Автор: Афанасьева Полина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
П.А.Афанасьева
МБДОУ «ДСОВ №88»
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ.
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что
состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и
государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
С самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны
помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного.
Творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает,
отвлекает, занимает.
Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет
ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для
всестороннего развития детей.
В процессе занятий изобразительным искусством часто используют разные техники – это и некоторые виды
монотипий, роспись и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие
способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
В рамках ФГОС одной из главных задач образования является сохранение и укрепление здоровья в процессе
обучения и воспитания ребёнка. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьезберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной
образовательной организации.
Давайте рассмотрим, что же такое «Здоровьесбережение».
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками:
здоровьесбережение как ценность государственная, Здоровьезбережение как ценность общественная,
здоровьесбережение как ценность личностная.
Здоровьесберегаюший педагогический процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) в широком
смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального
благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенной образовательной системы (детского сада) взаимодействие детей и
педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе
образования, воспитания и обучения.
Может ли процесс развития изобразительной деятельности в ДОО быть здоровьесберегающими? Безусловно,
он должен быть таким, поскольку в современном образовании все больше осознается необходимость
решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость
рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное
средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей.
В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные
технологии, принцип которых - построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что
соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое
самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе,
свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов,
положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов,
репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда
используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению
детей.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на
физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии
изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в
процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной
гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем
дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться
материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности).
Решению задач гармоничного развития ребенка, сохранению и укреплению физического и психического
здоровья, эмоционального благополучия способствует использование нетрадиционных техник рисования в
изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование доставляет детям истинную радость, множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Во время работы я столкнулась с проблемой - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не
умеют, и у них ничего не получится.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам
истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с
удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за
художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.
Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или
иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы
демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют
детям быстро достичь желаемого результата.
В младшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать рисование пальчиками, ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой
полусухой кистью, отпечатки листьев,
рисование ватными палочками.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование
мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования,
способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного
мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию
познавательной деятельности и творческой активности. Из опыта работы с нетрадиционными материалами,
такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод,
что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности
ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А
нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д.
развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка,
его индивидуальность.
Следовательно, можно сказать, что все перечисленные выше технологии, используемые в развитии
изобразительной деятельности детей в ДОО, не будучи по своей сути новыми, приобретают сегодня новое
звучание и актуальность, все они являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в
основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных
приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года
становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.
Список используемой литературы:
1.Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и
нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
2.Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
3.Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное
пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.