Напоминание

"Влияние "психологических пощёчин" в воспитании на здоровье детей"


Автор: Журавлёва Любовь Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние "психологических пощёчин" в воспитании на здоровье детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние «психологических пощёчин» в воспитании на здоровье детей

Журавлёва Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ

«СОШ №9» г. Астрахань.

Сегодня я хочу поставить вопрос о том, каковы общие причины нарушения

психического здоровья детей? Разумеется, я не буду брать генетически

предопределённые варианты нездоровья, когда требуется помощь медиков.

Я хочу поговорить о тех нарушениях, которые являются следствием внешних

условий в семье, школе, социальном окружении.

Несколько лет назад, готовясь к конкурсу «Самая классная классная», я

прочитала небольшую заметку У. Ливингстона Ларнеда «Раскаяние отца».

Она поразила меня точным ощущением совпадений моих взглядов на

воспитание собственных сыновей, а также на воспитание тех мальчишек и

девчонок моего родного 10 «А» класса. Я вдруг стала замечать, что

многолетняя привычка поучать, придираться и распекать становится

своеобразным барьером во взаимоотношениях между мной — учителем, и

детьми. И я стала думать, анализировать, сопоставлять. С точки зрения

христианства, Бог вложил в сердце каждого человека любовь. Мне когда-то

мои родители, видимо, не случайно дали такое имя — Любовь. Так как же

получается, что мои педагогические требования подчас трансформируются в

довольно пренебрежительные замечания, иссушая при этом душу, сердце

каждого участника образовательного процесса: учителя, ребёнка, родителей?

Чтобы разобраться в таких педагогических катаклизмах, во время классного

часа я предложила детям провести игру «Свободный микрофон». Каждый, в

руки кого попадёт такой импровизированный микрофон, в течение 30 секунд

коротко, точно и ясно должен вспомнить факт из своего детства, который

нанёс стресс, заставил страдать и мучиться. Вот что прозвучало тогда:

-никогда не забуду своих ощущений, когда меня, новенькую, представляли

классу. Казалось, что меня выставили на всеобщее обозрение, и класс,

особенно девчонки, оценивающе пренебрежительно разглядывали меня. От

них веяло холодом, непонятной злобой. Я не захотела учиться в этом классе,

поэтому вместо престижного лицея я оказалась здесь;

-

унизительно чувствовал себя, когда почти весь класс опоздал на урок

из-за шоу, устроенного на крыше дома старшеклассником напротив школы,

где красовалось много шаров, цветов и висел плакат: «Катя, прости меня!» А

учитель, не зная об этом, обвинил нас во всех смертных грехах, заставив

писать самостоятельную работу в ускоренном варианте;

-

я так хотел поехать с классом в поход с ночёвкой на 12 пост, но из-за

двоек и плохого поведения родители меня не пустили. Был уже собран

рюкзак, я отвечал за топорик, звонили ребята, а мне было обидно и стыдно,

что я подвёл класс. Они там руками ломали большие ветки для костра, а я

ничем не мог им помочь. Потом некоторые совсем отвернулись от меня .

Таких признаний я выслушала в тот день немало, и так как на этом классном

часе присутствовала психолог, она обобщила причины психического

нездоровья детей. Оказывается, эксперты-медики на основе проведённого в

разных странах исследования пришли к выводу, что нарушения психического

здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в

дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное

влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит

детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности,

опустошённости, к психологическим травмам, бытовому экстремизму.

Итак, какие же воздействия нарушают психическое здоровье детей?

Я полагаю, что своеобразным фактором риска для психического здоровья

детей прежде всего является стрессовая тактика педагогического

воздействия. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это

систематическое использование окриков или так называемых

«психологических пощёчин», а также ограничение времени в процессе

деятельности. Ребёнок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач,

неудовлетворённости взрослых. Школьники, ожидая очередных упрёков и

даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Следующим фактором риска является пресловутая, в течение многих лет

изжившая себя учебная перегрузка. Именно перегрузка как интенсификация

учебной деятельности является одним из факторов роста нервно-

психических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию

возрастных биологических потребностей организма подростка во сне,

двигательной активности, пребывании на воздухе.

Особое место в этой проблеме, по моему мнению, занимает и ситуация в

семье. Да, да, ситуация в рядовой российской малообеспеченной семье.

Современная семья претерпела серьёзные изменения. А ведь модель

поведения ребёнком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня

заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям.

Беспокоит и другое: в благополучных семьях царят жестокость, грубость,

какой-то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственным

ребёнком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввёл

новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идёт о

физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня

до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей

и изгоев, ночующих на вокзалах.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах педагогического

развития ребёнка-вот следующий фактор риска. Непредсказуемые поступки

подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли,

отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростка

функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять

терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в

надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети

«эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми

ситуациями, более успешны в учёбе, у них мало проблем со сверстниками.

И, конечно же, на психологическое здоровье детей влияют всевозможные

зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки.

Чаще всего — это уход от реальности, которая в чём-то не устраивает

ребёнка, форма неосознанного протеста.

Я глубоко убеждена, что для решения проблем психологического здоровья

детей следует разработать систему классных часов, связанных единой темой

и «бьющих» в одну точку. Так, на классном часе «Поговорим о моде» (очень

интересном для старшеклассников), можно чуть расширить рамки предмета

разговора, выбрав тему «Мода и здоровье», где обязательно подвести ребят

путём умозаключений к выводу: в современном мире модно быть здоровым.

Возможно привести слова гениального немецкого писателя Г. Гейне:

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Пусть данное

высказывание станет лейтмотивом разговора о моде.

Особое место в этом аспекте я отвожу туристическим походам по родному

краю. Приехав в Астрахань 23 года назад не по своей воле, а из-за службы

мужа (он военный лётчик), я была поражена скудной растительностью края,

мошкарой, палящим солнцем. После благодатной природы Средней полосы

России (Курская область) мне было трудно привыкать к таким жёстким, на

мой взгляд, климатическим условиям. Мне не хватало дождей, лесов,

грибов, антоновских любимых яблок и многого другого. И вот на День

авиации эскадрилья мужа оказалась с семьями на 12 посту. С тех пор это

место стало любимым местом отдыха, куда мы с детьми ходим 2 раза в год: в

начале учебного года осенью и в конце — весной. Я стала замечать, как

вчерашние хулиганы и двоечники преображаются во время этих походов. Я

могу не торопясь (в школе вечно куда- то спешишь) беседовать до утра у

костра о жизни. Я вижу, какие это надёжные ребята. Такие походы

восстанавливают душевное равновесие, проверяют каждого на человечность.

Вместе с нами всегда родители. Однажды отец одного мальчика, который

стал играть в футбол вместо того, чтобы со всеми собирать для ночёвки

дрова, сказал мне: «Спасибо, что показали мне моего сына с другой стороны,

таким я его не видел». Парень шёл на медаль, был умницей и заводилой в

классе, а ставили палатки, таскали брёвна, обустраивали лагерь другие

ребята.

Уходят дети, разлетаются по стране, по всему миру. И из Швеции, Китая шлют

эсемески: «Как хочется снова с классом в поход!»

Душевное и физиологическое здоровье — это и посещение катка,

всевозможных выставок, театров, музеев. Главное — не лениться это делать

и не бояться. Выпускница Настя Илюхина оставила замечательное сочинение

«Дивные рассветы над рекой», где пишет: «Бывая с классом в ночных

походах, я каждый раз пытаюсь уловить тот миг, когда погаснут звёзды,

пролетит проснувшаяся птица, спугнув с веток тишину. С чего начинается утро

на реке? С неугомонных рыбаков, шума вёсел и моторов, которые врываются

в тишину, оглашая начало нового дня, новых забот о хлебе насущном:

Восходит солнце —

День обрядом древним

Благословлён для доброго труда.

И петухам, охрипшим на деревне,

Гудками отвечает мать-река.

В такие минуты меня охватывает чудное ощущение покоя, умиротворённой

добродетели к людям, травам, цветам.

Ребята ещё спят в палатках, а меня не покидает радостное ощущение счастья.

Я видела сегодня рассвет! О, я обязательно расскажу им, каким он был

именно сегодня:

Рассвет...

Ну с чем тебя сравнить?

С неуловимой сказкой иль мечтою?

Как важно в этом мире дорожить

Той чистотой души и волжскою красою...»

Как классный руководитель я глубоко убеждена, что воспитывать любовь к

родному краю в детях — значит воспитывать граждан, патриотов России.

А пока ... Я раздаю памятки « Как сохранить психическое здоровье ребёнка»

каждому родителю.

- Всегда находите время поговорить с ребёнком, интересуйтесь его

проблемами, давайте советы;

-Не оказывайте нажим на ребёнка, признайте его право самостоятельно

принимать решения, уважайте его право на собственное мнение;

-Научитесь относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который

просто пока обладает меньшим жизненным опытом;

-Не унижайте ребёнка криком, исключите из практики семейного воспитания

«психологические пощёчины»;

-Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную

требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким

успехам.

-Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих

поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите»

добром.

-Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы

снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

-Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребёнком. Хмуро

сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо -

«психологическая пощёчина» ребёнку.

Данная памятка относится , конечно же, и к педагогам. Поиск разрешения

проблем физического и психологического здоровья школьников — процесс

длительный и кропотливый.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги свои тропою Доброты

И радость помоги найти кому-то.

Вот поэтому именно сегодня я спешу творить добрые дела для своих

учеников, чтобы сохранить и укрепить их дух, волю, нравственные начала и

главное — здоровье.



В раздел образования