Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.


Автор: Афанасьева Полина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




П.А.Афанасьева

МБДОУ «ДСОВ №88»

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что

состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и

государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны

помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного.

Творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает,

отвлекает, занимает.

Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет

ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для

всестороннего развития детей.

В процессе занятий изобразительным искусством часто используют разные техники – это и некоторые виды

монотипий, роспись и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие

способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

В рамках ФГОС одной из главных задач образования является сохранение и укрепление здоровья в процессе

обучения и воспитания ребёнка. Одним из средств решения обозначенных задач становятся

здоровьезберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной

образовательной организации.

Давайте рассмотрим, что же такое «Здоровьесбережение».

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками:

здоровьесбережение как ценность государственная, Здоровьезбережение как ценность общественная,

здоровьесбережение как ценность личностная.

Здоровьесберегаюший педагогический процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) в широком

смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и

здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального

благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во

времени и в рамках определенной образовательной системы (детского сада) взаимодействие детей и

педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе

образования, воспитания и обучения.

Может ли процесс развития изобразительной деятельности в ДОО быть здоровьесберегающими? Безусловно,

он должен быть таким, поскольку в современном образовании все больше осознается необходимость

решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость

рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное

средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей.

В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные

технологии, принцип которых - построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что

соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое

самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе,

свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов,

положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов,

репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда

используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению

детей.

Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на

физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии

изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в

процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной

гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем

дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться

материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности).

Решению задач гармоничного развития ребенка, сохранению и укреплению физического и психического

здоровья, эмоционального благополучия способствует использование нетрадиционных техник рисования в

изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование доставляет детям истинную радость, множество

положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Во время работы я столкнулась с проблемой - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не

умеют, и у них ничего не получится.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам

истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с

удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за

художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или

иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют

детям быстро достичь желаемого результата.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой

полусухой кистью, отпечатки листьев,

рисование ватными палочками.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование

мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования,

способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного

мышления и развитию творческого потенциала.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию

познавательной деятельности и творческой активности. Из опыта работы с нетрадиционными материалами,

такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод,

что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности

ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А

нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д.

развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка,

его индивидуальность.

Следовательно, можно сказать, что все перечисленные выше технологии, используемые в развитии

изобразительной деятельности детей в ДОО, не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое

звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в

основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных

приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года

становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Список используемой литературы:

1.Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и

нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

2.Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.

3.Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное

пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.



В раздел образования