Напоминание

"Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"


Автор: Зайцева Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 5
Населённый пункт: г. Кушва, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновационный подход

к созданию развивающей предметно-пространственной среды

в дошкольной образовательной организации

Зайцева Светлана Владимировна

старший воспитатель МАДОУ №5 г.Кушва

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Важным условием, обеспечивающим развитие детей в дошкольной образовательной организации, является развивающая предметно- пространственная среда. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольной образовательной организации развивающая предметно- про ст ранственная среда создает ся педагогами для р а з в и т и я индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Среда, в которой находится дошкольник, во многом определяет темп и характер его развития. Все, что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения основывается на требованиях нормативных документов в сфере дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Задача ДОО заключается в том, чтобы в меняющихся нормативно- правовых, экономических, социокультурных условиях, сделать предметно- пространственную среду детского сада открытой системой, выполняющей развивающую функцию, которая требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным. Составляющие предметной среды нашего учреждения современные, эстетически оформлены, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Группы детского сада индивидуальны и своеобразны. Педагоги создают их, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Вариативность среды предполагает:  использование детьми пособий и оборудования в разных культурных практиках, свободный выбор детей;  периодическую сменяемость игрового материала в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В группах нашего детского сада создан уголок уединения
,
где можно посмотреть книгу, полистать фотографии родных и близких, фрагментов из жизни группы и просто отдохнуть. В группе раннего возраста уголок уединения оснащен современным сенсорным оборудованием
,
включающим воздушно-пузырьковую колонну с рыбками и фиброоптическое волокно. Оборудование привлекает внимание яркими визуальными эффектами, которые связаны с постоянно меняющей
свой цвет по всей длине нити светодиодной подсветкой. Изделия не только красивы, но и приятны на ощупь, поэтому тактильное взаимодействие с ними вызывает положительные эмоции и помогает избавиться от напряжения, что особенно важно в период адаптации ребенка к детскому саду. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Порой ребенку трудно выразить словами свои переживания, трепет, а с помощью песка он проигрывает взволновавшие его ситуации, приобретает бесценный опыт символического разрешения жизненных обстоя тельств. В группах созданы условия д л я экспериментирования с водой и песком. Кроме этого, педагоги применяют в работе с детьми методику Sand-art, для этого приобретен световой стол для рисования песком. Развиваются творческие способности детей, воображение, мелкая моторика. Трансформируемость среды обеспечивается с помощью игрового оборудования, модулей, некрупных передвижных ширм и стенок в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Задача сохранения и укрепления здоровья является основной в любое время, в любом возрасте и на любом этапе развития ребенка. Для совершенствования физических качеств детей, развития двигательной активности имеется современный физкультурный инвентарь, массажные д о р о ж к и , использование которых в сочетании с применением здоровьесберегающих технологий позволяет педагогам решать обозначенную задачу. Применение световозвращающих жилетов формирует у детей культуру поведения на дорогах города, ответственность за здоровье свое и окружающих. Учитывая приоритетные направления развития Свердловской области, задачи комплексной программы «Уральская инженерная школа», педагоги прививают детям интерес к техническому конструированию и робототехнике, формируют у дошкольников базовые знания и навыки в данной области. В д е т с ко м с а д у и м е ю т с я строительные наборы, крупногабаритные средообразующие конструкторы и модули; магнитные конструкторы, конструкторы «Собирай-ка»
.
Развитию логического мышлениядошкольников способствуютблоки Дьенеша и палочки Кюизенера
,
которые в достаточном количестве имеются в группах старшего дошкольного возраста. В развитии инженерного мышления детей, технических навыков эффективным является LEGO-конструирование. Педагогами ведется работа по лего-конструированию, в том числе в рамках разработанной Программы. В детском саду на сегодняшний день имеется 11 наборов конструкторов LEGO Education. Часть конструкторов размещены в дошкольных группах, а несколько наборов – в методическом кабинете, что позволяет максимально использовать их в работе со всеми детьми детского сада. Конструкторы используются в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря своей уникальности и
универсальности, детали lego педагоги используют во всех видах детской деятельности. Процесс конструирования, как правило, сопровождается и завершается игрой, созданные детьми конструкции имеют практическое значение – моделируют и дополняют игровые ситуации, становятся предметом сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Наши дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, по собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, знают, где взять краски, карандаши, природный материал, настольные игры, книги, костюмы и атрибуты для игр, имеют возможность заниматься любимым делом. Материалы хранятся в пластиковых контейнерах, размещены на стеллажах и полках, легко открываются детьми самостоятельно. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и другие материалы) развивающей предметно- пространственной среды меняются, обновляются и пополняются. Среда является не только развивающей, но и развивающейся. Педагогическим коллективом детского сада продолжается поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно- пространственной среды. Главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Список литературы
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.- М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96с.


В раздел образования