Напоминание

"Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине"


Автор: Белых Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "СРЦдН"
Населённый пункт: Белгородская область, п. Ивня
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине».

«Малая родина – это не только вечный

спутник нашей жизни. Она опора

нашего духа, смысл наших трудов,

вершитель наших судеб».

Ион Друце

Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую

личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых

лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию,

формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей стране есть семьи,

мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением

социального положения семей.

В результате:

утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа

жизни;

во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;

в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию,

ведению домашнего хозяйства;

старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому

поколению.

Решение этих проблем особенно актуально в условиях социально-реабилитационного

центра, куда поступают дети из асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель

семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие

воспитанникам чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю,

родной природе, родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в

следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи,

родному дому, затем к природе родного края, к малой родине.

Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок

родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными

традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной

поселок, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия,

гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.

В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в

конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике «День

Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и

заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности

ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к

родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие

вклад на благо родины.

В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает

сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку

образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать,

целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка,

формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама

лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть

стихов, пословиц, поговорок.

Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того

чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание

поддерживать чистоту и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них

личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к

родному дому являются песни о маме, о родной природе, родине, написанные специально

для младших школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара

взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.

Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему

поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица

Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на

достопримечательности, памятники погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из

других сел и городов приезжают к нам в Ивню, чтобы увидеть памятники и поклониться

воинам-героям, отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с

детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Ивня – 245 лет на карте Белгородчины»,

инсценировка «Пусть мой поселок будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за

свой родной край.

Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение

младших школьников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству»,

«Урок мира», «День учителя», «День воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях

как, чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование

профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.

Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется

уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах

истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-

земляки в годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме

людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной

войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она

выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться

на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.

Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через

малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и

жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю,

что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё

большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и

привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью

патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей младшего

школьного возраста чувства любви к Родине, родному дому, семье, считаю

умение воспитанников:

понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;

осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;

изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;

уважать традиции старшего поколения;

понимать сущность социальных ролей:

Муж: обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством.

Жена: отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, умением прощать,

любовью к детям.

Сын: бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе

по дому, умеет держать данное слово.

Дочь: заботиться о благе своей семьи, покое старших, умеет и любит трудиться.

Таким образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота,

заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю,

родине.



В раздел образования