Автор: Белых Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "СРЦдН"
Населённый пункт: Белгородская область, п. Ивня
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине"
Раздел: дополнительное образование
«Воспитание детей через любовь к семье, родному дому, Родине».
«Малая родина – это не только вечный
спутник нашей жизни. Она опора
нашего духа, смысл наших трудов,
вершитель наших судеб».
Ион Друце
Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую
личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых
лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию,
формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей стране есть семьи,
мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением
социального положения семей.
В результате:
утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа
жизни;
во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;
в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию,
ведению домашнего хозяйства;
старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому
поколению.
Решение этих проблем особенно актуально в условиях социально-реабилитационного
центра, куда поступают дети из асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель
семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие
воспитанникам чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю,
родной природе, родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в
следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи,
родному дому, затем к природе родного края, к малой родине.
Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок
родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными
традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной
поселок, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия,
гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.
В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в
конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике «День
Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и
заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности
ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к
родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие
вклад на благо родины.
В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает
сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку
образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать,
целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка,
формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама
лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть
стихов, пословиц, поговорок.
Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того
чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание
поддерживать чистоту и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них
личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к
родному дому являются песни о маме, о родной природе, родине, написанные специально
для младших школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара
взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.
Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему
поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица
Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на
достопримечательности, памятники погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из
других сел и городов приезжают к нам в Ивню, чтобы увидеть памятники и поклониться
воинам-героям, отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с
детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Ивня – 245 лет на карте Белгородчины»,
инсценировка «Пусть мой поселок будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за
свой родной край.
Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение
младших школьников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству»,
«Урок мира», «День учителя», «День воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях
как, чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование
профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.
Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется
уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах
истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-
земляки в годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме
людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной
войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она
выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться
на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через
малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю,
что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё
большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и
привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью
патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей младшего
школьного возраста чувства любви к Родине, родному дому, семье, считаю
умение воспитанников:
понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
уважать традиции старшего поколения;
понимать сущность социальных ролей:
Муж: обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством.
Жена: отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, умением прощать,
любовью к детям.
Сын: бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе
по дому, умеет держать данное слово.
Дочь: заботиться о благе своей семьи, покое старших, умеет и любит трудиться.
Таким образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота,
заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю,
родине.