Авторы: Кустова Валентина Ивановна, Бородина Светлана Викторовна
Должность: преподаватели специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Роль кружковой работы в активизации самостоятельной деятельности студентов
Раздел: среднее профессиональное
Кустова В.И., Бородина С.В.,
преподаватели специальных дисциплин
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»
г.Салехард, ЯНАО
В 2012-13 учебном году ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический
техникум» приступил к реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС),
согласно
которым,
дисциплина «Анатомия
и
физиология
животных»
относится
к
общепрофессиональным
дисциплинам
профессионального
цикла. Профессиональный
цикл дисциплин направлен на формирование общих и профессиональных компетенций
необходимых для успешной деятельности в профессиональной сфере.
Отличительной
чертой
Российского
образования
является
направленность
на
формирование специалиста, способного широко и творчески мыслить. В ветеринарии эту
задачу можно решить только через активное участие студентов в экспериментальной и
научной работе.
Изучение
анатомии
и
физиологии
животных
на
отделении
«Ветеринария»
в
ГБПОУ
ЯНАО
«Ямальский
полярный
агроэкономический
техникум»
проводится
в
течение второго курса.
В
системе
ветеринарного
образования
предмет
«анатомия
животных»
служит
теоретической
базой
профессии
ветеринарного
врача.
Существует
крылатая
фраза,
сказанная анатомом Е. О. Мухиным: «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден».
Вез глубоких знаний законов строения, развития животного организма и характера его
и з м е н е н и й
п о д
в о з д е й с т в и е м
в н е ш н и х
ф а к т о р о в
н е
м о ж е т
б ы т ь
высококвалифицированного
специалиста,
способного
эффективно
влиять
на
развитие
животноводства и охрану здоровья человечества.
На
отделении
уже
много
лет
действует
студенческий
анатомический
кружок
«Юный
анатом»,
который
помогает
студентам
в
изучении
одного
из
базисных
теоретических предметов – анатомии и физиологии животных.
В течение продолжительного времени работа «кружковцев» была направлена на
выполнение
творческих
проектов
связанные
с
исследованиями
органов
и
систем
препарируемых
животных,
изготовлением
и
реставрацией
скелетов
животных,
изготовлением
влажных
макропрепаратов
органов,
реставрацией
макетов,
стендов,
плакатов, создание презентаций.
Небольшое внимание уделялось исследовательской работе студентов, такой как
написание
рефератов,
докладов,
исследовательских
работ,
участию
студентов
в
олимпиадах и конкурсах различного вида.
Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к
рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству
подготовки специалиста в СУЗе. Современный профессионал должен обладать такими
качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность,
самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого
в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным
наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Данные изменения требований к обучению повлекли и изменение в деятельности
работы предметного кружка по анатомии «Юный антом», с творческой деятельностью
студентов стала преобладать и исследовательская деятельность, изменились цели, приемы
методы
проведения
кружковых
занятий,
повысился
уровень
участия
студентов
в
олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Цели работы кружка «Юный анатом»:
активизация учебно-исследовательской деятельности студентов;
максимально
ориентировать
студентов
на
формирование
базовых
профессиональных
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
деятельности
ветеринарного специалиста среднего звена;
овладение умениями работать с различными видами информации;
пополнять оснащение кабинета методическими материалами, наглядными
пособиями;
профессиональная ориентация и развитие интереса к будущей профессии;
расширять кругозор студентов, объем знаний по предмету;
развивать
творче ские
спо собно сти
студентов,
и н и ц и ат и ву,
самостоятельность в овладении будущей профессией;
создание презентаций по дисциплине;
способствовать
более
глубокому
и
прочному
усвоению
знаний
по
профильным спецдисциплинам;
создание творческой группы студентов, увлеченных дисциплиной;
Мероприятия кружка:
обсуждение тематики кружка «Юный анатом»;
изучить темы согласно учебно-тематическому плану;
оформить стенд отражающий работу кружка ;
в рамках недели цикловой комиссии ветеринарных дисциплин, провести
олимпиаду среди студентов ветеринарного отделения;
выполнение и защита научно-исследовательских работ и проектов;
организовать и провести экскурсию, семинары, бинарные занятия на
станцию «Юные натуралисты»;
принимать участие в городской и областной олимпиадах;
расширение и углубление знаний в области анатомии и физиологии
животных:
создавать наглядные пособия по дисциплине;
следить за сохранностью материально- технической базы кабинета
анатомии;
Формы проведения занятий:
лекционные;
семинарские;
экспедиционные;
научно-исследовательские;
Методические приемы:
исследовательская деятельность;
поисковая деятельность;
организационная деятельность ( организация и проведение экскурсий,
тематических лекций);
индивидуальная работа с обучающимися и преподавателями;
методическая работа (составление разработок);
Методы проведения занятий:
методы практической работы;
метод наблюдения;
метод игры;
наглядный метод обучения;
лекция;
Типы занятий:
сообщения новых знаний;
комбинированные;
обобщающего повторения;
самостоятельные работы;
Важно отметить, что хорошо организованная и систематическая внеклассная работа
дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися
на занятиях, с другой - глубже раскрывать возможности ветеринарии в практике. Она
создает благоприятные условия для реализации своих знаний.
При анализе деятельности кружка «Юный антом» за период с 2011 по 2015 годы
оценивались следующие результаты: количество студентов участвовавших в мероприятиях
(рисунок 1), количество студентов занявших призовые места (рисунок 2), уровень участия
студентов (рисунок 3), качественная успеваемость студентов по дисциплине «Анатомия и
физиология животных» (рисунок 4).
При анализе диаграммы на рисунке 1 можно увидеть, что за период 2011 -2015
учебного года количество студентов возросло в десять раз с 8 человек в 2011 г. до 80
человек в 2015 г. Наиболее активный рост участий приходится на 213-215 учебные годы,
что совпало с переходом на новые федеральные государственные стандарты. Участие
принимали студенты вторых, третьих и четвертых курсов (приложение 2).
2011
2012
2013
2014
2015
0
10
20
30
40
50
60
70
80
8
4
33
22
80
Количество студентов участвующих в конкурсах, олимпиадах за 2011/15 уч.год
Количество человек
Рисунок 1. Количество студентов принявших участие в конкурсах, олимпиадах и
конференциях за период с2011 оп 2015 учебные годы.
При анализе диаграммы на рисунке 2 мы видим, что с ростом количества студентов
принявших участие в мероприятиях, растет и количество студентов занявших призовые
места.
В 2011-12 годах при малом количестве участников они все заняли призовые места,
при участии в 2013-14 годах количество победителей составило 62 % от всех участников,
в 2015 году количество победителей составило 77, 8 % от всех участников
2011
2012
2013
2014
2015
0
10
20
30
40
50
60
70
8
4
24
16
66
0
0
9
6
14
Результативность участия студентов в конкурсах , олимпиадах и конференциях за 2011/15 уч.год.
победители
участники
Рисунок 2 Результативность участия студентов в конкурсах, олимпиадах и
конференциях за период с 2011 по 2015 учебные годы
При анализе диаграммы на рисунке 3, показаны уровни мероприятий, в которых
принимали участие студенты. Большее количество участий студентов(71) приходится на
институциональный уровень – мероприятия, проведенные на базе ГБПОУ ЯНАО «ЯПАТ»,
это такие мероприятия как конкурс «Лучший по профессии», конкурс презентаций «Моя
профессия», олимпиады, викторины, защита рефератов.
32 раза студенты принимали участие в мероприятиях всероссийского уровня:
Всероссийский
заочный
конкурс
«Познание
и
творчество»,
номинация
«Физиология» и «Анатомия»;
Проект МАН Интеллект будущего «Юность. Культура. Наука », номинация
«Всероссийская интернет - выставка достижений учащихся»;
Познание
и
творчество
«Эврикум»,
исследовательские
олимпиады
по
медицине и биологии;
Центр
развития
мышления
и
интеллекта
г.
Самара,
–
Всероссийская
олимпиада по биологии;
Викторина к 75 летию системы профтехобразования;
Всероссийская олимпиада по биологии (профобразование);
Всероссийской
дистанционной
олимпиаде
«Линия
знаний:
Анатомия
и
физиология животных» Всероссийская олимпиада по ветеринарии (профобразование)
В мероприятиях городского уровня приняли участие 19 студентов:
Городская студенческая научно-практическая конференция «Инклюзивное
образование: практика, организация, перспективы развития»;
Городской заочный конкурс рисунков «Птицы Ямала»;
Выставка конкурс фотографий «Зверье - мое»;
Окружная научно-практическая конференция обучающихся и студентов ОУ
ПО
–
участников
1
НОК
«Студент
сегодня,
специалист
-
завтра»,
номинация
«Естественные науки и современный мир»;
Участие в работе городской интенсивной школы «Ветеринария мелких и
экзотических животных», на базе станции юных натуралистов.
10 студентов испытали свои силы в мероприятиях с международным участием.
71
19
32
10
Уровень участия студентов в конкурсах и олимпиадах за 2011/15 уч.год.
институциональный
муниципальный
всероссийский
международный
Рисунок 3 Участие студентов в мероприятиях различного уровня за период с 2011
по 2015 учебный годы
Создаваемая на кружковых занятиях атмосфера приближает студентов к условиям
естественной среды. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то,
что необходимо для практического овладения специальностью.
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов студентов
и проявление умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа.
На
внеклассных
занятиях
студенты
выходят
за
тесные
рамки
учебников,
приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и
анализировать
материал,
пользоваться
справочной
литературой,
проводить
исследовательские
работы.
Внеклассная
работа
по
специальности
ветеринария
дает
возможность
выявить
более
активных
студентов,
стимулировать
интерес
у
слабых
студентов, и подготовить к работе после окончания техникума, что несомненно дает
положительные результаты, которые отражаются на качестве образования, сто можно
увидеть на диаграмме рисунка 4. Качество успеваемости неуклонно растет, что весьма
радует,
потому,
что
дети,
обучающиеся
на
отделении
не
мотивированы
к
данной
профессии, и очень сложно заинтересовать их, вовлечь в исследовательскую деятельность.
2011
2012
2013
2014
57
58
59
60
61
62
63
64
65
60
63
64
65
Качественная успеваемость студентов за период 2011/15 учебные годы по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
Количество человек
Рисунок 4 Качественная успеваемость студентов по дисциплине «Анатомия и
физиология животных» за период 2011-15 учебные годы.
Таким
образом:
интеграция
в
процесс
обучения
СПО
исследовательской
деятельности
студентов
является
одним
из
важных
факторов
подготовки
будущих
ветеринарных фельдшеров, поскольку опыт в учебно - научно- исследовательской работе
востребован в практической жизни.
НИРС
представляет
пример
интеграции
научно-практических
потенциалов
преподавателей
и
студентов,
направленный
на
решение
образовательных
и
научных
проблем в различных отраслях теоретической и практической ветеринарной медицины.[6]
Внедрение в НИРС в педтехнологию ( преподаватель-студент) играет мотивация,
как
со
стороны
преподавателя,
так
и
студента,
которые
задействованы
в
научно-
исследовательском процессе.
В формировании клинического мышления у студентов младших курсов большую
роль играют совместные заседания студенческих предметных
кружков ветеринарных
дисциплин.
Особенно
результативно
привлечение
к
научно-исследовательской
работе
старшекурсников(3-4 курс), которые участвуют в выполнении проектов и выпускных
квалификационных работ.
Предметные
кружки
-
одна
из
основных
форм
внеклассной
работы,
важное
средство
профессиональной
ориентации
учащихся.
Занятия
в
предметных
кружках
способствуют развитию у учащихся творческих способностей, формируют у них навыки
самостоятельной и исследовательской работы.
Формы занятий в предметных кружках разнообразные беседы, доклады, диспуты,
постановка опытов, лабораторные работы, экскурсии, туристские походы и другие.
Участие студентов отделения ветеринарии в работе предметного кружка позволяет
развивать
исследовательскую
деятельность
студентов,
что
отражается
в
диаграммах
анализа деятельности предметного кружка «Юный анатом».
За исследуемый период повысилось количество студентов принимающих участие в
исследовательской
деятельности
на
базе
предметного
кружка
(с
8
до
80
человек),
соответственно увеличилось количество студентов занявших призовые места (до 82 %),
расширился уровень участия студентов в различных мероприятиях (от муниципального до
международного), повысилось качество обучения по дисциплине.