Напоминание

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"


Автор: Сапожкова Любовь Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 108"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка –

Заседание круглого стола

«Воспитание у дошкольников нравственно-

патриотических чувств посредством

знакомства с понятием «семья»

Старший воспитатель: Сапожкова Л.П.

Актуальность. Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его

близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей

должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных

и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда

окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных

этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций

становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья

и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной

культуры ребенка.

Цель заседания.

Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у

дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с

понятием «семья».

Форма проведения заседания:

обмен опытом, деловая игра, памятки.

Предварительная работа:

изучение литературы по теме; подготовка презентации, наглядного материала для

конкурса, атрибутов к деловой игре.

Предлагаю вам послушать стихотворение.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя…

- Я, я, я, - Ева молвила, - я.

Сказала она знаменитых семь «я» -

И так на Земле появилась семья.

Почему именно эту тему я выбрала для нашего заседания круглого стола? Найти

ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю назвать ваши

ассоциации к слову «семья», каждая буква в слове – ваша ассоциация.

С – сила,

Е – единство,

М – мир, мощь,

Ь

Я – ядро.

Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего

общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в

родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих

детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но

именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни

и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том,

что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с

семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в

повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников

с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие подчеркивают

необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей

семье.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных

отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или

меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими

усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного

образа семьи у детей дошкольного возраста.

Предлагаю ознакомиться с буклетами, в которых представлены задачи

формирования у детей представлений о семье, её значении в жизни человека.

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ

2 – 4 года

1.

Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи.

2.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть,

посочувствовать)

3.

Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи

4.

Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын,

дочь, внук, внучка)

5.

Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ

4 – 5 лет

1.

Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей

2.

Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям

3.

Воспитывать желание помогать своим близким

4.

Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей

5.

Учить называть имена и отчества родителей

6.

Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена)

7.

Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных:

родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и

маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют,

сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что

любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им в конкретных делах

8.

Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть

свои обязанности

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ 5 – 6 лет

1.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и

близким)

2.

Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками

3.

Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные

обязанности по дому.

4.

Воспитывать уважительное отношение к труду, к занятиям других членов семьи

5.

Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции)

6.

Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница,

двоюродный брат, двоюродная сестра)

7.

Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества

дедушек и бабушек

8.

Закреплять знание домашнего адреса

9.

Воспитывать интерес к своей родословной

10.

Формировать представления о семейных традициях

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ

6 – 7 лет

1.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое

отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им

2.

Объяснять детям, что, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно

учиться слушать собеседника, не перебивать его

3.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать

препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы

поведения, следовать в своих поступках положительному примеру

4.

Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек

5.

Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с

терминами родства (прабабушка, прадедушка)

6.

Закреплять знание своего домашнего адреса и телефона

7.

Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции

8.

Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов.

Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится

к любви, на ромашке гадали «любит – не любит».

Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет

знаниями о семье. Делимся на две команды – для этого складываем картинки из

пазлов (одна картинка объединяет участников каждой команды). На столах у вас

находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо принять активное участие в

конкурсах. Итак, мы начинаем!

Конкурс «Доскажи пословицу»

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много

разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи.

Давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Я

буду предлагать вам начало пословицы или поговорки, вам надо будет вспомнить

её окончание.

Где любовь и совет… (там и горя нет).

В родной семье и … (каша гуще).

В своем доме и … (стены помогают).

В прилежном доме густо, а в … (ленивом доме пусто).

В каждой избушке… (свои погремушки).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

За каждый правильный ответ команда получает ромашку.

Знакомя детей с семьей и её членами, мы используем художественную литературу.

А как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать следующий

конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.

Родилась у мамы дочка Дед и баба вместе

жили,

Из прекрасного цветочка. Дочку из снежка

слепили,

Хороша, малютка просто! Но костра горячий жар

С дюйм была малышка ростом. Превратил девчушку в

пар.

Если сказку вы читали, Дед и бабушка в

печали.

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Как же их дочурку

звали? (Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка, Вышли

дружною семьёй,

Мышь, еще собака Жучка Чтобы справиться с

одной.

Деду с бабой помогали, Не приди на помощь

мышка,

Корнеплоды собирали? («Репка») Ничего б у них не

вышло. («Репка»)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших

котлах – в молоке и в двух водах? («Конёк-горбунок»)

Коль не слушаешь совет

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты.

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:… (Алёнушка)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и

Трёхглазка? («Крошечка-Хаврошечка»)

У отца был мальчик странный, У Алёнушки-

сестрицы

Необычный – деревянный. Унесли братишку

птицы.

Но любил папаша сына. Высоко они летят,

Кто же это? (Буратино) Далеко они

глядят. («Гуси-лебеди»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной, он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки… («Маша и медведь»)

Музыкальный конкурс

Нужно узнать песню и определить родственные отношения, о которых идет речь в

песне.

«Папа может…»

«Бабушка рядышком с дедушкой»

«Не волнуйтесь, тётя»

«Мама мир подарила»

«У меня сестрёнки нет»

Творческий конкурс

У вас на столах лежат конверты с картинками, лист ватмана, клеящий карандаш.

Нужно составить коллаж «Семья» и рассказать об этой семье, – какая она по

внутренним взаимоотношениям, социальному статусу.

Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.

ТИПЫ СЕМЕЙ

В зависимости от структуры родственных связей:

нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

В зависимости от места жительства супругов:

патрилокальные – молодые живут в семье мужа;

матрилокальные – молодые живут в семье родителей жены;

неолокальные – поселяются отдельно от родителей.

В зависимости от критерия семейной власти:

матриархат – власть в семье принадлежит женщине;

патриархат – во главе стоит мужчина;

демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов

(является наиболее распространенной в наше время).

В зависимости от наличия обоих супругов:

полная семья, в состав которой входят оба супруга;

неполная семья, в которой один из супругов отсутствует.

В зависимости от количества детей:

бездетная или инфертильная семья;

однодетная семья;

среднедетная семья;

многодетная семья.

Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип

семьи. Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо

учитывать социальный статус семьи (дифференцированный подход).

Попробуем раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:

1-й компонент – материальное положение семьи. Учитывается уровень доходов семьи,

её жилищные условия, предметное окружение.

2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой,

который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний,

отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический

климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный

дискомфорт, отчуждение.

3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья

обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья

ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ

жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг

интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная

регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к

ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и

активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в

отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В

случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.

Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому

невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной

семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад совместно

с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького

человека в большой мир.

Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех

рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические

перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и

выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой

перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на

личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это

прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.

Игра «Карандаши»

Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом

участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись

на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 – 90 см и пытаются

удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.

Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-

назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный

круг (расстояние между соседями 50 – 60 см), карандаши зажимаются между

подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей,

синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

1.

Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.

Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.

Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4.

Присесть, встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы

карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих

действий? Как установить с окружающими необходимое для этого

взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод. Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не

падая вниз, если мы, педагоги, будем действовать совместно с семьей.

Задачи воспитания и развития детей будут решаться успешно только в том случае,

когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать её в

свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс

воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволяет

повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

Наш коллектив – это тоже своеобразная семья, и у нас тоже есть свое древо. Но на

нем пока нет листвы. У вас на столах лежат листочки для нашего древа. Я

предлагаю написать на них пожелания для нашей семьи и наклеить на древо.

На этом позитивном моменте мы заканчиваем наше заседание.



В раздел образования