Автор: Полянская Елена Александровна
Должность: учитель химии, заведующий учебной частью
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Подготовка обучающихся к ГИА
Тема: Особенности подготовки к итоговой аттестации обучающихся с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование
«Особенности подготовки к итоговой аттестации обучающихся с
особыми образовательными потребностями»
Е.А. Полянская,
учитель химии,
заведующий учебной частью
ГБОУ Гимназия № 1748 «Вертикаль»
Работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, требует от педагогов не
только
высокого
педагогического
мастерства,
но
и
особого
настроя,
душевного расположения к детям-инвалидам, желания работать именно с
этими детьми. Давайте вспомним о тех трудностях, с которыми сталкиваются
и учитель, и ученики с ОВЗ, попытаемся понять, в чем причина слабой
успеваемости таких учащихся и поделимся опытом работы с детьми, которые
обучаются в московской Гимназии № 1748 «Вертикаль» в школьном корпусе
для
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
(далее
–
ООП).
Рассмотрим методы подготовки их к итоговой аттестации по математике и
русскому языку.
Особенности учащихся с ОВЗ
Прежде всего, необходимо вспомнить об особенностях развития этих детей.
Большая часть детей, обучающихся в школьном корпусе для детей с ООП,
дети
с
ДЦП.
Болезнь
накладывает
свои
отпечатки
на
интеллектуальное
развитие ребенка: ослабленная кратковременная память, нарушенная мелкая
моторика - дети медленно пишут, возникают логопедические проблемы -
плохо читают, говорят. Чаще всего ребенок не умеет учиться (работать с
текстом, выделять главное, существенное), не может организовать свое время
и распределить усилия. А частые и длительные пропуски уроков по болезни
таких детей (многие дети вынуждены в течение учебного года проходить
курсы лечения) приводят к низкому уровню их знаний и умений, отсутствию
системы в знаниях, а значит к низкому уровню интеллектуального развития.
Другая часть детей - слабовидящие и слабослышащие.
Повышенная
утомляемость детей, их быстрая умственная истощаемость,
дефицит внимания, медленный темп работы на уроке – всё это является
камнем преткновения при подготовке учащихся с ОВЗ к экзаменам.
Учителю при подготовке детей с ОВЗ к экзаменам необходимо учитывать все
эти особенности, преподнося материал в таком виде, чтобы он был доступен
для восприятия этими детьми.
Как повысить работоспособность обучающихся?
Учитель при подготовке к уроку должен:
1.
продумывать разнообразные виды деятельности учащихся, часто
сменяющие друг друга.
Виды работ с учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Дифференцированные задания
Памятки и алгоритмы для работы над изложениями. сочинениями и
другими видами письменных работ
Карточки - тренажеры.
Творческие задания по готовому плану.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
2.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и
достаточности.
3.
Стремиться понять и принять каждого ребёнка.
4.
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический
климат на уроке.
5.
Использовать
средства
невербального
общения
(опорные
сигналы,
рисунки, таблицы, схемы, план)
6.
Учить работать со словарями и другим справочным материалом.
7.
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
8.
Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
9.
Проводить физминутки даже с детьми среднего и старшего возраста.
При подготовке обучающихся с ОВЗ к экзаменам необходимо продумывать и
осуществлять индивидуальный план обучения, при этом одним из главных
методов
работы
является дифференцированный
подход в
обучении,
который мы стараемся применять на любом из этапов урока:
•
При закреплении
•
При проверке домашнего задания
•
При самостоятельной работе
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование
соответствующих дидактических материалов:
•
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
•
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
•
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
•
карточек-инструкций,
в
которых
даются
указания
к
выполнению
заданий.
При подготовке к экзаменам старшеклассников преподаватели школьного
корпуса
для
детей
с
ООП
используют
разнообразные
приёмы
и
методы
работы:
- индивидуальная работа на уроке по разделам ОГЭ;
- систематическое выполнение тестовых заданий;
- широко практикуются индивидуальные дифференцированные задания, как
на уроке, так и задания на дом в формате ОГЭ;
- используются тренировочные и диагностические работы системы СтатГрад
текущего учебного года и прошлых лет;
-
для
наглядного
обучения
постоянно
используем
схемы,
таблицы,
информационные карты, разработанные нашими учителями специально для
детей с ограниченными возможностями. Это разнообразные цветные схемы,
крупного шрифта для зрительного запоминания;
-
практически
ежеурочно
проводится
экспресс-диагностика
изучаемого
и
повторяемого материала для того, чтобы ребята реально представляли свой
уровень подготовленности к экзамену;
- слабоусвоенный или неусвоенный материал отрабатываем дополнительно,
делая работу над ошибками, выполняя тренировочные упражнения и т.д.
- установлены межпредметные связи: на уроках истории, обществознания,
биологии, географии новый материал учащиеся записывают в виде тезисов,
конспектов, пишут эссе, что способствует развитию письменной речи.
- родителей постоянно информируем об успехах и неудачах их детей с целью
оказания
своевременной
помощи
при
выполнении
домашних
заданий
и
подготовки к экзаменам;
-
родителям
своевременно
рекомендуем
проведение
индивидуальные
дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми, посещение курсов в
колледжах, использование доступных сайтов для подготовки к экзаменам
-
оказываем
психологическую
поддержку
обучающимся,
обеспечиваем
позитивный настрой, создавая на уроке "ситуацию успеха"
Все эти приёмы и способы дают возможность помочь сильному ученику
реализовать свои способности в более трудоемкой и сложной деятельности, а
слабому
–
выполнить
посильный
объем
работы.
Это
способствует
качественной подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации.