Напоминание

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ


Автор: Пигарёва Ирина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 153" г. о Самара
Населённый пункт: город Самара Самарская область
Наименование материала: Статья на тему: "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ".
Тема: Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: "Игровые технологии в образовательном процессе

ДОУ".

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто

бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе

как

жизненное

явление,

игра

оказалась

весьма

серьезной

и

трудной

проблемой для научной мысли.

Функции игры

развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить

довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: п р е од ол е н и е

р а з л и ч н ы х

т р уд н о с т е й ,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

функция

коррекции: внесение

позитивных

изменений

в

структуру

личностных показателей;

межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

функция

социализации: включение

в

систему

общественных

отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в

форме

различных педагогических

игр.

В

отличие

от

игр

вообще

педагогическая

игра

обладает

существенным

признаком

четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры

и

упражнения,

формирующие

умение

выделять

основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции

на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию

обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных

элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота

каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным,

но

не

развлекательным.

Для

реализации

такого

подхода

необходимо,

чтобы

образовательные

технологии,

разрабатываемые

для

обучения

дошкольников,

содержали

четко

обозначенную

и

пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя

эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного

содержания.

Безусловно,

этот

уровень

достижений

ребенка

должен

диагностироваться,

а

используемая

педагогом

технология

должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Главная

цель

игровой

технологии

создание

полноценной

мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в

зависимости

от

условий

функционирования

дошкольного

учреждения

и

уровня развития детей.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко

поставленная

цель

обучения

и

соответствующие

ей

педагогические

результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1.

По

виду

деятельности

двигательные,

интеллектуальные,

психологические, профориентационные и т.д.;

2.

По

характеру

педагогического

процесса

обучающие,

тренировочные,

контролирующие,

познавательные,

воспитательные,

развивающие, диагностические.

3.

По

характеру

игровой

методики

игры

с

правилами;

игры

с

правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть

правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие,

логические и т.д.

5.

По

игровому

оборудованию

настольные,

компьютерные,

театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство

педагога

при

организации

игровой

технологии

должно

соответствовать

требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего

разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и

потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и

получают

результат,

завуалированный

игровой

задачей

происходит

естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

-

предложение

игры

создаётся

игровая

проблема,

для

решения

которой

предлагаются

различные

игровые

задачи:

правила

и

техника

действий);

-

объяснение

игры

кратко,

чётко,

только

после

возникновения

интереса детей к игре;

-

игровое

оборудование

должно

максимально

соответствовать

содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются

таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и

организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры

индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие

принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой

динамики;

поддержание

игровой

атмосферы;

взаимосвязь

игровой

и

неигровой деятельности;

-

окончание

игры

анализ

результатов

должен

быть

нацелен

на

практическое применение в реальной жизни.

Литература:

1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2.

Касаткина

Е.И.

Игровые

технологии

в

образовательном

процессе

ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. –

2007 - №6.

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.



В раздел образования