Напоминание

Правовые формы работы с информацией


Автор: Золотарева Ольга Сергеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Синеутёсовский филиал МАОУ "Спасская СОШ" Томского района
Населённый пункт: п. Синий Утёс, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правовые формы работы с информацией
Раздел: среднее образование





Назад





СЦЕНАРИЙ УРОКА

Автор:
Золотарёва Ольга Сергеевна
Образовательное учреждение:
Синеутёсовскийфилиал МАОУ «Спасская СОШ» Томского района
Предмет:
Информатика и ИКТ
Класс:
9 класс
Тема:
Правовые формы работы с информацией.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Время реализации занятия:
1 урок (45 минут)
Учебно-методическое обеспечение:
 Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс. – С.-П.: «Питер», 2008.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс. – С.-П.: «Питер», 2008.
Необходимое оборудование и материалы для занятий
:  Проектор  Компьютеры  Операционная система – Windows XP  Программное обеспечение – Microsoft Office  Наглядный материал для практической работы  Лист ватмана формата А3 – 2 шт.  Цветные маркеры
Авторский медиапродукт
: 1. Операционная система: Windows XP 2. Программное обеспечение: Microsoft Office – PowerPoint, Word, Picture Manager; программа для работы с видео изображением – Nero Start Smart. 3. Вид медиапродукта: образовательный комплекс  видеоролик  наглядная презентация учебного материала (файл
Правовые

формы.ppt
)  практическое задание для работы в сети Интернет 4. Технологический сценарий занятия: презентация – последовательная модель 5. Схема взаимосвязи кадров презентации:

Презентация
«Правовые формы работы с информацией»


слайда

Содержание слайда
1 Текстовые задачи 2 Тема урока «Правовые формы работы с информацией» 3 Из каких источником можно получить информацию 4 Законы РФ 5 Схема 6 «Преступления в сфере компьютерной информации» гл. 28 7 Ответы 8 Законы 9 Спасибо за урок! Смена слайдов происходит по щелчку. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Цели урока:
 Предметная: формирование правовых характеристик работы с информацией.  Метапредметная: в контексте связей причина – следствие формировать у учащихся деятельность поиска информации в сети Интернет с извлечением определённой информации.  Методологическая: развитие научного мышления учащихся через установленные причинно-следственные связи посредством практической работы над ситуативной задачей.
Задачи урока:
 Формировать навыков работы в группе (коммуникативная деятельность).  Развивать умения практической работы с компьютером.  Развивать познавательный интерес к предмету.  Развивать интеллектуальные операции анализа и синтеза.
в том числе метапредметные:
 Развивать умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.  Умение работать в группе.  Развивать логическое мышление учащихся (обобщение, определение понятий).  Развивать навыки обработки информации (анализ, интерпретация, аргументация). Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Орг. момент (1-3 мин.) Карточки «Знакомство» Пишут свои имена 2. Актуализация, проблема, гипотеза (7 мин.) Показывает видеофрагмент Раздаёт информационные карточки с проблемным содержанием. Диалог: корзина идей, мозговой штурм. Подводит к теме. Смотрят Читают Размышляют Делают выводы Предлагают идеи 3. Изучение нового материала (10 мин.) Подводит к гипотезе: Как будем выяснять? Каким образом докажем важную значимость правовых законов? Предлагают гипотезу Рассуждают 4. Практическая работа (Деловая игра) (20 мин.) Раздаёт задания ситуации Даёт инструкцию: Что сделать? Как сделать? Кластер (Законы) Определяют меру наказания и закон Записывают кратко Устное представление 5. Итог урока. Рефлексия (5 мин.) 1. Узнали вы что-нибудь новое на уроке? 2. Поделитесь информацией с друзьями, знакомыми, родителями? 3. Как вы оцените свою работу на уроке? Отвечают на вопросы

Ход урока

1. Организационный момент
(1 мин.). Готовность и организация учащихся к уроку Учитель: На доске написана основная идея нашего урока.
Кто

владеет

информацией,

тот

владеет

миром.
Это высказывание является категорией «Причина и следствие». Сегодня мы познакомимся с одним из прикладных аспектов использования информационных технологий, а что это за аспект, вы сделаете вывод сами. Сначала вам предстоит посмотреть видеоролик, а затем поработать с текстовой информацией (2 мин.)
2. Актуализация, проблема, гипотеза
(7 мин.).Просмотр видеоролика и работа с текстовой информацией
Слайд № 1.

Ущерб от мошенничества с пластиковыми карточками

растет в арифметической прогрессии
Официальная статистика свидетельствует о том, что количество преступлений, связанных с использованием пластиковых карт ежегодно увеличивается в несколько раз, а наносимый ими материальный ущерб возрастает в арифметической прогрессии, по сравнению с хищениями, совершенными обычными (традиционными) способами.
Хакеры все чаще объединяются в ОПГ
Согласно последнему отчету VeriSign, все больше сетевых атак совершается не хакерами-одиночками, а организованными преступными группировками. Кроме того, качественный уровень атак с каждым годом повышается.
Вирус ворует банковские пароли
Специалисты по информационной безопасности предупреждают о появлении вируса-троянца Banker-AJ. С помощью этой программы мошенники воруют деньги с интернет-счетов.
Беседа
Учитель: А сейчас в «Корзину идей» накидаем ключевые слова о том, что вы посмотрели и прочитали? (запись на доске главных мыслей учащихся,н-р:
воруют, взлом,

хищение, мошенничество, вирус, ОПГ…
). Учитель: Теперь все вместе (мозговой штурм) выясним следующее: какие причины подвергают людей на такие поступки? Учащиеся:
Заказ, деньги, жадность, интерес, хамство


(запись на доске) Учитель: А как вы думаете, какие последствия могут быть? Учащиеся: Наказание, тюрьма, штраф … Учитель: Буквально, на днях, я искала информацию в сети Интернет и нашла свою работу, только автор этой работы уже не я, а другой человек. И нет ни одной ссылки на мою работу. Что я должна сделать в этой ситуации? Что мне для этого надо знать? Учащиеся: Законы.
Учитель: А вам известны эти законы? Учащиеся: Нет. Учитель: Вы хотите их узнать? Какую цель поставим перед собой на уроке? Учащиеся: Узнать какие существуют законы правового регулирования в информационной сфере?
Слайд № 2.
Учитель: Правильно! И тема нашего урока «Правовые формы работы с информацией».
Слайд № 3.
Хорошо, ребята, а как мы можем узнать эти законы? Из учебника, из Интернета, от одноклассника, от учителя. Учащиеся: Из Интернета, от учителя. Учитель: Предлагаю поступить следующим образом: о некоторых законах расскажу вам я, а какие-то законы вы найдёте в Интернете, и расскажете о них мне и классу. Вы согласны с моим предложением?
3. Изучение нового материала
(10 мин.).
Слайд № 4.
Учитель: Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ
“О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”
и
“Об авторском праве и смежных правах”.

Слайд № 5.
Многие правонарушители заблуждаются, считая, что если они прикрываются псевдонимом, то это обеспечивает им полную анонимность, и никто не сможет их найти. Большинство серверов регистрируют IP-aдpeca компьютеров, которые к ним подключаются. По IP-aдpecy можно определить, какому провайдеру он принадлежит, и, обратившись к провайдеру, можно легко “вычислить” нарушителя. По Закону РФ
“Об

авторском

праве

и

смежных

правах”
право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал. Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать и т.д. Но ведь есть возможность сохранять на своем компьютере web-страницы, тесты, картинки, файлы, и пр.
Не нарушает ли это закон?
Не нарушает, если цели пользователя не преследуют коммерческую выгоду, а использование производится исключительно в личных целях. Можно также цитировать короткие выдержки из произведений, не получая у автора согласия, но при этом необходимо обязательно указывать его имя. А вот чего нельзя делать, так это размещать на своем сайте чужие работы без разрешения их собственников. Если вы нашли в Интернете красивую картинку и хотите разместить ее на своём сайте, спросите разрешения у автора. Публикуя произведения без разрешения, пользователь совершает противоправные действия, которые называются воровством.

Слайд № 6.
В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел
«Преступления

в сфере компьютерной информации» гл. 28
. Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными. В эту главу входит три статьи, а что это за статьи вы узнаете самостоятельно. Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо разделиться на 2 группы. Каждой группе нужно будет поработать с ситуационной задачей, найти информацию в Интерне. Выяснить причины и следствия. Определить меру наказания за совершение компьютерного преступления и, конечно же, закон, который применим к данной ситуации. Затем оформить кластер и в устной форме представить результат. Для успешного выполнения задания необходимо составить план действий. (Учащиеся делятся на две группы. Учитель в произвольном порядке раздаёт глаголы- действия для составления алгоритма
(прочитать,

проанализировать,

обсудить,

найти

информацию,

сделать

вывод,

оформить)
. Учащиеся составляют алгоритм выполнения задания). Учитель: А сейчас рассмотрим следующие случаи, применив ваш алгоритм:
4. Практическая работа
(20 мин.). 1. Найдите причины. 2. Укажите следствия. 3. Какой закон применим к данной ситуации. 4. Определите меру наказания. 5. Оформите ответ в виде кластера. После увольнения с должности ведущего инженера-программиста Игоря Ш., из хулиганских побуждений он уничтожил информацию, составляющую коммерческую тайну торгового порта, где он ранее работал. Используя сеть Интернет, через домашний компьютер он подключился к базе данных и удалил с сервера всю бухгалтерскую и финансовую информацию, справочные и персональные сведения о судах, коммерческих партнерах и сотрудниках. Деятельность торгового порта в течение двух дней была парализована, поскольку предприятие оказалось неспособным выполнять свои обязательства по получению и отправки грузов. 1. Найдите причины. 2. Укажите следствия. 3. Какой закон применим к данной ситуации. 4. Определите меру наказания. 5. Оформите ответ в виде кластера. Гражданин Максим Б., воспользовавшись Интернетом, скачал с одного из сайтов 11 программных продуктов компании “1С Акционерное общество”. С целью продажи указанных продуктов программы были перенесены им на компакт-диски. При этом, чтобы программами можно было пользоваться свободно, без каких-либо ограничений, налагаемых изготовителем, хакер взломал при помощи специальной вредоносной программы установленную систему защиты.
Таким образом, действиями любителя компьютерного взлома компании “1С Акционерное общество” был причинен ущерб в сумме около 650 тысяч рублей. (Устные выступления учащихся. Сравнение с правильным результатом).
Слайд № 7.
(Игорь Ш. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно). (Максима Б. приговорен к 2,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и штрафу в сумме 35 тысяч рублей за незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупных размерах, неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации и использование вредоносных программ для ЭВМ) заведомо приводящих к несанкционированной модификации и копированию информации (п. “в” ч.3 ст.146, ч.1 ст.272, ч.1 ст.273 УК РФ).
5. Итог урока
(5 мин.). Учитель: Молодцы ребята, поработали очень хорошо! Скажите, теперь, мы сможем ответить на поставленный вопрос, какие существуют законы правового регулирования в информационной сфере? Учащиеся: Да, конечно!
Слайд № 8.
Учитель: Для чего необходимо знать и соблюдать самим эти законы? Учащиеся: Чтобы избежать нежелательных последствий. Так же, мы выяснили, что наказание не бывает без причины, а причина порождает следствие.
Рефлексия:
Узнали вы что-либо новое на уроке? Да Нет Поделитесь информацией с друзьями, знакомыми, родителями? Да Нет Как вы оцениваете свою работу на уроке? Активно Пассивно Без интереса Какое задание вызвало затруднение? ______________________________________ ______________________________________________________________________
Слайд № 9.
Спасибо за урок!


В раздел образования