Авторы: Болотова Татьяна Владимировна, Важдаева Надежда Николаевна
Должность: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ д/с №46 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: Принципы организации предметно-пространственной среды в ДОУ ориентированной на ребенка
Раздел: дошкольное образование
Принципы организации предметно-пространственной среды в
ДОУ ориентированной на ребенка
Н.Н.Важдаева
МАДОУ д/с №46 «Незабудка»
городского округа Домодедово
Дошкольное образование в России очень долго было ориентировано на
познавательное развитие детей, в то время как социальное и эмоциональное
развитие
периодически реализовывалось
специальными
педагогическими
технологиями.
В
результате
такого
приоритета
уровень
когнитивного
образования российских дошкольников
является сравнительно высоким, а
уровень
личностного
развития
(инициативности,
самостоятельности,
ответственности) не соответствует тем требованиям, которые предъявляются
современным
обществом.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
утвержденный
приказом
17.10.2013г.
№1155
разработан
на
основе
Конституции
Российской
Федерации,
Законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах
ребенка
и
определяет
значение
дошкольного
периода
развития
ребенка
не
столько
в
овладении
знаниями,
сколько
в
становлении
базовых
свойств
личности. Многие педагоги осознают современные общественные тенденции и
готовы
к
реализации
соответствующих
образовательных
программ
и
технологий. Однако привычка придерживаться традиционных форм и методов
образования, использовать прежний стиль взаимодействия с детьми приводит к
тому, что новая образовательная практика, по сути, остается старой.
Формы работы и виды детской деятельности в ФГОС ДО не предполагают
обязательного
проведения
традиционных
занятий,
программа
может
быть
реализована
в
совместной
деятельности
педагогов
и
детей,
а
также
через
оптимальную организацию самостоятельной деятельности, которая возможна
при
соблюдении определенных
требований
к
развивающей
предметно-
пространственной среде (п. 3.3), где отмечено, что:
1.Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям
детей и содержанию программы и обеспечивать основные потребности ребенка
(игровую,
познавательную,
исследовательскую,
творческую
и
двигательную
активность);
Обеспечивать
эмоциональное
благополучие
при
взаимодействии
с
пространственно-
предметным
окружением,
а
также
возможность
самовыражения.
2.Трансфомируемость (возможность изменений среды)
3.Полифункциональность материалов (возможность использования в различных
видах деятельности)
4.Вариативность среды (наличие мест для игры, конструирования, уединения;
наличие разнообразных материалов.)
5.Доступность (доступность для всех детей, в том числе с ОВЗ, свободный
доступ к материалам, играм и т.п.)
6.
Безопасность
предметно-пространственной
среды
(соответствие
всех
ее
компонентов требованиям надежности и безопасности их использования)
Наше
дошкольное
образовательное
учреждение
реализует
Основную
образовательную программу дошкольного образования, которая разработана на
основе
примерной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования (ПООП) и примерной образовательной программы дошкольного
образования «Открытия» /под редакцией Е.Г. Юдиной.
Программа «Открытия» относится к образовательным программам нового
поколения, обеспечивающим переход на современное содержание образования
и использует подход, ориентированный на развитие, который дает возможность
осмыслить и оценить всю важность естественного взросления ребенка. Данный
подход основан на теориях Жана Пиаже, Эрика Эриксона и Л.С. Выготского.
Работая по программе «Открытия», педагог стремится не просто сообщать
детям
информацию,
но
и
развивать
их
мышление,
самостоятельность,
уверенность
в
себе,
способность
занимать
исследовательскую
позицию,
инициативность.
Большое значение в данной программе уделяется созданию динамично-
развивающей среды как в групповых помещениях детского сада, так и за их
приделами. Среда оказывает огромное влияние на когнитивное, социальное,
эмоциональное
и
физическое
развитие
детей.
Создавая
физически
и
психологически безопасную и стимулирующую среду, педагог способствует
обучению
детей
через
самостоятельное
и
групповое
исследование,
игру,
разнообразные ресурсы и взаимодействие с другими детьми и взрослыми.
Основная концепция при создании среды в детском саду – группа должна
принадлежать
детям,
а
значит,
в
ее
оформлении
должны
быть
отражены
интересы детей, особенности их культуры, должны присутствовать их работы,
стенды,
которые
отражают
их
индивидуальность,
например,
такие
как:
«Здравствуйте,
я
пришел»,
«Деловые
хлопоты»,
«Наши
дни
рождения»,
«Звездочка недели», «Стена тематического проектирования», «Доска выбора»,
«Тематический музей» и др.
Организация
развивающей
среды
группы
в
нашем
дошкольном
образовательном учреждении создается таким образом, чтобы предоставить
ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы
разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное
количество материалов для исследования и игры.
Создание центров требует определенной организации помещений, которая
учитывает психологические особенности детей, целостность образовательного
процесса, одновременное включение в различную деятельность всех детей.
Такая организация пространства позволяет рассредоточить детскую активность
по зонам, дать возможность распределиться в игровой зоне по интересам.
Таким
образом,
обеспечивает
ребенку
разные
виды
деятельности
и
возможность выбора.
Планируя и создавая центры активности продумывается рациональное
использование пространства. В разных группах (в зависимости от возраста)
наборы центров могут быть различными, однако основные центры должны
быть
везде.
К
ним
относятся: центр
искусств,
центр
строительства,
литературный центр (в старших группах – грамотности и письма), центр
науки
и
естествознания,
центр
песка
и
воды,
центр
сюжетно-ролевых
(драматических)
игр,
центр
математики
и
манипулятивных
игр,
центр
кулинарии.
В тематические центры подбираются разнообразные материалы, не только
соответствующие их возрасту, но и рассчитанные на опережающее развития,
такие, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий
подход.
Оснащение
центров
призвано
стимулировать
активность
детей,
заставляя
их
использовать
все
органы
чувств,
поэтому
воспитатели
периодически
модифицируют
центры
заменяя
материалы,
которые
стали
привычными и неинтересными на новые, или исходя из интересов группы
детей.
В каждом центре должно быть достаточное количество разнообразных
материалов, чтобы несколько человек могли там заниматься одновременно, в
центре искусства один ребенок может лепить из специального теста, другой
делать коллаж, третий писать красками на мольберте и еще двое рисовать
мелками картину на доске.
Материалы располагаются так, чтобы ими было удобно и легко
пользоваться, а также, чтобы они радовали глаз.
Центры разделяются стеллажами, перегородками, мольбертами и т.п. Такое
разделение
определяет
границы
каждого
центра,
ограничивает
количество
детей,
которые
могут
там
находиться
одновременно,
указывает
наиболее
безопасные пути передвижения. Предметная среда должна давать возможность
изменять ее в зависимости от потребностей детей.
Зонирование помещения не налагает ограничений на игру детей и не
привязывает их к определенным занятиям, то есть к определенным центрам.
Ребенок
имеет
возможность
перемещаться
между
центрами,
например,
машинки
можно
делать
в
центре
искусства
и
использовать
в
центре
конструирования, где построили гараж. Таким образом допускается гибкость
использования
материалов
и
позволяет
детям
самостоятельно
формировать
учебные задания, развиваться в своем собственном темпе.
Пространство
для
детей
не
ограничивается
только
групповым
помещением, холлы и коридоры оформлены физическими, географическими и
зоологическими
картами
мира.
Каждая
группа
в
коридоре
имеет
свою
оборудованную нишу, где дети вместе с педагогами и родителями представляют
свои работы в рамках изучаемой темы, поэтому внешне коридоры детского сада
представляют
галерею
детско-взрослых
проектов.
В
детском
саду
активно
работает «математическая лестница», где дети, поднимаясь и спускаясь по
лестнице
имеют
возможность
непринужденно
изучать
элементарные
математические представления, такие как счет до 20 арабскими цифрами, счет
до 10 римскими цифрами, геометрические формы и время. На другой лестнице
размещены
семь
цветов
радуги
и
буквы
(алфавит).
В
одном
из
холлов
располагается стенд «Дерево благодарности», где каждый желающий может
разместить свои пожелания, поздравления и благодарности. Имеются также и
традиционные стенды, такие как Уголок «Безопасности Дорожного Движения»,
Безопасность
жизнедеятельности,
Патриотический
уголок,
Музей
народной
игрушки, «Уголок мечтателя», холл «У праздника в гостях», стенд «Семья
недели» и многое другое.
В обстановке, ориентированной на ребенка, педагоги заботятся о том,
чтобы каждый ребенок чувствовал, что ему рады, тем самым мы воспитываем у
детей уважение к каждому отдельному человеку; помогаем детям понять, что
каждый ребенок и его семья являются важной частью сообщества детского
сада, и что у каждого ребенка имеются возможности пользоваться общими
ресурсами и пространством и участвовать в их поддержании. Обеспечивая
детям безопасную среду и модифицируя ее с учетом конкретных учебных
потребностей,
педагоги
способствуют
тому,
чтобы
дети
работали
в
сотрудничестве, участвовали в различных занятиях и заданиях и не боялись
рисковать и браться за более сложные задачи как в учебном процессе, так и в
повседневных ситуациях.