Напоминание

Особенности подготовки к итоговой аттестации обучающихся с особыми образовательными потребностями


Автор: Полянская Елена Александровна
Должность: учитель химии, заведующий учебной частью
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Подготовка обучающихся к ГИА
Тема: Особенности подготовки к итоговой аттестации обучающихся с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности подготовки к итоговой аттестации обучающихся с

особыми образовательными потребностями»

Е.А. Полянская,

учитель химии,

заведующий учебной частью

ГБОУ Гимназия № 1748 «Вертикаль»

Работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, требует от педагогов не

только

высокого

педагогического

мастерства,

но

и

особого

настроя,

душевного расположения к детям-инвалидам, желания работать именно с

этими детьми. Давайте вспомним о тех трудностях, с которыми сталкиваются

и учитель, и ученики с ОВЗ, попытаемся понять, в чем причина слабой

успеваемости таких учащихся и поделимся опытом работы с детьми, которые

обучаются в московской Гимназии № 1748 «Вертикаль» в школьном корпусе

для

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

(далее

ООП).

Рассмотрим методы подготовки их к итоговой аттестации по математике и

русскому языку.

Особенности учащихся с ОВЗ

Прежде всего, необходимо вспомнить об особенностях развития этих детей.

Большая часть детей, обучающихся в школьном корпусе для детей с ООП,

дети

с

ДЦП.

Болезнь

накладывает

свои

отпечатки

на

интеллектуальное

развитие ребенка: ослабленная кратковременная память, нарушенная мелкая

моторика - дети медленно пишут, возникают логопедические проблемы -

плохо читают, говорят. Чаще всего ребенок не умеет учиться (работать с

текстом, выделять главное, существенное), не может организовать свое время

и распределить усилия. А частые и длительные пропуски уроков по болезни

таких детей (многие дети вынуждены в течение учебного года проходить

курсы лечения) приводят к низкому уровню их знаний и умений, отсутствию

системы в знаниях, а значит к низкому уровню интеллектуального развития.

Другая часть детей - слабовидящие и слабослышащие.

Повышенная

утомляемость детей, их быстрая умственная истощаемость,

дефицит внимания, медленный темп работы на уроке – всё это является

камнем преткновения при подготовке учащихся с ОВЗ к экзаменам.

Учителю при подготовке детей с ОВЗ к экзаменам необходимо учитывать все

эти особенности, преподнося материал в таком виде, чтобы он был доступен

для восприятия этими детьми.

Как повысить работоспособность обучающихся?

Учитель при подготовке к уроку должен:

1.

продумывать разнообразные виды деятельности учащихся, часто

сменяющие друг друга.

Виды работ с учениками

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Дифференцированные задания

Памятки и алгоритмы для работы над изложениями. сочинениями и

другими видами письменных работ

Карточки - тренажеры.

Творческие задания по готовому плану.

“карточки-информаторы”,

“карточки-с образцами решения”,

“карточки-конспекты”.

2.

Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и

достаточности.

3.

Стремиться понять и принять каждого ребёнка.

4.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический

климат на уроке.

5.

Использовать

средства

невербального

общения

(опорные

сигналы,

рисунки, таблицы, схемы, план)

6.

Учить работать со словарями и другим справочным материалом.

7.

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

8.

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

9.

Проводить физминутки даже с детьми среднего и старшего возраста.

При подготовке обучающихся с ОВЗ к экзаменам необходимо продумывать и

осуществлять индивидуальный план обучения, при этом одним из главных

методов

работы

является дифференцированный

подход в

обучении,

который мы стараемся применять на любом из этапов урока:

При закреплении

При проверке домашнего задания

При самостоятельной работе

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование

соответствующих дидактических материалов:

специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

карточек-инструкций,

в

которых

даются

указания

к

выполнению

заданий.

При подготовке к экзаменам старшеклассников преподаватели школьного

корпуса

для

детей

с

ООП

используют

разнообразные

приёмы

и

методы

работы:

- индивидуальная работа на уроке по разделам ОГЭ;

- систематическое выполнение тестовых заданий;

- широко практикуются индивидуальные дифференцированные задания, как

на уроке, так и задания на дом в формате ОГЭ;

- используются тренировочные и диагностические работы системы СтатГрад

текущего учебного года и прошлых лет;

-

для

наглядного

обучения

постоянно

используем

схемы,

таблицы,

информационные карты, разработанные нашими учителями специально для

детей с ограниченными возможностями. Это разнообразные цветные схемы,

крупного шрифта для зрительного запоминания;

-

практически

ежеурочно

проводится

экспресс-диагностика

изучаемого

и

повторяемого материала для того, чтобы ребята реально представляли свой

уровень подготовленности к экзамену;

- слабоусвоенный или неусвоенный материал отрабатываем дополнительно,

делая работу над ошибками, выполняя тренировочные упражнения и т.д.

- установлены межпредметные связи: на уроках истории, обществознания,

биологии, географии новый материал учащиеся записывают в виде тезисов,

конспектов, пишут эссе, что способствует развитию письменной речи.

- родителей постоянно информируем об успехах и неудачах их детей с целью

оказания

своевременной

помощи

при

выполнении

домашних

заданий

и

подготовки к экзаменам;

-

родителям

своевременно

рекомендуем

проведение

индивидуальные

дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми, посещение курсов в

колледжах, использование доступных сайтов для подготовки к экзаменам

-

оказываем

психологическую

поддержку

обучающимся,

обеспечиваем

позитивный настрой, создавая на уроке "ситуацию успеха"

Все эти приёмы и способы дают возможность помочь сильному ученику

реализовать свои способности в более трудоемкой и сложной деятельности, а

слабому

выполнить

посильный

объем

работы.

Это

способствует

качественной подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации.



В раздел образования