Автор: Сапожкова Любовь Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 108"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка –
Заседание круглого стола
«Воспитание у дошкольников нравственно-
патриотических чувств посредством
знакомства с понятием «семья»
Старший воспитатель: Сапожкова Л.П.
Актуальность. Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его
близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей
должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных
и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда
окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных
этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций
становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья
и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной
культуры ребенка.
Цель заседания.
Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у
дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с
понятием «семья».
Форма проведения заседания:
обмен опытом, деловая игра, памятки.
Предварительная работа:
изучение литературы по теме; подготовка презентации, наглядного материала для
конкурса, атрибутов к деловой игре.
Предлагаю вам послушать стихотворение.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя…
- Я, я, я, - Ева молвила, - я.
Сказала она знаменитых семь «я» -
И так на Земле появилась семья.
Почему именно эту тему я выбрала для нашего заседания круглого стола? Найти
ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю назвать ваши
ассоциации к слову «семья», каждая буква в слове – ваша ассоциация.
С – сила,
Е – единство,
М – мир, мощь,
Ь
Я – ядро.
Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего
общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в
родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих
детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но
именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни
и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том,
что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с
семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в
повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников
с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие подчеркивают
необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей
семье.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных
отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или
меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими
усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного
образа семьи у детей дошкольного возраста.
Предлагаю ознакомиться с буклетами, в которых представлены задачи
формирования у детей представлений о семье, её значении в жизни человека.
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ
2 – 4 года
1.
Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи.
2.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть,
посочувствовать)
3.
Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи
4.
Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын,
дочь, внук, внучка)
5.
Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ
4 – 5 лет
1.
Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей
2.
Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям
3.
Воспитывать желание помогать своим близким
4.
Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей
5.
Учить называть имена и отчества родителей
6.
Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена)
7.
Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных:
родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и
маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют,
сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что
любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им в конкретных делах
8.
Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть
свои обязанности
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ 5 – 6 лет
1.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и
близким)
2.
Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками
3.
Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные
обязанности по дому.
4.
Воспитывать уважительное отношение к труду, к занятиям других членов семьи
5.
Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции)
6.
Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница,
двоюродный брат, двоюродная сестра)
7.
Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества
дедушек и бабушек
8.
Закреплять знание домашнего адреса
9.
Воспитывать интерес к своей родословной
10.
Формировать представления о семейных традициях
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ
6 – 7 лет
1.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое
отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им
2.
Объяснять детям, что, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно
учиться слушать собеседника, не перебивать его
3.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать
препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы
поведения, следовать в своих поступках положительному примеру
4.
Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек
5.
Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с
терминами родства (прабабушка, прадедушка)
6.
Закреплять знание своего домашнего адреса и телефона
7.
Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции
8.
Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов.
Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится
к любви, на ромашке гадали «любит – не любит».
Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет
знаниями о семье. Делимся на две команды – для этого складываем картинки из
пазлов (одна картинка объединяет участников каждой команды). На столах у вас
находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо принять активное участие в
конкурсах. Итак, мы начинаем!
Конкурс «Доскажи пословицу»
Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много
разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи.
Давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Я
буду предлагать вам начало пословицы или поговорки, вам надо будет вспомнить
её окончание.
Где любовь и совет… (там и горя нет).
В родной семье и … (каша гуще).
В своем доме и … (стены помогают).
В прилежном доме густо, а в … (ленивом доме пусто).
В каждой избушке… (свои погремушки).
В гостях хорошо… (а дома лучше).
За каждый правильный ответ команда получает ромашку.
Знакомя детей с семьей и её членами, мы используем художественную литературу.
А как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать следующий
конкурс.
Конкурс «Узнай сказку»
Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.
Родилась у мамы дочка Дед и баба вместе
жили,
Из прекрасного цветочка. Дочку из снежка
слепили,
Хороша, малютка просто! Но костра горячий жар
С дюйм была малышка ростом. Превратил девчушку в
пар.
Если сказку вы читали, Дед и бабушка в
печали.
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Как же их дочурку
звали? (Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка, Вышли
дружною семьёй,
Мышь, еще собака Жучка Чтобы справиться с
одной.
Деду с бабой помогали, Не приди на помощь
мышка,
Корнеплоды собирали? («Репка») Ничего б у них не
вышло. («Репка»)
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших
котлах – в молоке и в двух водах? («Конёк-горбунок»)
Коль не слушаешь совет
Тех, кто старше и поопытней,
Ждет тебя немало бед,
А родным и близким – хлопоты.
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано:… (Алёнушка)
В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и
Трёхглазка? («Крошечка-Хаврошечка»)
У отца был мальчик странный, У Алёнушки-
сестрицы
Необычный – деревянный. Унесли братишку
птицы.
Но любил папаша сына. Высоко они летят,
Кто же это? (Буратино) Далеко они
глядят. («Гуси-лебеди»)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной, он, сам того не ведая,
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»)
Музыкальный конкурс
Нужно узнать песню и определить родственные отношения, о которых идет речь в
песне.
«Папа может…»
«Бабушка рядышком с дедушкой»
«Не волнуйтесь, тётя»
«Мама мир подарила»
«У меня сестрёнки нет»
Творческий конкурс
У вас на столах лежат конверты с картинками, лист ватмана, клеящий карандаш.
Нужно составить коллаж «Семья» и рассказать об этой семье, – какая она по
внутренним взаимоотношениям, социальному статусу.
Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.
ТИПЫ СЕМЕЙ
В зависимости от структуры родственных связей:
нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
В зависимости от места жительства супругов:
патрилокальные – молодые живут в семье мужа;
матрилокальные – молодые живут в семье родителей жены;
неолокальные – поселяются отдельно от родителей.
В зависимости от критерия семейной власти:
матриархат – власть в семье принадлежит женщине;
патриархат – во главе стоит мужчина;
демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов
(является наиболее распространенной в наше время).
В зависимости от наличия обоих супругов:
полная семья, в состав которой входят оба супруга;
неполная семья, в которой один из супругов отсутствует.
В зависимости от количества детей:
бездетная или инфертильная семья;
однодетная семья;
среднедетная семья;
многодетная семья.
Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип
семьи. Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо
учитывать социальный статус семьи (дифференцированный подход).
Попробуем раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:
1-й компонент – материальное положение семьи. Учитывается уровень доходов семьи,
её жилищные условия, предметное окружение.
2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой,
который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний,
отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический
климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный
дискомфорт, отчуждение.
3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья
обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья
ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ
жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг
интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная
регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.
4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к
ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и
активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в
отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В
случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.
Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому
невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной
семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад совместно
с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой мир.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех
рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические
перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и
выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой
перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на
личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это
прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.
Игра «Карандаши»
Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом
участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись
на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 – 90 см и пытаются
удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-
назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный
круг (расстояние между соседями 50 – 60 см), карандаши зажимаются между
подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей,
синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):
1.
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.
Присесть, встать.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы
карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих
действий? Как установить с окружающими необходимое для этого
взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Вывод. Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не
падая вниз, если мы, педагоги, будем действовать совместно с семьей.
Задачи воспитания и развития детей будут решаться успешно только в том случае,
когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать её в
свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс
воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволяет
повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
Наш коллектив – это тоже своеобразная семья, и у нас тоже есть свое древо. Но на
нем пока нет листвы. У вас на столах лежат листочки для нашего древа. Я
предлагаю написать на них пожелания для нашей семьи и наклеить на древо.
На этом позитивном моменте мы заканчиваем наше заседание.