Автор: Гаврикова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессионального цикла
Учебное заведение: КГБПОУ "Канский политехнический колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Канск
Наименование материала: статья Реализация программы профессионального модуля
Тема: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Раздел: среднее профессиональное
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Современная
система
образования
направлена
не
только
на
формирование
теоретической
базы
при
подготовке
будущих
выпускников,
но
и
на
формирование
практических навыков по будущей специальности. Если анализировать непосредственно
практико-ориентированный подход в обучении, то здесь можно выделить два основных
направления. Первое направление аргументирует процесс обучения и прохождения всех
видов практик, с целью знакомства студентов с профессиональной средой, требованиями,
предъявляемыми, к данной специальности.
Второе направление связано с формированием у студентов компетенций, а также
личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение функциональных обязанностей
по выбранной специальности. Реализация данного направления обеспечивается посредством
внедрения профессионально-ориентированных технологий обучения.
Обязательным элементом практико-ориентированного обучения является наработка
практического опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами
компетентностного подхода.
Особенностью
использования
практико-ориентированного
подхода
в
системе
образования, является то, что он позволяет формировать фундаментальную научную базу
знаний у студентов параллельно с получением профессиональных компетенций. В рамках
практико-ориентированного
обучения
безусловным
приоритетом
пользуется
именно
деятельность,
организованная
и
осуществляемая
с
намерением
получить
намеченный
результат.
Оно
должно
быть
преобразовано
в
специфический
вид
деятельности,
составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое
и направленных к достижению общей цели.
Так,
например,
для
студентов
специальности
«Аналитический
контроль
качества
химических соединений» реализация практико-ориентированного подхода подразумевает
получение студентами не только теоретических, но и практических навыков на всем этапе
освоения профессионального модуля
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих. Программа модуля включает в себя:
1)
МДК
04.01
Выполнение
работ
по
профессии
лаборант
химического
анализа
(теоретический и практический курс);
-
теоретический
курс
подразумевает
изучение
нормативно-технической
документации ГОСТ, РД, ПНДФ, должностных инструкций лаборанта химического анализа;
изучение
правил
работы
в
лаборатории,
правил
работы
с
реактивами
и
растворами
в
химической лаборатории, санитарные нормы и правила по технике безопасности в период
рабочего дня в лаборатории.
Например, при изучении темы «Мерная посуда» студентам в соответствии с ГОСТ
29044-91
(ИСО
384-78)
Посуда
лабораторная
стеклянная.
Принципы
устройства
и
конструирования
мерной
посуды,
предлагается,
провести
организацию
рабочего
места
только
мерной
посудой
осуществив
набор
из
представленной
на
общем
столе
всей
лабораторной посуды, тут же делается работа над ошибками, если студент вместо одного
или нескольких атрибутов меной посуды взял, например посуду для измерения объема.
В период изучения темы «Приготовление растворов», после изучения ГОСТ 4517-87
Реактивы. Методы приготовления вспомогательных реактивов и растворов, применяемых,
при анализе студентам предлагается посмотреть демонстрационный видео ролик и выписать
ошибки которые были допущены в процессе приготовления растворов на видео. Материал
обсуждается
с
формированием
итогов
по
грубым
ошибкам,
которых
совершать
недопускается.
При решении практических задач рассматриваются виды ошибок, погрешностей,
например инструментальные (сбой оборудования) и методические погрешность обусловлена
несовершенством метода измерений.
Лабораторный
курс
по
МДК
04.01
является
обобщающим
включает,
в
себя
теоретические
знания
нормативно-технической
документации,
методику
проведения
химического анализа, технику безопасности при работе в лаборатории.
Процесс изучения ПМ 04 в рамках практико-ориентированного подхода предполагает
применение
здоровьесберегающих
технологий.
Лабораторная
работа
начинается
с
демонстрации дежурными правил по технике безопасности (наличие спецодежды, сменной
обуви,
головного
убора,
при
работе
сконцентрированными
веществами
очки,
фартук
и
нарукавники).
Дежурные проводят измерение температуры и давления, фиксируют показания в
лабораторный журнал, осуществляют проверку приточно-вытяжной вентиляции и средств
пожаротушения, далее студенты выполняют химический анализ. В процессе выполнения
анализа самостоятельно готовят рабочее место, осуществляют набор посуды, одновременно
проверяя ее на наличие сколов и трещин, выполняют подготовку растворов реактивов при
этом, соблюдая правила расположения склянки с реактивом этикеткой к ладони, что является
одним из основных требований при работе с растворами и реактивами.
При работе с аналитическими, весами и оборудованием работают с нормативными
актами
и
техническими
паспортами
приборов,
самостоятельно
проводят
калибровку,
и
выполняют операции по взятию навески.
2) Учебная практика УП 04 Лабораторный химический анализ - является одним из
основных
элементов
процесса
подготовки
высококвалифицированных
специалистов,
проводится на базе КГБПОУ «Канский политехнический колледж» Назначение практики
состоит в приобретении студентами первоначальных профессиональных навыков работы
ориентированных
на
профессионально-практическую
подготовку
обучающихся.
Формирование
готовности
принимать
решения
и
профессионально
действовать
в
нестандартных
ситуациях,
потребность
к
постоянному
развитию
и
инновационной
деятельности
в
профессиональной
сфере,
практики
закрепляют
знания
и
умения,
приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов.
В
период
практических
занятий
студенты
выполняют
анализы,
оформляют
протоколы, выполняют индивидуальные задания, результаты исследования фиксируют в
лабораторный журнал.
Результатом
освоения
модуля
является
демонстрационный
экзамен,
который
проводится в присутствии работодателя и регионального эксперта
Worldskills Russia
с
присвоением
квалификационного
разряда
по
профессии
13321
«Лаборант
химического
анализа» - 2,3 разряда.
Для
проведения
квалификационных
испытаний
разработан
пакет
контрольно-
оценочных
средств,
который
включает
формы
контроля
и
оценивания
элементов
профессионального модуля по стандартам Worldskills Russia. В результате аттестации по
профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка профессиональных и
общих компетенций.
На
мой
взгляд,
основной
целью
практико-ориентированного
обучения
является
формирование
у
студентов
профессиональных,
общекультурных,
а
также
социально-
значимых компетенций, посредством приобретения знаний, умений, навыков и опыта работы
в лаборатории химического анализа.
Список источников:
1.
Северов В. Г. Актуальность профессиональной подготовки кадров для малого
бизнеса Российской Федерации / В.Г. Северов // Актуальные вопросы современной науки:
сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2011. - С. 88-93.
2.
Северов
В.
Г.
Тенденции
и
проблемы
развития
профессиональной
подготовки
практико-ориентированных кадров / В.Г. Северов // Профе Новиков А.М. Методология
образования. / А.М. Новиков. - М., 2011
3.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003). -
М.: «ИПИ Издательство стандартов», 2012. - 63 с.
4.
Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 6. - С. 47-54.