Автор: Ситдикова Эльвира Фагимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: С В.Татышлы, Татышлинского района Беспублики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по подготовке учащихся к ОГ Э
Раздел: среднее образование
Система работы по подготовке учащихся к ОГ Э
Каждый
учитель, работающий в 9-м классе, с тревогой и волнением ожидает сдачи
основного
государственного экзамена выпускником. Актуальной проблемой для учителей-словесников является
подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Выпускник в процессе обучения должен
иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем
знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ. Моя задача – научить всех
учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.
Моя работа как учителя-предметника включает в себя:
- изучение нормативных документов по итоговой аттестации;
- изучение демонcтрационных вариантов КИМ и изменений в них;
- составление рабочих программ;
- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы;
- работа со слабоуспевающими выпускниками;
- работа с одарёнными детьми;
- ведение диагностических карт;
- ведение мониторинга уровня усвоения учебного материала и западающих тем;
- проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;
- постоянную связь: администрация – учитель – классный руководитель – родитель – ученик;
- анализ результатов муниципальных, региональных пробных тестирований.
Pаботу по подготовке к ОГЭ начинаю с пятого класса. В своей деятельности особое внимание уделяю
формированию
орфографических
навыков.
У
учащихся,
начиная
с
5
класса,
заведены
тетради-
справочники,
где
дети
записывают
не
просто
правила,
а
систематизируют
полученные
знания
в
таблицах,
разрабатывают
алгоритмы
рассуждения
по
ним
составляют
кластеры.
Весь
материал,
содержащийся в справочнике, регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке. Для
эффективного усвоения и контроля знаний, умений и
навыков включаю в учебный процесс тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой
работы с тестами, постепенно готовя их к формату ОГЭ.
В 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам русского языка. Большое
внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть
не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать
его роль в предложении. Хорошую помощь по систематизации этих знаний оказывают разработанные
нами
таблицы:
«Морфологические
признаки
частей
речи»
и
«Члены
предложения».
Регулярно
проводимое
тематическое
тестирование
позволяет
учителю
быстро
установить
обратную
связь,
определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них.
Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов
проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если
выпускники
постоянно
имеют
возможность
применять
уже
полученные
знания
и
умения,
«прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.
Начиная с первой недели сентября, провожу диагностический тест за курс 5-8 классов, который
позволяет выявить проблемы в разных областях. На основе данной работы выявляю группу учащихся с
высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это помогает не только грамотно спланировать
уроки, но и дополнительные занятия. Каждый урок начинаю с актуализации опорных знаний: это и
языковая разминка;
орфографический диктант;
синтаксическая разминка;
пунктуационная разминка;
орфоэпическая разминка.
Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной диагностической работы,
составляю план устранения недостатков. Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы.
На них опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки
для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать
упор при индивидуальной работе с учащимися. Особенное внимание при подготовке к итоговой
аттестации уделяется слабоуспевающим учащимся. Для них составляю индивидуальные планы работы.
Работа со слабоуспевающими строится следующим образом:
1. Индивидуальные задания на дом на повторение пройденного и отработку заданий базового уровня
(каждый урок), используется раздаточный материал, который собран в тематические папки.
2. Проверка выполнения индивидуальных заданий (каждый урок).
3. Проверка выполнения домашних заданий (каждый урок).
4. Индивидуальная работа по карточкам, тематическим тренажёрам.
5. Самостоятельные работы, сопровождающиеся руководством к действию (выполняй по образцу).
6. Групповые занятия (раз в неделю).
Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические
карты
учебных
достижений
каждого
ученика
(по
результатам
КДР,
текущих
контрольных
и
самостоятельных работ). Этот трудоёмкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся
осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Так, ученики 9 класса сами заполняют такие
карты
не
только
после
контрольных
работ,
но
и
после
самостоятельных
работ
или
тестов
по
определенным
темам
программы
и
видят
свое
продвижение
к
успеху.
Диагностические
карты
регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей, классного руководителя. Большую помощь
оказывают
дополнительные
занятия
с
учащимися
после
уроков,
которые
позволяют
повторить
грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить
внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему
занятия и справляется ли с заданиями.
Особое внимание уделяю части С. Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями
оценивания
ответа
на
задание
части
С,
затем
продолжаю
обучение
правилам
построения
текста
сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой
процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю,
как
создавать
сочинение
на
основе
текста,
даю
разъяснения
,что
такое
речевые
стандарты,
используемые
при
рецензировании.
Предлагаю
в
помощь
учащимся
тексты-образцы.
Большим
подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-
рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет
баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, создана
папка с образцами сочинений-рассуждений. Следующий этап – репетиционный (пробный школьный
экзамен, муниципальный). На данном этапе происходит анализ результатов ОГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину:
подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному
на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к
ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
Я постаралась остановиться на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она
эффективна. Все выпускники прошлых лет нашей школы на экзамене по русскому языку подтвердили
свои отметки, получили от 52 до 94 баллов. На мой взгляд, составляющие успеха учеников – это,
прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что
выпускники этого года на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.