стираем вещи»

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с

больших.)

Будем вещи мы стирать:

(Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Платье, брюки и носочки,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Юбку, кофточку, платочки,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Шарф и шапку не забудем,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Их стирать мы тоже будем.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

«Варежки»

Маша варежки надела: (Все пальцы растопырены, потом

«Ой, куда я пальчик дела?» большие прижимаются к ладошке -

Нету пальчика, пропал, «прячутся».)

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

(Большие пальцы выпрямить.

«Поглядите-ка, нашла.»

Ищешь, ищешь, не найдёшь. Сжать пальцы в кулак.

Здравствуй, пальчик, как живёшь? Большой палец отделить от

кулачка.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки)

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики)

Тема: Обувь

«Новые кроссовки»

(Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

(«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу)

«Упражнение с пробками»

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на

указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не

отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Тема: Фрукты

«Апельсин»

Мы делили апельсин -

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(Делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда!

(Делают движения руками в стороны)

«Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик)

Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец)

Третий их домой несёт.

(Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает.

(Разгибаем безымянный)

Самый маленький – шалун.

(Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

«Компот».

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

Тема: Овощи

«Овощи»

У девочки Ариночки

Овощи в корзиночке.

(Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко.

Помидор и огурец.

(Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец.

(Показать большой палец)

«Овощи»

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики

из кулачка, начиная с большого,

на одной, а затем на другой руке)

«Капустка».

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание

подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

(Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу)

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Тема: Домашние птицы

«Птичий двор»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладонью вниз левая – сжата в кулак.Произнося текст,

поочерёдно менять положение рук.)

Тут галдёж и суета

Начинается с утра:

(Ударять правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, а затем поменять

положение рук.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Куры и петухи.

(Соединять одноимённые пальцы рук, начиная с больших.)

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

«Петушок»

Наш красивый петушок

(Обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок.

(Разжать ладони)

Крылышками машет.

(Кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

(Указательными пальцами постучать по столу)

Пёстрых курочек зовёт.

(Кистями рук сделать манящие движения)

Тема: Домашние животные

«Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

Локти опираются о стол)

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к

мизинцу).

«Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём"

по столику или коленочкам каждым из пальчиков)

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)

«Два козлика»

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши)

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени)

«Котик»

(имитируем по тексту)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладонями вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводить и соединять пальцы левой руки.)

Кролик, лошадь и коза,

(Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки,

начиная с большого.)

Кот, корова и свинья.

(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)

А ещё баран с овцой,

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)

Да верный пёс –

Помощник мой. кулак.)

«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному

начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно

выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

(Пальчики «шагают»)

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

(Ладошки «лепят калачи»)

Как огонь горячи.

(Подуть на ладошки)

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

(Погрозить пальчиком)

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний,

безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает

собака»)

Тема: Дикие животные

«Ёжик»

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Весь в иголках серый ёжик.

Постукивают кулаками по столу.)

Ищет ягодки, грибочки

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Для сыночка и для дочки.

(Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем.)

«Зайка»

Зайка серенький сидит

(Делаем зайку)

И ушами шевелит.

(Шевелим указательным и средними пальчиками)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

(Обнимаем себя руками)

Надо лапочки согреть.

(Растираем ручки)

Вот так, вот так

(или хлопаем одной рукой другую)

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять,

(Переворачиваем "зайчика вниз ушками")-

теперь это ножки

Надо зайке поскакать.

("Прыгаем" с одной ножки на другую)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Волк тут зайку испугал!

(Левой рукой изображаем пасть волка)

Зайка прыг и убежал!

(Прячем правую руку за спину)

«Ёжик»

( у ребёнка в руках резиновый колючий ежик )

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в

коробку или на полку)

«Зайчик»

Жил-был зайчик

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по

часовой

«Зверята»

Дружат добрые зверята

(пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата

(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!(руки опустить)

«Медвежонок»

(Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков

указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца)

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

« На лужок»

(Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки.

При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружек!

«Зайцы»

(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и

соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх,

пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять

вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку -

указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и

соединить.)

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

«В лесу»

Дикие животные

Водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

Белку, кабана.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

«Белочка»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Есть у каждого свой дом»

(Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

(Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно)

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя

упражнение сначала одной рукой затем другой рукой)

« Здравствуйте»

Здравствуйте ребята!

Да, да, да

(хлопаем в ладоши)

Здравствуйте, утята

(показывают уточку – большой палец дотрагивается до остальных

Кря, кря, кря

Здравствуйте, цыплята

Ко,ко,ко

(прямыми руками хлопаем по бокам туловища)

Здравствуйте лошадки

И-го-го

(стучим одной ногой об пол)

Поросята, здравствуйте

Хрю, хрю, хрю

(вертим « хвостиком»)

И коровы , здравствуйте

Му, му, му

(показываем рога)

Здравстувуйте, здравствуйте

Всем я говорю

хлопаем

И свою улыбку вам дарю

(руки развести в стороны)

посылаем воздушный поцелуй.

(руки прижать к груди)

Тема: Посуда

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Одна ладонь скользит по другой.)

Мы посуду перемыли,

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Так мы маме помогали.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие

движения)

Тема: Семья

«Гости»

(.Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам

правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

- Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

- Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

- Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами

другой руки, обходя их то справа, то слева.)

- Здрасьте, здрастье!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же

пальцам другой руки.)

- Чмок, чмок, чмок!

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать.

(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает

мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать.

(загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.

(загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.

(загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

«Семья»

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот,

сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Вот и вся моя семья!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

«Мальчик-пальчик»

(Пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

Стишок для запоминания названий пальчиков.

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Безымянный поедает,

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

А Мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

«Кто приехал?»

Кто приехал?

Кто приехал?

(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает

кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы!

(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а

кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)

Мама, мама, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками безымянных пальцев)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да!

(хлопает в ладоши)

Моя семья.

«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

(Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети

загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок)

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

«Семья»

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Тема: Мебель

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

(Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

(Поднимать зажатые кулачки вверх)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели)

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

(Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок)

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок

(большим пальцем к себе)

«Стул»

(Левая ладонь вертикально вверх.

К ее нижней части приставляется кулачок

большим пальцем к себе,

можно менять положение рук

попеременно на счет "раз" )

Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.

Тема: Транспорт

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

(Сжимать и разжимать пальчики)

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

(Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)

«Пароходик»

Пароходик в море был.

(Ладони соединить в форме чаши)

Вот он к пристани приплыл.

(Сделать волнообразные движения в воздухе)

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

(Одновременно пошевелить большими пальцами)

Тема: Цветы

«Цветы»

Наши красные цветочки

(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки.

(потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит,

(затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет.

(кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки

(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки,

(показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

«Цветы»

Посадили в землю зернышко,

("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети!

(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти!

(ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки,

(соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и

одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки,

(сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

«Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно

сомкнуты.

• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

• Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки

больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают

полураскрытый бутон).

• Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а

пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся

цветок).

• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть —

нераскрывшийся цветок).

• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

«Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним

соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

Тема: Насекомые

«Сороконожки»

(Средний и указательный пальчики перемещаются)

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

(Ладошки друг напротив друга)

Встретились,

(Ладошки переплелись)

Обнялись,

(Ладошки разжались)

Насилу расстались -

(Ладошки машут, прощаясь)

И – попрощались!

«Паучок»

(Руки скрещены.Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу

другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Улей»

(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному.На последнюю строчку

резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

«Пчела»

(Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

«Паучок ткач»

Сетку паучок плетёт,

(Указательными и средними пальцами обеих рук изобразить решётку)

Словно ткач проворный,

(руки вытянуть перед собой и прижать, изображая движение ткача)

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно.

(указательным пальцем руки очертить в воздухе круги)

А потом её пустил,

Чтоб круги связались,

(Диагональные движения руками)

И в красивой паутине

(пальцы обеих рук раздвинуть, соединить большие пальцы)

Мухи все остались.

(помахать быстро, резко руками как маленькими крылышками)

Вывел нитку, натянул

(Указательным пальцем руки провести в воздухе линию)

И засел в засаде,

( приложить козырьком ладонь ко лбу, вглядываясь в даль)

Только мухи не летят,

Паучку досадно!

(Махнуть рукой)

«Интересно всё вокруг»

Ползёт по пальцам муравей,

( Ладонь левой руки раскрыть, указательным пальцем правой провести по левой

ладони)

Залез в мою ладошку,

(круговые движения пальцем по ладони)

-Ты щекотать меня не смей,

(погрозить указательным пальцем)

Поползай лишь немножко!

(скрестить руки, побежать согнутыми пальцами по рукам вверх к плечам)

Вот бабочка – павлиний глаз

(Показать на глаз)

Спит, крылышки сложила,

( сложить ладони, убрать под щёку)

Но вдруг вспорхнула и

С цветка слетела суетливо.

(Изобразить руками движение крыльев)

Кружится бабочка легка,

(Указательными пальцами рук выполнить круговые движения в воздухе)

Как пух, как лёгкий ветер,

(волнообразные движения руками)

Цветки раскрыли лепестки,

(сделать из пальцев воображаемый цветок)

Ждут с бабочками встречи.

(скрестить руки в запястье,

изобразить крылья бабочки

кистями рук)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

(Сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

(Спрятать руки за спину)

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки»)

«Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На

второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей)."Улей" прижат к "ёлке".)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

Тема: Лето

«Цветок распустился»

(Пальцы зажаты в кулак каждый палец поочередно

выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и

мизинец выпрямляются одновременно)

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

(Сжимать и разжимать пальцы рук)

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

(Сводить и разводить пальцы «веером»)

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

(Качание и наклоны кистей вправо-влево)

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

(Круговые движения кистями)

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

(Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол)

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?

(Соединяем по очереди все пальцы с большими)

По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы рук с большими)

Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большим).

На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большими)

Да просто улыбаться!

(Улыбаемся)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,

(ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого

пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять.

(беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно,

(указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает:

(ударяем то кулачками, то ладонями)

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!»

(часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон.

(ритмично хлопаем по коленям)

Тема: Птицы

«Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

(Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка)

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

(Четыре хлопка руками)

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

(Изображают «крылышки»)

Греются на солнышке.

Головой вертят,

(Повороты головой)

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

(Вращательные движения кистями рук)

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны

Ешьте макароны

(Тереть ладонь о ладонь)

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала,

(загибает мизинчик ребенка)

этому дала,

(загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

(слегка щекочет ребенка)

«Шла кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом

остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи.Количество

разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Тема: Продукты питания

«Варим кашу»

(Чертим пальцем круги по ладошке.Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)

Настя кашу варила,

Деток кормила.

(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Подёргать большой палец)

А этому не дала.

(Разгибаем пальцы по одному.Здесь можно придумывать свои причины, по

которым последний пальчик не получил каши)

Он сено не косил,

Корову не доил,

Тесто не месил,

И печку не топил.

«Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, поднятыми вверх)

(Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили,

(Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.

Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна – в муку и тесто,

(Сжимают и разжимают кулаки)

В магазине занял место.

(Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)

Вырос он под синим небом,

(Поднимают руки вверх)

А пришел на стол к нам – хлебом.

(Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх)

« Дождик»

- Дождик, дождик, поливай

(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

- Будет хлеба каравай,

(образовать перед собой круг руками)

- Будут булки, будут сушки,

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

- Будут вкусные ватрушки.

(соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой

круг)

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот)

«Пирог»

Падал снег на порог.

( 2 раза медленно опускают ладони

на стол.)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками по столу).

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

«Хлебные изделия»

Бублик

(Большой и указательный пальцы

образуют круг.)

Баранку,

(Большой и средний пальцы

образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы

образуют круг)

И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

«Гости»

К Жене гости прибежали,

(Пальцы бегут по столу.)

Все друг другу руки жали.

(Рукопожатие.)

- Здравствуй, Жора!

- Здравствуй, Жанна!

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

(Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.)

- Не хотите ль пирожок?

(Из ладоней сложить пирожок.)

- Может, коржик?

(Показать раскрытые ладони.)

- Иль, рожок?

(Пальцы сложить в виде рожка.)

Вот драже вам на ладошку,

(Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)

Всё берите понемножку.

(Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.-

осторожно брать драже)

С ручек все стряхнули крошки

(Энергично встряхнуть кистями рук).

И захлопали в ладошки.

«Каша»

Каша в поле росла,

(Подняли руки вверх, шевелят

пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(Идут пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(В правой ладошке мешают кашу.)

Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Всем дадим по ложке.

(Разжимают кулачки.)

«Отличные пшеничные»

(Шведская песенка)

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в стороны, пожимают плечами)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(делают манящие движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки ладонями вверх)

Печка весело горит,

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Наша мама говорит:

(грозят указательным пальцем)

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

«Месим тесто»

(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Тема: Посуда

«Посуда».

Скачет сито по полям,

(Чередование положений кулачки-ладони)

А корыто по лугам.

(Чередование положений ладони-замок)

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

А за нею вилки,

(Чередование положений_

Рюмки да бутылки,

(«коза»-ладони)

Чашки да ложки

(Круговые движения)

Скачут по дорожке.

(4 хлопка)

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)

Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Мы посуду перемыли:

(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Одна ладонь скользит по другой.)

Мы посуду перемыли,

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Так мы маме помогали.

Тема: Деревья

«Елка»

Зелененькая елочка

(Ладони расположены под углом друг к

другу, пальцы переплетены и

выпрямлены)

Колючие иголочки.

(Руки перед собой, пошевелить пальчиками)

Ветки распушила

(Руки опустить и потрясти ими)

«Берёза»

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Посреди долин ушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…

Тема: Рыбы

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены.Выполняем волнообразные движения в

воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу.Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены.Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены.Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

«Рыбки»

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

«Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы

левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

«Рыбка»

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере плывет

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

И услышим мы – плюх, плюх!

Рыбка.

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере плывет

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

И услышим мы – плюх, плюх!

«Черепаха»

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.Затем показать большие пальцы и

спрятать их обратно.)

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Тема: Профессии

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Тема: Животные жарких стран

"В жарких странах"

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)

То увижу там шакала,

(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к

глазам.)

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

(Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)

Крокодила и слона.

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)

Хорошо живётся им –

(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.)

Не бывает снежных зим.

(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)



В раздел образования