Автор: Варшавская Вероника Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: г. Красногорск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственной культуры личности"
Раздел: дошкольное образование
1
Варшавская Вероника Евгеньевна
МБДОУ д/c № 24
воспитатель
Доклад
«Формирование нравственной культуры личности»
Красногорск 2017
2
Формирование нравственной культуры личности.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного
процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей,
выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал,
жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и
представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности
составляет
одну
из
главных
задач
современного
общества.
Преодоление
отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно
развитой
личности
в
процессе
исторического
развития
общества
не
совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти
усилия
направляются
как
на
создание
материальных
возможностей,
объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на
каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека.
1.
Сущность и цели нравственного воспитания.
Цель
нравственного
воспитания
реализуется
всем
содержанием
воспитательной
деятельности,
которая
представляет
собой
двусторонний
процесс отношений субъекта и объекта воспитания.
Воспитательная
деятельность
предполагает
процесс
превращения
моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию
при
этом
как
воспитатель
выступает
«соавтором»
и
«поставщиком»
воздействия
общества
на
личность
с
помощью
используемых
им
специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания
является
активным
участником
процесса
воспитания:
избирательно
относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и
поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое
содержание
прежде
всего
сообщение
воспитуемым
определенной
информации
о
должном
поведении.
Ответственность
за
поведение
вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в
определенных
условиях.
Усвоение
моральных
норм
осуществляется
стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает
этому
процессу
целевую
направленность,
систематичность
с
помощью
этического
просвещения.
Как
бы
ни
варьировались
его
формы,
принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания
нуждается в развитии и совершенствовании.
3
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» –
это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении,
в
своих
повседневных
поступках.
Нравы
не
вечные
и
не
неизменные
категории,
они
воспроизводятся
силой
привычки
масс,
поддерживаются
авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это
личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как
доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
И.С.
Марьенко
обозначил
«нравственность»
–
как
неотъемлемую
сторону
личности,
обеспечивающую
добровольное
соблюдение
ею
существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение
в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому
себе, труду.
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как
человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная
норма
может
побуждать
ребенка
к
определенным
поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности.
Это
специально
организованное,
управляемое
и
контролируемое
взаимодействие
воспитателей
и
воспитанников,
конечной
своей
целью
имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие
«нравственное
воспитание»
всеобъемлюще.
Оно
пронизывает
все
стороны
жизнедеятельности
человека.
Именно
поэтому
выдающийся
педагог
современности
В.А.
Сухомлинский,
разработав
воспитательную
систему
о
всестороннем
развитии
личности,
вполне
обосновано
считал,
что
ее
системаобразующий
признак
–
нравственное
воспитание.
«Сердцевина
нравственного
воспитания
–
развитие
нравственных чувств личности».
«Нравственное
во спитание»
–
это
целенаправленное
и
систематическое
воздействие
на
сознание,
чувства
и
поведение
воспитанников
с
целью
формирования
у
них
нравственных
качеств,
соответствующих требованиям общественной морали».
Нравственное
воспитание
эффективно
осуществляется
только
как
целостный
процесс
педагогической,
соответствующей
нормам
общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков:
деятельности,
отношений,
общения
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных особенностей.
4
Результатом целостного процесса является формирование нравственно
цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести,
нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
формирование
сознания
связи
с
обществом,
зависимости
от
него,
необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
ознакомление
с
нравственными
идеалами,
требованиями
общества,
доказательство их правомерности и разумности;
превращение
нравственных
знаний
в
нравственные
убеждения,
создание системы этих убеждений;
формирование
устойчивых
нравственных
чувств,
высокой
культуры
поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный
процесс,
включающий
педагогические
и
социальные
явления.
Однако
процесс нравственного воспитания в известной мере, автономен. На эту его
специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания;
воспитание и развитие нравственных чувств;
выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных
отношений,
состояний.
Субъективной
движущей
силой
развития
нравственного
сознания
является
нравственное
мышление
–
процесс
постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений,
ситуаций,
их
анализ,
оценка,
принятие
нравственных
решений,
осуществление
ответственных
выборов.
Нравственные
переживания,
мучения
совести
поражаются
единством
чувственных
состояний,
отраженных
в
сознании,
и
их
осмыслением,
оценкой,
нравственным
мышлением.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных
моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений
и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и
стимулом
проявления
нравственной
воли.
Вне
нравственной
воли
и
действенно
практического
отношения
к
миру
не
существует
реальной
нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства
и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные
убеждения в жизни
5
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности
и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми,
их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и
убеждений.
Формирование
моральных
привычек
–
это
тот
путь
проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого
невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами
– словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной
сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением
личности.
Без
моральной
привычки
невозможны
самоутверждение,
самовоспитание, уважение к самому себе.
Н р а в с т в е н н о е
п о в ед е н и е
л и ч н о с т и
и м е е т
с л е д у ю щ у ю
последовательность:
жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное
переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;
выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной
практике,
особенно
в
экстремальных
условиях,
всегда
реализуются
в
единстве все названные компоненты.
Важнейшим
средством
нравственного
воспитания
является
использование
созданных
в
культуре
на
разных
этапах
исторического
развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к
которому
стремится
человек.
Как
правило,
нравственные
идеалы
формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной
системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение
к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг
человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как
объективной
реальности,
но
и
оценку
своего
места
в
окружающей
действительности, связей с другими людьми.
1.
Содержание нравственного воспитания.
Единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не
существует.
Но, тем не менее, возможно выделить различные подходы ученых к
пониманию содержания процесса нравственного воспитания:
когнитивный,
оценочно-эмоциональный,
интегративно-мировоззренческий,
аксиологический,
поведенческий (деятельностный),
целостный.
6
В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.)
нравственное воспитание рассматривается как:
процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о
нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
процесс формирования умения давать содержательную характеристику
нравственным
ценностям
и
анализировать,
как
именно
они
могут
проявляться в поведении.
Основным структурным компонентом их концепции нравственного
воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие
нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает
содержание
нравственного
просвещения
лишь
сообщением
воспитуемым
определенной информации о должном поведении.
Сторонники
оценочно-эмоционального
подхода
(Вахтеров
В.
П.,
Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о
нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации
невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе
активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание
рассматривается как:
процесс формирования оценочных суждении,
характеризующих отношение к нравственным ценностям,
взаимоотношения людей,
устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.
Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае
является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и
системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).
Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А.,
Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум
предыдущим
подходам,
признавая
решающее
значение
сознания
в
нравственном
воспитании,
считают,
что
нравственные
нормы
воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и
чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета
диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.
Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В.,
Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует
нравственное воспитание как:
процесс
формирования
целостного
нравственного
представления
о
природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и
нравственных идеалов личности, общества.
7
Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный
структурный
компонент
нравственного
воспитания
формирование
мировоззрения.
Сластенин
В.
А.,
Исаев
И.
Ф.,
Мищенко
А.
И.,
Шиянов
Е.
И.,
придерживаясь
аксиологического
подхода,
определяют
нравственное
воспитание как:
с п е ц и а л ь н о
о р г а н и з о в а н н ы й
п р о ц е с с
и н т е р и о р и з а ц и и
общечеловеческих ценностей.
Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого
подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция
взаимозависимого и взаимодействующего мира.
Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С.
И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает
нравственное воспитание как:
процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек,
нравственного поведения;
процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления
в процессе жизнедеятельности;
процесс стремления человека к нравственному идеалу.
Основными
компонентами
нравственного
воспитания
сторонники
данного подхода выделяют:
формирование навыков и привычек поведения;
формирование
умения
делать
нравственный
выбор
в
процессе
разнообразной деятельности и общения с людьми.
Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не
должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек
поведения.
Лишь
в
реальных
жизненных
ситуациях,
активных
взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе
сознательного
нравственного
выбора
формируются
личностно
значимые
нравственные
ценности,
которые
со
временем
закладывают
фундамент
нравственности данного человека.
В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания
(Богданова
О.
С.,
Каиров
И.
А.,
Черепкова
С.
В.
и
др.)
нравственное
воспитание
рассматривается
как
целостный
процесс
формирования
и
развития нравственной личности ребенка.
Структурными компонентами данного подхода являются:
нравственное просвещение,
формирование нравственных убеждений,
развитие нравственных чувств,
8
формирование навыков и привычек нравственного поведения,
выработка правильных нравственных оценок и отношений,
формирование
характера,
черт
личности,
интериоризация
общечеловеческих ценностей
формирование мировоззрения человека.
То
есть
все
те
структурные
компоненты,
которые
являлись
стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой
системе
целостного
подхода.
Нравственное
воспитание
эффективно
осуществляется
только
как
целостный,
соответствующий
нормам
общечеловеческой
морали
процесс
организации
всей
жизнедеятельности
воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений,
общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой).
Теоретически
обоснованным
и
оправдавшим
себя
на
практике
является
подход
целостности
нравственного
воспитания,
органического
единства нравственного просвещения, воспитания и жизни.
Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой,
источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и
противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных
или
деятельностных
мероприятиях,
но
и
в
повседневных
социальных
отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться,
делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои
знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.
Проблема
целеполагания
в
педагогике
всегда
являлась
одной
из
острейших,
поскольку
от
цели
зависит
вся
совокупность
остальных
компонентов
системы
воспитания
–
задач,
средств,
форм,
методов.
Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая
эффективность различных средств и методов воспитания.
1.
Методы нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в
руках учителя, воспитателя, педагога.
Они
выполняют
функции
организации
процесса
нравственного
развития и совершенствования личности, управление этим процессом.
При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:
целенаправленное воздействие на учащихся,
организуется и направляется их жизнедеятельность,
обогащается их нравственный опыт.
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются
от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится
не
только
со
всем
классом,
но
и
принимает
индивидуальные
формы.
9
Конечная
цель
работы
с
коллективом
–
воспитание
личности
каждого
ребенка.
Этой
цели
подчиняется
вся
воспитательная
система.
Создание
коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный
путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания как:
методы приучения
упражнения,
стимулирования,
торможения,
самовоспитания,
руководства,
объяснительно - репродуктивные
и проблемно-ситуативные.
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие
методы как:
упражнение и убеждение.
Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых
навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение
-
направлено
на
формирование
этических
понятий,
на
разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного развития личности и проверки ее
зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод
п р о бл е м н о - с и туа ц и о н н ы й .
Э тот
м е тод
п о буж д а е т
л и ч н о с т ь
систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с
избранными
формами
поведения
как
конечного
результата
решения
поставленной
проблемы.
Метод
интенсифицирует
протекание
процесса
мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.
Самостоятельное
решение
нравственных
проблем,
в
различных
жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и
качествами
личности,
прослеживать
характер
ее
развития,
определять
перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы,
обобщать нравственные знания и умения.
Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных
задач,
создание
коллизий
и
ситуаций,
задания
на
самостоятельное
продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
10
методы
формирования
сознания
(рассказ,
объяснение,
разъяснение,
лекция,
этическая
беседа,
увещевание,
внушение,
диспут,
доклад, пример).
методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В
процессе
нравственного
воспитания
применяются
и
такие
вспомогательные методы как:
поощрение и наказание.
Они
служат
для
одобрения
положительного
и
суждения
отрицательных поступков и действий.
К
методам
нравственного
воспитания
относится
так
же
личный
пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на
формирование морального облика.
В
системе
основных
методов
воспитательного
воздействия
как
составная часть, средство и прием используется положительный пример. В
педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и
как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.
Итак,
нравственное
воспитание
–
непрерывный
процесс,
он
начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный
на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Заключение
Нравственное
воспитание
подрастающего
поколения
-
одна
из
основных
задач
общества.
Маленький
человек
входит
в
сложный
многогранный
мир,
в
котором
он
встречается
не
только
с
добром
и
справедливостью,
героизмом
и
преданностью,
но
и
с
предательством,
нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от
плохого.
Для
этого
необходимо
сформировать
человека
с
прочными
идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.
Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его
жизненный
опыт
только
начинает
накапливаться.
Именно
в
детстве
определяется
направленность
личности,
появляются
первые
моральные
установки, взгляды.
В
основе
содержание
воспитания
остается
в
нашем
обществе
неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от
этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических
возможностей в восприятии окружающего мира. Для того чтобы содержание
воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы
адекватные методы, средства, педагогические пути.
11
Характер
педагогического
воздействия
определяется
исходными
позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность,
создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции
придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и
всему педагогическому процессу в целом.
Для
нравственного
воспитания
важно,
что
взрослый
является
и
организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех
моральных
ценностей,
к
которым
у
ребенка
формируется
определенное
отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца
поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем
выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Первые
нравственные
навыки
дети
получают
в
семье.
В
игре
и
посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные
качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение
обусловлено
внешними
влияниям
и
инстинктивными
импульсами.
Воспитание
помогает
ему
прийти
к
внутренне
о смысленному,
обусловленному
мировоззрением,
нравственным
чувством
и
сознанием
поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.
На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях
управления собственным поведением.
Литература:
1.
Е.А
Алябьева
«Нравственно-этические
беседы
и
игры
с
дошкольниками». - М., 2007г.
2.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е
изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М,
2008г.
3.
Мир
детства.
Дошкольник
/
Под
ред.
А.В.
Запорожец.-
М.,
Педагогика, 2007г.
4.
Нравственное
воспитание
дошкольника
/
Под
ред.
В.
Г.
Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.
5.
Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.