Автор: Белова Ольга Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "детский сад №133"
Населённый пункт: город Севастополь, Республика Крым
Наименование материала: занятие по ФЭМП для старших дошкольников
Тема: В мире геометрических фигур
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Севастополя «Детский сад №133 »
Конспект
Занятия по формированию элементарных
математических представлений.
На тему: «Путешествие в страну геометрических
фигур ».
Подготовила воспитатель:
Белова Ольга Вадимовна.
Севастополь 2016
2
Занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Программное содержание:
«Познавательное развитие»
Продолжать формировать у детей умение классифицировать геометрические фигуры (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) по форме и размеру. Учить находить лишнюю
фигуру по отличительному признаку, соотносить две одинаковые фигуры: учитывать их
элементы;
Воспитывать интерес к ФЭМП, используя элементы занимательной математики.
«Речевое развитие»
Совершенствовать диалогическую речь.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
«Художественно-эстетическое»
Развивать
чувство
прекрасного
создавая
композицию
из
геометрических
фигур.
«Физическое развитие»
Сохранять и укреплять здоровье детей, используя здоровье сберегающие технологии.
Материал:
Демонстрационный
материал - плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник); изображение корабля для игры « Соедини по цифрам»;
плоскостные блоки Дьенеша;
«Колумбово яйцо»; изображение мальчика и девочки из
геометрических фигур.
Раздаточный
материал
-
плоскостные
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник, прямоугольник); игра «Колумбовое яйцо» на каждого ребенка.
Методические
приёмы:
игровая
ситуация;
беседа;
задание
для
выполнения
продуктивной
деятельности;
художественное
слово;
объяснение;
поощрение;
музыкальное сопровождение, работа со схемами; работа с картой; педагогическая оценка;
анализ выполнения заданий детьми.
Ход занятия.
3
I часть
Дети стоят в кругу, воспитатель с детьми.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Дети:
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Воспитатель:
Если каждый улыбнётся
– Утро доброе начнётся.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо с приглашением в страну
« Геометрических фигур». Как вы думаете, кто живет в этой стране?
Дети:
- В этой стране живут геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Какие вы знаете геометрические фигуры?
Дети:
- Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Воспитатель:
- В послании написано, что нас приглашают на остров « геометрических фигур ». Для
путешествия нам понадобится карта и транспорт. Но какой это транспорт мы с вами
узнаем, расшифровав послание. Давайте рассмотрим, что тут изображено.
Дети:
- Точки, цифры.
Дидактическая игра « Соедини по цифрам».
Воспитатель:
- Давайте соединим точки, следуя порядка чисел, тогда
мы узнаем на каком виде
транспорта будем путешествовать.
- Какая цифра первая?
Дети:
- Первая цифра один.
Воспитатель:
4
- Какая цифра следующая?
Дети:
Следующая цифра два.
Воспитатель:
Соедини первую точку со второй.
( Соединив все точки между собой, дети получили изображение корабля.)
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно, что ж у нас получилось?
Дети: У нас получился корабль.
II Основная часть.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю на наш корабль, занимайте свои места: девочки присаживайтесь на
стулья с красными треугольниками, а мальчики с синими квадратами. Я буду вашим
капитаном, а вы моя команда. Все заняли свои места и приготовились к путешествию?
Дети: Да!!
играет музыка « шум моря».
- Ребята, я вижу остров « Геометрических фигур». Пришвартуемся к берегу. Команда
прошу сойти на берег. Давайте посмотрим на карту. Куда же нам двигаться дальше?
Хорошо,
что
нам
прислали
карту,
ведь
в
незнакомом
месте
так
легко
заблудиться.
(Рассматриваем
карту)
Куда
мы
должны
идти
ребята?
Куда
стрелка
показывает
направление?
Дети:
- Стрелка показывает, что нам нужно двигаться вперед.
( музыка « веселый марш»)
Дидактическая игра « Блоки Дьенеша»
Воспитатель:
- Посмотрите перед нами пальма, но что на ней растет?
Дети:
На пальме растут плоды.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, плоды волшебные, они геометрической формы.
- Чтобы сорвать волшебный плод надо отгадать головоломку.
(Дети
делятся
на
подгруппы
по
2-3
человека.
Каждая
подгруппа
отгадывает
свою
геометрическую фигуру способом исключения по предложенным схемам).
5
- Отгадайте, какую фигуру вам надо взять? Не круглая, не квадратная, не прямоугольная,
не синяя, не красная, большая. (Желтый большой треугольник)
-
Вторая
подгруппа
отгадывает
фигуру,
которая
не
квадратная,
не
треугольная,
не
прямоугольная, не желтая, не красная, не большая. ( Маленький, синий круг)
Третья
подгруппа
должна
угадать
фигуру,
которая
не
круглая,
не
треугольная,
не
прямоугольная, не синяя, не желтая, не маленькая. ( Красный большой квадрат)
- Четвертая группа отгадывает не треугольную фигуру, не квадратную, не круглую, не
красную, не желтую, не большую. ( Синий маленький прямоугольник)
- Какая у тебя в руках фигура? Почему это круг (несколько детей описывают по одному
виду геометрических фигур).
- Мы молодцы, справились с заданиями. А теперь все эти волшебные плоды мы соберем в
корзину. А нам пора идти дальше. Давайте рассмотрим карту. Куда нас дальше она ведет?
В какую сторону показывает стрелка? (Уточняем направление)
( музыка « веселый марш»)
Воспитатель:
- Посмотрите перед нами пляж.
( музыка « шум моря»)
- Мы долго шли и устали с дороги. Давайте отдохнем, сядем, закроем глаза и послушаем
шум моря. Опустите руки в ласковую, спокойную, теплую воду. Сделайте глубокий вдох
носом и почувствуйте морской бриз. Поднимите руки вверх к яркому жгучему, бодрящему
солнцу.
- Мы с вам отдохнули, ребята посмотрите, что вы видите на этом пляже?
Дети:
На пляже лежат камни.
Воспитатель:
Какого они цвета?
Дети:
- Белого.
Воспитатель:
- Давайте сделаем камни ярче, красочнее. Для этого присядьте за столы и украсьте их
цветными геометрическими фигурами.
Дидактическая игра « Колумбовое яйцо»
- Какие красивые, яркие камни у вас получились, давайте украсим ими морской берег.
6
А нам пора отправляться дальше. Где наша карта? Пусть она нам поможет определиться
куда двигаться дальше ?(Уточняем направление) (Вверх? вниз? вправо? влево?)
( музыка « веселый марш»)
Воспитатель:
- Дети, посмотрите перед нами местные жители, их зовут Нолик и Галочка. Они совсем
одни на этом острове и у них нет друзей. Давайте им поможем найти друзей, таких же,
как они.
Дети:
- Давайте.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур состоит Нолик? (туловище -
большой
прямоугольник; голова - круг; ноги два маленьких треугольника; руки - два
маленьких круга.)
- А из каких геометрических фигур состоит Галочка? ( Туловище - большой треугольник;
голова – круг; ноги два маленьких треугольника; руки - два маленьких круга.)
- Поможем нашим друзьям?
Дети:
- Да, поможем.
Воспитатель:
- Я приглашаю вас сесть за стол. Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика (Е. Железнова « краб».)
Теперь можно приступить к работе. ( Самостоятельная работа детей)
- Ребята, какие мы молодцы, у нас получились очень веселые и дружные жители. Они вас
благодарят и хотят с вами потанцевать.
Музыка «Чунга- чанга» (Дети повторяют движения за воспитателем.)
Воспитатель:
- Наше путешествие подходит к концу, пора прощаться с нашими жителями острова и
отправляться в детский сад. Слышите нас, уже зовет наш корабль!
(Гудок корабля.)
Воспитатель:
- Команда, стройся, шагом марш!
(Музыка « Веселый марш»)
Воспитатель:
- Я приглашаю вас занять свои места на корабле.
7
Музыка « шум моря»
Закройте глаза, сосчитайте до «10» и мы окажемся в детском саду.
- Откройте глаза, мы приплыли в детский сад.
III Заключительная часть. Подведения итога занятия.
Вопросы к детям:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Где мы очутились?
Что нам помогало путешествовать по острову?
С какими препятствиями мы столкнулись?
Какое задание вам было трудно выполнить?
Вы молодцы и большие умницы. И мы с вами еще не раз будем путешествовать, и
узнавать много интересного.