Напоминание

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.


Автор: Стипичева Алена Сергеевна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №46 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: сттья
Тема: Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация самостоятельной деятельности детей в

условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО.

А.С.Стипичева

МАДОУ д/с №46 «Незабудка»

городского округа Домодедово

В настоящее время развитие у детей самостоятельности и успешности

является одним из основных принципов дошкольного воспитания, так как это

одно из важнейших качеств лидера. Каждый родитель мечтает о том, чтобы

его

ребенок

был

счастливым.

А

счастье

-это

ощущение

успешности

собственной

жизни. В

ФГОС

ДО

самостоятельная

деятельность

детей

выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не

менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе

род

занятий

является

первостепенным.

Необходимость

формирования

и

развития

самостоятельности

диктуется

потребностями

общества

в

людях

нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо

человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе

развития

самостоятельности,

который

позволяет

человеку

ставить

новые

проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на

определение понятия «самостоятельность» это:

- умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на

основе своих взглядов и убеждений.

-

общая

характеристика

регуляции

(управление)

личностью

своей

деятельности, отношений и поведения.

-

постепенно

развивающееся

качество,

высокая

степень

которого

характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со

стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить

элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат,

адекватный

поставленный

цели,

а

так

же

способствовать

к

проявлению

инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные

исследования

свидетельствуют

о

том,

что в

условиях

оптимального

воспитания

и

обучения дети

могут

достичь

определенного

уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой,

коммуникативной,

двигательной,

познавательно

исследовательской,

продуктивной

(рисование,

лепка,

художественный

труд),

трудовой,

музыкально-художественной, чтении.

Развитию

самостоятельности

способствует

освоение

детьми

умений

поставить цель (или

принять

её

от

воспитателя),

обдумать

путь

к

её

достижению,

осуществить

свой замысел,

оценить

полученный результат с

позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к

школе, особенно

эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение

действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению

определенной цели. Мысли, которую ставят перед ним взрослый, коллектив

детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам

ставит

перед

собой

цель,

совершает

определенные

последовательные

действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая

работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по

его

заданию,

в

специально

предоставленное

для

этого

время,

при

этом

ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя

свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или

физических действий.

Итак, самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей

организации образовательного процесса детей дошкольного возраста;

-свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами

предметно-развивающей

образовательной

среды,

обеспечивающая

выбор

каждым

ребенком

деятельности

по

интересам

и

позволяющая

ему

взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная

на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное

благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она

всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую

потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для

детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в

школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял –

клади

на

место;

не

кричать

и

не

бегать

в

группе;

не

мешать

другим;

складывать

аккуратно

одежду

в

шкафчике,

здороваться

со

всеми,

кто

приходит в группу и т.д.). При этом не стоит забывать, что воспитатели

задают тон и настроение в группе. Они олицетворяют те качества, которые

хотят воспитать у детей. Готовность выслушать и принять мнение ребенка-

научат быть внимательными к нуждам окружающих людей. Не оставленные

без ответа бесконечные «почему?» развивают любознательность и желание

исследовать,

а

значит,

учат

делать

выбор,

помогут

формированию

собственного мнения. Чем быстрее дети научатся самостоятельности, тем

увереннее они будут в жизни. В развитии личности ребенка огромная роль

отводится

тщательно

продуманной

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды (подразумевает создание условий для свободного

выбора

детьми

деятельности),

как

важное

условие

поддержки

детской

самостоятельности и инициативы. Припомним, что же такое развивающая

предметно-про странственная

среда?

Развивающая

п р ед м е т н о -

пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и

косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на

состояние

его

физического

и

психического

здоровья,

на

успешность

его

дальнейшего

образования,

а

также

на

деятельность

всех

участников

образовательного

процесса

в

дошкольном

учреждении.

Согласно

требованиям

ФГОС

ДО

развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

т ранс ф орм ируем ой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией

Л.С.Выгодского

такова:

сначала

она

осуществляется

совместной

деятельностью

с

взрослыми,

затем

в

совместной

деятельности

со

сверстниками

и,

наконец,

становится

самостоятельной

деятельностью

ребенка. В связи с тем, что ведущим видом деятельности ребенка является

игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о

развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая не только

доставит удовольствие, но и обеспечит ребенку познавательную активность,

будет соответствовать его интересам, заставит думать, позволит проводить

эксперименты, проверить догадки и сделать вывод. Игра-это моделирование

взаимоотношений

в

разыгрываемом

сюжете,

направленное

на

развитие

коммуникативных умений. Дети учатся работать в группах, распределять

роли,

высказывать

свое

мнение,

слушать

других,

самостоятельно

перерабатывать

информацию.

Не

навязывая

обязательной

совместной

деятельности

педагог

может

подключиться

к

деятельности

детей,

где

взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель

специфического «языка» игры, либо в конфликтных ситуациях, требующих

вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному

ребенку войти в группу сверстников. Как говорил В.А. Сухомлинский «без

игры нет и не может быть полноценного умственного развития…», ведь в

играх ребенок наблюдает, анализирует, обобщает, сопоставляет, находит пути

решения проблемы, испытывает гордость от сделанного открытия.

Наряду

с

игрой

немалое

место

в

жизни

ребёнка

занимает свободная

продуктивная

деятельность детей

(

познавательная,

художественная,

конструктивная, и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности

развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у

ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок

приобретает

на

занятиях.

Планомерное

обучение

позволяет

постепенно

накапливать

и

увеличивать

объем

навыков,

умений

и

уже

по

своей

инициативе дети могут находить новые решения, без страха быть непонятым

передать свое видение, проявлять себя в различных видах художественной

деятельности:

музыкальной,

художественно-речевой,

изобразительной,

театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной.

Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была

эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

предложить

детям

в

самостоятельной

познавательно-игровой

деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

использовать

специальные

приемы

руководства

самостоятельной

познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность

самостоятельной

познавательной

математической

деятельности

можно

отследить

по

уровню

детской

самостоятельности;

познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ

педагог

должен

отводить

большое

количество

времени

в

течение

дня,

в

специально

представленное

для

этого

время,

где

ребенок

сознательно

стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая

в той или иной форме результат умственных или физических действий. И

если

в

совместной

деятельности

с

детьми

педагог

является

равным

партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Центр науки естествознания.

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о

своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и

экспериментов.

Естественная

любознательность

детей

переходит

в

деятельность

познания.

Очень

важно,

чтобы

дети

участвовали

в

самом

процессе исследования. Центр науки принципиально важен, потому что один

из важнейших ее принципов – обучение через собственный опыт, пробы и

открытия.

Центр искусства.

Центр искусства в группе прежде всего,

воспитывает в детях любознательность,

воображение и инициативу.

В центре дети могут пробовать разные

средства, рисуют , занимаются пальцевой

живописью, пользуются

разнообразными материалами: соленым

тестом, пластилином, природным

материалом, мелками, ножницами и

множеством других средств и материалов.

Центр математики и манипулятивных

игр.

Центр математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В

данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная

доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре

присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича,

«Монгольской игры», Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина,

«Логических блоков Дьенеша и т. д. Большой перечень дидактических игр

математической направленности.

Центр граммотности.

Центр

грамотности

включает

в

себя

книжный

уголок.

Содержание

книжного

у г о л к а

д о л ж н о соответствовать

возрастным

особенностям

детей

данного

возраста,

реализуемой

в

дошкольном

учреждении

образовательной

программе.

В нем находятся книги с художественными

произведениями

детских

писателей,

сказками

и

иными

литературными

формами.

Главный

принцип

подбора

к н и г о и з д а т е л ь с к о й

п р о д у к ц и и :

соответствие

изучаемой

теме

(проект),

минимум текста – максимум иллюстраций.

Также в центре грамотности находятся

различные

дидактические

игры

по

развитию речи, различные виды образно-

символического материала: наборы картин

для установления родовидовых отношений, серии картин и иллюстраций для

установления

последовательности

событий,

наборы

парных

картинок

на

соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда и личностно-

ориентированный подход образовательного процесса, обеспечивают

возрастную адекватность, закономерности развития детей, позитивное

взаимодействие «взрослые-дети», условия для развития инициативности,

самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые

опирается Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

Список использованной литературы:

Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей –

Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000,

192 с.

Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. //

Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14

Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник

старшего воспитателя № 8 2016г.

Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности

старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под

ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.



В раздел образования