Автор: Матюшина Марина Вячеславовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Силикатненская СШ им. В.Г.Штыркина
Населённый пункт: Ульяновская область, Сенгилеевский район, п. Силикатный
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по технологии. Индустриальные технологии 6 класс
Раздел: среднее образование
Рабочая программа по технологии
«индустриальные технологии» 6 класс
Матюшиной Марины Вячеславовны
учителя технологии МОУ Силикатненской СШ им.
В.Г.Штыркина
1
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Технология. Индустриальные
технологии» 6 класс.
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии»
составлена для учащихся 6 класса на основе авторской программы
«Технология 5-8 классы» А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф»,
2014.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов +2ч резерв.
В рамках учебного предмета «Индустриальные технологии» в 6 классе часть
учебного времени используется для изучения учащимися строительных
ремонтных работ. В связи с этим сокращены темы «Технология ручной
обработки древесины и древесных материалов» на 4 часа; «Технология
машинной обработки древесины и древесных материалов» на 4 часа;
«Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов» на 4
часа. Тема «Технологии ремонтно-отделочных работ», 4 часа внесена в
данный раздел.
Для отработки практической части и закрепления практических навыков часы
раздела «Исследовательская и созидательная деятельность» распределены по
разделам программы в виде проектного задания.
Учебно-методический комплекс.
Программа. «Технология 5-8 классы» А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М.:
«Вентана-Граф», 2014.
Учебник. Тищенко А.Т., Симоненко В. Д. Технология. Индустриальные
технологии, М.: «Вентана-Граф», 2014.
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей
программе учебных курсов, и включает в себя следующие компоненты:
титульный лист;
1. пояснительная записка;
1.1. Общая характеристика учебного предмета
1.2 место учебного предмета
2
1.3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
1.4 личностные метапредметные предметные результаты изучения предмета
2. содержание тем учебного предмета
3. содержание программы учебного предмета
4. тематическое планирование
5. календарное планирование
6.учебно-методических средств обучения.
7. способы контроля и оценивания образовательных достижений
3
Пояснительная записка.
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии»
составлена для учащихся 6 класса на основе программы «Технология 5-8
классы» А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, М.: «Вентана-Граф», 2014г.
Преподавание учебного предмета «Индустриальные технологии»
осуществляется по учебнику, Тищенко А.Т., Симоненко В. Д. Технология.
Индустриальные технологии, М.: «Вентана-Граф», 2014.
Цели и задачи учебного предмета:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего
образования является формирование представлений о составляющих
техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем
технологиях.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие
инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных
учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-
исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений
о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных
формах деятельности.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в
6 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным
стандартом и примерной программой основного общего образования по
технологии:
- Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда,
представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в
разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или
общественно значимых изделий;
- Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и
осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
безопасными приемами труда;
4
- Развитие познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их
труда;
- Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»:
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных
процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации,
объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии:
«Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках
которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен
проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и
склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных
социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается
построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и
тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого
на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы
предусматривает освоение материала по следующим сквозным
образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и
технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
5
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных,
профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье
человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и
технологии;
распространённые технологии современного производства.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего
образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся
возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и
технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей
окружающей человека действительности.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения изучение
предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе
решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и
проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-
технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту;
демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
6
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология».
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для
создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими показателями;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои
профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками применения распространённых ручных инструментов и
приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета
домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и
результатам труда.
В результате изучения технологии обучающихся, независимо от изучаемого
направления, получает возможность ознакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- технологическими свойствами и назначением материалов;
- назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения
производительности домашнего труда;
- видами, приемами и последовательностью выполнения технологических
операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения
продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов,
созданием изделий из них, получением продукции;
-со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и
работы:
7
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
- выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и
оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с
использованием ручных инструментов, приспособлений, машин,
оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными
инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и
приборами контроля качества изготовляемого изделия или продукта;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или
получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных
материалов;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни в целях:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
8
- создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления
интерьера;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных
инструментов и приспособлений;
- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности,
санитарии, гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
- построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в
основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной
активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и
физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и
стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных
потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду;
9
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры,
осознание необходимости общественно полезного труда как условия
безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или
проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового
коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления пои
организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное отношение к
природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»
в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи па
основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного
из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
10
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению
учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие
базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем
и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-
трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание
вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач
коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и
средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых
технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры
труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
11
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в
основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирования целостного представления техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; классификация видов и
назначения методов получения и преобразования материалов, энергии,
информации, природных объектов, а также соответствующих технологий
промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных
средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством
учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе
исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации, овладение
методами чтения технической, технологической и инструктивной
информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных
знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе
12
подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и
аргументации рациональности деятельности; применение элементов
экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-
технологических задач; овладение элементами научной организации труда,
формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор
материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор
инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической
дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и
обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт
себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной
прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
13
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное
продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших
классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях
начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или
сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к
предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании
объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-
прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и
оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка,
стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
14
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование
эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение
монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита
проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Рабочая программа по технологии в 6 классе подразумевает использование
таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
лабораторная работа;
практическая работа;
15
творческая работа;
урок – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические
работы, выполнение проектов.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система,
индивидуальная (занятия со слабоуспевающими), С(к)о по программе 8 вида
(…)
Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования ключевых
компетенций.
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности
ключевых компетенций учащихся
Общекультурная
компетенция
Способность и готовность:
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих
знаний;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Социально-трудовая
компетенция
Способность и готовность:
- нести ответственность;
- организовывать свою работу.
Коммуникативная
компетенция
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- овладение навыками неконфликтного общения.
Компетенция в сфере
личностного
определения
Способность и готовность:
- занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать
свое собственное мнение.
Планируемые результаты:
обучающиеся ознакомятся:
16
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда,
технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и
технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской
деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями
применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-
технологических средств производства (инструментов, механизмов,
приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной
услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения
на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг,
перспективными технологиями;
научаться и овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования
материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды,
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и
поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для
выполнения работ, находить необходимую информацию в различных
источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической
документации, измерения параметров технологического процесса и продукта
труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта
труда и технологии с использованием компьютера;
17
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на
рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры
труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований
безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями,
оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или
получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми
различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его
семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может
подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен
отбираться с учётом следующих положений:
распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере
производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-
технических достижений;
возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую
направленность;
выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе
изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой и практической направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-
нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и
лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается,
что перед выполнением практических работ школьники должны освоить
необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения
18
— учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются
упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном
году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану
программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически
возможно построение годового учебного плана занятий с введением
творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся
необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и
стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве
объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам
выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с
имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума
рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При
этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников
соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать
для учащихся летнюю технологическую практику за счёт времени из
компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под
руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов
и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений,
санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных
связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных
операций и графических построений; с химией при изучении свойств
конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой
при изучении механических характеристик материалов, устройства и
принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных
технологий; с историей и искусством при изучении технологий
художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно
проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Содержание тем учебного предмета
19
№п/п
Разделы и темы программы
Часы
учебного
времени
1
Вводное занятие
2
2
Экология приусадебного участка
4
3
Творческий проект
6
4
Технология ручной и машинной обработки древесины
и древесных материалов
20
5
Технология художественно-прикладной обработки
материалов
10
6
Технология ручной и машинной обработки металлов
14
7
Технология домашнего хозяйства
8
8
Экология приусадебного участка
4
9
Повторение
Итого
68ч+2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Раздел «Введение»
20
2.Раздел «Экология приусадебного участка»
3.Раздел «Творческий проект»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы
проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке
товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах,
журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый,
технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия,
возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции,
инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости
материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка
проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный
год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при
выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных
потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети
Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза,
модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости
материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки.
Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных
материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и
карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки
под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря,
домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для
фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы,
21
модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных
занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных
материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для
цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок,
подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры),
отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки,
блёсны, наглядные пособия и д
4.Раздел «Технологии ручной и машинной обработки древесины»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный
материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их
виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области
применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и
условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости
(виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления
для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический
процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и
разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из
древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление,
строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества.
Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей
различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов,
саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
22
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание
древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из
древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-
измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными
инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и
изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам
и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью
гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их
устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании
ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего
места.
5.Раздел: Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство
функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание
лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания.
Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного
труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления
для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ.
Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из
древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение
требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления.
23
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и
чертежам. Отделка и презентация изделий.
6.Раздел: Технологии ручной обработки металлов и искусственных
материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и
цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы
обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока.
Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область
применения искусственных материалов. Особенности обработки
искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке,
применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его
назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления
для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и
способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами:
правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности
выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных
предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения
отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов
ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-
измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из
металлов и искусственных материалов.
24
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла
фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных
материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с
образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с
устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного
труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового
металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической
документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных
материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и
приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков
работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
25
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и
инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их
устранение.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов.
Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с
обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для
работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на
сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном
станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных
материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с
механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с
приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-
измерительных инструментов при сверлильных работах.
7.Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, ремонтно-отделочных работ
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к
интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная,
детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый
набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и
мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
26
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами,
посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химическиx средств и
препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии
ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого
ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на
мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил
безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ.
Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных
работ в жилых помещениях.
Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных
работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными
растворами.
Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление
интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев.
Расчёт необходимого количества рулонов обоев.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и
строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при
проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Проведение
ремонтных штукатурных работ. Освоение инструментов для
штукатурных работ. Заделка трещин, шлифовка.
Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами.
Изучение видов обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор
обойного клея под вид обоев. Наклейка образцов обоев (на
лабораторном стенде)
27
8. Раздел «Экология приусадебного участка»
Календарный план 6класс
№п/п
Разделы и темы программы
Часы
учебного
времени
Недели
Дата
проведения
1
Вводное занятие
2
2
Экология приусадебного
участка
4
28
3
Творческий проект
1.Требования к творческому
проекту
2.Теническое задание для
изделия «садовый рыхлитель»
6
2
4
4
Технология ручной и машинной
обработки
древесины и древесных
материалов:
1.Заготовка древесины, пороки
древесины
2.Свойства древесины
3. Чертежи деталей из
древесины
4.Технологическая карта –
основной документ для
изготовления деталей
5. Технология соединения
брусков
6. Технология изготовления
цилиндрическихи конических
деталей
7. Устройство токарного станка
по обработке древесины
8. Технология обработки
древесины на токарном станке.
9. Технология окрашивания
изделия из древесины
20
2
2
2
2
2
2
2
4
2
5
Технологии художественно-
прикладной обработки
10
29
материалов
Художественная обработка
древесины. Резьба по дереву.
Виды резьбы дереву
Творческий проект «Подставка
для чашек»
4
2
4
6
Технология ручной и
машинной обработки металлов
и искусственных материалов
1.Элементы машиноведения
Свойства черных и цветных
металлов
2. Сортового прокат.
Чертежи деталей из
сортового проката
3. Измерение размеров
деталей с помощью
штангенциркуля
4. Технология изготовления
изделий из сортового проката
5. Резание металла и
пластмасс
6. Рубка металла
Опиливание заготовок из
металла
7. Отделка изделий из металла
14
2
2
2
2
2
2
2
7
Технология домашнего
хозяйства
1.Закрепление настенных
предметов
8
2
30
2.Основы технологии
штукатурных работ
3.Основы технологии оклейки
обоями
4. Простейший ремонт
сантехнического оборудования
2
2
2
8
Экология приусадебного
участка
4
9
Повторение
Итого
68ч+2ч
31
32
Календарено-тематический план 6 класс
№
п/п
Содержание
разделов, тем
Часы
учеб
ного
врем
ени
Планируем
ый
результат
Формирование УУД
Характеристики
основных видов
деятельности
учащихся.
Д/з
Сроки
похождения
план
Факт
1-2.
3-4.
5-6
7-12.
Вводное занятие. Вводный
инструктаж.
Организация рабочего места.
Экология приусадебного участка
Творческий проект
2
4
6
Научиться
применять
правила
техники
безопасност
и при работе
с
сельскохозяй
ственным
инвентарем
Получить
возможност
ь узнать
структуру
растениевод
ства
научиться
изготовлять
проектное
изделие
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Осваивать правила
безопасности при
работе в кабинете.
Организовать свою
деятельность:
готовить рабочее
место, правильно и
рационально
размещать
инструменты и
материалы, убирать
рабочее место.
Рабоча
я
тетрад
ь
33
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов 20
13-
14
Заготовка и свойства древесины.
Инструктаж по ОТ.
Пороки древесины.
Профессии связанные обработкой
древесины.
2
Познакомить
ся с
пороками
древесины;
научиться
рационально
использоват
ь отходы ;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Ознакомить со
способами заготовки
древесины.
Cравнивать ,
сопоставлять
природные
материалы их виды и
свойства (цвет,
фактура, форма и др.)
Осваивать правила
хранения древесины .
Исследовать
(сопоставлять,
сравнивать) виды
пороков.
Рабоча
я
тетрад
ь
15-
16
Свойства древесины
2
Распознает
древесину; с
пороками
древесины;
рациональн
о использует
отходы ;
исследует
практически
твердость
древесины
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Осваивать приемы
чтения чертежей,
технических
рисунков и эскизов.
Осмысливать
значение древесины
в быту и на
производстве.Ознако
мить с
профессииями
связанными с
обработкой
Рабоча
я
тетрад
ь
34
древесины
17-
18
Чертёж детали.
Сборочный чертёж.
2
Узнает о
понятиях:
"изделие",
"деталь",
"технически
й рисунок",
"эскиз",
"Чертеж";
изготавливае
т детели по
техническим
рисункам,
используя
технологиче
скую карту
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Исследовать
(сопоставлять,
сравнивать) виды
графической
документации.
Осваивать приемы
чтения чертежей,
технических
рисунков и эскизов.
Осмысливать
значение чертежей и
технических
рисунков.
Выполнять
технический
рисунок.
Рабоча
я
тетрад
ь
19-
20
.
Технологические карты- основной
документ
2
Научиться
изготавливат
ь детали по
технологиче
ским картам;
познакомить
ся с
понятиями:
изделие,
деталь,
технический
рисунок,
эскиз,
чертеж.
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)способ
ы конструирования и
моделирования
изделий. Осваивать
правила составления
технологических
карт. Устанавливать
связь между видом
работы и
используемы
материалами и
инструментами.
Рабоча
я
тетрад
ь
35
Осмысливать
технологию
конструирования.
Ознакомить с
правилами
составления
технологической
карты.
Прогнозировать
результат своей
деятельности.
21-
22
Соединение брусков.
Виды соединений.
2
Научиться
делать
технический
рисунок
Познакомить
ся с
правилами
чтения
сборочных
чертежей;
точностью
измерения,
допусками
при
обработке
изделия;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
приемы разметки и
виды соединений
брусков.
Осваивать правила
разметки соединений
брусков.
Устанавливать связь
между видом работы
и используемы
материалами и
инструментами.
Осмысливать
способы и приемы
разметки и
соединения брусков.
Ознакомить с
приемами разметки и
соединения.Находить
дефекты в работе.
Рабоча
я
тетрад
ь
36
23-
24
25-
26
Технология изготовления
цилиндрических и конических
деталей ручным инструментом.
Устройство токарного станка
2
2
Осмысливат
ь способы и
приемы
изготовлени
я
цилиндричес
ких и
конических
деталей
Научиться
работать
ручным
инструменто
м на
токарном
станке,
соблюдая
правила БТ
Познакомить
ся с
устройством
столярного
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)послед
овательность
изготовления
цилиндрических и
конических деталей
ручным
инструментом
Устанавливать связь
между видом работы
и используемы
материалами и
инструментами.
Осмысливать
способы и приемы
изготовления
цилиндрических и
конических деталей
Рабоча
я
тетрад
ь
Рабоча
я
тетрад
ь
37
27-
30
31-
32
Технология обработки на
токарном станке
Технология окрашивания изделия
из древесины
4
2
верстака
работать на
токарном
станке,
соблюдая
правила БТ
Познакомить
ся с
устройством
приобретени
е опыта
самостоятел
ьной
подготовки
изделия к
окрашивани
ю
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять )
приемы зачистки и
окраски
поверхностей
деталей.
Осваивать правила
работы при зачистке
и окраске
поверхностей
столярных изделий.
Устанавливать связь
между видом работы
и используемы
материалами и
инструментами.
Осмысливать
способы и приемы
зачистки и окраски
поверхностей
Рабоча
я
тетрад
ь
38
деталей.
Ознакомить с
приемами зачистки
деталей (напильник,
рашпиль, абразивная
шкурка).
Находит дефекты в
работе.
Прогнозировать
результат своей
деятельности.
Технология художественно-прикладной обработки материалов 10ч
33-
36
37-
38
Художественная обработка
древесины. Резьба по дереву.
Виды резьбы дереву
4
2
приобретени
е опыта
самостоятел
ьной
подготовки
по обработке
древесины
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
Осваивать знаки
кинематической
схемы.
Устанавливать связь
между видом работы
и используемы
материалами и
инструментами.
Осмысливать
способы и приемы
точения древесины.
Ознакомить с
приемами работы на
токарном станке по
дереву.
Находит дефекты в
работе.
Прогнозировать
Рабоча
я
тетрад
ь
Рабоча
я
тетрад
39
39-
42
Творческий проект «Подставка для
чашек»
4
Научиться
оценивать
стоимость
материалов
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
результат своей
деятельности
Научиться оценивать
стоимость
материалов
Исследовать,
наблюдать,
сравнивать,
различные виды
проектов.
Сопоставлять
полученную
информацию со
знаниями,
сравнивать проекты
Приводить
соответственные
примеры, делать
выводы.
Анализировать
понятие о проекте.
ь
Рабоча
я
тетрад
ь
Технология ручной и машинной обработки металла и искусственных материалов. 14.
43-
Элементы машиноведения.
2
Регулятивные УУД:
Осваивать понятия о
Рабоча
40
44
Инструктаж по ОТ.
Свойства чёрных и цветных
металлов.
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
свойствах чёрных и
цветных металлов.
Устанавливать связь
между видами работ
и инструментами.
Осмысливать
способы и приемы
работы на верстаке.
Ознакомить с
понятием чёрных и
цветных металлов.
Прогнозировать
результат своей
деятельности.
я
тетрад
ь
45-
46
47-
48
Сортовой прокат.
Чертежи деталей
Измерение размеров деталей с
помощью штангенциркуля
2
2
Ознакомлен
ие с
чертежами
деталей ,
изготовленн
ых из
сортового
проката
Осваивать
правила
измерения
размеров
деталей
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
способы получения
сортового проката.
Устанавливать связь
между профилем и
назначением
проката.
Ознакомить с
основными
профилями
сортового проката.
Прогнозировать
результат своей
деятельности.
Осваивать правила
измерения размеров
деталей
Рабоча
я
тетрад
ь
41
49-
50
51-
52
Технология изготовления
изделий из сортового проката
Резание металла и пластмасс
2
2
штангенцир
кулем
Ознакомлен
ие с
технологиче
скими
процессами
изделий из
сортового
проката
Ознакомлен
ие с
инструмента
ми и
приспособле
ниями для
резания
заготовок из
сортового
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
штангенциркулем
Ознакомить с
технологическими
процессами изделий
из сортового
проката, составлять
технологическую
карту
Формирование
умений и навыков
качественно
вырезать заготовки
из металла и
пластмассы по
разметке.
Рабоча
я
тетрад
ь
Рабоча
я
тетрад
ь
42
53-
54
55-
56
Рубка металла
Опиливание заготовок из
металла
Отделка изделий из металла
2
2
проката и
пластмасса
Приобретен
ие опыта
совместной
работы
отделки
изделий из
проката
Ознакомлен
ие с
технологиче
ской
операцией
рубки
металла.
Ознакомлен
ие с
инструмента
ми для
опиливания
заготовок
Ознакомлен
ие с
технологиче
ской
операцией
резания
металла
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
Ознакомление с
технологической
операцией рубки
металла ручным
инструментом
Ознакомить с
отделкой изделий из
сортового проката и
пластмассы,
правилами
нанесения на
поверхность краски
учебни
к
43
самооценка;
57-
58
Технология домашнего
хозяйства
Закрепление настенных
предметов
8
2
Ознакомлен
ие с
технологиям
и ремонта
деталей
интерьера
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
. Устанавливать
связь между
графическим и
практическим видом
работы .
учебни
к
44
59-
60
61-
62
63-
64
Основы технологии
штукатурных работ
Основы технологии оклейки
обоями
Простейший ремонт
сантехнического оборудования
2
2
2
Формирован
ие умений
контролиров
ать и
оценивать
качество
своей
работы
Общее
представлен
ие о
технологии
оклейки
помещения
Общее
представлен
ие о
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
Познавательные УУД:
анализ;
практическая работа;
Коммуникативные
Находить дефекты в
работе.
Прогнозировать
результат своей
деятельности.
Приобретение
навыков наклейки
образцов обоев на
стенде
Формирование
бережного
отношения к
45
технологии
сантехничес
ких
устройствах,
правилах
безопасной
работы
УУД:
умение отвечать на
вопросы, рассуждать,
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
природным
ресурсам, развитие
экологического
мышления
65-
68
Экология приусадебного
участка. Повторение
4
68+2
46
47
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Формы и средства контроля.
Виды контроля:
входный – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее
изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки
к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует
активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает
необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым
порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться,
что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия,
предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса;
позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля: контрольная работа; тест; творческая работа; защита
проекта.
№ п/п
Виды работ
количество
1
Контрольная работа
2
2
Практические работы
34
3
Творческий проект
1
Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального
опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам
курса.
Контроль практических умений и навыков происходит в форме
индивидуальных заданий, выполняемых учащимися.
Учебно-методические средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Технология.
Индустриальные технологии: 6 класс: для учащихся общеобразовательных
учреждений / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.–М.:Вентана-Граф, 2013,-192с.:ил.,
а также дополнительных пособий:
48
Для учителя:
-Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т.
Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2013. —
148
с.
-Тищенко, Симоненко – Технология. Методическое пособие. 2014г
-Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] /
О.В. ---Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях
модернизации образования: Материалы международной научно-практической
конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
– Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 6 кл.: обработка древесины,
металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту:
пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А.
Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.:
Просвещение, 1989.
– Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла,
электротехнические работы: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В.
Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990.
Наглядные пособия: эскизы интерьера жилого помещения, образцы бумаги,
инструкционные, технологические и маршрутные карты, инструкции по
технике безопасности, журналы, образцы изделий из древесины, образцы
пород древесины, пиломатериалов и древесных материалов, образцы мозаики.
Инструменты и приспособления для работы.
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.
Верстак столярный с комплектом инструментов.
Набор чертежных инструментов, угольник, линейка, карандаш, стусло, пила.
рейсмус, рубанок, ручная дрель, сверла, наборы шлифовальной шкурки.
Молоток, отвертки, гвозди, шурупы, клей, кисти, краски, лак.
Декоративно-прикладное творчество. Выпиловочный стол, лобзик, пилки,
набор надфилей, шлифовальная шкурка, набор для выполнения резьбы.
49
Строительные ремонтно-отделочные работы. Обои, линейка, карандаш,
ножницы, емкость для клея.
Технология создания изделий из металла.
Верстак слесарный с комплектом инструментов.
Образцы металлов и сплавов, тонколистового металла и проволоки, чертежи
технологические карты. Слесарные ножницы, напильник с мелкой насечкой,
рукавицы, киянки, нагубники, образцы изделий. Сверлильный станок, сверла,
тиски, линейка, кернер, молоток Образцы соединений, оправки, кусачки,
плоскогубцы, круглогубцы, слесарные тиски, напильники, шлифовальная
шкурка. масляные эмали, краски, кисти.
Технология ведения дома. Образцы крепёжного материала, образец крана и
прокладок.
Приложения.
Входная контрольная работа.
1. Чем занимаются лесничества?
а) охраняют и выращивают лес; б) руководят рубкой леса;
в) обучают лесников;г) контролируют работы в лесу. Ответ: а.
2.Что такое порок древесины?
а)
отклонение от нормы в строении, внешнем виде и наличие повреждений;
б) изменения формы; в) естественное строение. Ответ: а.
3. Как называются предельные размеры очертания предметов?
а) длина и ширина; б) высота и длина;
в) ширина и высота;
г) габаритные размеры. Ответ: г.
4. Что такое моделирование?
а) процесс испытания моделей; б) создание моделей;
50
в) разработка модели. Ответ:
б.
5. Какой инструмент необходим для нанесения разметки соединения?
а) угольник, рейсмус, линейка; б) линейка, угольник;
в) линейка, угольник, рейсмус, карандаш; г) карандаш, линейка.
Ответ:
в.
6. С помощью какого инструмента можно получить из квадрата
восьмигранник?
а) с помощью напильника; б) с помощью шлифовальной шкурки;
в) с помощью стамески; г) с помощью рубанка.
Ответ: г.
7. Как называются механические повреждения древесины при заготовке,
транспортировке и обработке?
а) трещины;
б) сучки ;в) дефекты; г) свилеватость.
Ответ: в.
8. Что называется лесоматериалом?
а) все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние;
б) все материалы, полученные из лесной древесины;
в) все материалы из древесины.
Ответ: а.
Итоговая контрольная работа.
1. Сталь — это сплав:
а) железа с углеродом; б) цинка и медью; в) железа с чугуном;
г) меди со свинцом или алюминием. Ответ: а.
2. Чугун — это сплав:
а) меди с цинком или железом; б) меди со свинцом или алюминием;
в) углерода с железом; г) олова с медью.
Ответ: в.
3.Твердость — это способность:
а) проводить тепло; б) выдерживать высокую температуру;
в) сопротивляться проникновению в металл более твердых тел. Ответ: в.
51
4. Как называется свойство металла не разрушаться под действием различных
сил?
а) прочность; б) твердость; в) упругость;
г) вязкость, Ответ:
а.
5. Что является чистым черным металлом?
а) сталь; б) чугун г) бронза в) железо;
Ответ:
в.
6.В какой строке перечислены цветные металлы?
а) медь, цинк, олово, серебро; б) медь, бронза, железо;
в) медь, латунь, алюминий. Ответ:
в.
7. Что такое сортовой металлический прокат?
а) полуфабрикат определенной формы; б) полуфабрикат определенной массы;
в) стандартный полуфабрикат различной формы. Ответ:
а.
8. Как получают прокат?
а) нанесением ударов кувалдой по раскаленному металлу;
б) расплавленный металл заливают в специальные формы;
в) обжатием нагретых слитков в валках стана.
Ответ:
в.
9. Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?
а) одну;
б) две в) три; г) четыре Ответ:
б.
10. По какому признаку напильники делятся по номерам?
а) по форме поперечного сечения; б) по размеру напильника;
в) по числу насечек на 10 мм длины напильника; г) по виду насечки.
Ответ:
а
11. Какие инструменты применяются при малярных работах:
52
а) кисть б) в) фреза Ответ:
а
12. Сколько человек выполняют малярную работу нанесения рисунка по
трафарету.
а) один б) два в) втроем Ответ: б
13. В какой одежде можно выполнять малярные работы :
а) спортивной б) школьной в) специальной Ответ: в
14. Для чего служит валик :
а) для нанесения грунтовки б) для нанесения краски
в) для удаления неровностей стен Ответ:
б
15. Для окраски применяются:
а) водоэмульсионную краску б) цементный раствор в) вода. Ответ: а
16. Для малярных работ применяют:
а) шпатель б) кисть в) стамеску. Ответ: б
53
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего
образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям
возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми
среды техники и технологий, которая называется техносферой и является
главной составляющей окружающей человека действительности.
Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг
с другом, со сферой природы и с социумом.
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год +2ч
резерв.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
• Стенды и плакаты по технике безопасности;
• компьютерные слайдовые презентации;
• набор ручных инструментов и приспособлений;
• оборудование для лабораторно-практических работ;
• набор электроприборов, машин, оборудования.
Поурочное планирование
условные обозначения, используемые в таблице:
ОНЗ – урок «открытия» новых знаний ОУиР – урок отработки
умений и рефлексии ПР – практическая работа
ОН – урок общеметодологической направленности ЗСТ –
здоровьесберегающая технология ЛР – лабораторная работа
к/п – компьютерная презентация
Индустриальные
технологии – 68
часов
54
Регулятивные
УУД:
принятие
учебной цели;
выбор способов
деятельности;
планирование
организации
контроля труда;
организация
рабочего места;
выполнение
правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный
эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации
с помощью
компьютера;
работа со справочной
литературой;
работа с
дополнительной
литературой
Коммуникативн
ые УУД:
умение отвечать
на вопросы,
рассуждать,
описывать
явления,
действия и т.п.
умение выделять
главное из
прочитанного;
слушать и
слышать
собеседника,
учителя;
задавать вопросы
на понимание,
обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная
ответственность;
адекватное
реагирование на
трудности
Примерные нормы оценки практической работы
организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и
технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно
спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано
рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности,
отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены
незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места,
которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила
трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
55
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой,
допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации
рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала,
допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической
дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после
замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не
было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного
вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно,
допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения
правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись
неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены
незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для
данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ,
ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия
привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все
размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями
инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры
выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими
отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
56
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа,
не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к
возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в
установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше
установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени
больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против
нормы больше чем на 25%.
57