Автор: Гусева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №46 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Домодедово
Наименование материала: статья
Тема: УЧАСТИЕ СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
УЧАСТИЕ СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.С. Гусева
МАДОУ д/с №46 «Незабудка»
городского округа Домодедово
Основная образовательная программа детского сада разработана на основе
примерной основной образовательной программы дошкольного образования
(ПООП) и примерной образовательной программы дошкольного образования
«Открытия» /под редакцией Е.Г. Юдиной. В программе «Открытия» большое
значение уделяется участию семьи в жизни группы и детского сада. Данная
программа на сегодняшний день является инновационной как для педагогов, так
и для родителей.
Современные
родители
очень
позитивно
реагируют
на
инновационные
технологии, им интересно вместе со своим ребенком познавать новое. Поэтому
педагогам
легко
найти
контакт
с
родителями
с
первого
дня
пребывание
в
детском саду.
Очень важно, чтобы персонал детского сада признавал главенствующую
роль
семьи
как
первого
воспитателя
ребенка.
Ко
времени,
когда
ребенок
начинает посещать дошкольное учреждение, семья уже успевает преподать
ребенку
множество
вещей
–
от
способов
пользования
чашкой
до
приемов
бросания мяча, и приучить получать удовольствие от слушания сказок. Поэтому
мы стараемся надстраиваться над этими первичными отношениями ребенка и
семьи,
предоставляя
родителям
возможность
участия
во
всех
аспектах
программы.
Мы основываемся на убеждении, что вовлечение семьи чрезвычайно важно
для
обогащения
познавательной
деятельности
детей
в
детском
саду
и
для
использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место
дома. Идея такой взаимной поддержки двух образовательных сред, дома и
детского сада, находит свое отражение в поддержке программой взаимного
уважения и взаимодействия. Один из наиболее убедительных аргументов в
пользу вовлечения родителей в программу был сформулирован психологом Ури
Бронфенбреннером еще в 1975 году. Он убеждал, что «…программы, которые
ставят
основной
акцент
на
вовлечение
родителей
непосредственно
в
деятельность стимулирования развития ребенка, по всей вероятности, имеют
положительный результат в любом возрасте, однако, чем раньше такая работа
начинается, тем лучше для ребенка».
Мы уверены, для того, чтобы педагог действовал эффективно, он должен
знать о первостепенных задачах, интересах и проблемах тех детей, которых
воспитывает, иметь представление об их семьях и ближайшем окружении.
Семьи бывают разные. Они могут быть маленькими, нуклеарными, или же
большими, расширенными. В них может быть много братьев и сестер или всего
один ребенок. Ребенок может быть приемным или жить с родственниками.
Поскольку
ребенок
может
помимо
родителей
иметь
тесные
отношения
со
многими другими значимыми для него взрослыми, такими как тети, дяди,
дедушки
и
бабушки,
близкие
друзья
семьи,
следует
не
ограничиваться
контактами с родителями, а сотрудничать со всеми, кто оказывает реальное
влияние на жизнь ребенка.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении
членам
семьи
предоставляется много различных возможностей участвовать в деятельности
группы и детского сада. Обилие и разнообразие возможностей для совместной
деятельности и общения воспитателей
и
родителей
позволяют
выработать
ф о р м ы ,
о т в е ч а ю щ и е
ч а с т н ы м
интересам
и
предпочтениям
каждой
семьи.
В
нашей
группе
приход
ребенка
начинается со стенда «Здравствуйте, я
пришел!»,
т.к.
группа
называется
«Солнечный
лучик».
Каждая
семья
изготовила
свой
индивидуальный
лучик,
и
ребенок,
приходя
в
группу,
крепит к солнышку свой лучик – частичку семейного творчества, уходя домой,
ребёнок открепляет свой лучик и кладет его в специально отведенное для этого
место.
Одной
из
самых
важных
и
самых
сложных
форм
работы
является
присутствие
родителей
непосредственно
в
центрах
активности
во
время
образовательной
деятельности.
Когда
мы
впервые
пригласили
родителей
в
группу, чтобы они стали настоящими участниками педагогического процесса,
присутствие родителей провоцировало ощущение, что воспитатели являются
объектом
пристального
наблюдения,
возникает
чувство,
что
воспитатели
обязаны быть «идеальными», появляется беспокойство по поводу возможных
ошибок или неудачного стечения обстоятельств. Бывает, что родители имеют
отрицательный детский опыт общения с воспитателями и поэтому не чувствуют
себя комфортно в детском саду. У них могут возникнуть трудности в том, чтобы
высказать свои сомнения относительно педагогического процесса или задать
какие-то
вопросы.
Однако
среди
родителей
есть
и
такие,
кто
имел
исключительно положительный опыт пребывания в детском саду и потому с
легкостью включается в жизнь детского сада.
Конечно,
создание
для
членов
с е м ь и
у с л о в и й ,
ч т о б ы
о н и
почувствовали
себя
желанными
в
детском саду, требует гораздо больше
усилий, чем краткосрочные обмолвки в
раздевалке
группы,
но
пользу
от
у ч а с т и я
с е м ь и
н е в о з м о ж н о
переоценить как для семьи, так и для
детского сада.
Посещая
группу,
участвуя
в
ее
деятельности, родители:
ощущают личную причастность к реализации программы;
видят, как их ребенок общается с другими;
начинают больше понимать в детском развитии;
получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать
большее уважение к ним;
обучаются
видам
деятельности,
которыми
можно
с
удовольствием
заниматься с детьми дома;
знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;
устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;
получают
возможность
помогать
ребенку
дома
в
освоении
нового
материала.
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми
группами;
понять, как родители мотивируют свих детей;
увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со
своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных
инструментах);
получить
пользу
от
того,
что
родители
наблюдают
своих
детей
во
взаимодействии с другими.
Педагогический коллектив и непосредственно воспитатели обязаны помочь
родителям
стать
активными
участниками
жизни
группы
и
детского
сада.
Следует объяснять, что родителей ждут в группе на любые занятия и в любое
удобное для них время, для этого мы используем
специальные листы записи и письма приглашения.
Важно
также,
чтобы
родители
знали
правила,
принятые
в
детском
саду,
тогда
они
смогут
нормально
работать
в
группе.
Правила
можно
записать
и
распространить
среди
родителей
в
начале года, а также вывесить на доску объявлений.
Информация
может
касаться
поддержания
дисциплины,
уборки
центров
после
деятельности,
правил
гигиены.
Обязательно заранее нужно пояснить родителям, какого рода помощь они будут
оказывать,
поэтому
лучше
подготовить
им
конкретные
инструкции
относительно того, чем они будут заниматься. Конечно, можно все обсудить и в
устной форме.
Принимается любая форма участия родителей в реализации программы.
Так, например, можно дать им роль на празднике, вовлечь в планирование
тематического
проекта,
где
они
могут
предложить
свои
формы
работы
и
непосредственно свою роль в реализации проекта.
Хочется сказать о тематическом музее, который является неотъемлемой
частью проекта, в создании которого принимают участие практически все семьи
группы. Каждый объект музея – это гордость семьи и
частичка дома, которая так
дорога ребенку.
Каждому
приятно,
когда
его усилия по достоинству
ц е н я т ,
и
родители,
участвующие
в реализации
программы,
не
исключение.
Они
пришли,
потратили
свое
время
и
заслуживают
благодарности и признания. Поэтому в нашем детском саду работает стенд
«Дерево благодарности», где родителей благодарят за оказанную помощь и
принятие участия в образовательной программе в детском саду. Родители видят,
что их помощь не остается незамеченной и, как правило, несмотря на свою
усталость и занятость, продолжают активно участвовать в жизни дошкольного
учреждения.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без
родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен.
Опыт
работы
с
родителями
показал,
что
в
результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более
гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни
своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности
использования
современных
форм
в
работе
с
родителями,
которые
предлагаются
в
примерной
образовательной
программе
дошкольного
образования «Открытия».