Автор: Спиридонова Айталина Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сатагайская СОШ" Амгинский улус РС(Я)
Населённый пункт: Сатагай
Наименование материала: Публичное представление собственного педагогического опыта
Тема: Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе индивидуального образовательного маршрута на уроках математики
Раздел: полное образование
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики МБОУ «Сатагайская СОШ» Амгинского улуса (района)
Спиридоновой Айталины Петровны
Тема самообразования:
«Внедрение
современных
технологий
в
образовательный
процесс
на
основе
индивидуального образовательного маршрута на уроках математики».
Цель: разработать и апробировать индивидуальный образовательный маршрут для
учащихся и внедрить его в образовательный процесс.
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы
Содержание работы
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение методической
литературы по проблеме и
имеющегося опыта
Изучение методической
литературы
Прогностический
1.Определение целей и задач
темы.
2.Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
Выступлении на заседании МО
учителей естественно-
технического цикла.
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического
комплекса.
3.Корректировка работы.
1. Выступлении на заседании МО
учителей естественно-
технического цикла по теме:
«Индивидуальный
образовательный маршрут как
форма работы со
слабоуспевающими учащимися
при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ».
2.Открытые уроки на школьном
уровне.
3.Участие в олимпиадах,
конкурсах, научно-практических
конференциях.
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов
работы.
1.Участие и результаты на
районных олимпиадах,
конкурсах, конференциях.
2. Консультативная помощь
учителям и учащимся.
Внедренческий
Распространение опыта работы.
1.Результаты работы над темой
самообразования разместить на
школьном сайте
2. Участие в НПК.
1.
Актуальность.
В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования. Перед
каждой школой сегодня стоит задача подготовки выпускников творческих, ответственных,
инициативных,
готовых
к самореализации и
быстрой
адаптации
к
новым
условиям.
Подготовка будущего выпускника
к
его
профессиональной
деятельности
должна
быть,
прежде всего, направлена на приобретение умения проектировать учебно-воспитательный
процесс,
проектировать
индивидуальный
образовательный
маршрут
каждого учащегося с
целью их личностного развития в ходе образовательной деятельности, вооружение приемами
диагностики
и самодиагностики.
Это
приводит
к
необходимости
перестройки
образовательного процесса в школе и в связи с этим поиску и разработке новых технологий
обучения учеников.
Новые
педагогические
технологии
должны
быть
направлены
на
реализацию
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о го
п од ход а
в
о бу ч е н и и ,
су щ н о с т ь
ко т о р о г о
в гуманизации педагогического
процесса,
уважительном
отношении
к
личности
ученика,
создании условий для выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей.
Ученик при этом должен выступать активным и ответственным субъектом образовательного
процесса.
Сущность индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе, а также
особенности их проектирования и реализации раскрыты в работах С.С. Гавриленко, И.А.
Галацковой, Т.Н. Гущиной, Н.П. Декиной, М.В. Давыдовой и др.
Современные тенденции развития образовательного процесса в школе предполагают
разработку личностно-ориентированных технологий и способов обучения, обеспечивая при
этом сотрудничество всех субъектов образовательного процесса; а также актуальным сегодня
в рамках задач гуманизации образования является проблема педагогического проектирования
учебной деятельности учеников при изучении конкретных учебных дисциплин с учетом их
индивидуальных особенностей. Одним из способов индивидуализации обучения является
организация продвижения учеников по их индивидуальным образовательным маршрутам.
Будущий выпускник школы должен иметь возможность осуществить индивидуальный выбор
своего образовательного пути во время подготовки к профессиональной деятельности. Такая
организация обучения требует особой методики и технологии.
2. Концептуальность.
Во-первых, применение ИОМ на уроках математики и внеурочной деятельности
усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность
учащихся.
Во-вторых,
обеспечивается
высокая
степень
дифференциации
обучения
(индивидуализация обучающихся).
В-третьих, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются
навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-четвёртых,
использование
современных
информационно-коммуникативных
технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-пятых, использование современных информационно-коммуникативных технологий
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
А
всё
вместе,
конечно
же, способствует повышению качества образования по
предмету.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении подходов и
методов во взаимодействии с учащимися.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить
учеников
самостоятельно
приобретать
знания,
творчески
мыслить,
научиться
ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
-
Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,
индивидуализации;
-
Ученик
является
партнёром
по
образовательному
процессу,
обладающий
собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в
которых
проявляется
потребность
и
готовность
ученика
к
самообразованию
и
самовоспитанию.
3. Теоретической базой опыта явились работы С.С. Гавриленко, И.А. Галацкова и др.,
представленных в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:
1.Гавриленко С.С. Индивидуально-образовательный маршрут. Математика в школе.
2007. №3. С.51-56.
2.Галацкова И.А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся
как средство обеспечения адаптивности школьной среды. Автореферат. Ульяновск 2010. 29с.
3.Гущина
Т.Н.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
как
средство
сопровождения
развития
субъективности
обучающихся.
Воспитание
школьников.
2011.
№9.С.32-38.
4.Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения. Завуч. 2004. №6.
С.46-47.
5.Давыдова
М.В.
Моделирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов.
Новокузнецк. 2004. 188с.
6.Кунаш
М.А.
Индивидуальные
образовательные
маршруты
как
средство
формирования познавательной компетентности на уроках. М. Изд-во МГУ, 2011.
4.
Ведущая
педагогическая
идея:
повышение
качества
обучения
математике,
развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности
за счет внедрения индивидуальных образовательных маршрутов в учебном процессе.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Использование ИОМ мне позволяет:
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования
разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном
плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
создать
условия
для
успешной
подготовки,
организации
и
проведения
итоговой
аттестации
выпускников,
совершенствование
системы
подготовки
учащихся
к
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ;
совершенствовать
навыки
самоконтроля,
поскольку
учащиеся
могут
самостоятельно
анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность
благодаря наличию обратной связи;
предвидеть
затруднения,
которые
могут
возникнуть
у
детей
при
усвоении
нового
материала и выполнении дифференцированных заданий;
организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических
конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
6. Результативность.
Использование ИОМ позволило:
создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные
задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность
в том, что он может усвоить предмет;
раскрыть способности одаренных детей, реализовать их возможности и помочь в выборе
профессии;
повысить уровень обученности слабоуспевающих;
Результаты
участия
моих
учеников
(межаттестационный
период)
в
предметных
олимпиадах, заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях приведены в таблице:
Название конкурса
Кол-во участников
Кол-во призовых мест
Улусный фестиваль «Дьо5ур»
12
8
Улусная математическая олимпиада в рамках
улусного праздника «Математический
праздник»
5
1
СВОШ
5
3
Региональный фестиваль «Дьо5ур»
3
2
НПК «Шаг в будущее»
3
1
НПК, сетевой проект «Лукинские чтения»
5
5
Международная олимпиада «Осень-2016»
проекта «Инфоурок»
11
8
XIII международная олимпиада по основам
наук по предмету: математика
9
6
I всероссийская олимпиада по математике
«Мир олимпиад»
4
4
Онлайн-олимпиада «Плюс» (рук. Ященко)
3
1
Использование ИОМ за 5 последних учебных года способствовало:
повышению качества усвоения знаний по математике школьниками до 70 %;
развитию самостоятельности;
повышению творческой активности.
Положительным результатом моей работы считаю:
результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ - 100% сдача экзамена;
поступление моих учеников в технические ССУЗы и ВУЗы Республики Саха (Якутия)
и России, где они успешно продолжают обучение.
Хочется отметить, что работа по ИОМ позволяет слабоуспевающим учащимся добиться
положительных
результатов.
Так,
выпускник
2014
года
Стручков
Александр,
которому
ПМПК показала задержку психического развития, обучившись по ИОМ, поступил в ССУЗ,
успешно окончив которое, в данное время обучается в ЯГСХА.
7. Возможность тиражирования.
Обобщение
собственного
педагогического
опыта
по
теме
самообразования
реализовано в выступлении на улусной научно-педагогической конференции «Реализация
ФГОС:
проблемы,
возможности,
опыт
и
перспективы»,
в
секции
«Реализация
индивидуальных
форм
и
методов
организации
образовательного
процесса
детей
с
различными образовательными потребностями» - диплом III степени.