Автор: Журавлёва Любовь Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние "психологических пощёчин" в воспитании на здоровье детей"
Раздел: среднее образование
Влияние «психологических пощёчин» в воспитании на здоровье детей
Журавлёва Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«СОШ №9» г. Астрахань.
Сегодня я хочу поставить вопрос о том, каковы общие причины нарушения
психического здоровья детей? Разумеется, я не буду брать генетически
предопределённые варианты нездоровья, когда требуется помощь медиков.
Я хочу поговорить о тех нарушениях, которые являются следствием внешних
условий в семье, школе, социальном окружении.
Несколько лет назад, готовясь к конкурсу «Самая классная классная», я
прочитала небольшую заметку У. Ливингстона Ларнеда «Раскаяние отца».
Она поразила меня точным ощущением совпадений моих взглядов на
воспитание собственных сыновей, а также на воспитание тех мальчишек и
девчонок моего родного 10 «А» класса. Я вдруг стала замечать, что
многолетняя привычка поучать, придираться и распекать становится
своеобразным барьером во взаимоотношениях между мной — учителем, и
детьми. И я стала думать, анализировать, сопоставлять. С точки зрения
христианства, Бог вложил в сердце каждого человека любовь. Мне когда-то
мои родители, видимо, не случайно дали такое имя — Любовь. Так как же
получается, что мои педагогические требования подчас трансформируются в
довольно пренебрежительные замечания, иссушая при этом душу, сердце
каждого участника образовательного процесса: учителя, ребёнка, родителей?
Чтобы разобраться в таких педагогических катаклизмах, во время классного
часа я предложила детям провести игру «Свободный микрофон». Каждый, в
руки кого попадёт такой импровизированный микрофон, в течение 30 секунд
коротко, точно и ясно должен вспомнить факт из своего детства, который
нанёс стресс, заставил страдать и мучиться. Вот что прозвучало тогда:
-никогда не забуду своих ощущений, когда меня, новенькую, представляли
классу. Казалось, что меня выставили на всеобщее обозрение, и класс,
особенно девчонки, оценивающе пренебрежительно разглядывали меня. От
них веяло холодом, непонятной злобой. Я не захотела учиться в этом классе,
поэтому вместо престижного лицея я оказалась здесь;
-
унизительно чувствовал себя, когда почти весь класс опоздал на урок
из-за шоу, устроенного на крыше дома старшеклассником напротив школы,
где красовалось много шаров, цветов и висел плакат: «Катя, прости меня!» А
учитель, не зная об этом, обвинил нас во всех смертных грехах, заставив
писать самостоятельную работу в ускоренном варианте;
-
я так хотел поехать с классом в поход с ночёвкой на 12 пост, но из-за
двоек и плохого поведения родители меня не пустили. Был уже собран
рюкзак, я отвечал за топорик, звонили ребята, а мне было обидно и стыдно,
что я подвёл класс. Они там руками ломали большие ветки для костра, а я
ничем не мог им помочь. Потом некоторые совсем отвернулись от меня .
Таких признаний я выслушала в тот день немало, и так как на этом классном
часе присутствовала психолог, она обобщила причины психического
нездоровья детей. Оказывается, эксперты-медики на основе проведённого в
разных странах исследования пришли к выводу, что нарушения психического
здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в
дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное
влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит
детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности,
опустошённости, к психологическим травмам, бытовому экстремизму.
Итак, какие же воздействия нарушают психическое здоровье детей?
Я полагаю, что своеобразным фактором риска для психического здоровья
детей прежде всего является стрессовая тактика педагогического
воздействия. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это
систематическое использование окриков или так называемых
«психологических пощёчин», а также ограничение времени в процессе
деятельности. Ребёнок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач,
неудовлетворённости взрослых. Школьники, ожидая очередных упрёков и
даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Следующим фактором риска является пресловутая, в течение многих лет
изжившая себя учебная перегрузка. Именно перегрузка как интенсификация
учебной деятельности является одним из факторов роста нервно-
психических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию
возрастных биологических потребностей организма подростка во сне,
двигательной активности, пребывании на воздухе.
Особое место в этой проблеме, по моему мнению, занимает и ситуация в
семье. Да, да, ситуация в рядовой российской малообеспеченной семье.
Современная семья претерпела серьёзные изменения. А ведь модель
поведения ребёнком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня
заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям.
Беспокоит и другое: в благополучных семьях царят жестокость, грубость,
какой-то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственным
ребёнком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввёл
новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идёт о
физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня
до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей
и изгоев, ночующих на вокзалах.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах педагогического
развития ребёнка-вот следующий фактор риска. Непредсказуемые поступки
подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли,
отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростка
функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять
терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в
надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети
«эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми
ситуациями, более успешны в учёбе, у них мало проблем со сверстниками.
И, конечно же, на психологическое здоровье детей влияют всевозможные
зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки.
Чаще всего — это уход от реальности, которая в чём-то не устраивает
ребёнка, форма неосознанного протеста.
Я глубоко убеждена, что для решения проблем психологического здоровья
детей следует разработать систему классных часов, связанных единой темой
и «бьющих» в одну точку. Так, на классном часе «Поговорим о моде» (очень
интересном для старшеклассников), можно чуть расширить рамки предмета
разговора, выбрав тему «Мода и здоровье», где обязательно подвести ребят
путём умозаключений к выводу: в современном мире модно быть здоровым.
Возможно привести слова гениального немецкого писателя Г. Гейне:
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Пусть данное
высказывание станет лейтмотивом разговора о моде.
Особое место в этом аспекте я отвожу туристическим походам по родному
краю. Приехав в Астрахань 23 года назад не по своей воле, а из-за службы
мужа (он военный лётчик), я была поражена скудной растительностью края,
мошкарой, палящим солнцем. После благодатной природы Средней полосы
России (Курская область) мне было трудно привыкать к таким жёстким, на
мой взгляд, климатическим условиям. Мне не хватало дождей, лесов,
грибов, антоновских любимых яблок и многого другого. И вот на День
авиации эскадрилья мужа оказалась с семьями на 12 посту. С тех пор это
место стало любимым местом отдыха, куда мы с детьми ходим 2 раза в год: в
начале учебного года осенью и в конце — весной. Я стала замечать, как
вчерашние хулиганы и двоечники преображаются во время этих походов. Я
могу не торопясь (в школе вечно куда- то спешишь) беседовать до утра у
костра о жизни. Я вижу, какие это надёжные ребята. Такие походы
восстанавливают душевное равновесие, проверяют каждого на человечность.
Вместе с нами всегда родители. Однажды отец одного мальчика, который
стал играть в футбол вместо того, чтобы со всеми собирать для ночёвки
дрова, сказал мне: «Спасибо, что показали мне моего сына с другой стороны,
таким я его не видел». Парень шёл на медаль, был умницей и заводилой в
классе, а ставили палатки, таскали брёвна, обустраивали лагерь другие
ребята.
Уходят дети, разлетаются по стране, по всему миру. И из Швеции, Китая шлют
эсемески: «Как хочется снова с классом в поход!»
Душевное и физиологическое здоровье — это и посещение катка,
всевозможных выставок, театров, музеев. Главное — не лениться это делать
и не бояться. Выпускница Настя Илюхина оставила замечательное сочинение
«Дивные рассветы над рекой», где пишет: «Бывая с классом в ночных
походах, я каждый раз пытаюсь уловить тот миг, когда погаснут звёзды,
пролетит проснувшаяся птица, спугнув с веток тишину. С чего начинается утро
на реке? С неугомонных рыбаков, шума вёсел и моторов, которые врываются
в тишину, оглашая начало нового дня, новых забот о хлебе насущном:
Восходит солнце —
День обрядом древним
Благословлён для доброго труда.
И петухам, охрипшим на деревне,
Гудками отвечает мать-река.
В такие минуты меня охватывает чудное ощущение покоя, умиротворённой
добродетели к людям, травам, цветам.
Ребята ещё спят в палатках, а меня не покидает радостное ощущение счастья.
Я видела сегодня рассвет! О, я обязательно расскажу им, каким он был
именно сегодня:
Рассвет...
Ну с чем тебя сравнить?
С неуловимой сказкой иль мечтою?
Как важно в этом мире дорожить
Той чистотой души и волжскою красою...»
Как классный руководитель я глубоко убеждена, что воспитывать любовь к
родному краю в детях — значит воспитывать граждан, патриотов России.
А пока ... Я раздаю памятки « Как сохранить психическое здоровье ребёнка»
каждому родителю.
- Всегда находите время поговорить с ребёнком, интересуйтесь его
проблемами, давайте советы;
-Не оказывайте нажим на ребёнка, признайте его право самостоятельно
принимать решения, уважайте его право на собственное мнение;
-Научитесь относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который
просто пока обладает меньшим жизненным опытом;
-Не унижайте ребёнка криком, исключите из практики семейного воспитания
«психологические пощёчины»;
-Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную
требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким
успехам.
-Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих
поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите»
добром.
-Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы
снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
-Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребёнком. Хмуро
сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо -
«психологическая пощёчина» ребёнку.
Данная памятка относится , конечно же, и к педагогам. Поиск разрешения
проблем физического и психологического здоровья школьников — процесс
длительный и кропотливый.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги свои тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Вот поэтому именно сегодня я спешу творить добрые дела для своих
учеников, чтобы сохранить и укрепить их дух, волю, нравственные начала и
главное — здоровье.