Автор: Стипичева Алена Сергеевна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №46 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: сттья
Тема: Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Организация самостоятельной деятельности детей в
условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.
А.С.Стипичева
МАДОУ д/с №46 «Незабудка»
городского округа Домодедово
В настоящее время развитие у детей самостоятельности и успешности
является одним из основных принципов дошкольного воспитания, так как это
одно из важнейших качеств лидера. Каждый родитель мечтает о том, чтобы
его
ребенок
был
счастливым.
А
счастье
-это
ощущение
успешности
собственной
жизни. В
ФГОС
ДО
самостоятельная
деятельность
детей
выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не
менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе
род
занятий
является
первостепенным.
Необходимость
формирования
и
развития
самостоятельности
диктуется
потребностями
общества
в
людях
нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо
человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе
развития
самостоятельности,
который
позволяет
человеку
ставить
новые
проблемы, находить новые решения.
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на
определение понятия «самостоятельность» это:
- умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на
основе своих взглядов и убеждений.
-
общая
характеристика
регуляции
(управление)
личностью
своей
деятельности, отношений и поведения.
-
постепенно
развивающееся
качество,
высокая
степень
которого
характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со
стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить
элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат,
адекватный
поставленный
цели,
а
так
же
способствовать
к
проявлению
инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что в
условиях
оптимального
воспитания
и
обучения дети
могут
достичь
определенного
уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой,
коммуникативной,
двигательной,
познавательно
–
исследовательской,
продуктивной
(рисование,
лепка,
художественный
труд),
трудовой,
музыкально-художественной, чтении.
Развитию
самостоятельности
способствует
освоение
детьми
умений
поставить цель (или
принять
её
от
воспитателя),
обдумать
путь
к
её
достижению,
осуществить
свой замысел,
оценить
полученный результат с
позиции цели.
Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к
школе, особенно
эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение
действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению
определенной цели. Мысли, которую ставят перед ним взрослый, коллектив
детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам
ставит
перед
собой
цель,
совершает
определенные
последовательные
действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.
Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая
работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по
его
заданию,
в
специально
предоставленное
для
этого
время,
при
этом
ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя
свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или
физических действий.
Итак, самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста;
-свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей
образовательной
среды,
обеспечивающая
выбор
каждым
ребенком
деятельности
по
интересам
и
позволяющая
ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная
на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное
благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она
всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую
потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для
детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в
школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял –
клади
на
место;
не
кричать
и
не
бегать
в
группе;
не
мешать
другим;
складывать
аккуратно
одежду
в
шкафчике,
здороваться
со
всеми,
кто
приходит в группу и т.д.). При этом не стоит забывать, что воспитатели
задают тон и настроение в группе. Они олицетворяют те качества, которые
хотят воспитать у детей. Готовность выслушать и принять мнение ребенка-
научат быть внимательными к нуждам окружающих людей. Не оставленные
без ответа бесконечные «почему?» развивают любознательность и желание
исследовать,
а
значит,
учат
делать
выбор,
помогут
формированию
собственного мнения. Чем быстрее дети научатся самостоятельности, тем
увереннее они будут в жизни. В развитии личности ребенка огромная роль
отводится
тщательно
продуманной
организации
развивающей
предметно-
пространственной среды (подразумевает создание условий для свободного
выбора
детьми
деятельности),
как
важное
условие
поддержки
детской
самостоятельности и инициативы. Припомним, что же такое развивающая
предметно-про странственная
среда?
Развивающая
п р ед м е т н о -
пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и
косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на
состояние
его
физического
и
психического
здоровья,
на
успешность
его
дальнейшего
образования,
а
также
на
деятельность
всех
участников
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении.
Согласно
требованиям
ФГОС
ДО
развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
т ранс ф орм ируем ой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией
Л.С.Выгодского
такова:
сначала
она
осуществляется
совместной
деятельностью
с
взрослыми,
затем
–
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
и,
наконец,
становится
самостоятельной
деятельностью
ребенка. В связи с тем, что ведущим видом деятельности ребенка является
игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о
развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая не только
доставит удовольствие, но и обеспечит ребенку познавательную активность,
будет соответствовать его интересам, заставит думать, позволит проводить
эксперименты, проверить догадки и сделать вывод. Игра-это моделирование
взаимоотношений
в
разыгрываемом
сюжете,
направленное
на
развитие
коммуникативных умений. Дети учатся работать в группах, распределять
роли,
высказывать
свое
мнение,
слушать
других,
самостоятельно
перерабатывать
информацию.
Не
навязывая
обязательной
совместной
деятельности
педагог
может
подключиться
к
деятельности
детей,
где
взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель
специфического «языка» игры, либо в конфликтных ситуациях, требующих
вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному
ребенку войти в группу сверстников. Как говорил В.А. Сухомлинский «без
игры нет и не может быть полноценного умственного развития…», ведь в
играх ребенок наблюдает, анализирует, обобщает, сопоставляет, находит пути
решения проблемы, испытывает гордость от сделанного открытия.
Наряду
с
игрой
немалое
место
в
жизни
ребёнка
занимает свободная
продуктивная
деятельность детей
(
познавательная,
художественная,
конструктивная, и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности
развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у
ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок
приобретает
на
занятиях.
Планомерное
обучение
позволяет
постепенно
накапливать
и
увеличивать
объем
навыков,
умений
и
уже
по
своей
инициативе дети могут находить новые решения, без страха быть непонятым
передать свое видение, проявлять себя в различных видах художественной
деятельности:
музыкальной,
художественно-речевой,
изобразительной,
театрально-игровой.
Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной.
Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была
эффективной необходимо:
— создать специальную предметно-развивающую среду;
—
предложить
детям
в
самостоятельной
познавательно-игровой
деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
—
использовать
специальные
приемы
руководства
самостоятельной
познавательно-игровой математической деятельностью.
Эффективность
самостоятельной
познавательной
математической
деятельности
можно
отследить
по
уровню
детской
самостоятельности;
познавательной активность детей; уровню мотивации.
Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ
педагог
должен
отводить
большое
количество
времени
в
течение
дня,
в
специально
представленное
для
этого
время,
где
ребенок
сознательно
стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая
в той или иной форме результат умственных или физических действий. И
если
в
совместной
деятельности
с
детьми
педагог
является
равным
партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
Центр науки естествознания.
Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о
своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и
экспериментов.
Естественная
любознательность
детей
переходит
в
деятельность
познания.
Очень
важно,
чтобы
дети
участвовали
в
самом
процессе исследования. Центр науки принципиально важен, потому что один
из важнейших ее принципов – обучение через собственный опыт, пробы и
открытия.
Центр искусства.
Центр искусства в группе прежде всего,
воспитывает в детях любознательность,
воображение и инициативу.
В центре дети могут пробовать разные
средства, рисуют , занимаются пальцевой
живописью, пользуются
разнообразными материалами: соленым
тестом, пластилином, природным
материалом, мелками, ножницами и
множеством других средств и материалов.
Центр математики и манипулятивных
игр.
Центр математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В
данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная
доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества,
наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре
присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича,
«Монгольской игры», Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина,
«Логических блоков Дьенеша и т. д. Большой перечень дидактических игр
математической направленности.
Центр граммотности.
Центр
грамотности
включает
в
себя
книжный
уголок.
Содержание
книжного
у г о л к а
д о л ж н о соответствовать
возрастным
особенностям
детей
данного
возраста,
реализуемой
в
дошкольном
учреждении
образовательной
программе.
В нем находятся книги с художественными
произведениями
детских
писателей,
сказками
и
иными
литературными
формами.
Главный
принцип
подбора
к н и г о и з д а т е л ь с к о й
п р о д у к ц и и :
соответствие
изучаемой
теме
(проект),
минимум текста – максимум иллюстраций.
Также в центре грамотности находятся
различные
дидактические
игры
по
развитию речи, различные виды образно-
символического материала: наборы картин
для установления родовидовых отношений, серии картин и иллюстраций для
установления
последовательности
событий,
наборы
парных
картинок
на
соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда и личностно-
ориентированный подход образовательного процесса, обеспечивают
возрастную адекватность, закономерности развития детей, позитивное
взаимодействие «взрослые-дети», условия для развития инициативности,
самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые
опирается Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Список использованной литературы:
Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей –
Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000,
192 с.
Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. //
Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник
старшего воспитателя № 8 2016г.
Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности
старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под
ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.