Автор: Панина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Незабудка"
Населённый пункт: Московская область, г. Домодедово
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Птички- невелички"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ « Детский сад комбинированного вида № 46 Незабудка»
г. г.Домодедово.
Экологический проект
« Птички – невелички»
Вторая младшая группа.
Выполнила проект: Воспитатель
Панина Елена Владимировна
2017г
Г. Домодедово.
Пояснительная записка.
Тема проекта нами выбрана неслучайно, ведь именно птицы нас окружают целый год и приносят нам
радость и пользу. Малыши очень любопытные, и не раз
задавали вопросы о птицах. Что кушают, где живут, не замерзают на улице, как летают, почему их так по-
разному называют и т.д. Мы , совместно с родителями решили дать детям знания о зимующих птицах, о
их повадках, о бережном отношении к ним.
Что за птички, невелички,
Лихо скачут по ветвям,
Эти птички, невелички,
Прилетели к нам…
Мы для них построим домик,
Будем крошками кормить,
Станет сказочным наш дворик,
Будем с птичками дружить!
Паспорт проекта.
Тип проекта: творческо – игровой, познавательный.
Длительность: краткосрочный (две недели)
Участники проекта: дети второй младшей группы ( 3-4 лет)
Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться.
Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный
корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать
новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти
птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с
выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой
активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной
познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи проекта:
Расширить кругозор детей о зимующих птиц.
Формировать элементарные экологические знания о зимующих птицах.
Формировать бережное отношение ко всему живому.
Учить детей отражать в продуктивной деятельности отношения к живому .миру
Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Укреплять детско-родительские отношения.
Продукты проекта:
Акция «Покорми птиц»
Развлечение « Синичкин день»
Изготовление альбома «Птички –невелички»
Этапы реализации проекта:
1 этап .Подготовительный.
Создание предметно- развивающей среды для реализации проекта.
Разработка и накопление методического материала.
Составление паутинки.
Модель трех вопросов.
Что знаем? Птицы летают, у них есть крылья, перья, они клюют зернышки,
есть маленькие птицы и большие, птицы чирикают, есть ворона, воробей.
Что хотим узнать? Какие еще птицы зимуют у нас, откуда они прилетают, чем питаются зимой, как
помочь им, почему птичку завут снегирь, синичка и т.д, какую пользу птицы приносят.
Где узнать? В детском саду, у мамы с папой, по телевизору ,в книжках.
Основной (практический).
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и
приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в
зимний период. Работа проводилась в образовательных центрах.( паутинка)
Литературный центр.
Чтение С. Маршак « Где обедал воробей», М. Пришвин « Дятел», Н. Романов « Умная ворона»
Заучивание наизусть А. Барто « Скачет шустрая синичка» Т. Шапиро « Снегирь»
Составления описательного рассказа « Синичка . Рассматривание сюжетных картинок « Кормление
птиц»
Словесные игры « Доскажи словечко» , «Назови ласково», Придумай предложение», « Кто как кричит»
Просмотр презентации « Зимующие птицы» Загадывание загадок.
Центр искусства.
Рисование « Птичка», раскрашивание « Синичка».
Лепка « Птичка- невеличка»,
Аппликация « Птичка из ладошки», Коллективная работа «Снегири»
Разучивание песенки « Про синичку», Слушание пение птиц.
Центр конструирования и строительства.
Конструирование птички из шишек и пластилина.
Постройка из настольного строителя « Домик для птичек»
Центр математики и манипуляций.
Посчитай птичек.
Большие и маленькие птички.
Измерь птичку в высоту.
Найди птичку(ориентировка в пространстве). Собери птичку.
Игра «Чего не стало».
Центр естествознания и экспериментирования.
Беседа « Зимующие птицы, как им помочь», «Меню птиц» Смтуативная беседа « Зачем помогать птицам
зимой»
Д/игры: «Чья тень», « Какая птичка улетела», « Кто как кричит», «Чей след». «Назови правильно».
Приготовление корма для птиц.. На прогулке наблюдение за птицами, кормление птиц.
Центр двигательной активности.
П/ игры: «Птички и птенчики», «Воробушки и автомобиль», игровые упражнения « Как птички».
Центр сюжетно- ролевой игры.
« Птичья больница»
Работа с родителями
Изготовление кормушек.
Акция «Накорми птиц»
Изготовление альбома « Птичка- невеличка».
Консультация « Как помочь птицам пережить зиму»
Заключительная этап .
Было проведено развлечение «Синичкин день» Который предоставлен далее.
Подведение итогов.
В результате проведения экологического проекта проекта «Птички -
невелички» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;
также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников
целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного
отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности,
творческих способностей.
МАДОУ «Детский сад « Незабудка» №46 г Домодедово
Развлечение
Синичкин день
во второй младшей группе
Провела: Воспитатель Панина Е.В.
Цели и задачи: расширять представления о птицах. Закрепить знания детей о синице,
об экологическом празднике «Синичкин день». Формировать умение узнавать пернатых
по внешнему виду. Формировать эмоциональную отзывчивость . Вызвать желание
помогать птицам в зимний период. Воспитывать заботливое отношение ко всему
живому.
Подготовительная работа : наблюдение во время прогулки: все птицы летают, во
время полета машут крыльями, тело птиц покрыто перьями. Воробьи летают стайкой.
Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На снегу остаются следы
птиц. Чтение художественной литературыСнегерев Г.Я. « Про птиц» В. Звягиной
«Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Слушание песни «Птички», муз. Г.
Фрида. Слушание записи «Голоса леса». Подвижные игры: «Птички и автомобиль»,
«Воробышки и кот», «Птички в гнездах». Рисование и лепка «Зернышки для птичек».
Аппликация « Синички»
Работа с родителями: изготовление кормушек для птиц.
Оборудование:
Видеопроектор, шапочки с изображением воробьев по количеству детей, кормушки для
птиц. Кукольный театр. Игрушка - Синичка.
Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень
маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
Правильно
ребята
–
это
синичка.
12
ноября
русский
народ
отмечает
праздник
«Синичкин день» С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать
поближе к жилью человека.
Шустрые синички
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму где есть еда.
Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки
домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных
насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит
сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.
Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают
закличку.
Синичка-невеличка
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
Синичка. Здравствуйте, ребятки!
Я очень рада вас видеть Так здорово , что вы знаете про мой праздник. Спасибо вам!
Ребята, а как вы думаете, откуда я к вам прилетела?
Дети: Из леса.
Правильно летом мы живем в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе мы
даем сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не
проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их,
ведь птицам стало голодно.
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Воспитатель.
Мы знаем синичка как вам помочь. Дети как нам помочь птицам?
Дети: Их надо кормить
В. А чем?
Дети: Семена, зернышки, хлебные крошки, сало .
А Еще что?
Дети: Кормушки.
Восп. А мы синичка для вас с детьми сделали маленькие кормушки.
Синичка. Ой, какие вы молодцы!
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время
и птицы будут сами прилетать к этому времени;
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени,
именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное
время
Восп. Спасибо тебе синичка за правила , мы их будем соблюдать.
Воспит.
А
м ы
п е с е н к у
п р о
т е б я
с и н и ч к а
з н а е м .
Песня про синичку.
Синичка хвалит детей. Предлагает поиграть. Игра «Воробышки и автомобиль»
Синичка.
А я хочу вам загадать загадки, про птиц.
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает
( Свиристель)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
(Ворона)
Синичка: Правильно, все эти птицы мои друзья. а мы все любим очень петь. А вы
знаете что мы все по-разному поем.
Воспит. Знаем, синичка.
Синичка. А я проверю. Я взяла фотографии птиц, я буду показывать их, а вы
назовите птичку и спойте по- птичьи. Хорошо?
Дети играют с синичкой.
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – тинь – тинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Синичка. Какие вы молодцы!
Воспитатель.
Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и
могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми
коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам
деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из
трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи.
Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу
деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. Мала
синичка, да ноготок востёр. А ещё русский народ примечал: синица к избе – зима на
двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с утра пищать
– ожидай мороза ночью.
Восп. А мы синичка про тебя и про твоих друзей знаем стихи.
Чтение стихов.
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке ,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки.
Автор: М. Пляцковский
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Автор: Г. Ладонщиков
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Автор: А. Барто
Синичка хвалит детей.
А теперь мои друзья ждет вас веселая игра.
Превращу сейчас вас в птичек.
1 2 3 прилетели воробьи ,
4 5 6 и синички здесь!
Дети бегают в рассыпную и машут ручками, по сигналу в гнезда, дети бегут в гнезда.
(обручи)
Игра повторяется 3-4 раза.
Понравилась вам игра?
Вы такие молодцы, все знаете, Я вам желаю не забывать про нас, заботиться ,
кормить птиц. А мне пора лететь к своим друзьям. Спасибо вам и до свидания.
Дети прощаются с синичкой.
А сейчас, мы пойдём на улицу и повесим кормушки. (когда будем сыпать корм, говорить
надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).
Литература
: Н.А. Кнушевицкая Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы»
О.С. Ушакова « Развитие речи детей 3-4 лет»
Н.Г. Комратова «Мир, в котором я живу»
С.Н. Николаев «Экологическое воспитание младших дошкольников».
О.А .Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2011г.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»