Автор: Пигарёва Ирина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 153" г. о Самара
Населённый пункт: город Самара Самарская область
Наименование материала: Статья на тему: "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ".
Тема: Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: "Игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто
бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе
как
жизненное
явление,
игра
оказалась
весьма
серьезной
и
трудной
проблемой для научной мысли.
Функции игры
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: п р е од ол е н и е
р а з л и ч н ы х
т р уд н о с т е й ,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функция
коррекции: внесение
позитивных
изменений
в
структуру
личностных показателей;
межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
функция
социализации: включение
в
систему
общественных
отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в
форме
различных педагогических
игр.
В
отличие
от
игр
вообще
педагогическая
игра
обладает
существенным
признаком
—
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного
процесса
и
объединенное
общим
содержанием,
сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию
обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных
элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным,
занимательным,
но
не
развлекательным.
Для
реализации
такого
подхода
необходимо,
чтобы
образовательные
технологии,
разрабатываемые
для
обучения
дошкольников,
содержали
четко
обозначенную
и
пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания.
Безусловно,
этот
уровень
достижений
ребенка
должен
диагностироваться,
а
используемая
педагогом
технология
должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Главная
цель
игровой
технологии
–
создание
полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости
от
условий
функционирования
дошкольного
учреждения
и
уровня развития детей.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко
поставленная
цель
обучения
и
соответствующие
ей
педагогические
результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1.
По
виду
деятельности
–
двигательные,
интеллектуальные,
психологические, профориентационные и т.д.;
2.
По
характеру
педагогического
процесса
–
обучающие,
тренировочные,
контролирующие,
познавательные,
воспитательные,
развивающие, диагностические.
3.
По
характеру
игровой
методики
–
игры
с
правилами;
игры
с
правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть
правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие,
логические и т.д.
5.
По
игровому
оборудованию
–
настольные,
компьютерные,
театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство
педагога
при
организации
игровой
технологии
должно
соответствовать
требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего
разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и
потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и
получают
результат,
завуалированный
игровой
задачей
–
происходит
естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
-
предложение
игры
–
создаётся
игровая
проблема,
для
решения
которой
предлагаются
различные
игровые
задачи:
правила
и
техника
действий);
-
объяснение
игры
–
кратко,
чётко,
только
после
возникновения
интереса детей к игре;
-
игровое
оборудование
–
должно
максимально
соответствовать
содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются
таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и
организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры
индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие
принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой
динамики;
поддержание
игровой
атмосферы;
взаимосвязь
игровой
и
неигровой деятельности;
-
окончание
игры
–
анализ
результатов
должен
быть
нацелен
на
практическое применение в реальной жизни.
Литература:
1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
2.
Касаткина
Е.И.
Игровые
технологии
в
образовательном
процессе
ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. –
2007 - №6.
4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.