Напоминание

"Развитие навыков позитивного общения в группе старших дошкольников"


Автор: Дисненко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида
Населённый пункт: Красносельского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков позитивного общения в группе старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

(ГБДОУ) детский сад № 26 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

«

Развитие навыков

позитивного общения в группе

старших дошкольников

»

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории

Дисненко Татьяна Сергеевна

Детский сад - институт социализации личности. «Ввести ребенка в мир

человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей,

формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю,

эмоции) и навыки общения», - писал В.А.Сухомлинский.

В воспитании культуры поведения и общения первостепенное значение имеет

пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость,

спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим и прежде

всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако лишь

личным примером всех вопросов не решить.

Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с

детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной

атмосферы, является учёт индивидуальных и возрастных особенностей

каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов

и пр.

Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются в

группе детского сада.

Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе

дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей

любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом

поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными, нужно

привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и поощрять их

в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

Все чаще можно встретить агрессивных детей. Агрессивный ребенок

приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе: сужаются

возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Все воспитатели рано или поздно встречаются с детской агрессивностью. И,

поначалу, это приводит в замешательство. В эти минуты всегда вспоминайте

о том, что детская агрессия – дело вполне естественное.

Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного

возраста и идет на спад только к первому классу. Психологи связывают это с

тем, что к этому возрасту ребенок уже умеет решать конфликты другим

способом, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых

ситуациях.

А приобрести этот бесценный опыт должны мы, воспитатели.

Если в Вашей группе много агрессивных детей, целесообразно использовать

«Шумную минутку», «Скакательную». Играть в «Дикую прыгающую змею»,

в «Весёлых силачей» и т. д. Использовать в течение дня игры-правила:

«Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса

накопившейся отрицательной энергии у детей).

Важно уметь перенаправить силу агрессии в другое русло - бегать, прыгать,

лазать, кричать, но делать это в подходящей обстановке (на улице, на

занятиях спортом)

Чешский психолог Зденек Матейчик однажды сказал: «Если у мальчика нет

возможности пинать мячик, он будет пинать других…».

Среди психологических особенностей провоцирующих агрессивное

поведение, обычно выделяют недостаточное развитие коммуникативных

навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой

деятельности, нарушения в отношениях со сверстниками.

Основная задача, которая выпадает на плечи педагога в работе с

агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание

видеть и понимать сверстников.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание

единой системы традиций и ценностей: празднование Дней

Рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для

именинников, ритуалы начала и завершения дня.

Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания

(индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные походы в

театр, зоопарк, детские центры и т.д. ).

Важно: чтобы жизнь в группе была интересной и насыщенной.

Задачи по формированию у детей навыков положительного общения

определены программой воспитания группы.

В соответствии с поставленными задачами совместная деятельность в

группе строится в интересной, занимательной для детей форме.

Мы в содержании деятельности используем дидактические, сюжетно-

ролевые, подвижные игры, упражнения, разработки, имеющиеся в

отечественной и зарубежной литературе (Б.Шер «Игры, создающие

настроение»), а так же небольшие авторские находки.

В старшей группе мы формируем положительные взаимоотношения между

детьми (дружелюбие, взаимопомощь), помогаем им справедливо оценивать

свои поступки и поступки сверстников.

1-2 раза в месяц проводим игры-инсценировки (с помощью кукол или самих

детей). Их содержанием могут быть как положительные, так и конфликтные

ситуации, свидетелями которых были дети.

Инсценировки помогают выработать опыт культурного поведения, вызывают

негативное отношение к плохим и положительное отношение к хорошим

поступкам.

Повышению культуры общения сверстников, доброжелательного отношению

к ним способствуют также праздники дней рождения детей. Кроме того,

можно использовать:

-рассматривание репродукций картин;

- просмотр и обсуждение мультфильмов (при неблагоприятных погодных

условиях, в детском саду);

-чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

-упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека с

помощью ролевой гимнастики;

-слушание и пение детских песен;

-рисование, как выражение эмоционального состояния;

-обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.

В этом возрасте мы формируем у детей способность замечать затруднения

окружающих, стремление помочь им, умение радоваться успехам, выражать

свое отношение к поступкам сверстников, правильно их оценивать.

Формируем представление

-о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи без разрешения);

-о справедливости (в группе все дети равны, надо уметь по-доброму

распределять игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры, нельзя

перекладывать свою вину на других);

-о смелости (вовремя прийти на защиту обиженного);

-о скромности (не привлекать к себе особого внимания окружающих, не

хвастаться, не брать себе самое лучшее и т.п.).

Методом уточнения и систематизации нравственных представлений

является этическая беседа.

В подготовительной к школе группе развиваем способность считаться с

мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам,

справедливо разрешать конфликты и споры. Воспитываем культуру общения

со сверстниками. В этом возрасте мы знакомим детей с «Декларацией прав

ребенка». А начать эту работу целесообразно с создания «Декларации жизни

детей в группе». (Кстати, это можно сделать и в старшей группе). Предлагаем

детям обсудить причины конфликтов и подводим к заключению, что

конфликтов могло не быть, если бы они выполняли определенные правила.

Вместе с детьми составляются несколько правил:

-не обижай слабого;

-не забывай помогать товарищам;

-не жадничай;

-умей уступать и т. д. ( исходя из наиболее типичных для группы мотивов

возникающих конфликтов).

Составив вместе «Декларацию (то есть «официальное заявление») правил

поведения в группе», оформляют ее (воспитатель пишет правила, а дети

рисуют или подбирают картинки) и вывешивают на доске в групповой

комнате. «Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений

и конфликтов.

В подготовительной группе мы используем в работе:

-придумывание сказок (о доме, где живет доброта, о стране драчунов и т. д.);

-индивидуальные и групповые беседы (с использованием пословиц и

поговорок);

-коллективное чтение с последующим пересказом;

-эффект юмористической ситуации.

Юмор - хорошее средство преодоления конфликтов. Старшим дошкольникам

он понятен и доступен.

Не теряют значимости и игровые приемы. Очень эффективны игры-

инсценировки и игры-упражнения. Народные игры и хороводы («Золотые

ворота», «Ручеек», «Стенка на стенку»), коллективные подвижные игры

сближают детей друг с другом, помогают в формировании коммуникативных

способностей, создают общность в коллективе.

В возрасте 6лет дети уже могут справедливо оценивать свои поступки и

поступки товарищей. И делают это с огромным удовольствием. Особенно

если ввести ежедневное обсуждение соблюдения правил в группе в конце дня

или перед тихим часом. Мы использовали в прошлом году таблицы

«Соблюдаем правила», где ежедневно отмечали кружками трёх цветов

соблюдение правил. Дети очень старались получить красные кружки. И

постепенно привыкали соблюдать правила и без отметок.

Процесс воспитания у детей навыков положительного общения очень сложен,

предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала

различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их

постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный годами и

практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Тогда нужен новый.

Нет готовых рецептов воспитания. Педагогика – не поваренная книга.

Варьируйте своё поведение, анализируйте, делайте выводы.

« Воспитание детей - это такое ремесло, где нужно уметь терять время,

чтобы его выигрывать», - Жан Жак Руссо.



В раздел образования