Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Попова Надежда Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская СОШ №2"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация проектной деятельности

с использованием ИКТ на уроках музыки

Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует

нам

иной

подход

к

выстраиванию

учебно-образовательного

процесса.

Это

связанно

со

многими

факторами.

Каким

образом

выстроить

художественно-творческий

процесс

на

уроке,

чтобы

избежать

традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить

процесс

на

развитие

музыкально-творческого

потенциала,

воспитания

потребности

в

музыкальном

самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие

принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод

проектов».

Повышению мотивации и развитию музыкально-творческих способностей

помогает и такая

работа как проектно-исследовательская деятельность, которая может осуществляться как на уроках, так и

во внеклассной деятельности.

Поскольку

проведение

проектной

и

исследовательской

деятельности

обучающихся

требует

значительных

ресурсных

затрат

времени,

материалов,

информационных

источников,

поэтому

формирование

специфических

умений

и

навыков

самостоятельной

проектной

и

исследовательской

деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но

и в рамках урока.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс

действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его

представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод

проектов

технология

моделирования

и

организации

образовательных

ситуаций,

в

которых

учащийся

ставит

и

решает

собственные

проблемы,

и

технология

сопровождения

самостоятельной

деятельности учащегося.

Проектная

деятельность

естественная

среда

для

формирования

и

оценивания

ключевых

компетентностей.

По

программе

Сергеевой

Критской

в

6

классе

III

четверти,

в

течении

нескольких

уроках

рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Не смотря на то, что с этим понятием

дети

встречались

уже

не

раз

практически

в

каждом

классе,

где

говорилось

о

вокальном,

инструментальном жанре камерной музыки, но имеют ли дети достаточное, целостное представление об

этом виде музыкального искусства. Ведь то, что недостаточно понято, прочувствованно, то всегда и

отвергается. Только вслушиваясь в музыкальные произведения, самостоятельно проникновения в его

образную сферу, замысел композитора, рефлексивного познания своих внутренних чувств, ощущений,

приводит к глубине понимания.

Как решить эту проблему? Возможно раскрыв тему посредством метода проекта, рассчитанного на

несколько уроков и выходящего за рамки урока.

Планируя урок, выстраивая его композицию, мы всегда продумываем возможные варианты ответов

учащихся, наводящие вопросы к возникшим проблемным ситуациям.

Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.

На первом уроке раскрывается на слайде тема: «Камерная музыка»

Основополагающий этап работы в любом проекте это формулировка проблемы и цели.

Класс делится на малые группы сотрудничества, в группах сначала индивидуально, а затем совместно

обсуждается и «выдвигается» проблема и цель.

Что же такое проблема?

Проблема – (из толкового словаря) ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на

научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному.

Проблема противоречие между реальной ситуацией и желаемым результатом.

Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.

Возможно, в обсуждении учащиеся предлагают такую проблему и цель:

Проблема (ученик):

Что раскрывает понятие камерная музыка?

Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки

Как идти к решению этой проблемы? Какие можно выделить задачи (этапы)?

Задачи:

выяснить содержание понятия – камерная музыка

изучить информацию о жанрах, композиторах и исполнителях камерной музыки

раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки

Естественно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:

Проблема (учитель):

Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.

Цель: сформировать целостного представления о камерной музыке

Задачи:

побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях

камерной музыки;

научить систематизировать собранный материал;

обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;

развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений

развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке

Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации.

Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском «Энциклопедия классической

музыки» (серия «Интеллектуальный мир», фирма Cominfo)

Каждая группа получает задание ( по карточке) найти информацию по содержанию диска:

Первая группа: о жанрах камерной музыки.

Вторая группа: о композиторах (в карточке указаны фамилии композиторов)

Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).

Четвертая группа: исполнители с мировым именем.

На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по

одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам

рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:

Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой

группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной

музыки). Выступающим задаются

вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не

достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.

Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?

Имеют ли учащиеся полное представление о камерной музыке?

Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя Интернет-ресурс)

по

творчеству

композиторов

в

области

камерной

музыки,

собрать

фонотеку

их

музыкальных

произведений,

затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).

Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-

учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по

эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и

интонационно-

образного содержания.

Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:

1. Проблематизации

2. Поисковый метод

3.Метод дисскусий

4. Мыслительного экспериментирования

5. Размышления

6. Метод интонационно-стилевого постижения музыки

В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:

Формы организации внеурочной деятельности учащихся:

1. Посещение концертных площадок города (камерной музыки)

2. Творческие работы в виде презентации

3. Оформление фонотеки

4. Организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта

5. Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения

6. Организация музыкальной викторины

7. Проведение круглого стола, дискуссии по теме «Камерная музыка»

Современные

педагогические

технологии

и

внедрение

компьютерных

возможностей

в

музыкальное

образование

позволяет

совершенствовать

содержание

учебно-образовательного

процесса,

повышает

информационную

емкость

уроков

музыки.

Это

особенно

важно

в

ситуации

весьма

ограниченного

времени,

отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность

и

интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается

мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в

значительной мере

способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и

мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.



В раздел образования