Напоминание

Использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий в практике учителя искусств


Автор: Морозова Ольга Александровна
Должность: учитель музыки, мхк
Учебное заведение: МБОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: село Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий в практике учителя искусств
Раздел: среднее образование





Назад




Морозова О.А.

МОУ Арбатская средняя школа

Использование современных инновационных и здоровьесберегающих технологий в практике

учителя искусств

«Музыка излучает такую же энергию,

как солнце. Как солнце преобразует

природу и рождает весну на земле

так музыка преобразует человека,

рождает весну в его душе».

Д.Кабалевский

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем

лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют

их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонией мира

их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).

Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того

перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья

подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий

не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде

всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии

является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и

учителя искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и

найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию

позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. Ни для

кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но мало кто отдаёт себе отчёт

в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает

способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека.

Проработав более 20 лет учителем музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя

некоторые ведущие идеи. Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать

его активным и творческим участником процесса обучения. Для активизации творческой активности я

апробировала различные методы (словесный, наглядный, практический, творческий) и различные

современные технологии. В конечном результате я остановилась на тех, которые, как мне кажется, дают

эффективный и положительный результат. В частности: личностно-ориентированное обучение,

развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, метод творческого

самовыражения, здоровьесберегающие технологии и проектные технологии.

«Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». С

первых уроков музыки ребята учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку

жизни.

Постепенно

они

проникаются

сознанием

музыка

может

воплощать

все,

что

связано

с

человеком:

выражает

его

чувства,

мысли,

изображает

характер,

поступки.

Стараюсь

расширить

представления

учащихся

о

роли

музыки

в

жизни

человека,

в

жизни

человеческого

общества,

заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному предмету музыки.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для

формирования разносторонне развитой личности, в условиях современной школы. В связи с этим

возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения

этой задачи могут стать современные информационно-коммуникационные технологии. Применение

современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор, аудио и

видеоаппаратура) позволяет сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося

любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Повышение творческой активности учеников достигается методом развивающего обучения.

Проведение уроков в нетрадиционной форме: урок интеллектуальной музыкальной игры, урок-концерт,

урок-викторина, урок творчества , урок-презентация, урок-импровизация, урок-концерт.

Большое внимание я уделяю межпредметным связям на интегрированных уроках: музыка и литература -

“Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?”; музыка и изобразительной искусство -

“Богатырская тема в искусстве”, “Можно ли увидеть музыку?”; и др.

При эмоциональной насыщенности и интенсивности урока я в обязательном порядке использую

музыкально-ритмические упражнения и дыхательную гимнастику, как здоровьесберегающие

технологии.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и

укреплять здоровье учащихся? Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что

положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки

способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного

эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески

подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и

чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение,

рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока

будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся

к предмету.

При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и

элементы

дыхательной

гимнастики

А.Н.

Стрельниковой.

Во

время

пения

обязательно

обращаю

внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения. В 5-6

классах рассказываю детям о возрастных изменениях голосовых связок, о мутации голоса, постоянно

напоминаю об охране голоса в этом возрасте.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация

их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской

индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания

музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами»

для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин

художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием

музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое

восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние. После

прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё

впечатление. А в 5-8 классах предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли письменно в

виде эссе.

Физкультминутки

проводятся,

учитывая

специфику

предмета,

зачастую

с

музыкальным

сопровождением. Это могут быть песни-игры,

Огромные

возможности

для

поддержания

душевного

здоровья

детей

имеет

музыкотерапия

или

оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во

многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может

привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к

снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и

человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее,

если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной

наукой.

Педагогам-музыкантам

необходимо

идти

в

ногу

с

актуальными

тенденциями

в

науке.

Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства,

может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают

учащихся.

Уроки

музыки

могут

дать

уникальную

возможность

реализовать

в

школе

здоровьесберегающие технологии.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка

обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания

молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).

«Как

гимнастика

выпрямляет

тело,

так

музыка

выпрямляет

душу

человека».

(В.А.

Сухомлинский, педагог).

Использованная литература:

1). Блаватская Е.П. Из пещеp и дебpей Индостана. - М.: Автоp, 1991. - с.218.

2). Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.

3). Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;

4). БЭС; "Советская энциклопедия", Москва, 1978

5). Вилли К., Детье В., Биология; "Мир", Москва, 1974;

6). Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное

Издательство БССР",

Минск, 1948;

7). Журнал "Бyдь здоpов" 1/95;

8). Журнал "Семейный доктоp" 6/96;

9). Журнал "Целительные силы" 1/96;

10). Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988

11). Монpо Д. 21 ypок Меpлина. Магические знания дpyидов. - Киев: София,

1996. - с.277-286.

12). Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpии кyльтypы. - Долгопpyдный:

Аллегpо-пpесс,

1994.

-с.199.



В раздел образования