Напоминание

"Формирование нравственной культуры личности"


Автор: Варшавская Вероника Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: г. Красногорск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственной культуры личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Варшавская Вероника Евгеньевна

МБДОУ д/c № 24

воспитатель

Доклад

«Формирование нравственной культуры личности»

Красногорск 2017

2

Формирование нравственной культуры личности.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного

процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей,

выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал,

жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и

представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности

составляет

одну

из

главных

задач

современного

общества.

Преодоление

отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно

развитой

личности

в

процессе

исторического

развития

общества

не

совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти

усилия

направляются

как

на

создание

материальных

возможностей,

объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на

каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного

совершенствования человека.

1.

Сущность и цели нравственного воспитания.

Цель

нравственного

воспитания

реализуется

всем

содержанием

воспитательной

деятельности,

которая

представляет

собой

двусторонний

процесс отношений субъекта и объекта воспитания.

Воспитательная

деятельность

предполагает

процесс

превращения

моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию

при

этом

как

воспитатель

выступает

«соавтором»

и

«поставщиком»

воздействия

общества

на

личность

с

помощью

используемых

им

специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания

является

активным

участником

процесса

воспитания:

избирательно

относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и

поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое

содержание

прежде

всего

сообщение

воспитуемым

определенной

информации

о

должном

поведении.

Ответственность

за

поведение

вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в

определенных

условиях.

Усвоение

моральных

норм

осуществляется

стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает

этому

процессу

целевую

направленность,

систематичность

с

помощью

этического

просвещения.

Как

бы

ни

варьировались

его

формы,

принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания

нуждается в развитии и совершенствовании.

3

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» –

это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении,

в

своих

повседневных

поступках.

Нравы

не

вечные

и

не

неизменные

категории,

они

воспроизводятся

силой

привычки

масс,

поддерживаются

авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это

личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как

доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С.

Марьенко

обозначил

«нравственность»

как

неотъемлемую

сторону

личности,

обеспечивающую

добровольное

соблюдение

ею

существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение

в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому

себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как

человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная

норма

может

побуждать

ребенка

к

определенным

поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности.

Это

специально

организованное,

управляемое

и

контролируемое

взаимодействие

воспитателей

и

воспитанников,

конечной

своей

целью

имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие

«нравственное

воспитание»

всеобъемлюще.

Оно

пронизывает

все

стороны

жизнедеятельности

человека.

Именно

поэтому

выдающийся

педагог

современности

В.А.

Сухомлинский,

разработав

воспитательную

систему

о

всестороннем

развитии

личности,

вполне

обосновано

считал,

что

ее

системаобразующий

признак

нравственное

воспитание.

«Сердцевина

нравственного

воспитания

развитие

нравственных чувств личности».

«Нравственное

во спитание»

это

целенаправленное

и

систематическое

воздействие

на

сознание,

чувства

и

поведение

воспитанников

с

целью

формирования

у

них

нравственных

качеств,

соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное

воспитание

эффективно

осуществляется

только

как

целостный

процесс

педагогической,

соответствующей

нормам

общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков:

деятельности,

отношений,

общения

с

учетом

их

возрастных

и

индивидуальных особенностей.

4

Результатом целостного процесса является формирование нравственно

цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести,

нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

формирование

сознания

связи

с

обществом,

зависимости

от

него,

необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомление

с

нравственными

идеалами,

требованиями

общества,

доказательство их правомерности и разумности;

превращение

нравственных

знаний

в

нравственные

убеждения,

создание системы этих убеждений;

формирование

устойчивых

нравственных

чувств,

высокой

культуры

поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный

процесс,

включающий

педагогические

и

социальные

явления.

Однако

процесс нравственного воспитания в известной мере, автономен. На эту его

специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания;

воспитание и развитие нравственных чувств;

выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных

отношений,

состояний.

Субъективной

движущей

силой

развития

нравственного

сознания

является

нравственное

мышление

процесс

постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений,

ситуаций,

их

анализ,

оценка,

принятие

нравственных

решений,

осуществление

ответственных

выборов.

Нравственные

переживания,

мучения

совести

поражаются

единством

чувственных

состояний,

отраженных

в

сознании,

и

их

осмыслением,

оценкой,

нравственным

мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных

моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений

и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и

стимулом

проявления

нравственной

воли.

Вне

нравственной

воли

и

действенно

практического

отношения

к

миру

не

существует

реальной

нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства

и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные

убеждения в жизни

5

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности

и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми,

их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и

убеждений.

Формирование

моральных

привычек

это

тот

путь

проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого

невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами

– словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной

сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением

личности.

Без

моральной

привычки

невозможны

самоутверждение,

самовоспитание, уважение к самому себе.

Н р а в с т в е н н о е

п о в ед е н и е

л и ч н о с т и

и м е е т

с л е д у ю щ у ю

последовательность:

жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное

переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения;

выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной

практике,

особенно

в

экстремальных

условиях,

всегда

реализуются

в

единстве все названные компоненты.

Важнейшим

средством

нравственного

воспитания

является

использование

созданных

в

культуре

на

разных

этапах

исторического

развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к

которому

стремится

человек.

Как

правило,

нравственные

идеалы

формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной

системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение

к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг

человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как

объективной

реальности,

но

и

оценку

своего

места

в

окружающей

действительности, связей с другими людьми.

1.

Содержание нравственного воспитания.

Единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не

существует.

Но, тем не менее, возможно выделить различные подходы ученых к

пониманию содержания процесса нравственного воспитания:

когнитивный,

оценочно-эмоциональный,

интегративно-мировоззренческий,

аксиологический,

поведенческий (деятельностный),

целостный.

6

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.)

нравственное воспитание рассматривается как:

процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о

нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;

процесс формирования умения давать содержательную характеристику

нравственным

ценностям

и

анализировать,

как

именно

они

могут

проявляться в поведении.

Основным структурным компонентом их концепции нравственного

воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие

нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает

содержание

нравственного

просвещения

лишь

сообщением

воспитуемым

определенной информации о должном поведении.

Сторонники

оценочно-эмоционального

подхода

(Вахтеров

В.

П.,

Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о

нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации

невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе

активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание

рассматривается как:

процесс формирования оценочных суждении,

характеризующих отношение к нравственным ценностям,

взаимоотношения людей,

устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.

Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае

является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и

системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А.,

Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум

предыдущим

подходам,

признавая

решающее

значение

сознания

в

нравственном

воспитании,

считают,

что

нравственные

нормы

воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и

чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета

диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В.,

Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует

нравственное воспитание как:

процесс

формирования

целостного

нравственного

представления

о

природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и

нравственных идеалов личности, общества.

7

Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный

структурный

компонент

нравственного

воспитания

формирование

мировоззрения.

Сластенин

В.

А.,

Исаев

И.

Ф.,

Мищенко

А.

И.,

Шиянов

Е.

И.,

придерживаясь

аксиологического

подхода,

определяют

нравственное

воспитание как:

с п е ц и а л ь н о

о р г а н и з о в а н н ы й

п р о ц е с с

и н т е р и о р и з а ц и и

общечеловеческих ценностей.

Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого

подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция

взаимозависимого и взаимодействующего мира.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С.

И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает

нравственное воспитание как:

процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек,

нравственного поведения;

процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления

в процессе жизнедеятельности;

процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными

компонентами

нравственного

воспитания

сторонники

данного подхода выделяют:

формирование навыков и привычек поведения;

формирование

умения

делать

нравственный

выбор

в

процессе

разнообразной деятельности и общения с людьми.

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не

должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек

поведения.

Лишь

в

реальных

жизненных

ситуациях,

активных

взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе

сознательного

нравственного

выбора

формируются

личностно

значимые

нравственные

ценности,

которые

со

временем

закладывают

фундамент

нравственности данного человека.

В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания

(Богданова

О.

С.,

Каиров

И.

А.,

Черепкова

С.

В.

и

др.)

нравственное

воспитание

рассматривается

как

целостный

процесс

формирования

и

развития нравственной личности ребенка.

Структурными компонентами данного подхода являются:

нравственное просвещение,

формирование нравственных убеждений,

развитие нравственных чувств,

8

формирование навыков и привычек нравственного поведения,

выработка правильных нравственных оценок и отношений,

формирование

характера,

черт

личности,

интериоризация

общечеловеческих ценностей

формирование мировоззрения человека.

То

есть

все

те

структурные

компоненты,

которые

являлись

стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой

системе

целостного

подхода.

Нравственное

воспитание

эффективно

осуществляется

только

как

целостный,

соответствующий

нормам

общечеловеческой

морали

процесс

организации

всей

жизнедеятельности

воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений,

общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой).

Теоретически

обоснованным

и

оправдавшим

себя

на

практике

является

подход

целостности

нравственного

воспитания,

органического

единства нравственного просвещения, воспитания и жизни.

Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой,

источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и

противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных

или

деятельностных

мероприятиях,

но

и

в

повседневных

социальных

отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться,

делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои

знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

Проблема

целеполагания

в

педагогике

всегда

являлась

одной

из

острейших,

поскольку

от

цели

зависит

вся

совокупность

остальных

компонентов

системы

воспитания

задач,

средств,

форм,

методов.

Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая

эффективность различных средств и методов воспитания.

1.

Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в

руках учителя, воспитателя, педагога.

Они

выполняют

функции

организации

процесса

нравственного

развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:

целенаправленное воздействие на учащихся,

организуется и направляется их жизнедеятельность,

обогащается их нравственный опыт.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются

от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится

не

только

со

всем

классом,

но

и

принимает

индивидуальные

формы.

9

Конечная

цель

работы

с

коллективом

воспитание

личности

каждого

ребенка.

Этой

цели

подчиняется

вся

воспитательная

система.

Создание

коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный

путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания как:

методы приучения

упражнения,

стимулирования,

торможения,

самовоспитания,

руководства,

объяснительно - репродуктивные

и проблемно-ситуативные.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие

методы как:

упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых

навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение

-

направлено

на

формирование

этических

понятий,

на

разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее

зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод

п р о бл е м н о - с и туа ц и о н н ы й .

Э тот

м е тод

п о буж д а е т

л и ч н о с т ь

систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с

избранными

формами

поведения

как

конечного

результата

решения

поставленной

проблемы.

Метод

интенсифицирует

протекание

процесса

мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное

решение

нравственных

проблем,

в

различных

жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и

качествами

личности,

прослеживать

характер

ее

развития,

определять

перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы,

обобщать нравственные знания и умения.

Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных

задач,

создание

коллизий

и

ситуаций,

задания

на

самостоятельное

продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

10

методы

формирования

сознания

(рассказ,

объяснение,

разъяснение,

лекция,

этическая

беседа,

увещевание,

внушение,

диспут,

доклад, пример).

методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В

процессе

нравственного

воспитания

применяются

и

такие

вспомогательные методы как:

поощрение и наказание.

Они

служат

для

одобрения

положительного

и

суждения

отрицательных поступков и действий.

К

методам

нравственного

воспитания

относится

так

же

личный

пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на

формирование морального облика.

В

системе

основных

методов

воспитательного

воздействия

как

составная часть, средство и прием используется положительный пример. В

педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и

как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

Итак,

нравственное

воспитание

непрерывный

процесс,

он

начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный

на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Заключение

Нравственное

воспитание

подрастающего

поколения

-

одна

из

основных

задач

общества.

Маленький

человек

входит

в

сложный

многогранный

мир,

в

котором

он

встречается

не

только

с

добром

и

справедливостью,

героизмом

и

преданностью,

но

и

с

предательством,

нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от

плохого.

Для

этого

необходимо

сформировать

человека

с

прочными

идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения.

Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его

жизненный

опыт

только

начинает

накапливаться.

Именно

в

детстве

определяется

направленность

личности,

появляются

первые

моральные

установки, взгляды.

В

основе

содержание

воспитания

остается

в

нашем

обществе

неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от

этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических

возможностей в восприятии окружающего мира. Для того чтобы содержание

воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы

адекватные методы, средства, педагогические пути.

11

Характер

педагогического

воздействия

определяется

исходными

позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность,

создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции

придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и

всему педагогическому процессу в целом.

Для

нравственного

воспитания

важно,

что

взрослый

является

и

организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех

моральных

ценностей,

к

которым

у

ребенка

формируется

определенное

отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца

поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем

выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Первые

нравственные

навыки

дети

получают

в

семье.

В

игре

и

посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные

качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение

обусловлено

внешними

влияниям

и

инстинктивными

импульсами.

Воспитание

помогает

ему

прийти

к

внутренне

о смысленному,

обусловленному

мировоззрением,

нравственным

чувством

и

сознанием

поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.

На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях

управления собственным поведением.

Литература:

1.

Е.А

Алябьева

«Нравственно-этические

беседы

и

игры

с

дошкольниками». - М., 2007г.

2.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е

изд.// Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М,

2008г.

3.

Мир

детства.

Дошкольник

/

Под

ред.

А.В.

Запорожец.-

М.,

Педагогика, 2007г.

4.

Нравственное

воспитание

дошкольника

/

Под

ред.

В.

Г.

Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.

5.

Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.



В раздел образования