Напоминание

Принципы организации предметно-пространственной среды в ДОУ ориентированной на ребенка


Авторы: Болотова Татьяна Владимировна, Важдаева Надежда Николаевна
Должность: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ д/с №46 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: Принципы организации предметно-пространственной среды в ДОУ ориентированной на ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принципы организации предметно-пространственной среды в

ДОУ ориентированной на ребенка

Н.Н.Важдаева

МАДОУ д/с №46 «Незабудка»

городского округа Домодедово

Дошкольное образование в России очень долго было ориентировано на

познавательное развитие детей, в то время как социальное и эмоциональное

развитие

периодически реализовывалось

специальными

педагогическими

технологиями.

В

результате

такого

приоритета

уровень

когнитивного

образования российских дошкольников

является сравнительно высоким, а

уровень

личностного

развития

(инициативности,

самостоятельности,

ответственности) не соответствует тем требованиям, которые предъявляются

современным

обществом.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

утвержденный

приказом

17.10.2013г.

№1155

разработан

на

основе

Конституции

Российской

Федерации,

Законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах

ребенка

и

определяет

значение

дошкольного

периода

развития

ребенка

не

столько

в

овладении

знаниями,

сколько

в

становлении

базовых

свойств

личности. Многие педагоги осознают современные общественные тенденции и

готовы

к

реализации

соответствующих

образовательных

программ

и

технологий. Однако привычка придерживаться традиционных форм и методов

образования, использовать прежний стиль взаимодействия с детьми приводит к

тому, что новая образовательная практика, по сути, остается старой.

Формы работы и виды детской деятельности в ФГОС ДО не предполагают

обязательного

проведения

традиционных

занятий,

программа

может

быть

реализована

в

совместной

деятельности

педагогов

и

детей,

а

также

через

оптимальную организацию самостоятельной деятельности, которая возможна

при

соблюдении определенных

требований

к

развивающей

предметно-

пространственной среде (п. 3.3), где отмечено, что:

1.Насыщенность

среды

должна

соответствовать

возрастным

возможностям

детей и содержанию программы и обеспечивать основные потребности ребенка

(игровую,

познавательную,

исследовательскую,

творческую

и

двигательную

активность);

Обеспечивать

эмоциональное

благополучие

при

взаимодействии

с

пространственно-

предметным

окружением,

а

также

возможность

самовыражения.

2.Трансфомируемость (возможность изменений среды)

3.Полифункциональность материалов (возможность использования в различных

видах деятельности)

4.Вариативность среды (наличие мест для игры, конструирования, уединения;

наличие разнообразных материалов.)

5.Доступность (доступность для всех детей, в том числе с ОВЗ, свободный

доступ к материалам, играм и т.п.)

6.

Безопасность

предметно-пространственной

среды

(соответствие

всех

ее

компонентов требованиям надежности и безопасности их использования)

Наше

дошкольное

образовательное

учреждение

реализует

Основную

образовательную программу дошкольного образования, которая разработана на

основе

примерной

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования (ПООП) и примерной образовательной программы дошкольного

образования «Открытия» /под редакцией Е.Г. Юдиной.

Программа «Открытия» относится к образовательным программам нового

поколения, обеспечивающим переход на современное содержание образования

и использует подход, ориентированный на развитие, который дает возможность

осмыслить и оценить всю важность естественного взросления ребенка. Данный

подход основан на теориях Жана Пиаже, Эрика Эриксона и Л.С. Выготского.

Работая по программе «Открытия», педагог стремится не просто сообщать

детям

информацию,

но

и

развивать

их

мышление,

самостоятельность,

уверенность

в

себе,

способность

занимать

исследовательскую

позицию,

инициативность.

Большое значение в данной программе уделяется созданию динамично-

развивающей среды как в групповых помещениях детского сада, так и за их

приделами. Среда оказывает огромное влияние на когнитивное, социальное,

эмоциональное

и

физическое

развитие

детей.

Создавая

физически

и

психологически безопасную и стимулирующую среду, педагог способствует

обучению

детей

через

самостоятельное

и

групповое

исследование,

игру,

разнообразные ресурсы и взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Основная концепция при создании среды в детском саду – группа должна

принадлежать

детям,

а

значит,

в

ее

оформлении

должны

быть

отражены

интересы детей, особенности их культуры, должны присутствовать их работы,

стенды,

которые

отражают

их

индивидуальность,

например,

такие

как:

«Здравствуйте,

я

пришел»,

«Деловые

хлопоты»,

«Наши

дни

рождения»,

«Звездочка недели», «Стена тематического проектирования», «Доска выбора»,

«Тематический музей» и др.

Организация

развивающей

среды

группы

в

нашем

дошкольном

образовательном учреждении создается таким образом, чтобы предоставить

ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы

разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное

количество материалов для исследования и игры.

Создание центров требует определенной организации помещений, которая

учитывает психологические особенности детей, целостность образовательного

процесса, одновременное включение в различную деятельность всех детей.

Такая организация пространства позволяет рассредоточить детскую активность

по зонам, дать возможность распределиться в игровой зоне по интересам.

Таким

образом,

обеспечивает

ребенку

разные

виды

деятельности

и

возможность выбора.

Планируя и создавая центры активности продумывается рациональное

использование пространства. В разных группах (в зависимости от возраста)

наборы центров могут быть различными, однако основные центры должны

быть

везде.

К

ним

относятся: центр

искусств,

центр

строительства,

литературный центр (в старших группах – грамотности и письма), центр

науки

и

естествознания,

центр

песка

и

воды,

центр

сюжетно-ролевых

(драматических)

игр,

центр

математики

и

манипулятивных

игр,

центр

кулинарии.

В тематические центры подбираются разнообразные материалы, не только

соответствующие их возрасту, но и рассчитанные на опережающее развития,

такие, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий

подход.

Оснащение

центров

призвано

стимулировать

активность

детей,

заставляя

их

использовать

все

органы

чувств,

поэтому

воспитатели

периодически

модифицируют

центры

заменяя

материалы,

которые

стали

привычными и неинтересными на новые, или исходя из интересов группы

детей.

В каждом центре должно быть достаточное количество разнообразных

материалов, чтобы несколько человек могли там заниматься одновременно, в

центре искусства один ребенок может лепить из специального теста, другой

делать коллаж, третий писать красками на мольберте и еще двое рисовать

мелками картину на доске.

Материалы располагаются так, чтобы ими было удобно и легко

пользоваться, а также, чтобы они радовали глаз.

Центры разделяются стеллажами, перегородками, мольбертами и т.п. Такое

разделение

определяет

границы

каждого

центра,

ограничивает

количество

детей,

которые

могут

там

находиться

одновременно,

указывает

наиболее

безопасные пути передвижения. Предметная среда должна давать возможность

изменять ее в зависимости от потребностей детей.

Зонирование помещения не налагает ограничений на игру детей и не

привязывает их к определенным занятиям, то есть к определенным центрам.

Ребенок

имеет

возможность

перемещаться

между

центрами,

например,

машинки

можно

делать

в

центре

искусства

и

использовать

в

центре

конструирования, где построили гараж. Таким образом допускается гибкость

использования

материалов

и

позволяет

детям

самостоятельно

формировать

учебные задания, развиваться в своем собственном темпе.

Пространство

для

детей

не

ограничивается

только

групповым

помещением, холлы и коридоры оформлены физическими, географическими и

зоологическими

картами

мира.

Каждая

группа

в

коридоре

имеет

свою

оборудованную нишу, где дети вместе с педагогами и родителями представляют

свои работы в рамках изучаемой темы, поэтому внешне коридоры детского сада

представляют

галерею

детско-взрослых

проектов.

В

детском

саду

активно

работает «математическая лестница», где дети, поднимаясь и спускаясь по

лестнице

имеют

возможность

непринужденно

изучать

элементарные

математические представления, такие как счет до 20 арабскими цифрами, счет

до 10 римскими цифрами, геометрические формы и время. На другой лестнице

размещены

семь

цветов

радуги

и

буквы

(алфавит).

В

одном

из

холлов

располагается стенд «Дерево благодарности», где каждый желающий может

разместить свои пожелания, поздравления и благодарности. Имеются также и

традиционные стенды, такие как Уголок «Безопасности Дорожного Движения»,

Безопасность

жизнедеятельности,

Патриотический

уголок,

Музей

народной

игрушки, «Уголок мечтателя», холл «У праздника в гостях», стенд «Семья

недели» и многое другое.

В обстановке, ориентированной на ребенка, педагоги заботятся о том,

чтобы каждый ребенок чувствовал, что ему рады, тем самым мы воспитываем у

детей уважение к каждому отдельному человеку; помогаем детям понять, что

каждый ребенок и его семья являются важной частью сообщества детского

сада, и что у каждого ребенка имеются возможности пользоваться общими

ресурсами и пространством и участвовать в их поддержании. Обеспечивая

детям безопасную среду и модифицируя ее с учетом конкретных учебных

потребностей,

педагоги

способствуют

тому,

чтобы

дети

работали

в

сотрудничестве, участвовали в различных занятиях и заданиях и не боялись

рисковать и браться за более сложные задачи как в учебном процессе, так и в

повседневных ситуациях.



В раздел образования