Автор: Попова Надежда Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская СОШ №2"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Организация проектной деятельности
с использованием ИКТ на уроках музыки
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует
нам
иной
подход
к
выстраиванию
учебно-образовательного
процесса.
Это
связанно
со
многими
факторами.
Каким
образом
выстроить
художественно-творческий
процесс
на
уроке,
чтобы
избежать
традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить
процесс
на
развитие
музыкально-творческого
потенциала,
воспитания
потребности
в
музыкальном
самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие
принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод
проектов».
Повышению мотивации и развитию музыкально-творческих способностей
помогает и такая
работа как проектно-исследовательская деятельность, которая может осуществляться как на уроках, так и
во внеклассной деятельности.
Поскольку
проведение
проектной
и
исследовательской
деятельности
обучающихся
требует
значительных
ресурсных
затрат
времени,
материалов,
информационных
источников,
поэтому
формирование
специфических
умений
и
навыков
самостоятельной
проектной
и
исследовательской
деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но
и в рамках урока.
Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс
действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его
представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод
проектов
–
технология
моделирования
и
организации
образовательных
ситуаций,
в
которых
учащийся
ставит
и
решает
собственные
проблемы,
и
технология
сопровождения
самостоятельной
деятельности учащегося.
Проектная
деятельность
–
естественная
среда
для
формирования
и
оценивания
ключевых
компетентностей.
По
программе
Сергеевой
Критской
в
6
классе
III
четверти,
в
течении
нескольких
уроках
рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Не смотря на то, что с этим понятием
дети
встречались
уже
не
раз
практически
в
каждом
классе,
где
говорилось
о
вокальном,
инструментальном жанре камерной музыки, но имеют ли дети достаточное, целостное представление об
этом виде музыкального искусства. Ведь то, что недостаточно понято, прочувствованно, то всегда и
отвергается. Только вслушиваясь в музыкальные произведения, самостоятельно проникновения в его
образную сферу, замысел композитора, рефлексивного познания своих внутренних чувств, ощущений,
приводит к глубине понимания.
Как решить эту проблему? Возможно раскрыв тему посредством метода проекта, рассчитанного на
несколько уроков и выходящего за рамки урока.
Планируя урок, выстраивая его композицию, мы всегда продумываем возможные варианты ответов
учащихся, наводящие вопросы к возникшим проблемным ситуациям.
Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.
На первом уроке раскрывается на слайде тема: «Камерная музыка»
Основополагающий этап работы в любом проекте это формулировка проблемы и цели.
Класс делится на малые группы сотрудничества, в группах сначала индивидуально, а затем совместно
обсуждается и «выдвигается» проблема и цель.
Что же такое проблема?
Проблема – (из толкового словаря) ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на
научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному.
Проблема противоречие между реальной ситуацией и желаемым результатом.
Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.
Возможно, в обсуждении учащиеся предлагают такую проблему и цель:
Проблема (ученик):
Что раскрывает понятие камерная музыка?
Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки
Как идти к решению этой проблемы? Какие можно выделить задачи (этапы)?
Задачи:
выяснить содержание понятия – камерная музыка
изучить информацию о жанрах, композиторах и исполнителях камерной музыки
раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки
Естественно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:
Проблема (учитель):
Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.
Цель: сформировать целостного представления о камерной музыке
Задачи:
побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях
камерной музыки;
научить систематизировать собранный материал;
обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений
развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке
Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации.
Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском «Энциклопедия классической
музыки» (серия «Интеллектуальный мир», фирма Cominfo)
Каждая группа получает задание ( по карточке) найти информацию по содержанию диска:
Первая группа: о жанрах камерной музыки.
Вторая группа: о композиторах (в карточке указаны фамилии композиторов)
Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).
Четвертая группа: исполнители с мировым именем.
На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по
одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам
рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:
Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой
группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной
музыки). Выступающим задаются
вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не
достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.
Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?
Имеют ли учащиеся полное представление о камерной музыке?
Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя Интернет-ресурс)
по
творчеству
композиторов
в
области
камерной
музыки,
собрать
фонотеку
их
музыкальных
произведений,
затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).
Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-
учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по
эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и
интонационно-
образного содержания.
Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:
1. Проблематизации
2. Поисковый метод
3.Метод дисскусий
4. Мыслительного экспериментирования
5. Размышления
6. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:
Формы организации внеурочной деятельности учащихся:
1. Посещение концертных площадок города (камерной музыки)
2. Творческие работы в виде презентации
3. Оформление фонотеки
4. Организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта
5. Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения
6. Организация музыкальной викторины
7. Проведение круглого стола, дискуссии по теме «Камерная музыка»
Современные
педагогические
технологии
и
внедрение
компьютерных
возможностей
в
музыкальное
образование
позволяет
совершенствовать
содержание
учебно-образовательного
процесса,
повышает
информационную
емкость
уроков
музыки.
Это
особенно
важно
в
ситуации
весьма
ограниченного
времени,
отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность
и
интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается
мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в
значительной мере
способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и
мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.