"Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"
Автор: Зайцева Светлана Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 5 Населённый пункт: г. Кушва, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: "Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации" Раздел: дошкольное образование
к созданию развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольной образовательной организации
Зайцева Светлана Владимировна
старший воспитатель МАДОУ №5 г.Кушва
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования определены социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного
образования,
представленные
в
виде
целевых
ориентиров.
Важным
условием,
обеспечивающим
развитие
детей
в
дошкольной
образовательной
организации,
является
развивающая
предметно-
пространственная среда.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
и
образовательной
программой
дошкольной
образовательной
организации
развивающая
предметно-
про ст ранственная
среда
создает ся
педагогами
для
р а з в и т и я
индивидуальности
каждого
ребенка
с
учетом
его
возможностей,
уровня
активности и интересов. Среда, в которой находится дошкольник, во многом
определяет темп и характер его развития. Все, что окружает ребенка, является
источником его знаний и социального опыта.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
дошкольного
учреждения
основывается
на
требованиях
нормативных
документов в сфере дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Задача ДОО заключается в том, чтобы в меняющихся нормативно-
правовых, экономических, социокультурных условиях, сделать предметно-
пространственную среду детского сада открытой системой, выполняющей
развивающую функцию, которая требует для своей реализации сочетания
традиционных
и
новых,
необычных
компонентов,
что
обеспечивает
преемственность
развития
деятельности
от
простых
ее
форм
к
более
сложным, содержательным.
Составляющие предметной среды нашего учреждения современные,
эстетически
оформлены,
соответствуют
требованиям
по
обеспечению
надежности
и
безопасности
их
использования.
Группы
детского
сада
индивидуальны
и
своеобразны.
Педагоги
создают
их,
ориентируясь
на
индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Вариативность среды предполагает:
использование детьми пособий и оборудования в разных культурных
практиках, свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала
в
соответствии
с
комплексно-тематическим планированием.
В группах нашего детского сада создан уголок уединения , где можно
посмотреть книгу, полистать фотографии родных и близких, фрагментов из
жизни группы и просто отдохнуть.
В группе раннего возраста уголок уединения оснащен современным
сенсорным оборудованием ,
включающим воздушно-пузырьковую колонну с
рыбками и фиброоптическое волокно. Оборудование привлекает внимание
яркими визуальными эффектами, которые связаны с постоянно меняющей
свой цвет по всей длине нити светодиодной подсветкой. Изделия не только
красивы, но и приятны на ощупь, поэтому тактильное взаимодействие с ними
вызывает положительные эмоции и помогает избавиться от напряжения, что
особенно важно в период адаптации ребенка к детскому саду.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка
форма
деятельности.
Порой
ребенку
трудно
выразить
словами
свои
переживания, трепет, а с помощью песка он проигрывает взволновавшие его
ситуации,
приобретает
бесценный
опыт
символического
разрешения
жизненных
обстоя тельств.
В
группах
созданы
условия
д л я
экспериментирования с водой и песком. Кроме этого, педагоги применяют в
работе с детьми методику Sand-art, для этого приобретен световой стол для
рисования песком. Развиваются творческие способности детей, воображение,
мелкая моторика.
Трансформируемость
среды
обеспечивается
с
помощью
игрового
оборудования, модулей,
некрупных
передвижных
ширм
и
стенок
в
зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
Задача сохранения и укрепления здоровья является основной в любое
время,
в
любом
возрасте
и
на
любом
этапе
развития
ребенка.
Для
совершенствования
физических
качеств
детей,
развития
двигательной
активности
имеется современный
физкультурный
инвентарь,
массажные
д о р о ж к и , использование
которых
в
сочетании
с
применением
здоровьесберегающих технологий позволяет педагогам решать обозначенную
задачу.
Применение световозвращающих жилетов формирует у детей культуру
поведения
на
дорогах
города,
ответственность
за
здоровье
свое
и
окружающих.
Учитывая приоритетные направления развития Свердловской области,
задачи комплексной программы «Уральская инженерная школа», педагоги
прививают детям интерес к техническому конструированию и робототехнике,
формируют у дошкольников базовые знания и навыки в данной области. В
д е т с ко м
с а д у
и м е ю т с я строительные
наборы,
крупногабаритные
средообразующие
конструкторы
и
модули;
магнитные
конструкторы,
конструкторы «Собирай-ка» . Развитию логического мышлениядошкольников
способствуютблоки Дьенеша и палочки Кюизенера , которые в достаточном
количестве имеются в группах старшего дошкольного возраста.
В
развитии
инженерного
мышления
детей, технических
навыков
эффективным является LEGO-конструирование. Педагогами ведется работа
по лего-конструированию, в том числе в рамках разработанной Программы. В
детском саду на сегодняшний день имеется 11 наборов конструкторов LEGO
Education.
Часть
конструкторов
размещены
в
дошкольных
группах,
а
несколько наборов – в методическом кабинете, что позволяет максимально
использовать их в работе со всеми детьми детского сада.
Конструкторы
используются
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
самостоятельной
детской
деятельности
и
совместной
деятельности
взрослых
и
детей.
Благодаря
своей
уникальности
и
универсальности, детали lego педагоги используют во всех видах детской
деятельности.
Процесс
конструирования,
как
правило,
сопровождается
и
завершается
игрой,
созданные
детьми
конструкции
имеют
практическое
значение
–
моделируют
и
дополняют
игровые
ситуации,
становятся
предметом сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от
того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из
каких игрушек и дидактических пособий состоит, каков их развивающий
потенциал
и
даже
от
того,
как
они
расположены.
Наши
дети
имеют
свободный
доступ
к
играм,
игрушкам,
материалам,
по собиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности, знают, где взять
краски, карандаши, природный материал, настольные игры, книги, костюмы
и
атрибуты
для
игр,
имеют
возможность
заниматься
любимым
делом.
Материалы хранятся в пластиковых контейнерах, размещены на стеллажах и
полках, легко открываются детьми самостоятельно.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
группового
помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной
организации.
В
рамках
современных
тенденций
развития
российского
дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей
предметно-пространственной
среды
при
условии,
что
учитывается
возрастная
и
гендерная
специфика
для
реализации
общеобразовательной
программы.
В
процессе
взросления
ребенка
все
компоненты
(игрушки,
оборудование,
мебель
и
другие
материалы)
развивающей
предметно-
пространственной
среды
меняются,
обновляются
и
пополняются.
Среда
является не только развивающей, но и развивающейся.
Педагогическим
коллективом
детского
сада
продолжается
поиск
инновационных
подходов
к
организации
развивающей
предметно-
пространственной
среды.
Главными
критериями
при
этом
являются
творчество, талант и фантазия.
Список литературы
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич
Е.М.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических
работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста.- М.: Федеральный институт развития образования,
2014. – 96с.