Напоминание

Педагогические возможности изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Жабборова Эльмира Абдурашидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лучик"
Населённый пункт: с. Красная Поляна
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические возможности изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические возможности изобразительной деятельности в процессе

развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Изобразительное

творчество

специфическая

детская

активность,

направленная

на

эстетическое

освоение

мира

посредством

изобразительного

искусства.

Образцы

детского

изобразительного

творчества

рассматриваются

как

художественные,

если

в

них

находят

отражение

жизненные

обобщения.

Художественные

образцы

аккумулируют

достижения

детей

в

познавательной,

эстетической,

эмоциональной

и

социальной

сферах.

Основу

художественного

образца

составляют

«три

кита»

-

эмоциональность,

интерес,

активность

(Е.А.Флёрина).

Большой

потенциал

для

раскрытия

детского

творчества

заключен

в

изобразительной

деятельности

дошкольников.

Если

создать

условия

для

ее

появления

и

становления,

она

станет

ярким

и

благодатным

средством

самовыражения и развития ребенка.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, нужно ставить перед

собой задачу развития творческих способностей детей, сохраняя и развивая их

индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного

искусства, стараясь строить деятельность так, чтобы каждый ребенок смог проявить

себя при решении поставленных задач.

В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей нужно

использовать

разнообразные

изобразительные

техники,

которые

способствуют

развитию

воображения,

фантазии,

творческой

самостоятельности:

монотипию,

кляксографии, отпечатывания листьев на бумаге, аппликацию с дорисовыванием,

рисование

на

мятой

бумаге

и

др.

Дети

с

интересом

осваивают

эти

техники

и

испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны

и необычности вызывали интерес у детей, способствовали развитию творческой

активности, желание вести исследовательскую деятельность.

Одним из важных условий успешного развития художественной деятельности

детей

дошкольного

возраста

является

умелое

руководство

ею

со

стороны

воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу

с детьми, воспитатель должен заранее продумать работу, цель занятия, а также

методы

руководства

изобразительной

деятельностью,

при

надобности

оказывает

детям необходимую помощь. Однако метод прямых указаний не приемлем.

Руководство

художественно-эстетической

деятельностью

дошкольников

требует индивидуального подхода, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Художественное воспитание детей происходит не только на занятиях, но и в

повседневной

жизни,

в

часы

самостоятельной

изобразительной

деятельности,

возникающей по инициативе детей. Полученный на занятиях художественный опыт,

усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия. Вне

занятий проявляются их интересы, склонность к определенному виду деятельности,

к любимой тематике.

Самостоятельная художественная деятельность и ее содержание направлена на

развитие творческих способностей, активизацию детей. По своей инициативе дети

могут проявлять себя в различных видах изобразительной деятельности. Важно

отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими

возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких

качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Содержание

самостоятельной

изобразительной

деятельности

во

многом

зависит от тематики заданий, содержания занятий. Занимаясь самостоятельно, дети

проявляют

свои

склонности:

одни

по

собственной

инициативе

выбирают

необходимый материал, другие действуют, подражая своим товарищам. Вне занятий

происходит перенос способов действий в совершенно новые условия, ситуации,

ребенок

действует

уже

по

собственной

инициативе,

в

соответствии

со

своими

интересами,

желаниями,

потребностями,

применяя

полученные

им

на

занятиях

навыки и умения в новых условиях и ситуациях.

Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы с приемами и способами

художественной

деятельности,

зачастую

нетрадиционными,

иногда

сами

придумывают оригинальные приемы. Это ведет к тому, что у ребенка возникает

творческое

настроение,

под

влиянием

которого

он

может

осуществить

свои

замыслы. Этот процесс необходимо развивать и стимулировать. В самостоятельной

изобразительной деятельности дошкольники все отчетливее проявляют склонность

в рисовании, лепке, аппликации, а также расширяется тематика их рисунков.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает, если ребенок хочет

нарисовать,

слепить

или

сделать

игрушку

не

только

для

себя,

но

и

для

определенного лица или для группы лиц, для изготовления украшений к праздникам,

пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных

на занятиях.

Нередко во время самостоятельной изобразительной деятельности ребенок

выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает

конструирование с рисованием или аппликацией. Совместность самостоятельной

изобразительной деятельности выражается и в ее связи с другими деятельностями

(музыкальной,

театрально-игровой,

литературной).

Так,

например,

дети

рисуют

силуэты

персонажей

для

теневого

театра

(«Колобок»,

«Теремок»,

«Медведь

и

Маша»),

мастерят

элементы

костюмов

к

театральным

постановкам

сказок

(«Теремок»,

«Колобок»,

«Рукавичка»),

рисуют

декорации

к

ним,

затем

сами

осуществляют постановку сказок, исполняют роли

Некоторые

виды

изобразительной

деятельности

(исходя

из

содержания)

требуют

коллективной

формы

организации.

К

ним

можно

отнести

создание

коллективной лепки, рисунка: аппликации, когда несколько детей договариваются

между

собой,

что

будут

выполнять.

Воспитатель

может

помочь

им

в

этом.

Самостоятельная

изобразительная

деятельность

дошкольников

имеет

большое

значение для воспитания чувства коллективизма и ответственности за общее дело.

Воспитатель

использует

коллективные

формы

работы

для

воспитания

доброжелательного

отношения

детей

друг

к

другу,

к

окружающим,

умения

договариваться между собой. Чувство удовлетворения, которое ребенок испытывает

от

работы

и

ее

результатов

это

одно

из

главных

условий,

обеспечивающих

проявление заинтересованности, положительного отношения к выполняемому.

Самостоятельная изодеятельность дошкольников проходит большей частью в

помещении. Однако воспитатель может организовать ее и на воздухе: рисование на

асфальте

цветными

мелками,

лепка

из

глины,

рисование

акварелью,

гуашью,

пастелью, цветными карандашами с натуры цветков, листьев, создание на песке из

камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из

папье-маше,

плетение

из

ниток,

тесьмы,

соломки,

поделки

из

сучьев

и

веток

растений; зимой это может быть создание скульптур из снега с использованием

цветного льда для украшений .

Безусловно,

среда,

в

которой

ребенок

живет

и

развивается,

оказывает

на

ребенка очень сильное воздействие, и по своей силе и значимости вряд ли может

сравниться с другими. Очень важно расположить оборудование в группе так, чтобы

это было зоной для изобразительной деятельности. Если обстановка эстетична,

красива,

и

совсем

необязательно

богата,

если

ребенок

видит

добрые

и

взаимоуважительные отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он

с

малых

лет

будет

принимать

эстетическое

окружение

как

норму,

а

все,

что

отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

Художественная

самостоятельная

деятельность

возникает

почти

всегда

по

инициативе

детей

и

проходит,

казалось

бы,

без

непосредственного

руководства

воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства

этой деятельностью. Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно

для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные

педагогические условия.

Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда,

когда ребенок сам ищет и находит необходимый прием исполнения, создает свой

новый

вариант

исполнения.

Действуя

самостоятельно,

дошкольник

творчески

использует то, что уже было в его опыте творчества. Следуя примеру, ребенок ищет

более подходящие приёмы, способы, должен анализировать свои действия. Важно

детей

приучать

к

тому,

что

при

воплощении

любого

замысла

необходимо

соблюдение

определенной

последовательности

действий

изобразительного

творчества.

Таким

образом,

педагог

подводит

детей

к

тому,

что

они

убеждаются

в

вариативности

приемов

воплощения

одного

замысла,

начинают

понимать

преемственные связи между занятиями разного вида и разных целей. Впоследствии

дошкольники могут применяют эти приемы совершенно самостоятельно. Иногда

ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это

может

послужить

толчком

для

развертывания

игры

в

магазин,

в

котором

дети

«покупают» эти ткани.

Итак,

чтобы

занятия

оказывали

наиболее

сильное

влияние

на

развитие

самостоятельной детской творческой деятельности, воспитатель должен, прежде

всего

подобрать

методический

материал,

специальную

литературу,

легко

усваиваемый детьми, доступный им по тематике. При необходимости музыкальное

сопровождение

по

теме

занятия

изобразительного

творчества.

Затем

продумать

возможность

использования

детьми

в

часы

досуга

пособий,

музыкальных

инструментов, материалов для изобразительной практики, игрушек, которые ранее

использовались на занятиях.

Воспитатель должен применять разнообразные приемы, побуждающие детей

самостоятельно

заниматься

разными

видами

художественной

деятельности

(«расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки

музыкальных инструментов на картон – это будут карточки музыкального лото» и т.

п.),

а

также

применять

приемы,

способствующие

«самообучению»

(«научись

собирать

оригами

тюльпана,

а

потом

научишь

нас»)

и

развивающие

у

детей-

дошкольников взаимопомощь («когда будете мастерить, покажи Тане, как лучше это

сделать» и т. д.). Важно научить детей способам самостоятельных действий, которые

они смогут затем применить в своей практике .

Таким

образом,

следует

отметить,

что

художественно-изобразительная

деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это

свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков,

умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без

посторонней помощи.

В зависимости от того, какие знания дети получали на занятиях, строится

замысел их работ. Чем шире и глубиннее их знания, тем разнообразнее и интереснее

их работы.

Поэтому роль педагога, как основного руководителя развитием творческих

способностей детей огромна, незаменима и неоценима.



В раздел образования