Напоминание

"Организация работы по развитию речи детей интеллектуальной недостаточностью"


Автор: Меркулова Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гадалейская СОШ"
Населённый пункт: село Гадалей, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы по развитию речи детей интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Гадалейская средняя общеобразовательная школа»

Статья.

«Организация работы по развитию речи детей с интеллектуальной

недостаточностью».

Меркулова Любовь Ивановна

учитель начальных классов

Гадалей. 2016 г.

2

Содержание

Введение------------------------------------------------------2-4

Глава

1.

Теоретическое

обоснование

аспекта

работы

по

развитию

речи

младших школьников, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

1.1 Речь как фактор развития человека-----------------5-6

Глава 2. Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта.

2.1

Особенности

речевого

развития

младших

школьников

с

нарушением

интеллекта----------------------------------------------------7-9

Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам в развитии речи с

нарушением интеллекта

3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта---10-18

3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с

умственной отсталостью младшего школьного возраста-------- 18-23

Заключение-------------------24

Список литературы-----------25

Приложения-------------------26-47

3

Введение

Одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем- эта

задержка психического развития и трудностей обучения этих детей.

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции

Российской

федерации)

относятся

к

категории

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

нуждаются

в

специальном

образовании.

В

настоящее

время

работа

педагога

с

этими

детьми

становится

все

более

актуальной по причине увеличения числа детей с задержкой психического

развития,

со

слабоумием.

Поэтому

актуальным

является

исследование

развития

речи

умственно

отсталых

детей

с

индивидуальным

подбором

методов коррекции.

Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с

недостатками

развития

и

составляют

2,86%;

умственно

отсталые

дети

занимают третью позицию и составляют 1,84%. Как видим, это достаточно

большие цифры. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных

психических

функций,

в

той

или

иной

степени

оказывают ся

несформированными речевая система и оперирование элементами речи на

практическом

уровне,

что,

в

свою

очередь,

ограничивает

возможности

перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных

языковых закономерностей. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый

ряд

пробелов

в

развитии

фонетической

стороны

речи.

Задержка

в

формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией

развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой

Необходимо

отметить,

что

объем

психологических

знаний

о

детях

с

различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и

нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная

психология

как

целостная

отрасль

психологической

науки

начала

формироваться

всего

несколько

десятилетий

назад.

Количество

знаний

о

разных

недостатках

крайне

мало

и

соответственно

представляет

профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.

Объект

исследования:

Организация

работы

по

развитию

речи

детей

с

интеллектуальной недостаточностью.

Предмет

исследования:

особенности

формирования

речи

у

детей

с

интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: определить особенности формирования речи младших

школьников с интеллектуальной недостаточностью.

4

Задачи исследования:

• Изучить теоретически и проанализировать психолого-педагогическую и

медицинскую литературу по проблеме исследования.

Изучить

особенности

развития

речи

у

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Показать

особенности

формирования

речи

младших

школьников

с

интеллектуальной недостаточностью.

Рассматривая вопрос об особенностях развития речи детей с нарушением

интеллекта, необходимо остановится на особенностях психического развития

младших школьников и, конкретно, речевого развития без патологии.

5

1.1 Речь как фактор развития человека

Речь

это

процесс

общения;

язык

система

выработ анных

предшествующими

поколениями

фонетических,

лексических

и

грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык

относятся

к

общественным

явлениям.

Она

возникает

и

развивается

под

влиянием

потребности

в

общении

и

служит

целям

общественного

объединения

людей.

Речь

обеспечивает

историческую

преемственность

опыта людей. Она тесно связана со всей психической жизнью человека:

мышлением,

воображением,

эмоциями,

волей

и

другими

психическими

процессами.

Известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка.

Она

ре а лизует

не сколько

пот ребно стей

человека

( р е б е н к а ) :

коммуникативную,

информативную,

познавательную

(развивающую),

что

уже

говорит

о

ее

большой

значимости.

В

современном

мире

проблема

развития речи у всех детей стоит очень остро. Пропадает интерес к книге не

только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга,

как

у

детей,

так

и

у

взрослых.

По

мере

овладения

речью

формируется

психика

ребенка,

его

мышление,

познавательные

процессы,

общие

и

специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи

препятствуют

нормальному

развитию

ребенка,

формированию

его

личностных качеств.

Речь

является

врожденной

способностью,

а

развивается

в

процессе

онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения

до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка

и служит показателем его общего развития.

Речь

служит

орудием

человеческого

мышления,

средством

общения,

выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей,

по-разному

их

называют,

указывают

их

различные

возрастные

границы

(А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие).

А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:

1-й – подготовительный - до 1 года;

2-й – преддошкольный – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

6

Критические

периоды

развития

речи

играют

роль

предрасполагающих

условий

для

возникновения

нарушений

речи;

они

могут

иметь

как

самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными

факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией

со стороны нервной системы и др. Речь формируется задолго до того, как

придет

сознание

и

является

одним

из

показателей

развития

ребенка

(человека),

что

говорит

о

том,

что

необходимо

прилагать

немало

труда

родителям и нам, педагогам, если мы хотим, чтобы наши дети были развиты.

Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами,

свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития.

7

Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью

2.1

Особенности

речевого

развития

младших

школьников

с

умственной

отсталостью.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у

детей

с

интеллектуальным

недоразвитием

определяется,

прежде

всего,

когнитивной

функцией

речи,

тесной

связью

процессов

развития

речи

и

познавательной

деятельности

ребенка.

Разговорно-бытовая

речь

ребенка

оказывается

слаборазвитой.

Это

затрудняет

его

общение

со

взрослыми.

Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко

не

всегда

правильно.

Значительно

осложненным

оказывается

также

выполнение поручений и заданий.

При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи

у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного

для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к

значительным изменениям и задержкам в умственном развитии.

В

настоящее

время

в

отечественной

логопедии

существуют

две

классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая –

психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая

классификация

опирается

в

основном

на

медицинский аспект нарушения, ориентируясь на коррекцию дефекта речи, и

идет от общего к частному.

Психолого-педагогическая

классификация

была

создана

в

результате

критического анализа предыдущей. Эта классификация исходит из принципа

«от частного к общему».

Все

виды

клинико-педагогической

классификации

подразделяются

на

2

группы: нарушения устной и письменной речи.

8

Нарушения

устной

речи

в

свою

очередь

подразделяются

на

нарушения

внешнего высказывания (или произносительной стороны речи) и нарушения

внутреннего высказывания.

Рассмотрим эти нарушения подробнее.

I. Нарушения внешнего высказывания могут подразделяться на насколько

подвидов:

нарушения голосообразования;

нарушения темпа и плавности речи;

нарушения звукопроизношения;

нарушения интонации.

Эти нарушения могут наблюдаться как самостоятельно, так и в совокупности.

Всем

описанным

патологическим

состояниям

были

даны

специфические

термины.

Дисфония

отсутствие

или

расстройство

функции

впоследствии

патологических изменений голосового аппарата.

При этом нарушении речи голос либо совсем отсутствует, либо происходят

различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Данные изменения

обусловлены

функциональными

или

органическими

поражениями

голосообразующего

аппарата

и

могут

возникнуть

в

любом

возрастном

периоде.

Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс

торможения преобладает над процессом возбуждения. При брадилалии речь

сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

Тахилалия – нарушение речи, при котором речь становится патологически

быстрой.

При

этом

сохраняются

фонетическая,

лексическая

и

грамматическая

стороны

речи.

Тахилалия

может

быть

органической

и

функциональной. Если при тахилалии происходят необоснованные запинки,

паузы и т.п., то она носит название «полтерн».

Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц

речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным.

Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

9

Дислалия

нарушение

звукопроизношения

при

нормальном

слухе

и

нормальной

иннервации

речевого

аппарата.

Проявляется

в

заменах,

искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким

причинам:

из-за

несформированности

правильного

положения

артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за

неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого

артикуляционного

аппарата.

Существует

и

психолингвистический

аспект

данного

нарушения:

оно

может

происходить

в

результате

нарушения

различения

и

узнавания

фонем

родного

языка,

т.е.

происходит

дефект

восприятия. Также он может происходить, если у ребенка не сформированы

такие операции, как отбор реализации звуков. Тогда говорят о дефектах

продуцирования. Если наблюдается какой-либо дефект в строении речевого

аппарата,

то

нарушение

носит

органический

характер,

если

нет

то

функциональный. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи,

а если была травмирующая ситуация – в любом возрасте.

Описанные выше дефекты имеют вид самостоятельного нарушения.

Но

существуют

и

такие,

при

которых

нарушаются

несколько

звеньев

сложного

механизма

высказывания.

Среди

них

выделяют

дизартрию

и

ринолалию.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса,

обусловленное

анатомо-физиологическим

поражением

речевого

аппарата

(например,

расщелины

неба).

При

ринолалии

происходит

специфическое

изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех

звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой

происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки

нарушаются. Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

Дизартрия

нарушение

произносительной

стороны

речи

вследствие

недостаточной

иннервации

речевого

аппарата.

Дизартрия

возникает

из-за

органического поражения центральной нервной системы. Может возникнуть

в

любом

возрасте

из-за

перенесенных

инфекций

мозга.

Дизартрия

различается по месту локализации и по степени поражения

10

Глава

3.

Коррекционная

помощь

младшим

школьникам

с

умственной отсталостью.

В

логопедической

работе

используют

различные

методы:

практические, наглядные и словесные.

Система

логопедической

работы

по

устранению

различных

форм

нарушения речи носит дифференцированный характер с учетом множества

определяющих его факторов.

Важным направлением работы по развитию речи умственно отсталых

детей является: создание условий для речевого общения по поводу какой-

либо

деятельности

(предметной,

игровой

и

других);

специальные

фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей

речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей.

Большое

значение

в

коррекционной

работе

с

детьми,

имеющими

интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между

их

практическими

опытом

и

наглядно-образными

представлениями

с

включением речи в мыслительную деятельность.

К

диагностическим

и

коррекционным

методикам

предъявляются

следующие требования:

материал

и

условия

выполнения

подбираются

с

расчетом

на

максимальную доступность для детей по всем параметрам;

в

методики

включается

серия

однородных

заданий,

что

исключает влияние случайных причин.

Диагностические и коррекционные методики предполагают системное

воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого

присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

11

Блок I –диагностический.

Цель:

диагностика

факторов

риска

для

каждой

семьи,

разработка

коррекционной программы.

Мет од ы

:анализ

биографической

информации,

медицинской

документации,

обследование

детей

с

помощью

наблюдений,

бесед,

выявление

речевых

нарушений

(фонетиче ских,

л е кс и ч е с к и х ,

грамматических)

и

неврологической

симптоматики,

разработка

перспективного плана.

Блок II – коррекционный

Ц е л ь : гармонизация

коррекционного

процесса;

преодоление

внутрисемейного

кризиса;

расширение

сферы

осознанности

мотивов

воспитания;

снятие

противоречий;

изменение

родительских

установок

и

позиций; обучение родителей новым формам общения с ребенком.

Коррекционный блок включает два этапа:

1.Подготовительный,

цель

которого

создание

установки

на

коррекционную

работу,

повышение

чувства

уверенности,

подготовка

артикуляционного

аппарата,

воспитание

фонематического

слуха,

самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

2.Основной

направлен

на

коррекцию

речевых

нарушений:

постановку,

автоматизацию

и

введение

звуков

в

самостоятельную

речь;

работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются

уверенность,

чувство

полноценности.

Параллельно

с

коррекцией

речи

происходит коррекция личности.

Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции, методика

групповой

родительской

коррекции:

«Родительский

семинар»,

методика

совместных занятий родителей с детьми.

12

Блок III – оценочный, контрольный.

Цель:

оценка

динамики

речевого

и

личностного

развития,

степени

устойчивости, отсутствия рецидивов.

Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный

анализ результатов первичного и повторного обследований.

Изучение уровня речевой коммуникации.

Методические указания.

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения

за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на

характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать

и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Оценка

коммуникативных

умений

проводится

с

учетом

следующих

критериев (таблица 1).

Критерии оценки

коммуникативных умений детей.

Оценка

в

баллах.

Уровень

речевой

коммуникации.

Ребенок активен в общении, умеет слушать

и понимать речь, строит общение с учетом

ситуации, легко входит в контакт с детьми и

взрослыми,

ясно

и

по следовательно

выражает свои мысли, пользуется формами

речевого этикета.

3

Высокий

Ребенок слушает и понимает речь, участвует

в

общении,

чаще

по

инициативе

других;

умение

пользоваться

формами

речевого

этикета неустойчивое.

2

Средний

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в

о б щ е н и и

с

д е т ь м и

и

п е д а г о г о м ,

1

Низкий

13

невнимателен,

редко

пользуется

формами

речевого этикета, не умеет последовательно

излагать свои мысли, точно передавать их

содержание.

2.Изучение уровня связной речи детей.

Методические указания.

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа

текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые

рассказ или сказку.

Пересказы

детей

записываются

и

анализируются

по

следующим

показателям (таблица 2).

1

.

Понимание

текста.

Правильно

ли

ребенок

формулирует

основную

мысль.

2

.

Структурирование

текста.

Умение последовательно и точно строить пересказ

(базируется на основе сопоставления пересказа со

структурой текста).

3

.

Лексика.

Полнота

использования

лексики

текста,

замена

авторских выразительных средств собственными.

4

.

Грамматика.

Правильность

построения

предложений,

умение

использовать сложные предложения.

5

.

Плавность речи.

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу

пересказа,

необходимость

повторного

чтения

текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

10 баллов - высшая оценка воспроизведения текста;

14

2 балла – правильное воспроизведение;

1

балл

незначительные

отклонения

от

текста,

отсутствие

грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок;

0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста,

бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким

образом,

оценка

10

баллов

соответствует

высокому

уровню

воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5

баллов – низкому уровню.

3.Изучение словарного запаса детей.

Методические указания.

Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее

точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек,

фруктов, овощей, транспорта.

Педагог называет понятие, объединяющее несколько картинок, просит

испытуемого

дать

подробное

определение

понятия,

а

затем

отобрать

соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением

животных.

В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных

картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный

оценивается 0 баллов.

Высшая оценка – 30 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот».

15

Ребенку предлагается подобрать к названному слову, противоположное

по

значению.

Всего

предлагают

10

слов

(

например:

грустный-веселый,

старый-молодой, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-

близко, смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).

Высшая оценка – 10 баллов.

4. Изучение грамматической стороны речи.

Методические указания.

Необходимо

выявить

уровень

владения

грамматиче скими

конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью

предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и

предложений.

Задание №1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее

смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать;

кошка

поймана

мальчиком;

утка

убежала

прежде,

чем

ее

схватила

овца;

собака кусает медведя, который схватил зайца и другие).

Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания

заключается в необходимости использования правил применения глубинных

структур

в

разработке

стратегий

по

использованию

поверхностных

грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания

выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из заложенной в их

о снову

грамматиче ской

конструкции,

или

ориентируются

н а

последовательность названия понятий.

Верные результаты – 1 балл, неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 10 баллов

16

5. Изучение состояния звуковой стороны речи.

Методические указания к обследованию речи.

Для

выявления

особенностей

звукопроизношения

детей

можно

использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить,

как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой

речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок,

в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для

проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в

названиях которых оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р),и

картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак –

рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие

или

замену

звуков,

но

и

отчетливость,

ясность

произношения,

их

дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком «+»

отмечается

правильное

произношение,

умение

дифференцировать

звуки,

регулировать темп речи и дыхания; знаком «-» - пропуск звуков, отсутствие

их дифференциации. Нарушения в регулировании темпа речи.

Речь детей оценивается по трехбалльной системе.

Критерий оценки

звуковой стороны речи

Баллы

.

Уровень

развития

звуковой

стороны

1.Правильное,

отчетливое

произношение

всех

звуков родного языка. Умение дифференцировать

3

Высокий

17

звуки (различать на слух и при произношении).

Хорошая

регуляция

темпа

речи

и

речевого

дыхания.

2.

Неустойчивость

и

недостаточная

четкость

произношения и дифференциации звуков.

2

Средний

3. Дефекты в произношении звуков, отсутствие

их дифференциации. Способность регулировать

темпы речи и дыхания отсутствуют.

1

Низкий

18

3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи

детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со

взрослым,

мы

имеет

мощное

средство

системной

организации

наших

психических процессов. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе

логопедической

работы

моделируются

различные

ситуации

речевого

общения.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.

К

практическим

методам

отно сят:

упражнения,

игры

и

моделирование.

Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при

выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе

он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются:

Подражательно-исполнительские

(дыхательные,

голосовые,

артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);

Конструктивные

(конструирование

букв

из

элементов,

реконструирование букв);

Творческие

(использование

усвоенных

способов

в

новых

условиях, на новом речевом материале);

Речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);

Игровые

(имитация

действия,

повадок

животных),

которые

снимают

у

детей

напряжение,

создают

эмоционально-положительный

настрой.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов

игровой

деятельности

в

сочетании

с

другими

приемами:

показом,

пояснениями, указаниями, вопросами.

19

Ведущая

роль

принадлежит

педагогу,

который

подбирает

игру

в

соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет

роли, организует деятельность детей.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в

целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и

связях между их элементами (графические схемы структуры предложения,

слогового и звукового состава слова).

Наглядные методы – формы усвоения знаний, умений и навыков в

зависимости

от

применяемых

при

обучении

наглядных

пособий

и

технических средств обучения.

К наглядным методам относят:

Наблюдение

(применение

картин,

рисунков,

профилей

артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений);

Рассматривание рисунков, картин, макетов;

Демонстрация диа- и кинофильмов;

Прослушивание аудиозаписей;

Показ образца выполнения задания, способа действия.

Использование словесных

методов

определяется

возрастными

особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и

задачами, этапом коррекционного воздействия.

Рассказ

форма обучения, при которой словесное изложение носит

описательный

характер.

Рассказ

предполагает

воздействие

на

мышление

ребенка,

воображение,

чувства,

побуждает

к

речевому

общению,

обмену

впечатлениями.

Используется

также

пересказ

сказок,

литературных

произведений.

Б е с е д а в

зависимости

от

дидактических

задач

может

быть

предварительной и итоговой, обобщающей.

20

Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей –

процесс

длительный

и

сложный.

Наиболее

длительным

является

этап

введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на

1-1,5 года.

Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с

развитием

познавательной

деятельности

детей,

формирований

операций

анализа, синтеза, сравнения. В логопедической работе широко используется

прием

сравнения

на

всех

этапах

логопедической

работы

по

устранению

нарушений звукопроизношения (сравнивается правильное и неправильное

произношение

звука,

проводится

сравнение

отрабатываемых

звуков

с

фонетически далекими, а затем близкими звуками и другое).

Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики,

воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти.

Коррекцию

нарушений

звукопроизношения

связывают

с

развитием

речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи,

словаря, грамматического строя речи.

Пути

коррекции

нарушения

лексико-грамматической

стороны

речи.

В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению

словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова,

формированию лексической системности и семантических полей. Особого

внимания

требует

предикативный

словарь

(глаголы

и

прилагательные).

Важным

направлением

логопедического

воздействия

является

усвоение

детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий.

Последовательность

работы

над

грамматическими

формами:

от

конкретного

к

абстрактному,

от

семантически

простых

форм

к

более

сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным.

Проводится

работа

над

падежными

окончаниями,

развитием

функции

21

словоизменения,

словообразования,

усвоением

глубинно-семантических

отношений внутри высказывания, над распространением предложений.

Формирование грамматического строя речи в младших классах у

детей

с

интеллектуальной

задержкой

в

развитии.

При

построении

предложений широко используется опора на внешние схемы, идеограммы,

т.е. материализацию структуры речевого высказывания.

Последовательность в работе над связным текстом такова:

- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;

- пересказ по сюжетной картинке;

- пересказ без опоры на наглядность;

- пересказ на основе деформированного текста;

- рассказ по серии сюжетных картинок;

- рассказ по сюжетной картинке;

- самостоятельный рассказ.

Коррекция

нарушений

письменной

речи

у

школьников

с

интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием

у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

абстрагирования.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с

коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов

звукопроизношения,

фонематиче ской

стороны

речи,

л е кс и ко -

грамматического

строя.

Развитию

у

детей

с

интеллектуальными

нарушениями

основных

функций

речи

способствует

использование

различных дидактических игр.

Примерные

игры

и

упражнения

по

развитию

речи

младших

школьников с умственной отсталостью представлены в приложении.

22

Музыкотерапия.

Прослушивание

музыкальных

произведений,

ритмические

движения

под музыку, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Создает

положительный

эмоциональный

фон

реабилитации

(снятие

фактора тревожности, неуверенности), стимулирует двигательные функции,

развивает

и

корректирует

сенсорные

процессы

(ощущения,

восприятия,

представления) и сенсорные способности, развивает и дыхательный аппарат,

растормаживает речевую функцию.

Воздействие цвета на организм ребенка.

Цвет

Положительное влияние на организм

Синий.

Успокаивающее

действие,

расслабляющий

эффект,

снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный,

розовый.

Повышение

физиче ской

р а б ото с п о с о б н о с т и ,

ощущение

теплоты,

стимуляция

психиче ских

процессов.

Зеленый.

Успокаивающее

действие,

создание

хорошего

настроения.

Желтый.

Цвет

радости

и

покоя,

нейтрализация

негативного

состояния.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что

морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры

головного

мозга

совершается

под

влиянием

кинестетических

импульсов,

идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой,

штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях альтернативные

методики активизируют развитие речи ребенка и способствуют оздоровлению

всего организма.

23

Заключение

Эффективность

применения

нетрадиционных

методов

терапии

во

многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В

процессе

такого

сочетания

ребенок

исподволь

постепенно

овладевает

необходимыми речевыми навыками и умениями.

Логопедическая работа, которая обусловлена особенностями высшей

нервной

деятельности,

психологическими

особенностями

детей

с

интеллектуальными

отклонениями,

а

также

характером

симптоматики,

механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей.

Для

ребенка

с

отклонениями

в

развитии

необходима

длительная,

постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и

близких, их любовь, терпение и выдержка.

24

Список литературы:

1.

Алябьева

Е.А.

«Логоритмические

упражнения

без

музыкального

сопровождения», Москва, «Сфера», 2006г.

2.

Асташина

И.В.

«Логопедические

игры

и

упражнения

для

детей»,

Москва, «Дом»,2008г.

3.

Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по

курсу, ЧГПУ, 2004г.

4.

«Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.

5.

Зайцева

«Коррекционная

педагогика»,

Ростов-на-Дону,

«Март»,

2002г.Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь»,

2004г.

6.

Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.

7.

«Коррекционная

педагогика

в

начальном

образовании»

под

ред

Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.

8.

Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва,

«Питер», 2004г.

9.

«Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.

10.

Мишина

Г.А.,

Моргачева

Е.Н.

«Коррекционная

и

специальная

педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007г.

11.

Степанова

О.А.

«Методика

игры

с

коррекционно-развивающими

технологиями», Москва, «Академия, 2003г.

25

Приложения.

Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных

упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с

целью тренировки и совершенствования их мышц.

Пассивные упражнения.

Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху;

Собирание губ трубочкой;

Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов

рта;

Подтягивание верхней губы для открывания верхних зубов и десен;

Оттягивание нижней губы для открывания нижних зубов и десен;

Поднятие кончика или других частей языка к небу за верхними зубами

с помощью взрослого;

•«Маятник» - ритмические движения языком ребенка влево-вправо, который

захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным

пальцами взрослого, одетыми в напальчник.

Упражнения на развитие мышц нижней челюсти.

Опускание и поднимание нижней челюсти;

Выдвигание вперед нижней челюсти и задвигание назад сначала при

закрытом, затем при открытом рте. Губы при этом отведены в улыбку;

Подражание жеванию;

Опускание

нижней

челюсти

с

преодолением

сопротивления

рукам

взрослого;

Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы

назад;

Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы

назад и преодолением сопротивления рукам взрослого.

Упражнения на развитие мимических мышц.

Поднимание и опускание бровей;

Одновременное открывание и закрывание глаз;

Одновременное, затем поочередное прищуривание глаз;

Поочередное, затем одновременное надувание щек;

26

По

заданию

взрослого

изобразить

выражение

лица

удивленного,

радостного, грустного, сердитого человека.

Упражнения на развитие губных мышц.

Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», затем воронкой при

открытых зубах;

Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;

Дрожание губ (подражание фырканью лошади;

Поочередное наполнение воздухом пространства под верхней, а затем

под нижней губой;

Беззвучное произнесение (без голоса) звуков «п-п-п», «у», «о», «и»,

«ы».

Упражнения на развитие мышц языка.

«Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на

нижней губе в течение 8-10 сек. Стараться не допускать его дрожания или

опущения.

• «Чашечка» - широкий язык высунуть изо рта, затем прогнуть посередине,

чтобы приподнялись вверх его передние и боковые края. Удерживать язык в

таком положении 8-10 сек.

• «Воронка» - Если сразу не удается прогибание посередине широкого языка

с одновременным поднятием его передних и боковых, можно попробовать

свернуть язык узкой воронкой. В этом варианте упражнения передний край

языка не приподнимается.

• «Чашечка в движении» - рот широко открыт, язык в этом положении

выдвигается изо рта, затем задвигается обратно (повторить 4-5 раз).

Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть

вперед и удерживать в этом положении 8-10 сек., не давая языку расшириться

и, не помогая ему зубами или губами.

• «Почисти зубы» - ритмическое проведение языком сначала по верхним,

затем по нижним зубам в левую и правую стороны при сжатых губах.

• «Шаги» - рот широко открыт, губы в улыбке, язык поочередно ставится за

верхние зубы, перед ними, за нижние зубы, перед ними, как будто шагает

через них (повторить 4-5 раз).

27

• «Горка» - широкий язык поставить за передние нижние зубы, упереться в

них и выгнуть спинку языка. Удерживать это положение в течение 8-10 сек.

Не допускать поднятие языка за верхние зубы или нижнюю губу.

• «Часики» - узким языком поочередно дотрагиваться до правого и левого

углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под

счет 4-5 раз.

«Качели»

-

широкий

язык

прижать

к

верхней

губе,

будто

стараясь

дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться до подбородка, прижимая

язык к нижней губе.

• «Сладкое варенье» - широким языком облизать поочередно верхнюю и

нижнюю губы, двигаясь по кругу сначала в левую, затем в правую сторону.

• «Змейка» - узкий напряженный язык, как при упражнении «Иголочка»,

ритмично выдвигать вперед и снова убирать вглубь рта. Движения выполнять

ритмично, с усилием, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться до

какого-то предмета (повторить 4-5 раз). При выполнении не придерживать

язык губами.

• «Накажи непослушный язычок» - губы в улыбке, зажать широкий язык

зубами, затем, открывая и закрывая рот, легко постучать по языку зубами (4-5

раз).

• «Орешек во рту» - при закрытом рте сильно упереться языком в левую и

правую щеку так, будто во рту катается орех.

• «Лошадка» - рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления

щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную

связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык

липкую конфету или жевательную резинку.

• «Грибок» - язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом

положении 5-10 сек.

• «Автомат» - быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д».

Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается

от них, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения выполняются в течение 5-7 минут в положении сидя или стоя, в

удобной, расслабленной позе, без напряжения.

28

Дятел.

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох.

На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6раз).

Василек.

Распустился наш цветок –

Ярко-синий василек.

Ну, пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую,

по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Бычок.

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м), одновременно

постукивая пальцами по крыльям носа.

Замочек.

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При

вдохе

оказывать

сопротивление

входящему

воздуху,

надавливая

на

крылья

носа

пальцами.

Вовремя

более

продолжительного

выдоха

сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям

носа.

29

Гномик.

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по

крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».Шарик.

Будто шариком играем;

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вздохнули:

Шарик наш надули.

Быстро

втянуть

внутрь

живота

брюшные

мышцы,

одновременно

сделав

резкий выдох через нос (3-4 раза).

Доктор.

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел –

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть

язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести « а-а-а» (5-6

раз).

Обогащение словаря.

Пополнение

словарного

запаса

может

включать

в

себя

использование

различных

игр,

где

ребенок

принимает

непосредственное

участие,

использование

потешек,

скороговорок,

чистоговорок,

сказок

небольших

стихотворений.

Скороговорки.

А

30

Актер театра.

Алеша Ульяне

сигнал подает,

Ульяна услышит –

Алешу зовет.Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Б

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Забавной обезьяне

бросили бананы.

Бросили бананы

Забавной обезьяне.

Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай, бычок!

В

В зимний холод

Всякий молод.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Г

Га-га-га! –

Гогочет гусь.

Я семьей своей горжусь!

31

На иве галка,

На берегу – галька.

Гусь Гога

И гусь Гага

Друг без друга

Ни шага.

Д

Дятел дуб долбил,

Да не додолбил.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дед Данила делил дыню:

Дольку – Диме,

Дольку – Дине.

Е

Еле-ле-

Ели-зар

Едет-едет

На базар.

А с базара,

А с базара

Не догонишь

32

Ели-зара.

Еле-еле Лена ела,

Есть из лени не хотела.Ж

-Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

Слишком много ножек

У сороконожек.

Жук упал

и встать не может,

Ждет он,

кто ему поможет.

Задрожали зайки,

Увидев волка на лужайке.

З

Зоиного зайку

Зовут Зазнайка.

У Зины болит зуб,

Она не может есть суп.

33

Змея шипит,

А жук жужжит.

И, Й

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

К

Клубок упал на пол.

Кот катал клубок.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Покатил Костя

В Кострому в гости.

Вот веселый колобок

Покатился, как клубок.

Л

Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

34

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.М

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду – много пчел.

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Н

Мандаринки у Маринки,

У Маринки – мандаринки.

Соня-незнайка,

А Зина – зазнайка.

О

В зимний холод всякий молод.

35

Чем меньше слов,

Тем больше дров.

П

Петя пилил пилой пень.

Пара птиц порхала, порхала –

Да и выпорхнула.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

У пеньков опять пять опят.

Из-под пилки сыплются опилки.

Р

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

На горе Арарат

растет крупный виноград.

Орел на горе, перо на орле.

Проворонила ворона вороненка.

Роет землю старый крот,

разоряет огород.

36

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тараторят,

Тараторят, тарахтят.

С

Вася косил косилкой

спелый овес.

Сеня вез воз сена.

Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

У Сени и Сани

в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усище,

А усики.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Спасибо, мороз,

Что снегу нанес.

Т

От топота копыт

37

Пыль по полю летит.

Грабли-грести,

Метла – мести,

Весла – везти,

Полозья – ползти.

У Тамары – тараторки

33 скороговорки.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять! –

Таня любит танцевать.

У

Стала утка на пруду

Учить своих утят;

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Летел на болото

Носатый удод,

Глядел на удода

Усатый Федот.

Ф

У Фани – фуфайка,

38

У Феди – туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Х

Муха – горюха

Села на ухо.

Прохор и Пахом

Ехали верхом.

Хохотушка буква Х

Рассмеялась:

- Ха-ха-ха!

Ц

Бегают две курицы

Прямо на улице.

В цветнике цветут цветы.

Очень часто бьются

У Танечки блюдца.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

39

У кольца нет конца.

Цыпленок цапли

цепко цепляется за цепь.

Ч

Пекарь пек калачи в печи.

У нас в печурочке

Золотые чурочки.

Шубка овечки

Теплее любой печки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Ш

В шалаше шесть шалунов.

Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

40

Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Саша шапкой шишку сшиб.

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый Мишка.

Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

Щ

Волки рыщут,

Пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой башмаки,

41

Этой щеткой чищу брюки,

Все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не отпущу.

Ы

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Милая Мила мылась мылом.

Ю

Юла возле Юльки

Крутится, поет,

Юле и Юре спать не дает.

Я

Ящерка яблоки на ярмарку везла.

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

Дидактическая игра «Добавь словечко».

Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в ...

42

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в …

Льется чай из чайника,

Кофе - из …

Вот салат в салатнице,

А сухарь в …

Вот идет усатый кот

И ведет …

На поляне рыжий лис,

А рядом два …

Белка спит в дупле с …

Зайчиха прыгает с …

Придумала я три словечка:

Река, реченька и речка.

Ну а хитренький мальчонка

Подсказал слово …

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово …

А с косичками девчушка

Слово вспомнила …

43

У реки песок какой?

Все ответили …

На реке цветы какие?

Ну, конечно же …

А вода в реке какая?

Ясно всем, она …

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Различные игры с пальчиками (сгибание, разгибание, массаж, катание

мячика – «ежика» в руках.

Можно изготовить пальчиковый бассейн (в большой коробке из-под

обуви

делается

несколько

отделений,

каждое

из

которых

заполняется

различными материалами, например, шишками, желудями, рисом, горохом,

песком и т.д.

Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать

«волны».

Использовать логоритмические упражнения – рассказывание стихов с

помощью рук.

Мы большой арбуз купили (показываем какой большой арбуз)

И домой скорей пошли (шагаем).

Там его мы долго мыли (показываем, как моем арбуз),

Обтирали как могли (показываем, как обтираем),

Разрезали вдоль полосок, (действия

А потом и поперек. соответствуют

По щекам и подбородку, проговариваемому),

Сладкий сок арбузный тек.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

44

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо-влево, чистота,

Волосы ерошит ветер,

Мы шоферы хоть куда!

Ананас похож на шишку,

Хомячок похож на мышку.

Вертолет - на стрекозу,

Антилопа - на козу.

Маленький верблюд - на ламу,

Ну, а я похож на маму.

Фонетическая ритмика – сиситема специальных упражнений, сочетающая

речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов,

слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

В комплекс утренней гимнастики или при изучении букв и звуков можно

включать упражнения на выделение фонем.

«А» - дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный,

они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

«О» - дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики

пальцев касались друг друга. Произнося гласный, они плавно поднимают

руки вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

«У»

-

и.п.

руки

согнуты

на

уровне

груди,

ладошки

повернуты

от

себя.

Произнося звук, дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

45

«Цапля» - «цап» - дети делают хватательное движение к себе.

«ля» - делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»).

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые

дорожки»

-

рисовать

круги

на

песке

и

воде,

проговаривая

слоговые дорожки.

«Водолаз» - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные

игрушки,

предметы

или

специальные

картинки

для

игр

в

воде

с

дифференцируемыми звуками.

«Два

моря»

-

таз

делится

перегородкой

на

две

части.

Ребенок

опускает

предметы

или

игрушки

с

дифференцируемыми

звуками

в

разные

моря

( например, в море «с» или море «з»).

«Ширма» - за ширмой взрослый прячет некоторые предметы, которые могут

звучать,

например,

колокольчик,

барабан,

стеклянная

банка,

деревянный

кубик. Педагог издает звук при помощи предмета, а дети должны догадаться,

какой предмет прозвучал.

Формирование слоговой структуры слова.

«Полоски» - ребенок чертит заданное количество полосок, а затем по их

количеству придумывает слово. Можно рисовать полоски на воде. Тогда

задача усложняется, т.к. нужно удерживать в памяти количество полосок.

«Рассели картинки в домик» - дети учатся выделять первый и последний

звуки в слове и соотносить их со схемой.

«Исправь ошибку» - логопед чертит ошибочное количество полосок. Ребенок

анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или

убирая лишнюю полоску.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

«Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные (в воде или песке)

различные

предметы

или

игрушки

и

подбирает

к

их

названиям

прилагательные, согласовывая их с существительными.

Возможно использование пиктограмм, например

Рисунок – заяц,

задание – назови ласково,

образец ответа – заинька, зайчик, зайчишка.

46

«Кто (что) лишний (-ее)? – найти среди животных того, кто чем-то отличается

от остальных (волк, рысь, лиса, собака).

Коррекция дисграфии.

Игра «На что похож предмет»?

Срисовывание серии изображений.

Находить сходства и различия по предъявляемым рисункам.

Из представленных элементов сложить буквы.

Реконструирование букв (Р в В, Ж в К).

Применение изограмм (обведи рисунок по точкам; прочитай слово).

Развитие связной речи.

Деформированные предложения, текст.

Игра в «потому что» - где взрослый начинает предложение, а ребенок,

начиная со слов «потому что», продолжает.

Использование картинок – символов при пересказе или составлении

рассказа (сказки).

Составление рассказа по плану.

План рассказа:

- семечко; - способы ухода; - всходы; - плоды.

Загадки – описания:

Форма – овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый,

живет – в норе.



В раздел образования