Автор: Морозова Ольга Александровна
Должность: учитель музыки, мхк
Учебное заведение: МБОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: село Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий в практике учителя искусств
Раздел: среднее образование
Морозова О.А.
МОУ Арбатская средняя школа
Использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий в практике
учителя искусств
«Музыка излучает такую же энергию,
как солнце. Как солнце преобразует
природу и рождает весну на земле
так музыка преобразует человека,
рождает весну в его душе».
Д.Кабалевский
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем
лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют
их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонией мира
их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).
Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того
перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья
подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий
не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде
всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и
учителя искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и
найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию
позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. Ни для
кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но мало кто отдаёт себе отчёт
в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает
способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека.
Проработав более 20 лет учителем музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя
некоторые ведущие идеи. Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать
его активным и творческим участником процесса обучения. Для активизации творческой активности я
апробировала различные методы (словесный, наглядный, практический, творческий) и различные
современные технологии. В конечном результате я остановилась на тех, которые, как мне кажется, дают
эффективный и положительный результат. В частности: личностно-ориентированное обучение,
развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, метод творческого
самовыражения, здоровьесберегающие технологии и проектные технологии.
«Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». С
первых уроков музыки ребята учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку
жизни.
Постепенно
они
проникаются
сознанием
–
музыка
может
воплощать
все,
что
связано
с
человеком:
выражает
его
чувства,
мысли,
изображает
характер,
поступки.
Стараюсь
расширить
представления
учащихся
о
роли
музыки
в
жизни
человека,
в
жизни
человеческого
общества,
заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному предмету музыки.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для
формирования разносторонне развитой личности, в условиях современной школы. В связи с этим
возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения
этой задачи могут стать современные информационно-коммуникационные технологии. Применение
современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и
видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося
любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Повышение творческой активности учеников достигается методом развивающего обучения.
Проведение уроков в нетрадиционной форме: урок интеллектуальной музыкальной игры, урок-концерт,
урок-викторина, урок творчества , урок-презентация, урок-импровизация, урок-концерт.
Большое внимание я уделяю межпредметным связям на интегрированных уроках: музыка и литература -
“Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?”; музыка и изобразительной искусство -
“Богатырская тема в искусстве”, “Можно ли увидеть музыку?”; и др.
При эмоциональной насыщенности и интенсивности урока я в обязательном порядке использую
музыкально-ритмические упражнения и дыхательную гимнастику, как здоровьесберегающие
технологии.
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и
укреплять здоровье учащихся? Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что
положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки
способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного
эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески
подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и
чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение,
рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока
будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся
к предмету.
При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и
элементы
дыхательной
гимнастики
А.Н.
Стрельниковой.
Во
время
пения
обязательно
обращаю
внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения. В 5-6
классах рассказываю детям о возрастных изменениях голосовых связок, о мутации голоса, постоянно
напоминаю об охране голоса в этом возрасте.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация
их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской
индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания
музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами»
для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин
художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием
музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое
восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние. После
прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё
впечатление. А в 5-8 классах предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли письменно в
виде эссе.
Физкультминутки
проводятся,
учитывая
специфику
предмета,
зачастую
с
музыкальным
сопровождением. Это могут быть песни-игры,
Огромные
возможности
для
поддержания
душевного
здоровья
детей
имеет
музыкотерапия
или
оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во
многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может
привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к
снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и
человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее,
если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной
наукой.
Педагогам-музыкантам
необходимо
идти
в
ногу
с
актуальными
тенденциями
в
науке.
Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства,
может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают
учащихся.
Уроки
музыки
могут
дать
уникальную
возможность
реализовать
в
школе
здоровьесберегающие технологии.
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка
обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания
молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).
«Как
гимнастика
выпрямляет
тело,
так
музыка
выпрямляет
душу
человека».
(В.А.
Сухомлинский, педагог).
Использованная литература:
1). Блаватская Е.П. Из пещеp и дебpей Индостана. - М.: Автоp, 1991. - с.218.
2). Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.
3). Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;
4). БЭС; "Советская энциклопедия", Москва, 1978
5). Вилли К., Детье В., Биология; "Мир", Москва, 1974;
6). Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное
Издательство БССР",
Минск, 1948;
7). Журнал "Бyдь здоpов" 1/95;
8). Журнал "Семейный доктоp" 6/96;
9). Журнал "Целительные силы" 1/96;
10). Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
11). Монpо Д. 21 ypок Меpлина. Магические знания дpyидов. - Киев: София,
1996. - с.277-286.
12). Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpии кyльтypы. - Долгопpyдный:
Аллегpо-пpесс,
1994.
-с.199.