Автор: Дисненко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида
Населённый пункт: Красносельского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков позитивного общения в группе старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
(ГБДОУ) детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«
Развитие навыков
позитивного общения в группе
старших дошкольников
»
Автор: воспитатель высшей
квалификационной категории
Дисненко Татьяна Сергеевна
Детский сад - институт социализации личности. «Ввести ребенка в мир
человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей,
формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю,
эмоции) и навыки общения», - писал В.А.Сухомлинский.
В воспитании культуры поведения и общения первостепенное значение имеет
пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость,
спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим и прежде
всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако лишь
личным примером всех вопросов не решить.
Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с
детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной
атмосферы, является учёт индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов
и пр.
Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются в
группе детского сада.
Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе
дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей
любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом
поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными, нужно
привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и поощрять их
в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.
Все чаще можно встретить агрессивных детей. Агрессивный ребенок
приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе: сужаются
возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Все воспитатели рано или поздно встречаются с детской агрессивностью. И,
поначалу, это приводит в замешательство. В эти минуты всегда вспоминайте
о том, что детская агрессия – дело вполне естественное.
Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного
возраста и идет на спад только к первому классу. Психологи связывают это с
тем, что к этому возрасту ребенок уже умеет решать конфликты другим
способом, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых
ситуациях.
А приобрести этот бесценный опыт должны мы, воспитатели.
Если в Вашей группе много агрессивных детей, целесообразно использовать
«Шумную минутку», «Скакательную». Играть в «Дикую прыгающую змею»,
в «Весёлых силачей» и т. д. Использовать в течение дня игры-правила:
«Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса
накопившейся отрицательной энергии у детей).
Важно уметь перенаправить силу агрессии в другое русло - бегать, прыгать,
лазать, кричать, но делать это в подходящей обстановке (на улице, на
занятиях спортом)
Чешский психолог Зденек Матейчик однажды сказал: «Если у мальчика нет
возможности пинать мячик, он будет пинать других…».
Среди психологических особенностей провоцирующих агрессивное
поведение, обычно выделяют недостаточное развитие коммуникативных
навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой
деятельности, нарушения в отношениях со сверстниками.
Основная задача, которая выпадает на плечи педагога в работе с
агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание
видеть и понимать сверстников.
Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание
единой системы традиций и ценностей: празднование Дней
Рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для
именинников, ритуалы начала и завершения дня.
Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания
(индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные походы в
театр, зоопарк, детские центры и т.д. ).
Важно: чтобы жизнь в группе была интересной и насыщенной.
Задачи по формированию у детей навыков положительного общения
определены программой воспитания группы.
В соответствии с поставленными задачами совместная деятельность в
группе строится в интересной, занимательной для детей форме.
Мы в содержании деятельности используем дидактические, сюжетно-
ролевые, подвижные игры, упражнения, разработки, имеющиеся в
отечественной и зарубежной литературе (Б.Шер «Игры, создающие
настроение»), а так же небольшие авторские находки.
В старшей группе мы формируем положительные взаимоотношения между
детьми (дружелюбие, взаимопомощь), помогаем им справедливо оценивать
свои поступки и поступки сверстников.
1-2 раза в месяц проводим игры-инсценировки (с помощью кукол или самих
детей). Их содержанием могут быть как положительные, так и конфликтные
ситуации, свидетелями которых были дети.
Инсценировки помогают выработать опыт культурного поведения, вызывают
негативное отношение к плохим и положительное отношение к хорошим
поступкам.
Повышению культуры общения сверстников, доброжелательного отношению
к ним способствуют также праздники дней рождения детей. Кроме того,
можно использовать:
-рассматривание репродукций картин;
- просмотр и обсуждение мультфильмов (при неблагоприятных погодных
условиях, в детском саду);
-чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
-упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека с
помощью ролевой гимнастики;
-слушание и пение детских песен;
-рисование, как выражение эмоционального состояния;
-обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.
В этом возрасте мы формируем у детей способность замечать затруднения
окружающих, стремление помочь им, умение радоваться успехам, выражать
свое отношение к поступкам сверстников, правильно их оценивать.
Формируем представление
-о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи без разрешения);
-о справедливости (в группе все дети равны, надо уметь по-доброму
распределять игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры, нельзя
перекладывать свою вину на других);
-о смелости (вовремя прийти на защиту обиженного);
-о скромности (не привлекать к себе особого внимания окружающих, не
хвастаться, не брать себе самое лучшее и т.п.).
Методом уточнения и систематизации нравственных представлений
является этическая беседа.
В подготовительной к школе группе развиваем способность считаться с
мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам,
справедливо разрешать конфликты и споры. Воспитываем культуру общения
со сверстниками. В этом возрасте мы знакомим детей с «Декларацией прав
ребенка». А начать эту работу целесообразно с создания «Декларации жизни
детей в группе». (Кстати, это можно сделать и в старшей группе). Предлагаем
детям обсудить причины конфликтов и подводим к заключению, что
конфликтов могло не быть, если бы они выполняли определенные правила.
Вместе с детьми составляются несколько правил:
-не обижай слабого;
-не забывай помогать товарищам;
-не жадничай;
-умей уступать и т. д. ( исходя из наиболее типичных для группы мотивов
возникающих конфликтов).
Составив вместе «Декларацию (то есть «официальное заявление») правил
поведения в группе», оформляют ее (воспитатель пишет правила, а дети
рисуют или подбирают картинки) и вывешивают на доске в групповой
комнате. «Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений
и конфликтов.
В подготовительной группе мы используем в работе:
-придумывание сказок (о доме, где живет доброта, о стране драчунов и т. д.);
-индивидуальные и групповые беседы (с использованием пословиц и
поговорок);
-коллективное чтение с последующим пересказом;
-эффект юмористической ситуации.
Юмор - хорошее средство преодоления конфликтов. Старшим дошкольникам
он понятен и доступен.
Не теряют значимости и игровые приемы. Очень эффективны игры-
инсценировки и игры-упражнения. Народные игры и хороводы («Золотые
ворота», «Ручеек», «Стенка на стенку»), коллективные подвижные игры
сближают детей друг с другом, помогают в формировании коммуникативных
способностей, создают общность в коллективе.
В возрасте 6лет дети уже могут справедливо оценивать свои поступки и
поступки товарищей. И делают это с огромным удовольствием. Особенно
если ввести ежедневное обсуждение соблюдения правил в группе в конце дня
или перед тихим часом. Мы использовали в прошлом году таблицы
«Соблюдаем правила», где ежедневно отмечали кружками трёх цветов
соблюдение правил. Дети очень старались получить красные кружки. И
постепенно привыкали соблюдать правила и без отметок.
Процесс воспитания у детей навыков положительного общения очень сложен,
предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала
различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их
постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный годами и
практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Тогда нужен новый.
Нет готовых рецептов воспитания. Педагогика – не поваренная книга.
Варьируйте своё поведение, анализируйте, делайте выводы.
« Воспитание детей - это такое ремесло, где нужно уметь терять время,
чтобы его выигрывать», - Жан Жак Руссо.